Вы новичок в SEO, и вам дали на продвижение самый первый сайт в вашей жизни? Вы не знаете, с чего начать работу над ресурсом? Тогда эта статья для Вас!
Так же, как и вы, 7 лет назад я смотрела на первый в своей SEO-жизни сайт и пыталась ответить на вопрос «Что делать?!». Но дорогу осилит идущий, и сегодня я рада поделиться своим опытом составления технического задания по внутренней оптимизации сайта с вами, уважаемые читатели. И выбор темы не случаен, именно с технического задания начинается продвижение ресурса. То есть техническое задание — это одновременно и анализ, и список работ, которые необходимо провести, чтобы подготовить сайт к продвижению, сделать его максимально отвечающим регламенту поисковых систем, удобным и интересным для пользователя.
Итак, начнем....
Шаг 1 — разбиваем список запросов по посадочным страницам
Для начала проверяю текущие позиции сайта, частоту запросов и страницу в выдаче и составляю таблицу. Для этого обычно использую Excel, он более гибок и удобен, вся картина лежит как на ладони.
Итак, у меня получается таблица, состоящая из таких колонок:
Поисковый запрос
Частота по (указываете ПС и регион)
Позиция на (указываете дату)
Текущая страница в выдаче
Рекомендуемая посадочная страница
Заполняю таблицу полученными данными. Пустой остается только колонка «Рекомендуемая посадочная страница», поскольку их только предстоит выбрать.
Далее провожу анализ:
релевантна ли текущая страница тому или иному поисковому запросу;
какие страницы в выдаче Топ-10 по тому или иному запросу — главные или внутренние. Причем этот анализ вы можете проводить как вручную, просто вбивая запрос в строку поиска, так и с помощью автоматических сервисов. Например, с помощью скрипта «Анализатор Топ-10»;
есть ли пересечения сайтов в выдаче по списку высокочастотных запросов. Данный анализ необходимо проводить для того, чтобы определить, какие из ВЧ запросов можно продвигать по одной и той же странице (запросы коррелируют между собой), а какие необходимо разнести по разным (запросы взаимовытесняющие).
В результате у меня получится таблица, как на рисунке ниже:
(Картинка кликабельна)
При этом в таблице сделана сортировка по текущей посадочной странице. Так проще ориентироваться — какие запросы стоит оставить на текущей странице, для каких необходимо искать новую посадочную.
Затем провожу анализ разбивки, о котором я писала выше, и получаю таблицу, которая показана на следующем скриншоте:
(Картинка кликабельна)
Для удобства я обычно разделяю блоки страниц по цвету. Также обратите внимание на пометку возле рекомендуемой страницы «Новый URL» — это означает, что для данной группы запросов на сайте нет релевантной посадочной страницы и её необходимо создать.
На этом шаг 1 закончен, и мы переходим к шагу 2.
Шаг 2 — работа с посадочными страницами: анализ текстового контента, title и мета-тегов
После разбивки запросов по посадочным проводится анализ текстового контента, title и мета-тегов description и keywords каждой страницы. Само ТЗ составляю на фирменном бланке компании и обязательно утверждаю у клиента. Причем составляю изменения для каждой посадочной страницы — сперва по текстам, затем по мета-тегам. То есть схематически это выглядит так, как показано на скриншоте ниже:
Как можно увидеть из данного примера, для одной страницы проводится анализ текста и мета-тегов, затем для второй, и так для всех посадочных страниц по порядку.
Например, я нахожу, что текст страницы абсолютно не соответствует требованиям поисковых систем по ряду причин. Поэтому в ТЗ указываю на данный факт и предлагаю новый, оптимизированный вариант, если к моменту отправки ТЗ клиенту он уже подготовлен нашим штатным копирайтером. Если же текст не готов, то в задании я пишу, что текст будет выслан на утверждение в течение 2-3 дней. В техническом задании это выглядит так:
Как вы можете заметить, в задании указан только факт, что текст необходимо заменить. Но в зависимости от ситуации, я расписываю или не расписываю причины, по которым тот или иной текст необходимо подкорректировать, всё зависит от желания клиента и его степени доверия к нашей компании. Но зачастую клиент понимает, что если мы предлагаем изменить текст, значит это необходимо для продвижения. Поэтому обычно причины изменений в ТЗ не описываю.
