Что было, что будет, чем сердце Google успокоится

Google, как и другие поисковики, надёжно хранит секреты своих алгоритмов. Руководство search engine информирует нас о переменах гораздо реже, чем хотелось бы. Поэтому выводы об изменении факторов ранжирования оптимизаторам и владельцам сайтов обычно приходится делать самостоятельно. И любое экспертное мнение здесь на вес золота.

Один из самых авторитетных западных специалистов по SEO Рэнд Фишкин опубликовал в феврале на сайте своей компании SEOmoz очередную статью о ранжировании сайтов в Google. В ней рассказано, как эволюционировали факторы ранжирования Google в 1996–2010 годах и как, по мнению автора, будет выглядеть их следующее поколение. Публикация вызвала живейший отклик и новую волну острого интереса к теме ранжирования.

Факторы ранжирования Google: прошлое

В своих статьях и интервью Рэнд Фишкин не раз отмечал, что алгоритм ранжирования Google совершенствуется постепенно, эволюционным путём, и тот, кто давно занимается продвижением сайтов, мог убедиться в этом на собственном опыте. Однако раз в 3–4 года параметры ранжирования подвергаются серьёзному пересмотру. В новой статье Фишкина дана краткая история этих изменений. В представлении автора она выглядит так:

  • 1996–1999 годы — на ранжирование влияют факторы, связанные с использованием ключевых слов на странице (On-Page у Фишкина) + метаданные;
  • 1999–2002 годы — определяющим становится ссылочный вес страницы (PageRank) + On-Page;
  • 2002–2005 годы — увеличивается значимость анкорного текста и доменного имени + PageRank и On-Page;
  • 2005–2009 годы — на позиции в выдаче оказывают существенное влияние авторитетность домена и уровень доверия к нему, число входящих ссылок с уникальных доменов, тематичность сайта + анкорный текст, доменное имя, PageRank и On-Page;
  • 2010 год и далее — к уже названным факторам добавляются ссылки с социальных ресурсов (Twitter.com, Facebook.com и т. д.) + поведенческие факторы (в частности, недавно выяснилось, что Google учитывает данные о пользовательских кликах, или clickstream-данные).

При анализе этой схемы стоит учесть, что в ней отражены далеко не все изменения. Так, год назад появилось официальное сообщение Google о том, что теперь на ранжирование будет влиять скорость загрузки страницы. Это новшество наделало много шума и создало массу проблем SEO-мастерам. Однако в статье оно не упоминается — возможно, просто потому, что факторы такого рода не входят в сферу интересов Фишкина.

Факторы ранжирования Google: настоящее

Давайте пробежимся по факторам ранжирования, которые назвал Фишкин, чтобы посмотреть, как он оценивал их значимость раньше и как оценивает сегодня. В его февральской статье нет этих сведений, но их можно найти в других его публикациях.

№ 1: Ключевые слова на странице (On-Page)

Любопытно, но, по мнению Фишкина, факторы ранжирования, связанные с использованием ключевых слов на странице, были определяющими лишь до 2002 года. Их последующее влияние на конкурентоспособность страницы в глазах Google глава SEOmoz считает умеренным и отмечает, что оно постепенно снижается (смотри, например).

С другой стороны, Фишкин постоянно подчёркивает, что ключевые слова в title страницы и сейчас входят в число факторов, которые очень важны для достижения хороших позиций в выдаче. Продуктивно комплексное использование ключевиков в других элементах страницы (внутренние ссылки, заголовки, URL, Alt-теги и т. д.). А вот повышенная плотность ключей, убеждён SEO-гуру, сегодня бесполезна, а иногда и вредна для продвижения.

№ 2: Ссылочный вес страницы (PageRank)

До 2003 года этот фактор был доминирующим, что позволяло легко манипулировать рейтингом за счёт получения большого числа ссылок со страниц, имеющих хороший вес. Но с каждым годом Google уделяет ему всё меньше внимания. Степень сегодняшнего влияния PageRank на ранжирование Фишкин считает незначительной, в отличие от, скажем, степени авторитетности страницы (смотри по ссылке выше).

Это, конечно, не означает, что нужно уже сейчас бросить заниматься внешними ссылками, особенно там, где речь идёт о начальном этапе развития сайта. Качественные ссылки по-прежнему очень важны для ранжирования, и думается, что так будет ещё долго. Поэтому стоит отнестись к словам Фишкина как к прогнозу на ближайшее будущее и больше заботиться:

  1. о разнообразии ссылающихся источников;
  2. авторитетности внешних ссылок;
  3. их тематической релевантности.

№ 3: Анкорный текст

В 2007 году Фишкин утверждал, что видимый текст гиперссылки, или анкорный текст, по степени важности сейчас затмевает другие факторы ранжирования. Он настоятельно советовал уделять анкорной составляющей внутренних и особенно входящих ссылок повышенное внимание — делать её максимально релевантной тексту страницы, использовать ключевики, избегать бессмысленных «сюда», «тут» и т. д.

