20 марта в жизни оптимизаторов и Яндекса была открыта новая глава. Именно в этот день впервые за всю историю существования SEO в Рунете был проведен закрытый круглый стол для журналистов профильных изданий (SEOnews, Searchengines, SeoPro, SeoPult TV и MegaIndex TV). Специалисты Яндекса ответили на вопросы беспокоящие SEO-отрасль.
С журналистами пообщались представители Яндекса, чьи имена знакомы каждому оптимизатору:
Александр Садовский, руководитель отдела веб-поиска Яндекса,
Сергей Певцов, руководитель службы антиспам и антивирусов Яндекса,
Кирилл Николаев, руководитель группы отдела веб-поиска Яндекса,
Сергей Волков, аналитик отдела веб-поиска Яндеса,
Фёдор Романенко, менеджер качества поиска Яндекса,
Михаил Сенин, руководитель сервиса Яндекс.Вебмастер,
Мария Григорьева, руководитель группы отдела веб-поиска Яндекса.
Причина встречи
Что побудило Яндекс провести этот круглый стол? Неужели избушка повернулась к SEO-лесу передом?
Александр Садовский: мы всегда понимали, что мы являемся частью экосистемы, которая состоит из тех, кто производит информацию, кто ее оформляет, и тех, кто ее потребляет. Мы – та часть, которая помогает потребителям найти эту информацию, дать им ответ как можно быстрее. Если все части такой экосистемы работают плохо, результата не будет. Поэтому мы хотим наладить контакт. Встреча носит экспериментальный характер, и мы будем рады услышать все ваши предложения. В конечном счете, такие встречи могут стать регулярными, если они будут полезны и вам и нам.
Мы ходим на конференции, общаемся лично, чтобы почувствовать, какие проблемы являются наиболее острыми. Приоритет таких проблем повышается, и они решаются гораздо быстрее. И я надеюсь, что эта встреча нам также в этом поможет.
Далее представляем вам ответы представителей Яндекса на вопросы, собранные присутствующими изданиями.
Рекомендации оптимизаторам
Почему коллектив Яндекса считает, что владелец сайта (блога) должен быть профессиональным оптимизатором и делать сайты в соответствии с «правилами» Яндекса?
Александр Садовский: В самом вопросе уже кроется заблуждение. Человек считает, что его заставляют изучать какую-либо область, хотя он такой хороший вебмастер с таким замечательным сайтом. Если сайт хороший и на голову качественней других, наши обязанности найти его и разместить выше других по соответствующим запросам.
Если вебмастер создает сайт в нише, где конкуренция небольшая, то во многих случаях этот сайт будет находиться в первой десятке. Реальная потребность быть оптимизатором, а не только вебмастером и создателем контента, возникает лишь тогда, когда мы говорим о следующих факторах:
а) сайт такой же, как все;
б) сайт находится в высоко конкурентной нише.
В этом случае, поисковая система сможет отличить хороший сайт от плохого только благодаря оптимизации. Мы ждем знаков, что человек пытается сделать информацию более доступной пользователю: прописывает заголовки, обновляет сайт. Именно в таких случаях, мы понимаем, что данный сайт с большей вероятностью должен быть на первом месте
Михаил Сенин: Все эти правила продиктованы здравым смыслом, а не придуманы Яндексом, только для Яндекса.
Если посещаемость сайта достаточно высока, говорит ли это о том, что сайт хороший? Но при этом некоторые статьи переоптимизированы. Вытащит ли его Яндекс, либо надо делать оптимизацию этого ресурса?
Александр Садовский: В данном случае есть положительные факторы, которые говорят о том, что сайт нужный, полезный и хороший. И отрицательные факторы, которые говорят о применении спамерских техник. Поскольку у нас все алгоритмы более-менее вероятностные, все зависит все от того, насколько сайт хорош, и насколько сильны оптимизаторские техники. Если все тексты на 80% состоят из одного слова, и лишь 2 абзаца - хорошая статья, то наверно сайту ничего не светит.
Все больше места в выдаче Яндекса занимают некоммерческие сайты, а также реклама и прочее. Что делать?
Александр Садовский: Данная фраза неявно содержит в себе вопрос о том, куда движется Яндекс и вообще поисковые системы вместе с экосистемой. Мы прекрасно понимаем, что если мы перестаем перенаправлять трафик каким-то сайтам, у них моментально возникают проблемы: они не могут решать свои бизнес-задачи – продавать, рекламировать и т.д. Поэтому даже когда Яндекс добавляет в выдачу колдунщики, мы все равно показываем ссылки, которые ведут на внешние сайты, чтобы они могли получить трафик. Это ситуация, когда мы просто структурируем выдачу для пользователя.
Индексация
Какова реальная скорость обновления базы? Когда она будет обновляться ежедневно?
