Рекламные кампании для вашего бизнеса
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Теоретические основы текстового ранжирования в Яндексе (Часть 2. Текстовое ранжирование)

Россия +7 (495) 960-65-87
Шрифт:
0 4272

1. Введение
2. Основная часть
3. Рекомендации по оптимизации текста
4. Заключение

1. Введение

В предыдущей части мастер-класса мы познакомились с основами текстового ранжирования, а точнее с той частью, которая происходит непосредственно перед оценкой текстового веса документа.

Теперь рассмотрим основные текстовые факторы, влияющие на релевантность документа.

2. Основная часть

Итак, начнем с основ информационного поиска – формулы TF*IDF.

TF-IDF (от англ. TF — term frequency, IDF — inverse document frequency) — статистическая мера, используемая для оценки важности слова в контексте документа, являющегося частью коллекции документов или корпуса. Вес некоторого слова пропорционален количеству употребления этого слова в документе, и обратно пропорционален частоте употребления слова в других документах коллекции.

TF (term frequency — частота слова) — отношение числа вхождения некоторого слова к общему количеству слов документа. Таким образом, оценивается важность слова ti в пределах отдельного документа:



где ni есть число рассматриваемых употреблений слова, а в знаменателе общее число словоупотреблений.

IDF (inverse document frequency — обратная частота документа) — инверсия частоты, с которой некоторое слово встречается в документах коллекции. Таким образом, понижается вес широкоиспользуемых слов.



где D — количество документов в корпусе;

- количество документов, в которых встречается ti, когда



Конечно же, Яндекс для оценки релевантности документа использует видоизмененную формулу. Сделаем сразу оговорку, что у нас речь пойдет об относительной релевантности, т.е. релевантности нескольких документов одному запросу, таким образом, величина IDF просто-напросто сократится при расчетах.

В общем виде формула имеет вид:



т.е. текстовая релевантность (W) рассчитывается как отношение количества найденных ключевых слов к «тошноте». «Тошнота» рассчитывается как квадратный корень из частоты самого часто встречаемого слова в документе.



Если ЧСЧВС меньше семи, то тогда:



Если «тошнота» превышает некий порог (для различных слов он различен, но примерно это интервал от 20 до 25), то Яндекс начинает искусственно занижать вес документа.

Почему «тошнота»? Это определение ввел в речевой обиход оптимизаторов Миныч, после этого определение так и прижилось.

Итак, из формулы мы видим, что в Яндексе нет такого понятия как «плотность ключевого слова», т.е. объем всего текста не учитывается. Это подтверждает эксперимент «Зависимость релевантности страницы от количества нерелевантных пассажей».

При расчете «тошноты» документа учитываются и стоп-слова. (См. эксперимент «Учет стоп-слов при расчете тошноты»).

Уточним далее формулу.

Не все ключевые слова вносят свой вклад в релевантность документа, а только те, которые попали в релевантные пассажи. Если запрос однословный, т.е. ключевой слово одно, то тогда любой пассаж, содержащий это слово, будет релевантным. Если у нас - ключевая фраза из нескольких слов, то при расчете релевантности будут учитываться только те пассажи, которые прошли кворум.

При этом если в одном пассаже ключевое слово будет повторять несколько раз (более 4), то это негативно отразиться на релевантности документа.

Углубляемся дальше. Пассаж пассажу рознь. Во-первых, пассаж может принадлежать различным зонам документа:

o title
o description
o keywords
o body

Во-вторых, пассаж, относящийся к body, может иметь различное форматирование – например, пассаж может быть заголовком < h1>. Также пассаж может быть включен в теги < script>, < noindex> - в этом случае пассаж проиндексирован не будет.

На seonews.ru уже публиковалось несколько экспериментов, посвященных изучению влияния принадлежности пассажа к определенной зоне документа. В результате были сделаны следующие выводы:

1. Description и keywords сайта не влияют на релевантность. При этом keywords вообще не индексируется.
2. Заголовки < h1>…< h6> немного повышают релевантность документа.
3. Title влияет на релевантность (Однако надо помнить, что из title индексируется только 15 первых слов!).

Кроме учета принадлежности пассажа, также учитывается е еще несколько факторов.

Расхожее мнение о том, что на релевантность влияет форматирование ключевых словом при помощи тегов , , и т.д. сейчас уже неактуально. Все это осталось в прошлом.

Гораздо важнее точность вхождения ключевой фразы в документ – точность с точки зрения морфологии и точность с точки зрения словопозиций.

В подтверждении несколько примеров.

Сделаем запрос «Ухта». Получим следующую выдачу:



Теперь изменим окончание и зададим запрос «Ухту». Мы видим и изменение в выдаче. На первом месте появился сайт, который имеет точное совпадение с запросом.



Аналогично можно поэкспериментировать со словопозициями.

Например, для запросов «Майкл Джаггер» и «Майкл &/(-1 5) Джаггер» выдача будет отличаться. Напомним, что конструкция «Майкл &/(-1 5) Джаггер» означает, что слово Джаггер должно находиться в районе 1 слова слева или 5 слов справа от слова «Майкл».

