«Подводные камни» договоров на оптимизацию сайта

От редакции: В преддверии публикации результатов нового рейтинга «SEO глазами клиентов 2011», SEOnews разместил материал, который поднимает одну из проблем взаимодействия в цепочке «Клиент — SEO-компания». В статье изложен взгляд клиента на этот вопрос. Нам интересно узнать мнение представителей SEO-компаний — пожалуйста, оставляйте свои комментарии.

Выбирая компанию по Seo оптимизации сайта в Интернете, заказчик руководствуется следующими критериями: известность компании (ее репутация), цена услуг и сроки достижения результатов. Иногда он пользуется рекомендациями партнеров по бизнесу. После обмена информацией, получения коммерческих предложений и проведения личных встреч, казалось бы, уже можно принимать решение и начинать работать. Надо только заключить договор, что кажется формальностью, ведь уже было выставлено коммерческое предложение, и все вопросы были обсуждены при встрече. Но именно на этом этапе расслабляться нельзя, иначе Вы и Ваш сайт можете попасть... в очень сложную ситуацию.

Договор на оказание услуг должен предоставлять Исполнитель, и по типовому проекту этого документа можно судить, насколько успешной и комфортной будет Ваша дальнейшая работа. В средних и крупных компаниях любой договор попадает на экспертизу к юристу компании, и юрист обязательно обратит внимание на следующие моменты:

  1. Отсутствие в проекте договора раздела «Права Заказчика» при подробном описании его обязанностей и штрафов за нарушение их исполнения, а также отсутствие раздела «Обязанности Исполнителя» при подробном описании его прав.
  2. Наличие права Исполнителя расторгнуть договор в одностороннем порядке при нарушении определенных условий Заказчиком и отсутствие такого права у Заказчика.
  3. Отсутствие точных сроков достижения результатов.
  4. Ссылка на внутренние Правила и другие документы компании-исполнителя.

Вопрос стоит не о законности подобных статей, а о неравноправности сторон, причем одна сторона (Заказчик) которая платит, находится в бесправном положении.

Как правило, поскольку услуги носят не общий, а специальный характер, договор отправляется Интернет-маркетологу или директору по маркетингу компании, и он находит там еще более интересные положения:

  1. Небольшие по форме, но очень существенные различия формулировок в КП и договоре — сравните смысл:

    1. «нахождение сайта на первой странице Яндекса» и
    2. «нахождение сайта на первых страницах Яндекса» — казалось бы небольшое изменение, а какая разница по смыслу.
  2. Включение в статью «Форс-Мажор» (обстоятельства неодолимой силы) кроме стандартных положений о катаклизмах, государственных переворотах, изменения законодательства и т.д. — смену алгоритма поисковой машины Яндекса и даже апдейты Яндекса.
  3. В договорах появляются дополнительные условия, влияющие на конечную цену, например:

    «устанавливать на сайте программы для обмена ссылками и размещать блоки внешних ссылок на любых страницах сайта (Исполнитель сам определяет объемы, место и порядок размещения ссылок на сайте). В случае, когда Заказчик уведомил Исполнителя о нежелании использования на его сайте программ для обмена ссылками или блоков внешних ссылок, а равно при технической невозможности их использования, Исполнитель вправе в одностороннем порядке пересмотреть стоимость услуг по раскрутке и поддержке».

    Или: «Заказчик обязуется не удалять с оптимизируемого сайта на период действия настоящего договора ссылку на Интернет сайт компании — исполнителя. Если таковые действия будут произведены Заказчиком в период действия договора без письменного согласия на то Исполнителя, базовая стоимость оказываемых Исполнителем услуг увеличивается на 5%».

Я хочу подчеркнуть, что эти условия отсутствовали в первоначальном коммерческом предложении и не были обговорены на встрече. Включение любых дополнительных условий, которые были согласованы Сторонами, не является предметом для обсуждения.

Что касается размещения блоков внешних ссылок на сайте Заказчика, то это может привлечь внимание налоговых органов при проверке: на основании чего Заказчик размещает на своем ресурсе (сайт принадлежит Заказчику, это часто теряется в договорах) чужие ссылки; и может привести к доначислению налогов.

Меня давно мучает вопрос: зачем оптимизаторам FTP- и SSH-доступы при наличии стандартной платформы сайта и доступы к администрированию сайта?

Типовой перечень работ, которые берет на себя компания оптимизатор, не требует доступа на FTP:

  • анализ сайта, составление ТЗ по поисковому продвижению,
  • рекомендации по текстам и написание текстов для сайта Заказчика,
  • изменение в описании страниц (title, meta, descripsion...),
  • покупка внешних ссылок,
  • другие действия — продвижение в социальных сетях, блогах, досках объявлений, и т.д.

Ни на одних переговорах мне никто не мог точно сказать, что будет делаться на FTP, но этот пункт присутствует во всех проектах договоров.

Для каждой стороны договора нормально защищать свои интересы и права, но когда в проект договора заложены неравноправность, дополнительные условия и явное нарушение устных договоренностей, сложно ожидать доверия и лояльности Заказчика и рассчитывать на долгосрочное сотрудничество.

Уверена, что это реальная проблема не только для клиента, но и для оптимизаторов тоже, особенно для сильных SEO-компаний. Во всех крупных и средних компаниях есть юрист или юридическая служба, которые такие договора не пропустят и будут правы.


(Голосов: 5, Рейтинг: 5)