Сергей Певцов: Наш поиск состоит из двух слоев. Есть свежий слой, в котором мы стремимся найти все самые свежие документы и как можно быстрее выложить их в поиск (новости, события). Большинство документов попадают в этот слой от нескольких минут до нескольких часов.
Второй слой работает медленнее: процесс попадания документов в него занимает 7 дней. Как правило, это связано с работами, которые проводятся в поиске. В перспективе мы хотим, чтобы все обновлялось ежедневно, хотя точно сказать, когда это будет, пока сложно.
Почему некоторые многостраничные сайты попадают в индекс, а через некоторое время оттуда вылетают?
Александр Садовский: При ранжировании страницы учитывается множество факторов: статические (связанные с самим сайтом) и динамические (зависящие от запроса пользователя). И если страница не появляется даже на тысячном месте, вне зависимости от сочетания этих факторов, то смысла хранить ее нет. Мы понимаем, что она не найдется, и просто не кладем ее.
Планирует ли Яндекс индексацию сайтов на ajax?
Сергей Певцов: да, это уже поддерживается по соответствующему стандарту.
Когда отменят ТИЦ?
Сергей Певцов: Пока не планируется.
Ранжирование
Можно ли продвинуть сайт по конкурентному запросу без покупки ссылок?
Кирилл Николаев: таких примеров становится все больше. Уже около года поднимаются темы «Я убрал ссылки, и стало только лучше» или «Ссылки больше не работают». И действительно, ссылки во многом не работают.
У ссылок много разных свойств и параметров, но мы рассматриваем два: степень естественности и полезность для поиска. Мы учитываем ссылки в зависимости от сочетания данных параметров. Иногда даже неестественные ссылки могут быть полезны, например, одна ссылка «Спасибо тому, кто делал сайт». А вот сказать это еще тысячу раз – уже неполезно. А бывает, что на сайте много естественных ссылок, но они ни о чем.
Сейчас мы наблюдаем огромные бесполезные массы ссылок и пытаемся уменьшить этот безумный, который генерируют оптимизаторы, в стремлении обогнать конкурентов.
Есть конкурентные топы, где искусственных ссылок практически нет, например, тематика «автострахование» - сайт компании «РОСНО».
Нужны ли ссылки для некоммерческих тематик?
Кирилл Николаев: В некоторых некоммерческих тематиках, где нет искусственного SEOшного давления, ссылки прекрасно работают.
Сергей Волков: Cсылки – это один из сигналов, которые учитываются поисковой системой. Когда ссылки начинают генерироваться в промышленном масштабе, это уже не сигнал, а шум. Поэтому возникает необходимость фильтрации ссылок, в тот момент, когда сигнал превращается в шум, его ценность теряется.
Александр Садовский: Если мы видим, что хороший сайт имеет небольшое количество ссылок, а плохой сайт изобилует ссылками, данный сигнал перестает оцениваться так высоко. Если сигнал помогает отделить хорошее от плохого, мы будем его использовать, если нет – не будем.
Чем больше покупается ссылок по определенной тематике, тем хуже для нас сигнал.
Назовите три запроса тематики SEO, выдача в топ-30 по которым формируется полностью вручную без учёта любых алгоритмов.
Кирилл Николаев: Мы к такому не прибегаем. Все выполняется автоматически, но возможно, по некоторым запросам в будущем что-то похожее будет.
Александр Садовский: Речь скорее идет о ручном формировании подхода к тому, какие группы сайтов должны быть на странице. Но при этом внутри каждой группы, сайты будут по-прежнему ранжироваться автоматически. Я не вижу причин к изменению этого в течение ближайшего десятилетия точно.
Во многих коммерческих тематиках много фирм, предоставляющих одинаковые услуги, ничем качественно не отличающихся друг от друга, с похожими сайтами. Как вы представляете идеальное ранжирование таких сайтов?
Кирилл Николаев: Не совсем правильно говорить, что все сайты одинаковы,. Например, автомобили – все похожи, но отличаются моделями, марками и т.д. Наши асессоры очень неплохо различают сайты на три группы:
- сайт, который скорее мешает пользователю;
- средний сайт, услугами которого пользователь вполне может воспользоваться;
- сайты с «ягодками», фокусами и секретами, которые нравятся пользователю и помогают ему.
Что касается идеального ранжирования: в конце прошлого года мы сделали один шаг, изменили формулу ранжирования, и весной нас ждет еще один шаг – мы еще раз изменим ранжирование этих сайтов. Изменение будет еще более заметным: сайты, помогающие пользователю провести транзакцию, выбрать, купить, будут ранжироваться лучше.
Почему по запросу [ремонт офисов] этот сайт - http://www.remof.ru/ на 3 месте, а вот этот - http://www.all-remont.ru/ на 13. Яндексу невыгодно, чтобы в топе были сайты с профессиональным дизайном и уровнем на порядок выше, чем сайты в топе?
