SEO-специалист: преимущества и недостатки профессии

Перевод выполнен при поддержке PerevodBy.ru:
перевод статей в режиме онлайн.
Баранова С.

Преимущества профессии SEO-специалиста

Высокий спрос на услуги SEO-специалиста

Еще некоторое время назад SEO не являлось отдельной областью, базовую поисковую оптимизацию могли предложить вебмастера для поддерживаемых ими сайтов. На этом SEO заканчивалось. Сайты росли, становились сложней, финансово перспективней, в таких условиях просто вебмастера уже не хватало. Так начал формироваться спрос на SEO-специалистов, который по-прежнему неуклонно растет. Это, в свою очередь, послужило поводом для вычленения SEO в отдельную область деятельности.

«Продавать услуги по оптимизации относительно легко (по сравнению, допустим, с разработкой сайтов). Продажи услуг в крупных компаниях постоянно растут», — отмечает Иван Севостьянов, директор компании «Веб Проекты», в своем исследовании рынка поисковой оптимизации 2007. И тем не менее, спрос на SEO-специалистов все также высок, а предложение все так же отстает. Сейчас рынок поисковой оптимизации начинает формироваться и активно развивается, так что скоро ситуация может быть сбалансирована.

Возможность сделать успешную карьеру в области SEO

Существует много примеров того, что данный бизнес является конкурентоспособным и прибыльным. Среди западных специалистов в данной области в первую очередь отмечаются Роб (Rob) из Blackwood Productions, Джил Уолен (Jill Wahlen) из High Rankings, Р’нд Фишкин (Rand Fishkin) из SEO Moz и др.

На рынке SEO рунета есть свои герои, пусть их популярность не столь широка, как у западных пионеров отрасли, но в своем сообществе они являются специалистами, на которых можно равняться. Аксакалом отрасли можно назвать Игоря Ашманова (генеральный директор «Ашманов и Партнеры»), который практически с нуля создал теорию Seo оптимизации для рунета. Он является одним из авторов первого отечественного учебника по «Продвижению сайта в поисковых системах» (соавтором книги был не менее известный Андрей Иванов, друг и соратник). Нельзя не отметить первого парня на деревне Константина Каширина (директор компании «Advans»), оптимизатора со стажем, который с радостью делится опытом на своих платных курсах. Сергей Людкевич (руководитель департамента интернет-маркетинга компании «Текарт»), развенчавший мифы российских оптимизаторов. Участник многих профильных конференций Сергей Кошкин (генеральный директор компании «Смарт SEO»), подробно рассказавший «Как правильно выбрать подрядчика для продвижения сайта?». И многие-многие другие.
Подробнее о лидерах отрасли может рассказать рейтинги Seonews, последний из которых, составленный на основании мнений клиентов, был опубликован накануне . За прошедшее время ситуация на рынке изменилась незначительно.

На SEO можно неплохо заработать

Поисковой оптимизацией можно зарабатывать и в качестве постоянного сотрудника компании, и в качестве фрилансера. Объявления о приеме на работу специалистов по SEO публикуются на многих сайтах вакансий, в том числе Dice и Craigslist. Стоит отметить, что зарплата сотрудников отдела поисковой оптимизации сравнима с оплатой труда разработчиков, дизайнеров и маркетологов, а порой даже превышает ее. Годовой заработок на уровне 80 000 долларов в год — нормальное явление в сфере SEO.

Самостоятельные SEO-специалисты зарабатывают еще больше. На большинстве сайтов для поиска специалистов по контракту есть раздел, посвященный услугам по поисковой оптимизации. Предложения работы с оплатой до 50 долларов в час для таких разделов не редкость. Если вы не уверены, что сможете работать самостоятельно, попробуйте устроиться в качестве специалиста по SEO в какую-нибудь компанию, а когда наберетесь опыта, начните свое собственное дело. Если вы считаете, что уже прекрасно разбираетесь в поисковой оптимизации, попробуйте пройти этот тест. Это хороший способ проверить себя и многому научиться — даже для тех, кто уже знаком с SEO.

В рунете SEO-рынок обладает не менее привлекательными перспективами заработка, конечно порядок цен на услуги здесь несколько отличается от западного, но тем не менее. По данным исследования Ивана Севастьянова, в прошлом году объем рынка поисковой оптимизации (количество потраченных клиентами на оптимизацию своих проектов денег) составил около 200 млн. долларов.

Средний месячный оборот компаний, по результатам анкетирования, составил почти 28 тыс. у.е, а фрилансер обычно зарабатывает чуть более 1 тыс. у.е. в месяц. Однако если в 2006 году прослеживалась тенденция к повышению стоимости SEO-услуг (в 2.12 раза по сравнению с 2005 годом), то в 2007 году наблюдается снижение стоимости услуг примерно до уровня 2005 года. Иван Севостьянов объясняет это тем, что на рынок в 2006-2007 годах вышло большое количества новичков с малым опытом и низкими ценовыми притязаниями.

