Как пандемия изменила онлайн-образование и на кого пойти учиться в 2021 году

COVID-19 перевернул жизнь бизнеса с ног на голову. Одни компании начали массово переводить сотрудников на дистанционку, другие были вынуждены сократить штат. По данным Росстата, в мае 2020 года общая численность безработных в России составила 4 млн 513 тысяч человек. Уровень безработицы вырос до 6,1%. Последний раз порог в 6% был превышен в марте 2012 года. 

Риск потери работы, снижение заработка, увеличение количества свободного времени заставили людей обратить внимание на онлайн-обучение. По данным совместного исследования Mail.ru Group и ResearchMe, 58% опрошенных стали больше учиться онлайн. Исследование Google и Ipsos также подтвердило рост интереса к онлайн-образованию в период пандемии. 17% респондентов из России впервые попробовали обучение на платных онлайн-курсах, 29% – стали больше пользоваться сервисами для учебы онлайн. 

SEOnews опросил экспертов рынка, чтобы выяснить, почему так произошло, как изменилось онлайн-образование в период пандемии и чему стоит учиться в 2021 году, чтобы оставаться востребованным на рынке труда. 

Как изменился спрос на онлайн-обучение в период пандемии 

В период самоизоляции наметилось несколько трендов в онлайн-образовании: 

  • онлайн-школы начали открывать бесплатный доступ к курсам. Многие пользователи впервые получили возможность протестировать новый для себя формат онлайн-обучения;
  • вырос интерес к онлайн-обучению в целом и к программам подготовки digital и IT-специалистов в частности; 
  • значительно выросло число слушателей онлайн-курсов из регионов;
  • пользователи стали охотнее вкладывать средства в образование. Рынок EdTech показал рост в кризис. 

Александр Шестопалов, руководитель команды маркетинга в бизнес-юните по обучению программированию образовательной экосистемы GeekBrains
Мы увидели всплеск интереса к онлайн-обучению в течение всего периода после введения коронавирусных ограничений. Многим сферам бизнеса приходилось адаптироваться к новым условиям работы. Компании, которые были представлены в онлайне слабо или не были представлены вовсе, были вынуждены активно развивать сайт, приложения, сервис и логистику, а также адаптировать перечень предлагаемых услуг под текущий спрос и менять бизнес-процессы. Конечно, в первую очередь, без работы не остались специалисты интернет-профессий. 

ТОП-5 самых востребованных факультетов в начале пандемии: факультеты продакт-менеджмента, веб-разработки, python-разработки, интернет-маркетинга и дизайна.  

Евгений Лебедев, директор по маркетингу в Яндекс.Практикуме
В середине марта мы зафиксировали рост регистраций на бесплатные вводные курсы на 100–150%, в апреле к нам пришли почти 100 тысяч новых пользователей. Пропорционально выросло и количество пользователей платных курсов. 

Самыми популярными профессиями в этот период были «Веб-разработчик» и «Python-разработчик». Спада интереса к другим специальностям мы не заметили, но были студенты, которые прекратили обучение из-за сложной финансовой ситуации. Другие, наоборот, писали, что были вынуждены закрыть бизнес и начали рассматривать обучение как возможность получить работу в скором времени. 

К нам приходили студенты, которые решили изменить профессию из-за пандемии. Но это были, скорее, единичные случаи. У нас дорогой продукт для спонтанной покупки, и обычно людям требуется время (от нескольких месяцев до года), чтобы принять решение и приступить к обучению.  

Дмитрий Орлов, программный директор академии цифрового бизнеса Ingate (IMBA)
Спрос на запрос «онлайн курсы» в марте, когда страна отправилась на карантин, показал четырехкратный рост, но потом не снизился до предыдущих значений (по данным сервиса Wordstat). Он стабильно держится на уровне в 2 раза выше по сравнению с предыдущим годом. 

Если говорить по направлениям – спрос на маркетинг держится на том же уровне, интерес к дизайну и программированию увеличивается. Также стабильно растет спрос на курсы по управлению проектами, product-менеджменту, бизнес- и финансовой аналитике.  

Максим Спиридонов, сооснователь и генеральный директор образовательного холдинга «Нетология-групп»
Пандемия не принесла ничего сверхнового, но стала катализатором масштабирования всего, что связано с онлайном, в том числе и онлайн-образования. Особенно это заметно по росту аудитории онлайн-платформы из регионов России. Если раньше это были в основном жители Москвы и Санкт-Петербурга, то в период пандемии значительно подросла аудитория из Екатеринбурга, Самары, Новосибирска, Казани, Нижнего Новгорода, Перми и Уфы. 

