1. Введение
Что такое аудит сайта (поисковый аудит сайта) и для чего он нужен? Вот довольно простой ответ на этот вопрос: аудит сайта – это его анализ (экспертиза) на предмет соответствия требованиям поискового продвижения. Для чего он нужен или какие цели он, аудит, преследует? Анализ текущего состояния сайта с точки зрения поисковых систем, и как следствие, выработка определенных рекомендаций по продвижению.
Что же это за требования поискового продвижения, и как правильно анализировать полученные результаты, на соответствие этим требованиям; об этом в дальнейшем и пойдет речь.
2. Анализ известности сайта поисковой системе
Итак, поисковый аудит сайта начинается со сбора основной (первичной) информации, судя по которой можно сразу иметь определенное представление о ресурсе, с которым придется в дальнейшем работать. Как правило, продвижение сайта осуществляться для определенной поисковой системы. Таким образом, первичная информация, которая нам необходима – это проверка известности сайта в базе выбранной поисковой системы.
На примере самой распространенной поисковой системы Рунета Яндекс, такими параметрами являются:
- Тематический индекс цитирования (тИЦ).
- Регистрация ресурса в каталоге Яндекса.
- Количество проиндексированных страниц.
- Количество ссылающихся на ресурс страниц и сайтов.
Эти параметры можно посмотреть используя например .
тИЦ сайта – выражается числом, которое определенным образом характеризует тематическую цитируемость сайта. Чем оно больше, тем лучше. Это, пожалуй, одна из самых авторитетных характеристик сайта в Рунете, тем не менее не многие понимают реальное влияние тИЦ на продвижение сайта. Вторая характеристика, регистрация ресурса в каталоге Яндекса. Скорее выражает некую авторитетность сайта, наличие регистрации в каталоге гарантирует относительно высокий тИЦ. Забегая вперед, следует обратить внимание на то, что это наверное самый маловажной параметр. Количество проиндексированных страниц говорит о непосредственной известности сайта в данной поисковой системе. Количество ссылающихся на ресурс страниц и сайтов в некоторой степени дает представление об известности сайта не только Яндексу, но и Рунету.
3. Выявление основных ошибок, влекущих невозможность индексации страниц роботами поисковых систем
Существуют такие ошибки, которые приводят к неправильной или невозможной индексации страниц сайта роботами поисковых систем. В результате чего представляется невозможным продвижение сайта без устранения соответствующих ошибок.
Пожалуй, самая распространенная ошибка на сегодняшний день – это неправильная обработка сервером 404 ошибки. Ее наличие порождает огромное количество специфических ошибок при индексации, подробно останавливаясь на которых можно уйти далеко в технический аспект работы сайта, что не затрагивает тему данного мастер-класса. Одна из таких распространенных ошибок – это когда “склеивается” продвигаемая страница и страница типа . В этом случае Яндекс может начать индексировать только .
Ниже приведены другие, наиболее часто встречаемые ошибки, которые по отдельности могут не сильно мешать продвижению, но в комплексе образуют достаточно серьезную проблему, требующую вашего внимания:
- Файл robots.txt содержит:
User-Agent: *
Disallow: /
Такое содержимое файла запрещает индексирование всего сайта.
- Присутствие на сайте редиректа, реализованного с помощью мета-тега refresh с timeout=0.
- Присутствие на сайте редиректа, реализованного с помощью заголовка location без соответствующих http заголовков.
В обоих случаях Яндекс не индексирует страницы, содержащие такие теги.
- Закрытие нужной информации в html коде от индексации с помощью мета-тега noindex (nofollow).
- Большой размер страниц сайта (более 50 кб) и долгое время их загрузки (более 30 сек.).
- Пессимизация сайта или его бан. Модератор Яндекса исключает из базы поисковой системы сайты по причинам определенных грубых нарушений. Как правило, владельцы сайтов на 99% знают или почти догадываются, за что был забанен их сайт. Однако бывают случаи, когда пессимизация происходит автоматически, по известной только алгоритму причине. В этом случае достаточно написать письмо модератору с просьбой обосновать, почему ваш сайт исключен из индексации.
4. Рекомендации по поисковой оптимизации содержимого и структуры страниц сайта
Теперь перейдем непосредственно к требованиям поискового продвижения, которые касаются не только содержимого, но и структуры страниц сайта.
Рекомендации к структуре и текстовому наполнению страниц:
- Отказаться от использования фреймов при создании страниц сайта, т.к. содержимое фрейма не индексируется.
- На страницах сайта должно быть достаточно текстовой информации по тематике сайта, особенно по продвигаемым запросам – это касается продвигаемых страниц; на непродвигаемых страницах не надо размещать много текста с ключевыми словами. Робот может счесть более релевантной страницу, отличную от продвигаемой.
- Заголовки страниц (title) по возможности должны быть индивидуальные для каждой продвигаемой страницы, и содержать ключевые слова (не больше 3-4).
- Мета-теги description и keywords не должны быть одинаковыми для всех страниц. По возможности они должны содержать не более 20 ключевых слов, отражающих содержимое соответствующей продвигаемой страницы.
- Желательно использовать грамотное форматирование текста страниц с помощью заголовков h1…h6, тегов b и т.д.
- Рекомендуется использовать параметр alt картинок, который должен содержать ключевое слово.
Рекомендации внутреннего ссылочного ранжирования:
- Навигация по сайту для пользователя с отключенными картинками, flash-анимацией, javascript должна быть полноценной. Меню сайта должно быть создано с использованием текста. Допускается использование java-script при создании меню сайта, если оно продублировано обычными ссылками html (т.е. меню созданное на java-script не индексируется). Так же рекомендуется использовать полноценную карту сайта, которая не только упростит навигацию сайта, но и улучшит его внутреннее ссылочное ранжирование.