Одного веб-дизайна мало

Большинство компаний предлагают комплекс услуг: веб-дизайн, веб-разработка и SEO. Некоторые заказчики, нанимая специалиста для разработки сайта, считают, что в итоге получат не просто сам сайт, а хорошо оптимизированный по всем правилам SEO и юзабилити ресурс. Однако далеко не все веб-разработчики смогут это сделать, но если вы являетесь специалистом широкого профиля, ваша стоимость становится значительно выше.

Ярким примером может служить веб-дизайн студия «Биплан», в широкий спектр услуг которой входит практически все: помимо стандартного SEO-набора до фотоуслуг и рекламы на телевидении.

Отметим, что многие компании предлагают только услугу поисковой оптимизации, оттачивая свое мастерство только в одном направлении, и позиционируют себя на рынке специалистами в определенной области.

Азы SEO нужно знать всем

Интернет меняет способ ведения бизнеса многих компаний. Например, сегодня для успешной работы маркетологи и рекламщики должны быть знакомы с азами поисковой оптимизации. Также хорошие шансы построить карьеру в SEO есть у лингвистов.

Сегодня поисковая оптимизация становится необходимой составляющей продвижения практически любого бизнеса в сети. Поэтому специалисты, ориентирующиеся в SEO, нужны все большему количеству компаний. А знания и навыки в поисковой оптимизации все чаще требуются и специалистам в области маркетинга и администрирования.

В SEO всегда есть чему учиться

Для многих специалистов других областей, например, дизайнеров, разработчиков, веб-администраторов, SEO может показаться мало техническим занятием. А заняться SEO значит понизить свой статус. Это абсолютно ложные опасения, в SEO можно многому научиться. Даже если вы отличный технический специалист, с помощью SEO вы только усовершенствуете свои навыки и умения.

В SEO можно сделать карьеру!

Еще одним доказательством того, что поисковая оптимизация — профессиональная область, где есть к чему стремиться, могут служить SEO-курсы и тесты для SEO-специалистов. Несмотря на то, что большинство из них не сертифицированы, они демонстрируют SEO-профессионализм.

Источников знаний по поисковой оптимизации с каждым годом становится все больше. На заре становления отрасли учились в основном методом «проб и ошибок», а кому не мешал языковой барьер — и у зарубежных коллег, которые были на шаг или два впереди отечественного рынка. Сейчас и рунету есть чем похвастаться. Помимо «хрестоматии» Ашманова, о которой упоминалось выше, только за прошлый год появилось несколько книг, посвященных поисковому продвижению, например:- «Основы контентной оптимизации. Эффективная интернет-коммерция и продвижение сайтов в Интернет» Николая Евдокимова, генерального директора интернет-холдинг "АнМедиа«;- «Раскрутка и продвижение сайтов. Основы, секреты, трюки» Алексея Яковлева, руководителя проекта SEO-Study.

В 2007 году появилось сразу два отраслевых журнала: «Практика Интернет-маркетинга», который издается SEO-клубом, объединивший лидеров области под эгидой Игоря Ашманова. И журнал BizNetz, который издается SEO-компанией Kokoc.com. Помимо литературы многими SEO-компаниями проводятся обучающие семинары и курсы по поисковой оптимизации. В феврале этого года начал издаваться офлайн-журнал для вебмастеров и владельцев онлайн-бизнеса «Терминал Ру», который является проектом ЦОПа (Центра Обслуживания Партнеров) РСЯ ADmeans.

Недостатки профессии SEO-специалиста

Зависимость от поисковых машин

Как и в любой другой области, в SEO есть то, что не поддается контролю специалиста, однако в SEO это закономерность, к которой нужно быть готовым. Поисковые машины регулярно меняют свои алгоритмы и, что еще хуже, никогда об этом не предупреждают. Поэтому даже гуру поисковой оптимизации признаются, что о многом в своей работе они не знают наверняка — это лишь хорошо проработанные догадки о том, как и что работает.

Такая непрозрачность работы поисковых систем мешает SEO-специалистам делать свою работу идеально и не сталкиваться после очередного апдейта с ситуацией, когда позиции сайта рухнули вниз. Худшее в данном случае то, что вам нужно проинформировать об этом клиента, который не будет в восторге от такой новости и работы SEO-специалиста.

А причиной всему — усложняющиеся алгоритмы поисковых систем, что в своею очередь является результатом активных исследований работы поисковиков оптимизаторами. В частности не перестает «радовать» Яндекс. Только SEO-сообщество смирилось с изменениями, которые пришли вместе с новой поисковой программой «Магадан», как поисковик начинает тестировать очередную — «Находка».