Число регистраций на все онлайн-курсы в марте выросли на 345%, в апреле – 112% и в мае – 118%. Произошли изменения и по возрастным категориям аудитории. Рост в среди аудитории 45–54 лет составил 104%. Аудитория 35–44 лет приросла на 80%. А сегмент пользователей в возрасте 18–24 лет вырос на 77%. 

Самыми популярными среди пользователей остаются онлайн-курсы по направлению маркетинга. Это курсы по интернет-маркетингу, таргетинговой и контекстной рекламе, SMM, продакт-менеджменту, коммерческой редактуре и копирайтингу. Также выросло число студентов на курсах по веб- и графическому дизайну, Python-, Java-, Frontend-, веб-разработке и тестированию ПО. Популярность этих курсов связана в первую очередь с тем, что указанные профессии легко осваиваются с нуля и с ними проще всего найти работу в диджитале и IТ. 

Еще одной тенденцией 2020 года стало увеличение спроса на кросскомпетентность среди уже опытных специалистов. Если раньше наиболее высоко ценились сотрудники, которые обладают глубокой экспертизой в одной области, то теперь компаниям нужны те, кто сможет закрывать собой разные функции. Поэтому состоявшиеся диджитал и IТ-специалисты сейчас осваивают смежные и дополнительные навыки, чтобы стать более востребованными на рынке труда. С учетом экономического кризиса, компании оптимизируют свои издержки и заинтересованы в найме одного сотрудника с 2–3 смежными навыками вместо 3–5 узкоспециализированных специалистов. 

Сами руководители тоже вынуждены учиться и выстраивать процессы в компаниях удаленно, развивать команды удаленно и управлять ими. Все это требует специалистов для выполнения бизнес задач в цифровой среде.

Людмила Хватова, руководитель онлайн-школы AdAurum Academy
В первую волну спрос на онлайн-обучение был на максимально высоком уровне. Экономический спад еще не ощущался так остро, и покупательская способность была высока. Кроме того, предложений от образовательных платформ было так много и все они были такими разнообразными, что сложно было не вовлечься в этот процесс... 

Есть ряд направлений, которые популярны и уровень интереса к ним только растет. В частности, цифровые профессии в глазах общественности – это наше настоящее и будущее, один из факторов выживания. 

Во многих известных школах (и не только) появилась новая востребованная специальность – продюсирование онлайн-курсов. Это объясняется просто: онлайн-образование остается одной из немногих отраслей, которая в пандемию растет, а не проседает. 

Курсы по творческим и бьюти-направлениям, в свою очередь, стали покупать меньше. Так происходит не потому, что отсутствует интерес, а в связи с отложенным спросом и непредсказуемой ситуацией на рынке в этих нишах.

Вебинары, видеолекции, интерактив: как изменился формат онлайн-обучения

Пандемия заставила онлайн-школы перестраивать процессы. Одни компании, видя всплеск интереса к IT и интернет-специальностям, стали расширять список курсов, чтобы отвечать потребностям аудитории, другие взялись вносить изменения в формат. Третьи решили сосредоточиться на программах, интерес к которым не зависит от краткосрочных трендов. 

Александр Шестопалов, руководитель команды маркетинга в бизнес-юните по обучению программированию образовательной экосистемы GeekBrains
Как и до пандемии, мы нацелены на вебинарный формат, подразумевающий живое общение с преподавателями в процессе лекции. Он гораздо эффективнее, чем видеолекции с самостоятельным освоением материала без возможности задавать вопросы. 

За этот год мы расширили список курсов, которые стали востребованы на рынке IT-профессий (например, открыли факультеты по Data Science в медицине, геймдизайну и веб-аналитике), и еще более амбициозные планы ставим перед нашей командой на будущий год.

Евгений Лебедев, директор по маркетингу в Яндекс.Практикуме
Мы не меняли формат обучения и не давали скидки. У нас была и есть возможность пройти первые 20 часов курса бесплатно. Это помогает человеку разобраться, подходит ли ему курс и стоит ли продолжать. 

Новых курсов специально для тех, кто решил освоить новую работу из-за пандемии, мы не делали. Прежде чем запустить новую программу или профессию, мы внимательно изучаем спрос на таких специалистов на рынке, общаемся с работодателями и потенциальными студентами, чтобы навыки, которые мы дадим студентам, были востребованы на рынке. На разработку программы обычно уходит от нескольких месяцев до года. 