- Страницы, предназначенные для продвижения сайта по необходимым запросам должны находится на расстоянии не более 3-х кликов от главной.
- Главная страница не должна быть разводящей на англоязычную и русскоязычную версии, также не допускается наличие «входной» страницы.
- Внутренние ссылки на сайте должны быть статическими, по крайней мере, на продвигаемых страницах (при этом они не должны быть относительными )
- Не должно быть наличие в url внутренних ссылок идентификаторов сессий (main.php?id=2&PHPSESSID=38fa8df136673c3bf0bc74ff14d04ae7), иначе пользователь с отключенными cookies не сможет перемещаться по сайту.
- Рекомендуется также умеренное наличие на сайте ссылок на другие страницы сайта из текста страниц.
- Использование раздела, предназначенного для тематического обмена ссылками и (или) статьями существенно повлияет на продвижение сайта в лучшую сторону.
Хотелось бы обратить внимание на то, что игнорирование этих рекомендаций влечет за собой следующие последствия: затруднение индексации или оказывает на нее негативное влияние, что в любом случае влечет за собой проблемы с продвижением сайта.
5. Выявление помех или запретных элементов, приводящих к неправильной индексации или исключению из базы поисковой системы
Что касается помех, то их устранение не составит большого труда. Как правило, основными помехами являются:
- Сервер не выдает корректно дату последнего изменения страниц и (или) кодировку для сайта. (Кодировка сайта должна быть windows-1251).
- Файл robots.txt присутствует, но пустой или не соответствует требованиям поискового продвижения:
- - например, нет директивы host (в которой прописывается индексирование сайта с www или без);
- - в случае отсутствия robots.txt сайт будет индексироваться как с www так и без, что не удовлетворяет требованию поискового продвижения (по хорошему должна продвигаться только одна страница);
| Неправильный вариант: | Правильный вариант: |
| Disallow: /cgi-bin/
Disallow: /forum/ | User-Agent: *
Disallow: /cgi-bin/ Disallow: /forum/ |
Спецификацию файла robots.txt можно найти по ссылке:
- ;
- перевод - .
Ниже приведен пример грамотного файла robots.txt:
User-Agent: *
Disallow: /forum/
Host: domain.ru
- На сайте используется система автоматического (полуавтоматического) обмена ссылками. В данном случае часть сайта рискует рано или поздно превратиться в ссылочную свалку, что с одной стороны не приведет к бану, но с другой, мы получаем совершенно неэффективный ограниченный инструмент раскрутки сайта, который по большому счету совершенно не уместен на любом приличном сайте. Поэтому на ранних этапах раскрутки сайта рекомендуется использовать качественный ручной тематический обмен.
- На сайте присутствуют страницы, имеющие одинаковое содержимое. Самый распространенный пример:
- и .
- (В этом случае делается редирект с на )
К запрещенным методам продвижения, приводящим к исключению из базы поисковой системы, на сегодняшний день относятся:
- Клоакинг - отличие страницы для робота поисковой системы от страницы видимой обычными посетителями сайта. Однако клоакинг может использоваться и в мирных целях, например, для выдачи вариантов страниц на разных языках, либо страниц, приспособленных для просмотра определенными браузерами.
- Дорвей - страница, оптимизированная под конкретный запрос и составленная для робота, а не для пользователя (может содержать редирект). Например, на странице сплошным текстом идет перебор повторяющихся ключевых тематических слов.
- Текст цвета, фона - цвет шрифта текста совпадает с цветом фона страницы, образуя «невидимый текст».
6. Анализ конкуренции и популярности тематики сайта среди пользователей поисковых систем
При анализе конкуренции предполагается, что продвигаемые запросы уже выбраны. По продвигаемым запросам составляется примерно следующая таблица:
|
Продвигаемый запрос |
Позиция сайта по данному запросу в поисковой системе 1 |
Позиция сайта по данному запросу в поисковой системе 2 |
… |
Спрос данного запроса в поисковой системе 1 |
Спрос данного запроса в поисковой системе 2 |
… |
|
Запрос 1 |
24 |
36 |
… |
544345 |
1344 |
… |
|
Запрос 2 |
57 |
114 |
… |
342132 |
3454 |
… |
|
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
Позиции сайта по запросу берутся непосредственно из поисковой системы. Что касается спроса по запросу, предлагаю следующие общедоступные ссылки:
– статистика поисковых запросов Яндекса.
- статистика поисковых запросов Рамблера.
Проанализировав позиции, которые занимает сайт по запросу, можно судить о качестве конкурентов по запросу, относительно продвигаемого сайта на данный момент.
Проанализировав спрос по данному запросу, можно судить не только о количестве конкурентов (поскольку спрос всегда рождает предложение), но и сложность продвижения, связанную с количеством поставленных ссылок. Понятно что, выйти на первое место по низкоконкурентному запросу с небольшим спросом, гораздо легче чем наоборот (например, по запросам: недвижимость, пластиковые окна, кондиционеры и т.д.).
7. Заключение
В заключении любого аудита должны быть кратко перечислены все проблемы сайта, а так же указаны пути их решения, что и в конечном итоге и предоставит следующую информацию:
- На сколько данный ресурс перспективен для продвижения в поисковых системах (сложность продвижения).
- Примерные сроки выполнения необходимых работ, связанных как с оптимизацией сайта, так и с непосредственным продвижением.
- И, конечно же, цена - примерная стоимость необходимых работ.
Необходимо так же добавить, что содержание аудита, его качество и непредвзятость, зависят как от профессионализма и опыта, так и от личного мнения аудитора.




