Зачем дружить с конкурентами в SEO?

С января 2016 года мы начали активно общаться с конкурентами, ездить в гости и приглашать к себе. Общение с коллегами по рынку, которые являются нашими прямыми или косвенными конкурентами, позволило нам существенно переработать многие внутренние процессы и оказываемые услуги. Но давайте обо всем по порядку.


Зачем кому-то делиться своим опытом?

Причин несколько:

1. Желание помочь.

Скептики удивятся, но многие, в том числе мы, открыто смотрим на рынок и готовы помочь нашим конкурентам. Для чего? Чтобы облагородить рынок, сделать его более воспитанным. В digital отрасли нет никаких единых стандартов и правил поведения. Каждая компания ведет себя как хочет, использует собственную терминологию, подчиняется собственным правилам. От этого страдает и рынок и клиенты. Нами движет желание исправить эту ситуацию. Примерно 1/5 часть свободного времени менеджмента компании тратится на общение с коллегами по рынку.

2. Открытость.

Эта составляющая вытекает из первого пункта и банальной уверенности в себе. В digital нет никаких волшебных таблеток. Основной ресурс компании – сотрудники и уровень их компетенций. Риск хантинга, конечно, существует, но пока прецедентов не было. Так что не переживайте. У вас не возьмут больше, чем вы сами готовы отдать. А открытая позиция помогает рынку узнать о вас и построить партнерские отношения там, где вчера были конкурентные.

3. Желание извлечь выгоду для себя.

Самая логичная и очевидная из причин обмена опытом. На такие встречи ездят директора, которые знают стоимость каждого потраченного часа. Поэтому, времени на пустую болтовню нет. Каждая сторона ищет свои выгоды. Чаще всего они находятся в ответах на давно интересующие вопросы. Например мы знаем, что компания «А» заказывает рекламу на ресурсе «Б», который нам кажется дорогостоящим, но интересным. На встрече мы прямо спрашиваем у компании «А» насколько эффективной оказалась реклама и получаем честный ответ. Так за 5 минут мы сэкономили себе шестизначную сумму денег или нашли новый эффективный инструмент продаж.


CEO компании CubLine Agency Анатолий Соболев в гостях у Реаспекта.

4. Монетизация внутренних наработок и сервисов.

Еще один способ извлечь выгоду — продать, купить или поменяться внутренними наработками. Крупные агентства часто стараются автоматизировать производство с помощью сервисов или доработок к CRM или CMS. Такие сервисы могут стать отдельным продуктом. Некоторые, например Сибирикс, отдают часть таких сервисов бесплатно. Другие будут готовы их вам продать. По мере роста агентств, часть сервисов становятся непригодными к использованию, но они отлично подойдут маленьким агентствам. Вам ничего не мешает их продавать.

5. Новый опыт.

Непосредственный обмен управленческим или техническим опытом. Именно обмен. Знаете, что кто-то лучше вас в разработке, а вы лучше их в продвижении — встречайтесь и обменивайтесь опытом. Обе стороны окажутся в плюсе.

6. Это приятно.

С начала года мы посетили 8 крупных агентств и приняли у себя в гостях еще 3. И каждый раз это было приятное общение с умными и интересными людьми. Это был полезный опыт, который мы теперь применяем в работе.

Как мы договариваемся о встречах?

Сначала мы думали, что договариваться о встречах стоит только генеральному директору с генеральным директором при личной встрече. Это бред! Да, не стоит отправлять договариваться о встрече двух групп руководителей технического специалиста или младшего менеджера. Но любой руководитель, директор или маркетолог может устроить такую встречу.

Руководители Реаспекта в московском офисе компании Kinetiсa.

Три правила при назначении встреч:

1. Лучше всего о встрече договариваться равным по статусу лицам;

2. Предлагая встречу, отправьте второй стороне интересующие вас вопросы или темы, которые хотите обсудить;

3. Финальное место и время определяет принимающая сторона.

Проще всего договариваться о встрече оказалось на конференциях. Отчитали доклады, послушали друг друга, и уже понятно, чем может быть полезна встреча. Осталось только в кулуарах договориться о дате и времени. Если такой возможности нет, то спишитесь в соцсетях. Они воспринимаются лучше чем почта. Самые интересные люди отрасли часто ездят с докладами по России. Посмотрите, кто планирует приехать в ваш город, и пригласите его в гости.