В апреле мы запустили курсы разговорного английского Флоу, а в июне – две новые профессии: «Интернет-маркетолог» и «Дизайнер интерфейсов». Но их запуск мы планировали еще до начала пандемии.

Дмитрий Орлов, программный директор академии цифрового бизнеса Ingate (IMBA)
Наши образовательные продукты изначально создавались для удаленного обучения, поэтому пандемия никак не повлияла на формат. Даже такие мероприятия, которые традиционно проводятся офлайн – защиты дипломных работ, воркшопы, мастерклассы – мы успешно и без потери качества проводим в Zoom и Skype. 

На добавление новых курсов в нашу продуктовую линейку пандемия тоже практически не оказала воздействия – мы следуем за более долгосрочными трендами развития рынка. Пример: видим стабильный рост интереса к product-менеджменту – создаем крутой курс для тех, кто хочет освоить это направление.

Максим Спиридонов, сооснователь и генеральный директор образовательного холдинга «Нетология-групп»
В сфере онлайн-обучения пандемия ускорила процесс внедрения широкого инструментария в разных образовательных нишах. За 2020 год онлайн-образование прошло тот путь развития, который Нетология проходила бы в ближайшие 2–3 года. 

Так Нетология стала активнее развивать модульный формат обучения, когда каждый следующий модуль (тематический или навыковый) логически связан с предыдущим. В этом вопросе онлайн-платформа ориентируется на конечную цель студента – за 1–3 месяца освоить пул навыков, необходимый для трудоустройства по новой специальности. С учетом того, что в период пандемии многие люди потеряли работу, модульный формат позволяет быстрее прийти в нужному результату. 

Нетология стала усерднее работать над мотивацией обучающихся с помощью системы наставничества в течение всего периода обучения. Наставники и координаторы мониторят учебный процесс студентов, чтобы вовремя помочь с учебным материалом и подбодрить, если студент теряет желание довести обучение до конца. 

Также на волне паники из-за пандемии человек может записаться на курс, который не соответствует его текущим навыкам и способностям. Впоследствии это также отражается на мотивации студента – он понимает, что не осилит курс или выбранная профессия ему не интересна. Поэтому Нетология стала больше разрабатывать бесплатных онлайн-курсов, вебинаров, марафонов и конференций, чтобы сориентировать человека в мире диджитала и помочь выбрать то направление обучения, которое подходит конкретно ему.

Людмила Хватова, руководитель онлайн-школы AdAurum Academy
В нашей школе AdAurum Academy появились новые курсы по IT и Digital-направлениям. Но мы изначально и делали упор на программы, обучающие цифровым специальностям. В функциональном плане ничего не поменялось, однако планируется добавить больше интерактива.

Чему учиться в 2021 году: рекомендации специалистов 

Эксперты сходятся во мнении, что IT и digital-специалисты останутся востребованными и в 2021 году. При этом часто важно не просто получить знания и диплом по определенной специальности. В меняющейся реальности становятся важны «мягкие» навыки – быстрая обучаемость, креативность, критическое мышление. 

Наталья Голованова, руководитель Исследовательского центра SuperJob
По данным SuperJob, сейчас в ТОП-5 наиболее востребованных позиций в digital-сфере в Москве (в порядке убывания количества вакансий) входят: 
  • продакт-менеджеры, 
  • менеджеры по маркетингу, 
  • менеджеры проектов, 
  • UX/UI дизайнеры 
  • и менеджеры по рекламе (контекстной/таргетированной). 

Наличие диплома не всегда гарантирует легкое трудоустройство: по данным исследовательского центра SuperJob, в 2019 году 80% выпускников российских вузов сталкивались с трудностями при трудоустройстве после окончания учебы и только у 17% опрошенных поиск работы не вызвал затруднений. 

Важно учитывать, что важность наличия диплома варьируется в зависимости от профессии. В ряде профессий работодатели ценят не столько факт окончания вуза, а soft skills кандидатов например, быструю обучаемость, гибкость, креативность и умение анализировать информацию. Как правило, это касается IT-специалистов и интеллектуальных профессий (копирайтинг, маркетинг, торговля, развлечения), где знания быстро устаревают, а требования рынка труда к hard skills меняются очень быстро. 

Александр Шестопалов, руководитель команды маркетинга в бизнес-юните по обучению программированию образовательной экосистемы GeekBrains
Рынок IT-профессий будет оставаться сверхвостребованным весь 2021 год и далее. Многие компании только взяли вектор на трансформацию бизнеса и процессов внутри, в связи с чем чувствуется нехватка квалифицированных кадров на рынке. Особо можно выделить сегмент мобильной и веб-разработки, аналитики, веб-дизайна и маркетинга. 