Эти рекомендации актуальны и для 2011 года, хотя около 3-х лет назад этот фактор, по мнению Фишкина, начал терять свой вес и из доминирующего стал просто сильным.

№ 4: Доменное имя

К 2009 году влияние доменного имени на ранжирование заметно увеличилось, о чём не раз говорилось в статьях руководителя SEOmoz.org. А в 2010 году специалисты SEOmoz провели сравнительный анализ ранжирования в Google и Bing и в числе прочего тщательно исследовали факторы, связанные с доменным именем.

Их заключение:

  1. домен, совпадающий с поисковым запросом, и сейчас весьма важен для ранжирования в Google;
  2. доменное имя в виде ключа, части которого написаны через дефис, имеет меньший вес, но тоже довольно значимо;
  3. домен, частично совпадающий с поисковым запросом, положительно влияет на позиции в выдаче.

№ 5: Авторитетность домена

Значимость этой группы факторов, по мнению Фишкина, демонстрирует устойчивый рост — от очень слабой в 2002 году до доминирующей в 2009–2010. Наибольший вес имеет то, что связано со ссылками:

  1. трастовость домена;
  2. PageRank домена;
  3. разнообразие ссылок с уникальных доменов;
  4. тематическая релевантность.

На первом месте здесь степень доверия Google домену, или его трастовость (TrustRank), которая, в свою очередь, зависит от целого ряда параметров. Среди них:

  1. возраст домена;
  2. размещение в трастовой доменной зоне;
  3. качество внутренней оптимизации;
  4. качество внутренней перелинковки;
  5. количество ссылок с трастовых сайтов (исключительно важно!);
  6. качество исходящих ссылок (они не должны вести на «плохие» ресурсы, и это очень важно);
  7. история и репутация домена (отсутствие / наличие наказаний от Google, степень их тяжести и т. д.);
  8. уровень посещаемости сайта;
  9. качество и уникальность контента (очень и очень важно!);
  10. обновление контента.

№ 6: Число входящих ссылок с уникальных доменов

На заре существования Google значительное число ссылок с одного «весомого» домена давало хороший бонус при ранжировании. По мере разворачивания борьбы с куплей / продажей ссылок стала всё больше цениться уникальность ссылающихся доменов.

К 2009–2010 годам этот фактор становится очень значимым. Как сказал Фишкин в прошлогодней статье про вес ссылок, 50 ссылок с 50 различных сайтов сегодня лучше 500 ссылок с одного ресурса.

№ 7: Ссылки с социальных ресурсов

Глава SEOmoz — сторонник социального продвижения. Ещё в 2007–2009 годах он советовал при раскрутке сайта активнее использовать растущий потенциал социальных медиа, несмотря на то, что тогда они не оказывали прямого влияния на ранжирование (вот здесь, например).

И вот в декабре 2010 года Мэтт Каттс, который руководит в Google отделом по борьбе со спамом, заявил, что ссылки с Twitter.com и Facebook.com теперь учитываются при ранжировании. Более того — Google пытается учесть степень авторитетности того, в чьём сообщении присутствует ссылка.

Хотя Каттс уточнил, что сейчас это не самые важные параметры, очевидно: данная группа факторов ранжирования появилась всерьёз и надолго.

№ 8: Поведенческие факторы

Google знает о нас очень много. Google AdSense, Google Analytics, Cookie Google, Google Checkout, Google Toolbar, Google Chrome, Gmail — все эти (и не только эти!) продукты так или иначе собирают информацию о пользователях. Однако до недавнего времени данные такого рода рассматривались SEO-экспертами лишь как потенциальные факторы ранжирования. Бесконтрольное использование информации о пользователях рождает ряд правовых и этических проблем — поэтому разработчики Google постоянно подчёркивали, что пока только ищут возможности её применения в алгоритме ранжирования.

Если верить экспертам, которые участвовали в последнем на сегодня масштабном опросе SEOmoz, посвящённом факторам ранжирования Google, в 2009 году значимость поведенческих факторов была минимальной и ниже минимальной. В числе прочего они оценивали:

  1. кликабельность страницы в выдаче;
  2. кликабельность домена в целом;
  3. время нахождения пользователя на странице;
  4. наличие / отсутствие уточняющих запросов;
  5. ссылки из Gmail.

После конфликта Bing и Google из-за способов использования clickstream-данных и ряда других событий последних месяцев о поведенческих факторах стали говорить как о новом тренде в ранжировании Google. Вот и Фишкин, судя по его февральской статье, убеждён, что:

а) алгоритм ранжирования Google учитывает поведенческие факторы (хоть сам он и не в восторге от этого);

б) их значимость будет расти.

Согласитесь, что эта часть обзора складывается в очень интересную картинку, из которой следуют не менее интересные выводы.


(Голосов: 5, Рейтинг: 5)