Как улучшить поиск на сайте?

Часто встречаются сайты, на которых вроде поиск присутствует, а результат на запрос не выдаёт или выдаёт результат, не соответствующий ожиданиям посетителей. Знакомо? И что делает посетитель после этого? Правильно, уходит с сайта. Как же этого избежать? Пришло время улучшить состояние поиска на сайте, и начнем мы с поддержки 10 типов основных запросов.

Большинство сайтов ограничиваются скудным набором типов запросов – как правило, типом запроса по названию продукта. Рассмотрим 10 основных типов запросов, которые могут ввести посетители и которые нужно учитывать в поиске на своём сайте.

Название продукта

Точный поисковый запрос конкретного продукта по названию. То есть посетитель уже знает, что ему нужно и вводит в поиск – точное название продукта. Например, планшет Apple iPad Pro 12.9

Откуда он знает точное название? Всё просто.

  • Либо он скопировал его с другого сайта. И теперь ему остаётся определиться, на каком сайте ему выгоднее купить товар.
  • Либо он где-то слышал название этого продукта и хочет познакомиться с ним поближе. Поскольку пользователь слышал название продукта, то он может не знать, как правильно его писать. Тогда в этом случае могут возникать опечатки при написании. Эти особенности нужно учитываться при разработке функционала “Поиск”. То есть нужно выяснить наиболее частые опечатки пользователей и учесть их в поиске. Как это можно сделать?

Просмотрите, вашу историю поиска на сайте через Яндекс.Метрику или Google Analytics. Если вы данный функционал только ещё разрабатываете, то посмотрите самые частые опечатки посетителей в wordstat.

Также нужно учитывать альтернативные названия ваших товаров или услуг. Данный вариант тоже должен быть обработан корректно.

Если сайт не может обработать запрос пользователя по точному названию товара, то это может стать решающим фактором. Как думают посетители? Если товар не отобразился в поиске, то значит его нет на сайте.

Название категории

Когда пользователь не знает, какой конкретно товар ему нужен, то поиск осуществляется по категориям. Более общий поисковый запрос.

Например, посетитель ищет просто “ноутбук”.

Почему они вводят данный запрос? Почему не обратятся к данной категории в меню?

Тут два ответа:

  • В поиске им удобнее искать нужную категорию товара.
  • Либо у пользователя возникли сложности с поиском данной категории товара. Он просто не смог её найти на сайте. То есть сайт так сложно организован, что пользователю трудно на нём сориентироваться в первый раз. Например, данная категория спрятана от глаз посетителей, поскольку является частью основной категории.
  • Либо ваши категории имеют не те названия, которые обычно используют посетители в своей жизни. Они просто им не понятны, что вы имеете под ними в виду.

При общем запросе нужно учитывать синонимы, которые пользователь может использовать. Альтернативные варианты. Например, кто-то ищет принтер, для других – это копировальный аппарат. Все эти аспекты нужно учитывать при поиске.

Симптомы проблемы

Когда пользователи не знают, что им нужно, то они полагаются на проблему, которую испытывают и хотят решить. То есть при поиске продуктов запрашиваются проблемы.

Например, такой запрос “сухой кашель”. Мы видим симптом данной проблемы клиента, которую он хочет решить. Данные запросы часто актуальны для следующих сфер бизнеса: аптеки, здоровье и красота, инструменты, уборка и т.д.

Для сайтов, где симптомы очень важны, данный тип запросов будет хорошей идеей. Укажите рядом с поиском информацию, что посетители могут искать нужные товары по симптомам.

Информационные запросы

Это когда посетители ищут что-то несвязанное с продуктом. Ищут какую-либо текстовую информацию, например, условия возврата, справочная информация, информация о компании и т.д.

Поиск не должен ограничиваться только запросами по продукту, нужно также предоставить возможность поиска по информационным запросам. Причем найти данную информацию быстро и легко, не влезая в дебри сайта.

Характеристика продукта

У пользователей часто есть набор критериев, которым должен удовлетворять продукт. И при поиске они могут запрашивать именно эту информацию. Например, пользователь хочет непросто “вазу”, а именно “фиолетовую вазу”. Или непросто “юбку”, а “кожаную юбку”. Термин особенности нужно понимать в широком смысле, ссылаясь на любой аспект товара.

Таким образом, характеристиками могут быть:

  • Цвет продукта (“красное платье”);
  • Материал (“кожаная юбка”);
  • Спецификация производительности (“жесткий диск 50 GB”);
  • Формат (“DVD диск”);
  • Цена (“1 200 руб. рюкзак”);
  • Бренд (“духи Chanel”);
  • И т.д.

Используйте наиболее часто используемые атрибуты товаров в вашем бизнесе.

Тематические запросы

Что именно представляется под этим запросом?

  • Сезонность

Например, пользователю нужна куртка, в которой он может ходить зимой. Он набирает следующий запрос – “зимние куртки”.

  • Где будет использоваться

Например, в офисе, на даче, на открытом воздухе и т.д.

  • События

Например, день рождения, юбилей, свадьба и т.д.

  • И т.д.

Данные запросы могут использоваться на сайте, как отдельные категории. Но данные запросы нужно также учитывать и в поиске на сайте.

Люди

Бывает, что пользователей больше интересуют люди, связанные с продуктом, чем сам продукт. То есть пользователь вводит имя лиц, связанных или относящихся к данному продукту.

Например, Мерлин Монро. То есть пользователей интересует фильм с её участием.

Данные запросы наиболее актуальные в следующих бизнесах: книги, фильмы, музыка, ювелирные изделия и т.д.

Совместимость с продуктом

Например, у пользователя есть продукт, но он не знает, какие запасные части подойдут к нему. В этом случае пользователь вводит данный запрос.

Например, “зарядное устройство Nikon 8 300”.

Субъективные критерии

Некоторые характеристики очень важны для пользователей. Но они лично субъективные. Например, дорогой, дешевый, высокого качества товар.

Например, “высокого качества сумка”

Как обработать данный запрос на сайте?

При выводе результатов запроса нужно учитывать рейтинг товара, количество оставленных отзывов, высокая цена, количество продаж данного товара и т.д.

Если пользователя интересует “дешевое вино”, то вывести диапазон дешевых вин по цене.

Запрос “красивая юбка” будет обрабатываться следующим образом. Красота – это эстетика, то есть нужно выделить атрибуты товара, которые будут это передавать. Аналогично, “вкусный торт’.

Сленги, аббревиатуры, символы

Посетители в поиске могут использовать часто употребляемый сленг данного товара, его сокращения или употреблять в запросе символы. В качестве символов могут использоваться диапазон, модификаторы, цена и т.д.

Например, “духи 2 000”

Очень важно для всех типов запросов выдавать релевантный результат. Иначе вы теряете своих посетителей. Многие интернет-магазины размещают поиск на сайте, но при этом теряют большие деньги из-за того, что функционал поиска неправильно обрабатывает запросы посетителей.

Существуют и другие типы запросов, но для сайтов достаточно обрабатывать хотя бы самые основные. Инвестируйте в поиск и это вам в будущем окупится. Особенно если вы имеете большой ассортимент, он облегчит посетителям поиск нужного товара на вашем сайте. Превратите ваш поиск в конкурентное преимущество.

Прямо сейчас возьмите и протестируйте ваш функционал “Поиск” на все 10 типов запросов. Насколько релевантные результаты? Соответствуют ли они ожиданиям пользователя. Если нет? Срочно исправляйте.

(Голосов: 5, Рейтинг: 5)