×
Россия +7 (495) 139-20-33

Теоретические основы текстового ранжирования в Яндексе (Часть 2. Текстовое ранжирование)

Россия +7 (495) 139-20-33
Шрифт:
0 10479

1. Введение
2. Основная часть
3. Рекомендации по оптимизации текста
4. Заключение

1. Введение

В предыдущей части мастер-класса мы познакомились с основами текстового ранжирования, а точнее с той частью, которая происходит непосредственно перед оценкой текстового веса документа.

Теперь рассмотрим основные текстовые факторы, влияющие на релевантность документа.

2. Основная часть

Итак, начнем с основ информационного поиска – формулы TF*IDF.

TF-IDF (от англ. TF — term frequency, IDF — inverse document frequency) — статистическая мера, используемая для оценки важности слова в контексте документа, являющегося частью коллекции документов или корпуса. Вес некоторого слова пропорционален количеству употребления этого слова в документе, и обратно пропорционален частоте употребления слова в других документах коллекции.

TF (term frequency — частота слова) — отношение числа вхождения некоторого слова к общему количеству слов документа. Таким образом, оценивается важность слова ti в пределах отдельного документа:



где ni есть число рассматриваемых употреблений слова, а в знаменателе общее число словоупотреблений.

IDF (inverse document frequency — обратная частота документа) — инверсия частоты, с которой некоторое слово встречается в документах коллекции. Таким образом, понижается вес широкоиспользуемых слов.



где D — количество документов в корпусе;

- количество документов, в которых встречается ti, когда



Конечно же, Яндекс для оценки релевантности документа использует видоизмененную формулу. Сделаем сразу оговорку, что у нас речь пойдет об относительной релевантности, т.е. релевантности нескольких документов одному запросу, таким образом, величина IDF просто-напросто сократится при расчетах.

В общем виде формула имеет вид:



т.е. текстовая релевантность (W) рассчитывается как отношение количества найденных ключевых слов к «тошноте». «Тошнота» рассчитывается как квадратный корень из частоты самого часто встречаемого слова в документе.



Если ЧСЧВС меньше семи, то тогда:



Если «тошнота» превышает некий порог (для различных слов он различен, но примерно это интервал от 20 до 25), то Яндекс начинает искусственно занижать вес документа.

Почему «тошнота»? Это определение ввел в речевой обиход оптимизаторов Миныч, после этого определение так и прижилось.

Итак, из формулы мы видим, что в Яндексе нет такого понятия как «плотность ключевого слова», т.е. объем всего текста не учитывается. Это подтверждает эксперимент «Зависимость релевантности страницы от количества нерелевантных пассажей».

При расчете «тошноты» документа учитываются и стоп-слова. (См. эксперимент «Учет стоп-слов при расчете тошноты»).

Уточним далее формулу.

Не все ключевые слова вносят свой вклад в релевантность документа, а только те, которые попали в релевантные пассажи. Если запрос однословный, т.е. ключевой слово одно, то тогда любой пассаж, содержащий это слово, будет релевантным. Если у нас - ключевая фраза из нескольких слов, то при расчете релевантности будут учитываться только те пассажи, которые прошли кворум.

При этом если в одном пассаже ключевое слово будет повторять несколько раз (более 4), то это негативно отразиться на релевантности документа.

Углубляемся дальше. Пассаж пассажу рознь. Во-первых, пассаж может принадлежать различным зонам документа:

o title
o description
o keywords
o body

Во-вторых, пассаж, относящийся к body, может иметь различное форматирование – например, пассаж может быть заголовком < h1>. Также пассаж может быть включен в теги < script>, < noindex> - в этом случае пассаж проиндексирован не будет.

На seonews.ru уже публиковалось несколько экспериментов, посвященных изучению влияния принадлежности пассажа к определенной зоне документа. В результате были сделаны следующие выводы:

1. Description и keywords сайта не влияют на релевантность. При этом keywords вообще не индексируется.
2. Заголовки < h1>…< h6> немного повышают релевантность документа.
3. Title влияет на релевантность (Однако надо помнить, что из title индексируется только 15 первых слов!).

Кроме учета принадлежности пассажа, также учитывается е еще несколько факторов.

Расхожее мнение о том, что на релевантность влияет форматирование ключевых словом при помощи тегов , , и т.д. сейчас уже неактуально. Все это осталось в прошлом.