Евгений Лебедев, директор по маркетингу в Яндекс.Практикуме
Если опираться на доклад Future of Jobs 2020, опубликованный Всемирным экономическим форумом, то в ближайшие пять лет востребованными будут навыки в области маркетинга, разработки программного обеспечения, обработки и хранения данных – то, что необходимо для работы с цифровыми продуктами. 

А еще имеет смысл сосредоточиться на универсальных навыках – знании английского и работе в удаленной команде. 

Дмитрий Орлов, программный директор академии цифрового бизнеса Ingate (IMBA)
Мы считаем наиболее перспективным то, что связано с digital. Цифровой маркетинг, цифровой дизайн, программирование. Даже управление – это сейчас тоже про digital, поскольку компании активно проходят цифровую трансформацию. 

Если ты пока еще «динозавр» в digital, пора как можно скорее осваивать новые компетенции, чтобы оставаться востребованным и эффективным. Иначе будет поздно. 

Максим Спиридонов, сооснователь и генеральный директор образовательного холдинга «Нетология-групп»
В 2021 году для успешной карьеры большое значение будут иметь не только профессиональные знания, но мягкие навыки. Потому что важно то, как человек умеет взаимодействовать с окружающими при выполнении рабочих задач. Ключевые мягкие навыки, которые нужно развивать, – это командность, креативность, коммуникативность, эмпатия и критическое мышление. 

Наиболее актуальными будут профессии, которые прогрессивно отражаются на экономических показателях. Сюда относятся направления программирования, интернет-маркетинга, аналитики данных и дизайну на основе исследований пользовательского поведения. Популярные технологии стимулируют потребность рынка труда в таких специалистах. И они нужны во всех привычных нам сферах деятельности – медицине, образовании, промышленности, госслужбе, бизнесе. 

Чтобы разобраться и понять, в каком направлении развиваться, можно начать с изучения рынка и запросов компаний-работодателей. Важно примерять эти требования на себя – какие имеющиеся навыки у вас уже есть и какие профессии подходят именно вам. Совсем необязательно начинать карьеру с нуля. Повысить квалификацию можно путем освоения смежных навыков или диджитализацией старых. 

Вне зависимости от того, какую профессию или направление вы выберете, нужно настроиться на постоянное обучение. Технологии постоянно меняются. Это требует от специалиста постоянного апгрейда, если он хочет и дальше оставаться востребованным у работодателей. Мы живем в такое время, когда нельзя один раз получить профессию и рассчитывать, что этого достаточно. 

Людмила Хватова, руководитель онлайн-школы AdAurum Academy
Самый востребованный навык в настоящее время – это гибкость, умение быстро адаптироваться к новой реальности. Если говорить конкретно о профессиональных навыках, то особенно ценной компетенцией в наши дни является способность решать разноплановые задачи в области использования информационно-коммуникационных технологий. 

Сейчас необходимо развивать цифровую грамотность, поскольку практически любая профессия будущего граничит с IT и Digital. И это не значит, что все обязательно должны обладать аналитическим складом ума или внезапно стать программистами. Дело в том, что мы не сможем искать и обрабатывать данные, обмениваться ими, создавать продвигать собственный продукт без использования даже базовых цифровых знаний. 

Наиболее востребованными профессиями в будущем, не только в грядущем году, будут разработчики программного обеспечения, специалисты по Data Science, маркетологи-аналитики, а также юзабилити-специалисты. 

Заключение 

2020 год запомнится нам не только пандемией, но и бумом в сфере онлайн-образования. Пока традиционные форматы офлайн-обучения были недоступны по причине самоизоляции, пройти онлайн-курсы мог любой желающий. Рост интереса к обучению был вызван не только освободившимся у людей временем. Перспектива остаться без работы, снижение заработка подтолкнули пользователей к получению новых знаний. Особым спросом стали пользоваться программы подготовки digital и IT-специалистов. 

В ТОП перспективных направлений вошли:

  • веб-разработка, 
  • python-разработка, 
  • интернет-маркетинг, 
  • дизайн, 
  • управление проектами, 
  • продакт-менеджмент, 
  • аналитика данных. 

В 2021 году все больше процессов будут происходить в онлайне. А это значит, что востребованность специалистов в сфере digital и IT продолжит расти.

(Голосов: 12, Рейтинг: 4.67)