Как выбрать CMS для интернет-магазина

Перед тем как запустить сайт интернет-магазина, необходимо выбрать платформу, на которой он будет работать. Даже для начинающего е-коммерсанта очевидно, что выбранная CMS будет накладывать много ограничений на стратегию развития магазина.

Константин Елистратов, основатель и технический директор веб-интегратора «Стратосфера», разобрал, какие бывают платформы для интернет-магазинов, в чем их системные отличия и как они могут влиять на работу ресурса в перспективе.

В примерах приведены далеко не все представленные на рынке платформы, но при понимании принципов классификации владельцам магазинов будет легко определить, с какими стоит работать в каждом конкретном случае.

Для начала разберем классификацию

Все платформы делятся на два вида:

  1. Облачные (работают на сервере производителя).
  2. Коробочные (работают на вашем сервере).

Облачные решения

Начнем с облачных. Какие у них плюсы:

  • это недорого – оплата обычно помесячная, в пределах 2-3 тысяч рублей;
  • очень легкий старт: оплатил первый месяц, внес товары – можно работать;
  • много шаблонов, поэтому можно быстро и дешево сделать достаточно симпатичный сайт;
  • готовые интеграции – почти все интегрируется в два клика в рамках очень простых настроек.

А какие минусы:

  • кастомизация – ее или нет, или совсем минимум;
  • интегрировать сайт за пределами стандартных настроек почти невозможно (например, нельзя выгрузить из 1С цены и остатки, а все остальное долить вручную; или нельзя выгрузить структуру разделов и названий не такой, как в базе);
  • ограниченный функционал. Яндекс требует от сайта соответствия коммерческим факторам ранжирования. Их около 200, и они реально важны. Реализовать их на облачном решении почти невозможно.
Вывод:

Облачное решение подойдет тому, кто только пробует себя в онлайн-торговле.

Примеры:

  • Bitrix24;
  • inSales.

Коробочные решения

Они ставятся на ваш хостинг и могут кастомизироваться в полном объеме.

Коробочные решения тоже делятся на два вида:

  1. Готовые.
  2. Самописные.

Начнем с самописных

Такие решения позволяют построить полностью свою архитектуру проекта для обеспечения максимального быстродействия и экономии ресурсов.

Конечно же, для этого владельцам интернет-магазинов нужен крутой системный архитектор. Иначе сайт будет напоминать скорее трущобы, чем небоскреб. С тем же уровнем безопасности, надежности, управляемости и масштабируемости.

Плюсы:

  • максимальное быстродействие;
  • есть шанс получить первоклассное решение.

Минусы:

  • более долгий цикл разработки;
  • больше требований к ресурсам разработчиков;
  • как следствие, разработка намного дороже.
Вывод:

Если у вас есть бюджет от 3-4 миллионов рублей, такую разработку вполне можно заказать. Дешевле не стоит – получатся трущобы.

Примеры (приведем две популярные платформы для разработки самописных решений в вебе):

  • Symfony. Мощный фреймворк для разработки веб приложений. Он довольно строг по требованиям (никакого программного кода в шаблонах и т. д.). Разработка на нем требует хорошей подготовки программиста и соблюдения правил. Зато созданный продукт будет легко поддерживать и развивать. При этом у Symfony высокие требования к профессиональным навыкам специалистов, а значит, разработчики нужны дороже и сильнее.
  • Laravel. По сути своей, Laravel – это дальнейшее развитие Symfony, упрощающее работу с ним и снижающее требования к разработчикам. В нем ниже порог входа, дешевле разработка, трудно отобрать хороших специалистов, а созданный ими продукт сложнее развивать и поддерживать. Зато все выходит намного дешевле.

Теперь про готовые решения

Они делятся на платные и бесплатные.

Платные

Разрабатываются мощной командой с крутыми программистами. Как правило, достаточно дорогие.

Плюсы:

  • множество модулей для разных задач, при этом модули протестированы на безопасность и совместимость, одобрены производителем;
  • централизованное обучение разработчиков;
  • контроль качества внедрения со стороны производителя;
  • надежность и безопасность (по причинам, перечисленным выше);
  • позволяют сильно экономить на разработке по сравнению с самописными решениями (одни и те же задачи в рамках платных движков могут решаться за миллион, а в рамках самописных решений – за 2-3).

Минусы:

  • довольно дорогие для малого бизнеса (лицензия для магазина может стоить 100 000 рублей и более);
  • при выходе за пределы возможностей готовых модулей стоимость разработки становится сопоставима с самописными решениями.
Вывод:

При решении типовых задач (например, интернет-магазин или В2В-магазин), коммерческие CMS позволяют сильно сэкономить на разработке и выбрать более качественного подрядчика. Для нестандартных задач (например, портал объявлений) экономия будет не столь существенной.

Примеры:

  • 1С-Битрикс;
  • UMI.CMS.

Частный случай

В низком ценовом сегменте у разработчика часто есть «своя» платформа. Это очень плохой знак. Вдвойне плохой, когда он говорит, что оно лучше всего, что есть на рынке. И при этом дешевле.

Фактически это равносильно заявлению, что лучшие программисты в мире работают у него за шапку сухарей. Выводы делайте сами :-)

Бесплатные CMS

Создаются и поддерживаются группой энтузиастов по всему миру. Состоят из множества модулей, написанных разными разработчиками без централизованного контроля.

Плюсы:

  • бесплатный движок и большинство модулей;
  • много модулей для любых задач;
  • много бесплатных готовых шаблонов;
  • за счет низкого порога входа очень много разработчиков.

Минусы:

  • низкий уровень профессионализма разработчиков (из-за низкого порога входа);
  • низкая надежность/безопасность (никто не тестирует модули на безопасность и совместимость до публикации);
  • отсутствие централизованного обучения и контроля разработчиков.
Вывод:

Если вы программист/сисадмин и открытие магазина для вас неразрывно связано с желанием кодить, то это точно ваш выбор. В остальных случаях лучше обратиться к другим вариантам.

Примеры:

  • Wordpress. Самая популярная CMS в мире. Очень много модулей под любые задачи. Конечно же, абсолютно разного качества, стабильности и совместимости. Изначально это блоговый движок, как очевидно из названия, но в целом благодаря плагинам на нем можно сделать и интернет-магазин.
  • Drupal. Ближайший конкурент Wordpress. Различия у них скорее в технических тонкостях, функционал и ограничения примерно схожи.
  • October CMS. Попытка сделать на фреймворке бесплатную CMS. В итоге скрестились минусы первого и второго. Вы не можете построить свою архитектуру, поскольку она уже из бесплатной CMS. И при этом все истории про обилие непротестированных библиотек сторонних разработчиков (то есть все минусы бесплатной CMS) тоже в наличии. Из преимуществ: вам будет проще с ней работать, если вы уже умеете писать под Laravel.

Что же выбрать

Итак, если вы в первую очередь программист и у вас есть огромное желание кодить, то сделайте свой выбор в пользу бесплатных CMS.

Если вы хотите просто строить свой небольшой бизнес, то вам к облачным решениям.

Если у вас бизнес с высокими репутационными и финансовыми рисками, то выбор зависит от технической экспертизы на вашей стороне.

Если у вас сильная техническая команда и бюджет больше 3-4 миллионов рублей, то можно разрабатывать сайт на самописных решениях. Если нет, лучше обратиться к платным платформам.

(Голосов: 45, Рейтинг: 2.47)