Гораздо важнее точность вхождения ключевой фразы в документ – точность с точки зрения морфологии и точность с точки зрения словопозиций.

В подтверждении несколько примеров.

Сделаем запрос «Ухта». Получим следующую выдачу:



Теперь изменим окончание и зададим запрос «Ухту». Мы видим и изменение в выдаче. На первом месте появился сайт, который имеет точное совпадение с запросом.



Аналогично можно поэкспериментировать со словопозициями.

Например, для запросов «Майкл Джаггер» и «Майкл &/(-1 5) Джаггер» выдача будет отличаться. Напомним, что конструкция «Майкл &/(-1 5) Джаггер» означает, что слово Джаггер должно находиться в районе 1 слова слева или 5 слов справа от слова «Майкл».

Оптимальной позицией слова «Джаггер» относительно слова «Майкл» будет позиция через одно слов справа, т.к. (5+(-1))/2=2. Эта формула для расчета оптимальной позиции в свое время тоже была предложена Минычем.

3. Рекомендации по оптимизации текста

Конечно, количественный расчет текстовой релевантности дело интересное и нужное, но для практических целей вполне подойдет ряд рекомендаций, соблюдая которые, вы напишете хороший (с т.зр. Яндекса) контент для сайта.

Главный принцип, которому нужно следовать – естественность текста. Не надо перегружать содержимое сайта ключевыми словами, тегами форматирования и прочим. Все должно быть в меру.

1. Прежде всего, уменьшите «тошноту» продвигаемой страницы.
2. Пишите релевантный title, не употребляя ни одного слова более одного раза.
3. Пишите description таким образом, чтобы если вдруг это описание попало в сниппет, оно привлекло пользователя, а не наоборот, оттолкнуло набором ключевых фраз.
4. Используйте заголовки ради удобства пользователя, а не для поисковой системы, которая на них не обращает внимания.
5. Используйте хотя бы одно точное вхождение (и с точки зрения морфологии и с точки зрения словопозиций) ключевой фразы.

4. Заключение

Итак, мы рассмотрели основные факторы, влияющие на текстовую релевантность.

Все факторы были проверены путем экспериментов. На настоящий момент информация является актуальной, но периодически Яндекс вносит изменения в алгоритм, так что нужно постоянно перепроверять действие выше озвученных факторов.

Конечно, сейчас основное значение придается ссылочному ранжированию, основные усилия направлены на покупку ссылок, оценку площадок, изучение правил составления текстов ссылок… Но про текст тоже не нужно забывать, т.к. сайт с правильно написанным контентом легче и, главное, дешевле продвинуть в топ.

(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
Читайте нас в Telegram - digital_bar