Правила хорошего тона

Есть еще несколько нюансов, которые стоит учесть:

  • Приглашающая сторона должна подстраиваться под график приглашенного гостя;
  • Встречу лучше разделить на 2 этапа. Деловую и досуговую. Мы всегда стараемся посетить офис приглашающей стороны или позвать гостя к нам. В офисе обсуждаются все деловые вопросы. Однако мы понимаем, что человек приехал в незнакомый город. Поэтому выдаем гостям рекомендации по тому, что следует посетить и посмотреть в нашем городе. А вечером зовем его встретиться на нейтральной территории. Иногда особо интересные идеи и проекты рождаются именно на досуговой части визита в баре на салфетках;
  • Следует заранее понимать, что гость ничем вам не обязан. Если он не хочет раскрывать какую-либо информацию, не стоит на него давить и повторять свой вопрос раз за разом. Задача гостя в этом случае четко дать понять, что данная информация не подлежит огласке;
  • Подарки — это приятная, но необязательная часть. Не стоит плодить расходы. Однако, если у вас есть приятная раздатка с символикой вашей компании, почему бы не подарить ее тем, с кем вы планируете встретиться;

Подарок от Атвинта. Внутри Сибирский чай, варенье и кедровые орешки.

  • Если планируете предать вашу встречу огласке, согласуйте это со второй стороной. Планируете написать пост в соцсети, что к вам в гости приехала компания-конкурент? Спросите у них разрешение. Возможно они хотят сохранить эту встречу в тайне. Следует пожертвовать инфоповодом, чтобы сохранить взаимоотношения с потенциальными партнерами.

Мы попросили коллег из Uplab рассказать, почему они делятся опытом:

Яков Коротков, координатор отдела SEO в Uplab:

Из личных встреч можно узнать, как в определенных, спорных для тебя ситуациях действуют твои коллеги по рынку. Более того, изнутри некоторые вещи могут быть неочевидны. К примеру, мы сделали сервис автоматизации SEO-отчетов для своего удобства, а коллеги из Реаспект, познакомившись с сервисом, сказали, что он крутой и почему бы не поделиться своими наработками с остальными. И вот, мы готовим вебинар "Автоматизация SEO-отчетов", который пройдет 20 мая и пилим сервис, чтобы с ним могли работать и другие игроки digital-рынка. Получился такой стартап внутри агентства.

Анастасия Гуслева, HR-менеджер Uplab:

Отношусь крайне положительно к идее обмена опытом с компаниями, работающими с нами в одном поле. Наперекор скептикам скажу, что от такого сотрудничества мы получаем ряд бонусов: начиная от свежего взгляда со стороны, отличного от твоего видения ситуации, заканчивая совместным сотрудничеством по ряду проектов.

Я, как эксперт в области HR, хочу отметить, что несмотря на активное развитие digital-рынка, по-прежнему, основную его ценность составляют – люди. Люди с большой буквы. С отличными знаниями и нестандартными идеями. А мы в Uplab – только ЗА развитие таких историй, ведь вместе с рынком растет и наша компания.

    К чему это приводит?

    Если коротко, то к росту. В первую очередь растут компании, которые обмениваются опытом. Рост идет в разных отраслях: менеджмент, маркетинг, технологии и сервисы, обслуживание клиентов. Обмен опытом за первую половину года привел нашу компанию к существенным изменениям, вплоть до переработки некоторых регламентов. Мы скомпоновали идеи, которые услышали на встречах, развили, адаптировали и хотим внедрить себе. Получилась довольно обширная карта ума из 12 веток и примерно пары сотен задач для руководителей.

    Вот так к примеру выглядит ветка по кадровому составу

    Помимо опыта есть шанс договориться о более прикладных вещах. Например, вы можете обменяться сервисами автоматизации. Или начать разрабатывать новый на несколько компаний, а трудозатраты разделить.

    Менее ощутимый и более сложноизмеримый результат, к которому приводит обмен опытом — рост всей digital-индустрии. Аутсорсинг-партнерство, обмен знаниями, использование единой терминологии внутри сферы повышают стандарты отрасли, качество обслуживания клиентов и упрощают коммуникацию между агентствами.

    Мы призываем компании содействовать друг другу! Обмениваться опытом, расти самим и поднимать всю индустрию за счет отданных и полученных знаний!

    (Голосов: 5, Рейтинг: 5)