Если же размещенный на странице текст просто требует некоторой корректировки, то в ТЗ это указываю и выделяю красным цветом проведенные изменения:
Такая подача позволяет клиенту сразу увидеть, какие изменения будут проведены в тексте.
Далее, разобравшись с текстовым контентом страницы, перехожу к анализу description и keywords. Если они нуждаются в корректировке, в техническом задании прописываю их новые варианты (см. скриншот ниже):
Как видно из приведенного выше примера, тут же, в техническом задании, прописаны новые заголовок и мета-теги для посадочной страницы.
По такому же принципу составляю задание по остальным посадочным страницам и перехожу к анализу страниц сайта, не участвующих в продвижении.
Шаг 3 — работа с непосадочными страницами сайта: анализ текстового контента, title и мета-тегов
Для всех остальных страниц сайта я также провожу анализ, но, в отличие от анализа посадочных, не предлагаю конкретные изменения, а только составляю замечания (по необходимости) и инструкции по корректировке, поскольку клиент работает с остальными страницами самостоятельно. Данный анализ направлен на выявление неуникального, дублированного и некачественного контента, некорректных title и мета-тегов. Для наглядности приведу скриншоты:
Пример 1:
В данном примере указаны изменения для конкретной страницы, и не только по количеству символов будущего текста, но и структурные изменения для страницы.
Пример 2:
В данном ТЗ для непосадочных страниц было дано описание, в каком контексте создавать новый текст, как его подать и дополнительные рекомендации.
В ТЗ также можно составить общие инструкции по изменениям для группы страниц или для всех страниц в целом, как показано на скриншотах ниже:
И далее:
В данном примере показаны фрагменты технического задания с инструкциями по удалению неуникальных и дублированных текстов.
Далее я провожу анализ title и мета-тегов для непосадочных страниц сайта и составляю такие же инструкции по их корректировке. Например, так, как показано на картинке ниже:
К сожалению, полный текст вместить в скриншот не удалось, поэтому замечу, что далее были расписаны такие же рекомендации с примерами по мета-тегам.
И так плавно мы от текстов и мета-тегов подошли к следующему шагу — перелинковке.
Шаг 4 — перелинковка
Составление ТЗ по перелинковке зависит от того, выполнена ли она на сайте или её необходимо проводить.
Если перелинковка выполнена, то я провожу её анализ и составляю инструкции по корректировке, если найдены ошибки.
Для примера рассмотрим скриншот ниже:
В ходе анализа на сайте клиента был обнаружен ряд ошибок, например, ссылка на главную с внутренних страниц.
После выявленных ошибок составляю новое задание по перелинковке сайта. Я не буду приводить наглядный пример, поскольку данную часть ТЗ можно расписывать и проводить как кому удобно. Кто-то может составлять подробный список, с какой страницы на какую должна вести ссылка и с каким анкором. Кто-то выполнит перелинковку по ходу оптимизации текстов, и тогда в ТЗ необходимо будет просто указать на это, чтобы, как говорится, клиент был в курсе.
А мы переходим к следующему шагу.
Шаг 5 — оптимизация структуры, меню и URL страниц
Пожалуй, данный шаг не менее важен, чем внутренняя оптимизация текстов и мета-тегов. Поскольку обычно клиенты очень трепетно относятся к своим сайтам, кому-то из них изменения, которые вы предлагаете, даются с большим трудом. Но, тем не менее, очень важно проводить данный анализ и составлять список рекомендаций, так как от этого может зависеть успех продвижения.
Итак, как и для остальных пунктов, провожу анализ структуры, меню и URL страниц не только посадочных, но и сайта в целом, и если вижу явные проблемы, предлагаю варианты их устранения в техническом задании.
Например, так, как показано на картинках ниже:
То есть в данном техническом задании я полностью сформировала новое меню сайта для главной и внутренних страниц, а также прописала корректировки для динамичных URL.
Если меню небольшое, можно также показать его корректировку более наглядно, например, так, как представлено на скриншоте ниже:
Такое наглядное пособие доступно показывает, как именно необходимо реструктуризировать меню.
И мы с вами переходим к следующему шагу — технические аспекты.