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Ане Макаровой


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Что скрывает «Прогноз бюджета Яндекс.Директ»?
Михаил Мухин
14
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Михаил Мухин - Здравствуйте! 1-2. Считает стенд. Ссылка на него дана, но могу повторить: online.p-c-l.ru/competition/task/card/id/106. Нажмите на кнопку "Начать" и заранее приготовьте прогноз бюджета Яндекс. Суть расчета: перебор комбинаций всех ставок на всех фразах, построение бюджетных когорт - бюджетов с одинаковым СРС, отбор в каждой когорте бюджета с максимальным количеством кликов и ..., да упорядочивание этих бюджетов по мере возрастания СРС, причем берем не все, а с фиксированным шагом. 3. Гугл считается через поправочные коэффициенты. Мы перевариваем океан данных и представляем их. На удивление, получается не менее, хотя и не более точно, как и прогноз Яндекс. Конечно, нужно понимать, что это очень примерные прикидки, фактически перевод неточного прогноза Яндекс в удобочитаемую форму, не больше. Самое интересное начинается, когда применяешь метод бюджетных когорт к измерению показателей фраз на реальной рекламной кампании в режиме 48х7. Первые результаты очень хорошие. Если хотите присоединиться к бесплатному тестированию, напишите Эльвире r-support@r-broker.ru. В теме укажите "хочу присоединиться к тестам Умного управления рекламой"
#SEOnews14: мы празднуем – вы получаете подарки!
Анна Макарова
362
комментария
0
читателей
Полный профиль
Анна Макарова - Гость, добрый день! С победителями мы связывались сразу после розыгрыша. Если мы вам не написали, значит, ваш номер не выпал. Но не расстраивайтесь, у нас обязательно будут новые розыгрыши!
Ссылочное продвижение локальных сайтов: ТОП худших SEO-методов
Блорик Саакашвили
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Блорик Саакашвили - Ну а так конечно согласен видно что у автора статьи не такие и глубокие знания...
Как ускорить сайт на WordPress, чтобы получить 100/100 в Google PageSpeed Insights
Георгий
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Георгий - Все что рекомендуется в этой статье есть у w.tools. Ни разу не пожалел что подключился. Своя CDN сеть, кеш статики и динамики, минификация js\css и кешируемого html, оптимизация всех типов картинок и еще куча всего полезного. Сайт летает и я не знаю проблем. Могу рекомендовать от души.
«Аудит, чтобы ты заплакала…», или Что делать, когда получил сторонний аудит сайта
Евгений
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Евгений - Воообще, на самом деле здесь двоякое впечатление от таких аудитов. Конечно, для полного глубокого анализа и подготовки рекомендаций по сайту - нужны доступы к системам аналитики и инструментам вебмастера. Но если оценивать подобные аудиты с точки зрения чистого SEO (которое все больше и больше становится лишь малой частью digital-маркетинга, лишь одним из каналов) - они имеют место быть. Но с оговоркой, что они сделаны с учетом анализа конкурентов/отрасли. Современные инструменты и алгоритмы позволяют делать это маркетологам в автоматическом режиме, и даже давать рекомендации - возможностями машинного обучения уже никого не удивишь. Да, полное перечисление "мифического" списка ошибок, построенного по предикативным правилам, да еще и с учетом устаревших особенностей ПС - это явный признак некачественного аудита. В первую очередь потому, что эти "ошибки" следует рассматривать в качестве рекомендаций от ПС (как и говорится в справочнике вебмастера у Яндекса/Google). Однако если эти данные даются с отсылкой на данные о конкурентах, об отрасли, используются методы ML и Natural language processing для обработки исходных данных, кластеризации запросов, классификации страниц/запросов/сайтов, определения структуры документа - такие отчеты имеют право на существование. Но ключевым моментом является то, что подобные инструменты достаточно сложны в разработке, а значит требуют квалифицированных специалистов для их разработки. Которых просто нет у студий рассылающих подобные "сео отчеты". Подобные отчеты по "ошибках" тоже неплохой источник информации, но лишь на 0 этапе анализа сайта. И в принципе, теоретически, возможно почти полное составление "хороших аудитов" без участия маркетолога, на основе лишь открытых данных сайта/внешних источников, но только при соответствующем применении всех современных возможностей анализа данных и рекомендательных систем. И в любом случае подобный "хороший отчет" требует конечного заключения от эксперта.
От мечты стать юристом к собственному SMM-агентству. Как найти себя в современном цифровом мире
Виктор Брухис
5
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Виктор Брухис - Статья выглядит так, как пожелали редакторы и интервьюер) Вопросы к интервью подбирал не я)) Хотя, в целом я согласен с вашим видением. А за пожелание удачи большое спасибо!
BDD 2019: Как перестать убивать время на сбор и обработку тонны данных для SEO-аудита
Kosta Bankovski
4
комментария
0
читателей
Полный профиль
Kosta Bankovski - Спасибо за приятные слова! Буду и дальше делиться наработками ;)
Как провести анализ содержания страниц товаров и категорий
Никита Седнин
3
комментария
0
читателей
Полный профиль
Никита Седнин - Спасибо!
Как вывести сайт в ТОП 10 Google в 2019 году
Роман
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Роман - Вот скажите пожалуйста, Мне разработали сайт на мою фирму, www.линк.kz и теперь надо решить, сео продвижение у нас стоит около 25000 - 30000 руб. в месяц, для меня сумма не маленькая стоит ли оно того? или можно просто оптимизировать сайт в плане СЕО и выходить в ТОП за счет трафика?
Как улучшить репутацию сайта недвижимости с помощью крауд-маркетинга
Евгений
3
комментария
0
читателей
Полный профиль
Евгений - а у вас какое впечатление от статьи?
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
373
Комментариев
362
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
137
Комментариев
121
Комментариев
107
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
82
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
67
Комментариев
60
Комментариев
59
Комментариев
57
Комментариев
55

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!