Слияния, поглощения и инновации на рынке поиска России
От редакции: статья была подготовлена специально для октябрьского выпуска журнала «Интернет в Цифрах». С момента ее написания на рынке успели произойти важные события, которые были учтены в ниже представленном материале.
Интернет-маркетинг — среда не просто быстро развивающаяся, но постоянно совершенствующаяся технологически. Особенно это касается поисковых систем России, которые изо дня в день стремятся сделать свой поиск более качественным, а, следовательно, более конкурентоспособным. Поэтому обзоры рынка поисковых систем можно писать ежемесячно, т.к. каждый месяц что-то:
- разрабатывается,
- тестируется,
- запускается,
- совершенствуется.
Эти четыре слова очень полно характеризуют состояние постоянного прогресса, в котором уже давно пребывают поисковые технологии. С каждым годом данный процесс только ускоряется, и технологические новинки появляются все чаще. В этой статье мы остановимся на наиболее ярких событиях, которые случились за последние месяцы на российском рынке поиска.
А также проследим наиболее значимые события, которые если не повернут ход истории, то определенное значение на ее дальнейшее развитие непременно окажут. Заодно оценим, какие изменения произошли в расстановке сил основных игроков данного рынка.
Инновации в поиске
Google оживляет поиск
Но, пожалуй, главным борцом за экономию пользовательского времени является Google. В свое время компания подсчитала, что с введением поисковых подсказок время ввода стандартного запроса снизилось на 50%. Сегодня Google пошел дальше и вначале сентября предложил пользователям нечто революционно-новое — Instant Search или Живой Поиск.
Новая поисковая технология позволит сэкономить до 5 секунд на запрос. Все дело в том, что выдача начинает появляться сразу по мере того, как пользователь вводит запрос. По мере его уточнения, она меняется. Т.е. теперь пользователь может быстрее найти нужный ему результат, увидев его в процессе введения запроса. Или, наоборот, изменить направление поиска, если появившаяся выдача его совсем не удовлетворяет. К тому же не обязательно вводить запрос целиком, поисковые подсказки быстро угадают направление поиска и предложат дополнительные варианты.
Как у любого нововведения, у Instant Search есть и сторонники, и противники. По одним утверждениям, данная технология позволит сократить время поиска, по другим — сделает пользователей более ленивыми, потому как за минимум действий они получают максимум результата. Делать выводы сейчас рано, время покажет, обретет ли Instant Search пользовательскую любовь и преданность. Однако Живой Поиск Google — это технология, появление которой было вполне ожидаемо. Это очередной шаг на пути развития поиска без кнопки «Поиск».
Яндекс делает поиск «реальным» и персонализированным
«Апельсиновый» краулер, работающий в режиме реального времени, призван находить свежие документы, как только они появились. Real-time поиск обрабатывает документы, найденные роботом Orange, индексирует их и за секунды выкладывает в поиск.
Это только первый этап в улучшении «свежести» базы, Яндекс обязательно продолжит заниматься своим любимым делом — улучшать качество поиска. К тому же, команда поисковика обещает сделать Orange еще более агрессивным: робот будет использовать все доступные источники информации в Интернете и реагировать на эти изменения мгновенно.
Движение Яндекса в данном направлении тоже можно назвать закономерным. В Интернете появляется все больше real-time информации, которая нужна людям прямо сейчас. И сделать поиск такой информации удобным и быстрым — важная задача на пути укрепления пользовательской любви и привязанности.
Помимо «свежести» поиска, Яндекс за лето добился большей его персонализации. В июле компания сообщила пользователям о том, что теперь они могут видеть в поисковых подсказках запросы, ранее задаваемые ими лично. Таким образом, если пользователь пожелает, в поиске будет учитываться его индивидуальная история запросов. Удобно, если вы часто задаете длинные запросы или повторно ищете информацию через несколько дней.
Как меняется ландшафт
DST сколачивает интернет-империю
Так сравнительно недавно на рынке появился новый бренд — холдинг Mail.ru Group, впоследствии именно так стала называться сама компания DST. Смена названия связана с разделением международных активов DST и российских. Вначале говорилось о том, что в холдинг Mail.ru Group вошли все российские активы DST. Среди них:
Mail.Ru — самый крупный актив, был признан самым важным, и поэтому определил название всего холдинга. Компания была приобретена в июле этого года. Процесс покупки был затяжным. Сначала DST получила почти 40% Mail.Ru от фонда Naspers, в ответ продав ему свои акции. Так DST стала обладатель 99,9% почтовика. Дальше DST начинает договариваться с миноритариями. Так, например, доля Дмитрия Гришина (генерального директора Mail.Ru) была получена в обмен на акции самой DST. В итоге почтовик стал подконтрольным активом Digital Sky Technologies.
«Одноклассники» перешли во владения DST в начале сентября 2010 года. Подбираясь к «Одноклассникам» DST завладела компанией Forticom, вместе с которой в распоряжение DST перешли более 60% социальной сети. Затем, теперь уже подконтрольный Forticom, выкупает 40% Odnoklassniki Ltd. у основателя социалки Альберта Попкова. И вот «Одноклассники» целиком принадлежат DST.