Шаг 6 — анализ технических аспектов и составление инструкций
Это один из простых, но не менее важных, шагов в техническом задании, поскольку он касается создания/корректировки файла robots.txt, карты сайта, 301 редиректа на основное зеркало и других технических параметров.
Перед началом анализа составляю их список и методично проверяю сайт на ошибки, после чего составляю список необходимых изменений.
Например, так прописываю инструкцию для 301 редиректа на основное зеркало:
Как можно увидеть из примера, в инструкции прописываю и что необходимо сделать, и как это выполнить и проверить.
По такому же принципу создаю инструкции по всем выявленным ошибкам, и мы переходим к последнему пункту — юзабилити.
Шаг 7 — анализ юзабилити и составление инструкций
На сегодняшний день хороший SEO-специалист должен разбираться не только в своем направлении, но и во многих других. Например, в нашей компании оптимизатор перед продвижением сайта проводит не только анализ внутренней оптимизации, но и даёт некоторые рекомендации по улучшению юзабилити. Это связано с тем, что сегодня очень сложно, можно даже сказать — невозможно, продвинуть сайт без работы над его удобством для пользователя. Конечно, я не говорю, что при подготовке сайта SEO-специалист нашей компании проводит такой же глубокий анализ, как специалист по юзабилити, поскольку это отдельная по стоимости и объему услуга, но ряд основных рекомендаций мы даем.
Так, например, при анализе сайта я могу рекомендовать разместить на сайте онлайн-консультацию и калькулятор, как показано на скриншоте ниже:
Или изменить положение кнопки калькулятора:
(Картинка кликабельна)
А также сделать более удобные формы отображения товара и разнообразить способы оплаты:
(Картинка кликабельна)
Как вы можете увидеть из приведенных выше примеров, данные рекомендации нельзя отнести к глубокому анализу, однако они существенно могут улучшить восприятие сайта пользователями, что положительно повлияет на его продвижение.
И в заключение хочу порекомендовать вам, основываясь исключительно на личном опыте: составляйте как можно более подробные технические задания, расписывайте все изменения, которые необходимо выполнить на сайте. Во-первых, это поможет вам избежать многих упущений при подготовке ресурса к продвижению, а во-вторых, даст вашему клиенту четкое представление о предстоящих изменениях и избавит вас от множества вопросов с его стороны.
Друзья, теперь вы можете поддержать SEOnews https://pay.cloudtips.ru/p/8828f772
Ваши донаты помогут нам развивать издание и дальше радовать вас полезным контентом.
Рассказать друзьям:
Нас удобно читать в социальных сетях. Подписывайся!
Гость из Тюмени -
Производим пиломатериалы под заказ, от 1 до 14 дней. Яндекс постоянно банит наш яндекс фид по причине отсутствия товара на складе во время своих тайных проверок. Не возможно донести до модератора, что мы работаем под заказ, поэтому товара нет на складе, т.е. пришёл заказ - мы изготовили.
Валерия Власова -
Приветствую! На момент проверки сайтов клиентов получились такие показатели. Возможно, самостоятельно вы проверяете свои проекты по другим параметрам. Поэтому получились разные результаты.
Бурлуцкий Сергей -
В работе по ссылочному делаем упор по получению естественных ссылок в сочетании с краудом. Более подробно об этом мы рассказывали на нашем недавнем митапе - www.youtube.com/watch?v=dbl_vFHWqWQ (Второй доклад).
Мама Стифлера -
Вызывает сожаление, что вы не осознаете, что Яндекс.Советник может быть рассмотрен как форма рэкета, которая заставляет компании, размещающиеся в Яндекс.Маркете, выплачивать дополнительные финансовые средства, повышая в конечном итоге прибыль Яндекс.Маркета, но не принесет пользы для посетителей сайта.
Станислав -
С 2019 года количество доменов в зоне .ru остается на одном и том же уровне - около 5 млн. Все изменения на уровне 1% от этого объема в плюс или минус
Sputniki -
Добрый день, Василий.
Спасибо за вашу наблюдательность. На самом деле ошибки нет.
Если вы сталкивались на практике с выгрузкой заявок из кабинета VK Рекламы, то заметите, что количество заявок не бьется с цифрами по рекламному кабинету (по статистике).
Поэтому средняя цена заявки получается ниже чем у самых эффективных трех.