Оптимальной позицией слова «Джаггер» относительно слова «Майкл» будет позиция через одно слов справа, т.к. (5+(-1))/2=2. Эта формула для расчета оптимальной позиции в свое время тоже была предложена Минычем.

3. Рекомендации по оптимизации текста

Конечно, количественный расчет текстовой релевантности дело интересное и нужное, но для практических целей вполне подойдет ряд рекомендаций, соблюдая которые, вы напишете хороший (с т.зр. Яндекса) контент для сайта.

Главный принцип, которому нужно следовать – естественность текста. Не надо перегружать содержимое сайта ключевыми словами, тегами форматирования и прочим. Все должно быть в меру.

1. Прежде всего, уменьшите «тошноту» продвигаемой страницы.
2. Пишите релевантный title, не употребляя ни одного слова более одного раза.
3. Пишите description таким образом, чтобы если вдруг это описание попало в сниппет, оно привлекло пользователя, а не наоборот, оттолкнуло набором ключевых фраз.
4. Используйте заголовки ради удобства пользователя, а не для поисковой системы, которая на них не обращает внимания.
5. Используйте хотя бы одно точное вхождение (и с точки зрения морфологии и с точки зрения словопозиций) ключевой фразы.

4. Заключение

Итак, мы рассмотрели основные факторы, влияющие на текстовую релевантность.

Все факторы были проверены путем экспериментов. На настоящий момент информация является актуальной, но периодически Яндекс вносит изменения в алгоритм, так что нужно постоянно перепроверять действие выше озвученных факторов.

Конечно, сейчас основное значение придается ссылочному ранжированию, основные усилия направлены на покупку ссылок, оценку площадок, изучение правил составления текстов ссылок… Но про текст тоже не нужно забывать, т.к. сайт с правильно написанным контентом легче и, главное, дешевле продвинуть в топ.

internet-dlya-biznesa

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы в редакцию.


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Поделиться 
Поделиться дискуссией:
Отправить отзыв
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
23 действительно эффективных совета по продвижению интернет-магазина
Гость - Троль Гуру паНгинации - Что такое паНгинация?))))
Конкурс: угадайте пятерку лидеров рейтинга «SEO глазами клиентов 2016»
Марина
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Марина - Ingate i-Media SEO.RU Netpeak 1PS.RU
Анализ ссылок: сравнение многофункциональных платформ по размеру их баз
Михаил - Хватит пениться на каждый аргументированный отзыв. Это не придает вашей компании чести.
Как создать интернет-магазин: сколько стоит открытие?
Гость - да у битрикса что ни обновление - то сплошные баги. недавно знакомый обновился на лицензии интернет-магазина, про***лись заказы за последнюю неделю, слетели все связи по складам. одним словом, жопа. при этом обновился на сразу, а спустя месяц после выкатывания, надеялся, успеют все поправить
Как упростить продвижение вечными ссылками?
Coursh - Зарегестрировался. Накинули 1100 рубликов за пополнение на 10к. Очень неплохо!
Вопрос недели: почему сайт хорошо ранжируется в Google и не интересует Яндекс?
Nina S.Dzh. - У вас достаточно конкурентная тематика для рунета и по главной странице домена расположена англоязычная версия. Полагаю, в этих двух фактах вся проблема. Поскольку Яндекс в данном случае считает английскую версию сайта приоритетной, а среди ваших конкурентов в выдаче достаточно много хороших русскоязычных сайтов, то он и не ранжирует ваш сайт высоко. Грубо говоря, ему есть что предложить пользователю и без вашего сайта. На мой взгляд, в данном случае версии нужно разводить по разным доменам, русскую вешать на RU и продвигать там.
Кому и зачем нужен маркетплейс от Яндекса
Дарья Калинская
203
комментария
0
читателей
Полный профиль
Дарья Калинская - Максим, спасибо, рада, что статья оказалась полезной )
Конкурс: угадай победителя рейтинга «Известность бренда SEO-компаний»
Андрей
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Андрей - Оптимизм Дэмис Кокос Ашманов и Партнеры Раш эдженси
ТОП-10 автоматизированных сервисов контекстной рекламы
Жанна Рожкова
155
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Жанна Рожкова - Научитесь отличать рекламу от PR-активности. Если следовать вашей логике, на этом сайте (и на всех остальных информационных ресурсах в принципе) кроме рекламы ничего и нет. Так что насчет статьи от понимающего эксперта? Будем рады, если подготовите
Экспериментальное SEO: «Дырявые носочки панды»
Adrian - Испания и Португалия находятся в Европе и участвовали в чемпионате Европы. Одна из этих стран даже стала победителем. А Южная и Центральная Америка здесь при том, что там разговаривают на испанском и португальском языках. Сына, учите географию.
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
373
Комментариев
285
Комментариев
262
Комментариев
203
Комментариев
171
Комментариев
155
Комментариев
137
Комментариев
123
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
93
Комментариев
80
Комментариев
70
Комментариев
67
Комментариев
60
Комментариев
55
Комментариев
52
Комментариев
49
Комментариев
45
Комментариев
44

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!