Глава Wildberries Татьяна Ким написала открытое письмо, ответив на претензии банков к маркетплейсам
Основательница Wildberries, глава объединенной компании Wildberries & Russ и председатель комитета по цифровым платформам «Деловой России» Татьяна Ким направила открытое письмо в ЦБ, правительство и Федеральное собрание. В нем она ответила на претензии банков к маркетплейсам. Полный текст письма опубликован на сайте издания «Коммерсант».
Татьяна Ким подчеркивает, что у маркетплейсов в 24 раза меньше ресурсов, чем у крупных банков. Она указывает, что основная претензия банков (Сбер, Альфа-Банк, ВТБ, Т-Банк и Совкомбанк) сводится к тому, что «они требуют запретить программы лояльности для потребителей при оплате банками маркетплейсов под предлогом равного доступа к аудитории».
Что взамен? Где гарантии, что эти банки точно так же будут давать скидки покупателям, добившись запрета для маркетплейсов? Возможность давать выгоду по своим картам при оплате на маркетплейсах у банков есть уже сейчас, однако делают это лишь единицы. Абсолютно для всех российских банков уже есть возможность давать кешбэк, если их клиенты будут покупать что-то на цифровых платформах.
Ким отмечает, что пять банков выступивших с критикой оплаты банками маркетплейсов, за девять месяцев 2025 года получили 1,93 трлн рублей чистой прибыли. В это же время суммарный результат профильных финтех-подразделений торговых площадок («ВБ Банк», «Озон Банк», «Яндекс Банк») и экосистемного МТС Банка составляет около 79 млрд рублей.
Ничто не мешает начислять «Сберу» бонусы «Спасибо» за покупки на Wildberries и Ozon, а «Альфа-банку» давать своим клиентам льготы по ипотеке после приобретений на маркетплейсах или использовать иные инструменты... Учитывая фундаментальное превосходство банков в объеме чистой прибыли и доступной ликвидности, их пространство для финансового маневра в части субсидирования скидок значительно шире возможностей маркетплейсов.
Однако мы не видим у большинства банков желания инвестировать в кешбэк за покупки на маркетплейсах. Почему? Потому что им это невыгодно и у них нет никаких экономических стимулов для этого. Ведь, по сути, они будут инвестировать в рост оборотов нашей платформы. А у многих банков есть свои собственные экосистемные маркетплейсы и онлайн-магазины – «Мегамаркет», «Самокат», «Купер», магазины «Перекресток» и «Пятерочка», «Город» и т. д.
Тезис крупных банков о невозможности равноправной борьбы разбивается о фактическое наличие у них собственных торговых платформ, замечает Ким и добавляет, что под их призывами скрывается собственное желание снизить затраты на кешбэки и бонусы, сохранить комиссионные доходы и избавиться от конкурентов.
По ее мнению, это приведет к стагнации российского бизнеса, разгону инфляции и радикальному ухудшению конкурентной среды.
Я обращаюсь к Банку России, правительству России и Федеральному собранию РФ с просьбой дать пространство для конструктивного диалога между гигантами банковского сектора и молодой отраслью российской экономики – цифровыми платформами – во имя сохранения конкуренции, стимулирования потребительского спроса и развития экономики нашей страны, – говорится в письме.
Напомним, ранее стало известно о конфликте между банками и маркетплейсами. Крупные банки недовольны системой скидок, которые предоставляются покупателям через дочерние финансовые структуры торговых площадок. Руководство Центробанка (ЦБ) встало на сторону банков. Глава Центробанка Эльвира Набиуллина предложила ограничить возможность маркетплейсов устанавливать скидки в зависимости от способа оплаты, а также торговать продуктами своих дочерних банков.
Источник: Коммерсант
Случилось что-то важное? Поделитесь новостью с редакцией.




