×
Россия +7 (495) 139-20-33

Есть ли жизнь после отключения Яндекс XML? Рассказываем, как SEO-специалистам работать с 1 октября 2023 года

Россия +7 (495) 139-20-33
Шрифт:
0 11211
Подпишитесь на нас в Telegram

После 1 октября 2023 года жизнь SEO-специалистов больше не будет прежней. В этот день вступают в силу обновления Яндекса. Главное из них – отключение сервиса Яндекс XML. 

Это база для всех SEOшников. Им пользовались, чтобы мониторить позиции сайтов в выдаче, получать данные о ранжировании ключевых слов, оценивать эффективность SEO-стратегий и корректировать их. 

Теперь Яндекс предлагает новый сервис – Yandex Search API. Он сильно дороже предшественника. Некоторые эксперты уже предсказали повышение цен на услуги сбора данных в несколько раз. 

Мы такие панические настроения не поддерживаем. Разобрались в вопросе и поняли – есть варианты работать и не взвинчивать прайс. Как жить после 1 октября, расскажу в статье. 

Что было: за что мы любили (и иногда ругали) Яндекс XML?

Яндекс XML позволял парсить поисковую выдачу в несколько потоков. Он давал вебмастерам доступ к трем видам поиска: русскому, турецкому и мировому. Сервис любили за высокую скорость и низкие цены. 

Но он, конечно, работал неидеально. Бывали случаи, когда информация Яндекс XML не соответствовала прямой выдаче. Сервис не показывал колдунщики, рекламу над и под выдачей, нулевые позиции и другие элементы. Поэтому оценить ТОП и потенциальный трафик было сложно, так как первая позиция в реальности могла находиться на втором или даже третьем экране и практически не получать переходов. 

При прямом парсинге такой проблемы нет. Данные отображаются именно так, как пользователь видит их в своем браузере: со всей рекламой, колдунщиками, расширенными сниппетами. 

Но этот способ дорогой и хорошо работает при небольших объемах семантики. Ведь парсеры требуют огромных вычислительных ресурсов и специалистов, которые будут постоянно следить за их работоспособностью. 

Через Яндекс XML мы одним запросом получали 1000 результатов выдачи, а при живом парсинге – максимум 10. То есть чтобы получить 1000, потребуется сделать 100 запросов. 

Из-за скорости и низкой стоимости Яндекс XML использовали многие популярные программы. Вот только некоторые: 

  • Key Collector – утилита для съема позиций, сбора семантики и других ключевых целей. Стоимость от 1400 ₽. 
  • KeyAssort – ПО для работы с семантическим ядром, группировки и кластеризации выдачи. Стоимость от 1990 ₽, но есть демодоступ.
  • Zennoposter – профессиональный инструмент автоматизации и парсинга. Позволяет легко определять витальные запросы. Стоимость 3470 ₽.
  • Serphunt.ru – сервис, позволяющий в счет переданных ему лимитов бесплатно проверять позиции своего сайта. Стоимость от 500 ₽.
  • Другие сервисы, например, Топвизор, Tools PixelPlus, JustMagic. 

Как теперь будут работать все эти инструменты – пока вопрос. Скорее всего, доступы станут дороже, потому что альтернатива, которую предлагает Яндекс, будет дороже XML. 

Что будет: какую замену Яндекс XML приготовили разработчики?

Вместо Яндекс XML разработчики предлагают работать с Yandex Search API. Описание нового сервиса звучит заманчиво:

  • не нужно регистрировать свои сайты в Вебмастере;
  • можно ставить любые лимиты запросов в PAYG, нет ограничений по объему трафика с сайтов из Вебмастера;
  • подключен облачный биллинг и мониторинг;
  • гибкая настройка IP из консоли управления; 
  • различные уровни технической поддержки.

Но есть одно большое «НО». Стоит это удовольствие очень дорого. Лимиты, в частности, будут доступны, но в рамках Яндекс Облака и почти в 100 раз дороже, чем было. 

Вот прайс от разработчиков. 

Yandex Search API

1000 бесплатных запросов в месяц доступны всем в ночные часы по часовому поясу UTC+3. За каждую 1000 сверху придется заплатить. 

Еще одна проблема – лимит 30 000 запросов в месяц для новых пользователей, причем в день можно сделать не больше 1000 запросов. Это очень мало для агентств и фрилансеров, у которых несколько клиентов или один большой проект.

Например, у SEO-специалистов KINETICA несколько десятков проектов на продвижении. Каждый день мы снимаем от 10 000 до 100 000 ключей. Теперь это будет стоить ~50 000 ₽. Раньше аналогичный объем обходился в ~500 ₽. Как говорится, почувствуйте разницу!

Чем сердце успокоится: как будем работать после первого октября

Во-первых, Яндекс обещает оптовые скидки крупным закупщикам типа XMLRiver. Конечно, сервисы сделают свою наценку. И парсинг станет чуть дороже. Но не кратно. 

Во-вторых, есть свои наработки и сервисы, а из публичного есть инструменты типа A-Parser, чтобы парсить выдачу массово и напрямую, не используя сервисы Яндекса. 

Кроме того, советую присмотреться к новым инструментам в Метрике и Вебмастере – отчетам и мониторингу запросов. Они дают подробную информацию о позициях сайтов в поисковой выдаче и помогают определить, какие действия можно предпринять для улучшения показателей. 

Расскажу подробнее о новых инструментах. 

Отчет «Средние показатели по рынку». Это новый инструмент, пока доступен только в бета-версии. Он помогает оценить, как сайт выглядит в сравнении с рынком и принимать наиболее эффективные решения по SEO и маркетингу в целом. 