Сергей Волков: Действительно, второй сайт сделан более качественно и выглядит симпатичнее. Но нужно учитывать запрос, который задает пользователь, и насколько сайт отвечает этому запросу. Первый сайт, который менее симпатичен, имеет заголовок «Ремонт офисов, дизайн офисов …». У второго – «Ремонт квартир под ключ в Москве», и ни слова про офис.
Что касается текста на главной странице: у первого сайта он посвящен ремонту офисов, у второго - слово «офис» встречается только в ссылке на соответствующий раздел, и пользователю нужно еще поискать эту единственную ссылку.
Ну и фотографии на сайте, примеры работ, которые выполнила фирма. В первом случае – это действительно фотографии офисов, во втором случае – это фотографии все-таки квартир. Если сайт качественный – это еще не значит, что он по всем запросам будет показываться выше, вне зависимости релевантен он запросу или нет.
Определяется ли тематика сайта без добавления его в Yandex catalog. Если да, то влияет ли это значение при смене направленности сайта?
Сергей Волков: Да, тематика сайта определяется вне зависимости от присутствия сайта в каталоге. И если меняется контент на сайте, то меняется и тематика.
Является ли ранжирующим сигналом разметка кода по стандартам schema.org и/или по микроформатам?
Александр Садовский: Уже сейчас вы видите, что на индексацию страницы влияет наличие микроразметки или ее отсутствие. Микроразметка также влияет на поведение пользователя, а значит, влияет на ранжирование. Ну и конечно, микроразметка влияет на представление сайта. Ведь очень важно, как выглядит сайт: от сниппета зависит будущая конверсия.
В каком направлении будет совершенствоваться алгоритм поиска по регионам?
Александр Садовский: Есть два направления. Первое: сильное увеличение полноты. Сейчас мы выдаем географический ответ, подсказку на картах в 20% запросов. При этом мы видим реальную потребность пользователей в них. Мы намерены уточнять наши классификаторы запросов, чтобы мы могли давать региональный ответ в большем количестве случаев. И второе направление – это комплексность.
Санкции
Каковы методы борьбы с накрутками поведенческих факторов, и будет ли развитие в этом направлении?
Кирилл Николаев: Все, что мы хотели, мы уже сказали и показали до этого. Развитие в этом направлении, конечно же, будет. Методы борьбы стандартны – это попытки отделить естественное от неестественного. Поскольку в поведении пользователей очень много факторов, то очень просто отличить естественное поведение от искусственного.
Если сайт попал под фильтр по вине тех, кто накручивал поведенческие факторы, как быть?
Кирилл Николаев: Если он попал по вашей вине, то раскайтесь - напишите об этом в службу поддержки, прекратите накручивать и ждите, когда это все естественным образом разрешится. Если же накручивали не вы, а кто-то другой, то пишите в саппорт, и мы будем разбираться. Во всех подобных случаях, мы определяли накрутчиков.
Асессоры
Считает ли Яндекс асессоров безгрешными?
Сергей Волков: Что касается точности работы асессоров, все они сравниваются между собой. И если оценки одного асессора сильно отличаются от других, это повод обратить внимание на его работу. Кроме того есть администраторы асессоров, которые проверяют эти оценки. У каждого асессора есть параметр «Точность оценки», и если эта точность низкая, мы вынуждены с ним расстаться.
Александр Садовский: Есть мнение, что асессоры формируют порядок выдачи, банят сайты и т.д. Асессоры этим не занимались, не занимаются и не будут заниматься! Асессоры дают нам обучающую выборку, по которой автоматически настраивается алгоритм.
Когда появятся нормальные правила и рекомендации о том, что такое качественный сайт (СДЛ)? Если у асессоров есть правила для оценки таких сайтов, то почему бы не дать их вебмастерам, чтобы они разговаривали на одном языке и пользовались одинаковыми терминами?
Сергей Волков: У асессоров нет специфических инструкций, при оценке сайта они стараются смотреть на него глазами пользователей. В основе их инструкции лежит здравый смысл и реальные примеры. Главная рекомендация – смотреть на сайт глазами пользователя.
Асессор оценивает релевантность документа запросу, а не сайт целиком. Один и тот же документ может получить разные оценки.
Сколько всего асессоров работает в Яндексе? Они все сидят в московском офисе или есть удаленные оценщики в разных городах (или странах)?
Сергей Волков: В Яндексе работает несколько сотен асессоров. Они есть во всех странах, где Яндекс есть как продукт (Россия, Украина, Турция, Казахстан, Белоруссия), а также в разных регионах России.
Также представители Яндекса поделились представлениями о персонализированном и социальном поиске и ответили на вопросы о саппорте и Я.Вебмастере. Обо всем этом читайте во второй части обзора:
Закрытый круглый стол: Яндекс и SEO. Часть вторая