В целом, усложняющиеся алгоритмы подталкивают оптимизаторов и вебмастеров к созданию качественных контентных сайтов и применению новых технологий в плане размещения внешних ссылок на продвигаемые сайты, а также к применению контекстной рекламы. И прогнозы на то, что в 2008 году алгоритмы будут усложняться еще больше, уже успели подтвердиться, причем не раз.

Отсутствие четких правил

Возможно, со временем эта ситуация изменится, сейчас единственное правило заключается в том, что нет никаких правил — или, по крайней мере, они (правила) нигде не прописаны. Можно усердно работать, следовать всем негласным правилам отрасли, а успеха так и не увидеть. Сегодня нельзя даже привлечь поисковые машины к ответственности за ущерб, нанесенный компании их действиями, поскольку они просто не обязаны присваивать высокий рейтинг даже минимально оптимизированным сайтам.

На SEO-конференциях регулярно поднимается тема отсутствия четких правил отрасли и единого ценообразования, однако к общему мнению участники рынка до сих пор прийти не могут. В прошлом году для консолидации игроков рынка и решения, в том числе и этой проблемы, в рунете был организован SEO-клуб, куда вошли флагманы поискового рынка. Но по прошествии трех встреч, были решены в основном организационные вопросы клуба, на очереди — проблемы отрасли.

Частые изменения в позициях

Если определенному запросу удалось попасть в топ, то удержание данной позиции будет куда более сложным заданием. Потому что любое снижение позиций сайта клиента будет рассматриваться последним как ваша вина и ваш непрофессионализм.

А факторов, влияющих на изменение позиций, может быть много, и сразу определить, что именно повлияло на падение, довольно сложно. Следует сказать, что факторы могут быть внешними и внутренними. Первые, по большей части, не зависят от SEO-специалиста, и вызваны апдейтами поисковых алгоритмов. А вот вторая категория факторов может быть вызвана «стараниями» или невнимательностью оптимизаторов, например, нетематические ссылки, использование неуникального контента, нарушение правил поисковых систем.

В SEO нужно быть терпеливым

И SEO-специалисты, и заказчики поисковой оптимизации должны понимать, что SEO требует постоянных усилий на протяжении долгого времени. На повышение рейтинга или получение хотя бы пары десятков ссылок могут уйти многие месяцы. К тому же стоит хотя бы ненадолго отказаться от оптимизации — и рейтинг сайта почти наверняка упадет.

Помимо этого стоит помнить о существовании песочницы Google — фильтра, который не позволяет новым сайтам (главным образом, коммерческим — .com, .net и т.д.) занимать высоких позиций по ключевым словам. В оптимизаторской среде рунета ходят разговоры и о песочнице Яндекса, недолюбливающей молодые сайты. И новичкам до года вряд ли стоит надеяться на хорошие позиции в выдаче поисковика. Такие случаи действительно встречаются в практике: замечены тенденции, что ссылки для каких-то запросов для молодых доменов срабатывают далеко не сразу. В то же время, старый домен даже по высокочастотникам может подняться через три недели после начала продвижения, хотя ссылок там немного. Поэтому у многих складывается ощущение, что песочница есть. Хотя ни Google, ни Яндекс официально никогда не подтверждали, но и не опровергали наличие подобного фильтра.

Важность возраста домена для поисковых систем подтверждает и наблюдение Олега Сахно, ведущего интернет-маркетолога компании Интерлабс. После сравнения выдачи поисковых систем рунета отмечается, что и для транзакционных, и для информационных поисковых запросов в выдаче Яндекса, Google и Рамблера преобладают сайты от года и старше. Таким образом, нужно иметь огромное терпение и быть готовым работать и не сдаваться даже тогда, когда удача обходит вас стороной.

Черные методы SEO

Одна из самых, пожалуй, серьезных проблем для будущего специалиста по SEO — это черные методы поисковой оптимизации. Мошенники и нечестные конкуренты бывают в любом бизнесе, и хорошие «правильные» компании всегда от этого страдают, но в сфере SEO это особенно распространено. Разумеется, поисковые системы ищут и наказывают нарушителей, но черная оптимизация по-прежнему остается одной из главных проблем в данной отрасли.

Однако стоит отметить, что белая и черная оптимизация — это две крайности, которые в чистом виде встречаются не так часто. По большей части мир SEO признается серым, где желательным остается преобладание светлого тона. Это обеспечивается за счет соблюдения правил поисковых систем, например, Яндекса. Никаких других правил отрасли нет.

Надеемся, наша статья о плюсах и минусах поисковой оптимизации поможет вам принять осмысленное решение о своей будущей карьере.

(Голосов: 7, Рейтинг: 4.43)