Мессенджер ICQ был наиболее быстрым приобретением DST, в сравнении с вышеупомянутыми активами. Популярный мессенджер был куплен в июле 2010 года у компании AOL за 187,5 млн. долларов. В сентябре стало известно, что Яндекс и ICQ не будут продлевать договор, в рамках которого существовал кобрендинговый клиент ICQ с сервисами Яндекса. Поводом к этому мог послужить новый хозяин «аськи», не желающий делиться доходом своего сервиса с другими.
«Вконтакте» — на момент своего образования Mail.ru Group владела миноритарной долей социальной сети в 24,99%. Однако в ближайших планах компании — увеличить свою долю на 15%. И первая покупка в 7,5% состоится, скорее всего, в этом году, на вырученные с IPO деньги. Оставшиеся 7,5% «Вконтакте» Mail.ru Group, согласно договоренности, выкупит в следующем году.
Впоследствии стало известно, что помимо российских активов к размещению на IPO в копилке Mail.ru Group есть и западные: OE investments, Facebook (2,4%) и Groupon (5%).
Быстро сколоченный медиа-холдинг Mail.ru Group также быстро вышел на IPO. В начале ноября стало известно, что на условных торгах компания нашла покупателей на весь пакет акций — 16,8%. Всю компанию международные инвесторы оценили в $5,71 млрд. Суммы слегка превзошла ожидания акционеров, ориентировавшихся на стоимость компании в размере $5 млрд.
Google держит курс на Mail.Ru
Концепция сотрудничества в плане поисковых технологий вынашивалась девять месяцев. О радостном событии в жизни молодых партнеров общественность узнала 1 сентября — на Mail.Ru заработал поиск Google. И опять сотрудничество в полсилы — поисковый движок Google будет искать только по западным сайтам. С российскими же продолжит справляться поисковая технология почтовика.
Скорее всего, такой тандем стал вынужденной мерой, т.к. за время «свободного плаванья» движка Mail.Ru, поисковик сдал свои позиции — с 10% доли поиска в январе до 7,4% в августе (по данным LiveInternet). Это могло сказаться на доходах с контекстной рекламы. И здесь частичное использование движка Google, скорее всего, призвано изменить ситуацию в лучшую сторону.
Предполагается, что это только первый шаг в реализации поисковых договоренностей. Возможно, в будущем технология Google будет использоваться и для поиска по Рунету.
И вот, если это случится, доля поиска западного интернет-гиганта в России может увеличиться до 30%, приплюсовав к себе долю Mail.Ru. Однако даже в этом случае догнать лидера Рунета заморскому поисковику будет непросто. Яндекс стабильно наращивает свою долю поиска, так по состоянию на август она составила 64,3% (по данным LiveInternet).
Яндекс держит курс на Запад
В мае этого года Яндекс предоставил пользователям возможность поиска исключительно по зарубежным сайтам. Причем сделал он это сразу двумя способами: установив соответствующий фильтр на домене yandex.ru и запустив альфа-версию «самостоятельного» поиска на домене yandex.com.
А в сентябре западная версия Яндекса научилась искать не только тексты, но и картинки, и видеоролики. Как и для текстовых документов, ранжирование мультимедийных результатов на yandex.ru и yandex.com различается.
Напомним, Яндекс индексирует зарубежную сеть уже два года. За это время в индекс поисковика попало более 4 млрд. страниц сайтов на иностранных языках, причем 80% — на английском.
В ходе последующего исследования Яндекса оказалось, что пользователи ежедневно задают около 15 млн. запросов на латинице, из которых около 2 млн. предполагают поиск за пределами Рунета. В основном это информация об играх, новостях, туризме, IT, музыке и видео.
Возможно, для мирового господства это и немного, но Яндексу определенно уже есть, что предложить своим пользователям, дабы удержать их от похода к конкурентам.
Рамблер в замешательстве
Такое решение может быть продиктовано тем, что месяцем ранее стало известно об объединении Rambler с «Афишей», в ходе которого компания полностью перейдет в развлекательную плоскость. Именно поэтому развитие собственного поиска видится нецелесообразным.
Известно, что Rambler уже обсуждал с Яндексом замену поискового движка. Было это в начале 2010 года, как сообщает пресс-служба Яндекса. Тогда переговоры ничем не закончились. Как поведет себя Rambler на этот раз, узнаем со временем.
C одной стороны, замена движка — вполне логичный шаг, т.к. доля Rambler на рынке падает, начиная с 2008 года — за последние 2,5 года присутствие поисковика на рынке сократилось с 15% до 2,5% (по данным LiveInternet). C другой стороны, это может негативно повлиять на бизнес Бегуна, основным партнером которого является Rambler.
Если же взглянуть на рынок поиска в целом, то такой поступок Rambler приведет к тому, что на рынке останется, по сути, два игрока — Яндекс и Google, с учетом того, что Google уже частично на Mail.Ru.
Таким образом, поисковый рынок России все четче концентрируется на двух основных игроках. Mail.Ru и Рамблер близки к тому, чтобы прекратить свою борьбу за долю поиска, что вполне естественно, т.к. для обеих компаний поиск не является основным направлением бизнеса. И реалии современного мира таковы, что поиском надо заниматься плотно и всерьез, постоянно улучшая и развивая — именно так это делают Яндекс и Google. Это созидающая конкуренция, в которой не бывает проигравших.