Отчет «Средние показатели по рынку»

В отчете «Возвращаемость» можно увидеть, сколько пользователей повторно заходят на сайт. В отчете «Вовлеченность» – среднюю длительность пребывания на сайте, глубину просмотров и отказы. Отчет «Динамика трафика» показывает скорость роста посещаемости по сравнению с рынком. 

Инструмент в целом полезный, но есть пара нюансов. Сайты подбираются на основе поведения пользователей, региона, тематики и размера, все данные усредненные. Поэтому добавить конкурентов или исключить какие-то конкретные сайты нельзя. Также нет возможности установить определенный период. Информация обновляется раз в месяц. 

В статистику отчетов попадают только те сайты, которые подключили опцию «Получать доступ к отчетам по рынку». А значит, данные неполные.  

Но есть шанс, что инструмент доработают. По крайней мере, уже сейчас можно отправить через форму обратной связи список конкурентов. Это позволит алгоритму точнее определять похожие сайты. 

Мониторинг запросов в Вебмастере. Этот инструмент помогает решать сразу несколько задач:

  • следить за динамикой сайта в поиске; 
  • анализировать причины изменения трафика;
  • составлять группы запросов для длительного анализа семантики; 
  • узнавать, по каким поисковым запросам из сотен тысяч сайт уже отображается в результатах выдачи. Срок хранения данных – 14 дней.

В мониторинге есть стандартные показатели: клики, CTR, показы, позиция, а также новый параметр – спрос. Эта метрика показывает, как часто пользователи Яндекса задают запрос и находят ответ на первой странице выдачи.

Мониторинг запросов в Вебмастере

Так же как и отчеты, мониторинг пока находится на стадии тестирования. 

Подытожим

Новость об отключении Яндекс XML стала шагом в сторону изменения формата работы и оплаты, который может вызвать рост цен на поисковое продвижение, потому что команды и фрилансеры будут перекладывать издержки на клиента. 

Повторю несколько важных рекомендаций:

  • используйте текущие инструменты для мониторинга позиций, чтобы вся история сохранилась, и ищите альтернативы для парсинга конкурентов и парсинга по черновой работе; 
  • посмотрите новые инструменты Яндекса в Метрике и Вебмастере – хотя они еще на стадии тестирования, там много полезного для развития стратегии SEO; 
  • обсудите с клиентами изменения и предложите альтернативные решения для мониторинга позиций и продвижения сайтов, если для вас это актуально.

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Марине Ибушевой


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
28 способов повысить конверсию интернет-магазина
Татьяна
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Татьяна - Очень действенные рекомендации представлены в статье! Всё четко расписано и легко внедряемо в работу интернет-магазинов.Удобство и наглядность+различные бонусы и скидки-именно то, что и цепляет покупателя.
5 способов увидеть сайт глазами поисковика: анализируем скрытый контент и cloaking
Гость
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Гость - Сейчас клоаку прячут, так что под нее можно глянуть только с гуггловских ip. Сейчас только гуггл сервисами можно глянуть
7 актуальных сервисов для анализа сайта: сравнительная характеристика
Jenimeon
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Jenimeon - SimilarWeb один из моих фаворитов, частенько им пользуюсь. Ценник не малый, но функционал хороший. Be1 тоже годный.
Какие сайты лидировали в поиске Яндекса и Google в 2023 году
Гость
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Гость - Если что по рейтингу вы не правы, есть ядро по которому производиться оценка и вы можете по нему самостоятельно все посмотреть. Единственный объективный рейтинг по SEO. Других не знаю Ну я вам скажу что это не так и в предыдущие года сайт моего клиента попадал в рейтинг, при чем несколько раз. И я прекрасно знал еще до объявления результатов кто лидер - рейтинг прозрачный, есть фразы по которым набираются баллы. В этом году наш сайт не попал в рейтинг например и это было понятно, что не попадет (по статистике позиций)
Как онлайн-магазинам получать максимум трафика с помощью Поиска по товарам Яндекса
Гость из Тюмени
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Гость из Тюмени - Производим пиломатериалы под заказ, от 1 до 14 дней. Яндекс постоянно банит наш яндекс фид по причине отсутствия товара на складе во время своих тайных проверок. Не возможно донести до модератора, что мы работаем под заказ, поэтому товара нет на складе, т.е. пришёл заказ - мы изготовили.
Создали ресурс для металлургов, который позволяет следить за аналитикой рынка и осуществлять продажи
Наталья Сталь
3
комментария
0
читателей
Полный профиль
Наталья Сталь -
5 ошибок отдела продаж, из-за которых вы теряете клиентов
Андрей
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Андрей - Крутая статья! Можно еще указать: Работу без CRM-системы - я считаю, что это основа отдела продаж. Потому что не все компании решаются на внедрение отдельно системы для отдела продаж. Но зато можно что то многофункциональное внедрить аспро.клауд или что то подобное
Простые SEO-работы, которые могут увеличить прибыль компании. Часть 1
roma.lisov
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
roma.lisov - Воспользовался советом по проверке и настройке картинок на сайте – реально дельный совет. Вот вроде и просто, казалось бы, а мне в голову раньше не пришло. А такие нюансы, конечно, нужно знать)
Простые SEO-работы, которые могут увеличить прибыль компании. Часть 2
dayitrix
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
dayitrix - Ну да, для начала важно хотя бы необходимый минимум работ провести, настроить все как положено. А уже потом в более далекие дебри SEO-оптимизации лезть. А то многие ни с того начинают и потом удивляются, почему результата нет.
Яндекс встроил нейросети в свой Браузер
RasDva
12
комментариев
0
читателей
Полный профиль
RasDva - О дааааа)
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
386
Комментариев
373
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
141
Комментариев
121
Комментариев
120
Комментариев
100
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
74
Комментариев
67
Комментариев
64
Комментариев
60
Комментариев
59

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!