×
Россия +7 (909) 261-97-71

Ссылочный спам: найти и обезвредить

Россия +7 (909) 261-97-71
Шрифт:
0 7473
Подпишитесь на нас в Telegram

Сегодня хочу рассмотреть проблему ссылочного спама. Возможно кому-то нижеизложенное покажется очевидным, но для тех, кто не так давно в оптимизации, надеюсь, она покажется интересной. Сама статья является симбиозом многих идей, которые я уже высказывал ранее в обсуждениях. Что-то было пересмотрено, что-то дополнено. Теперь пришла пора свести это воедино.

Для начала хочу отметить, что вся статья - это попытка логического осмысления проблемы ссылочного спама. Фактов приводить не буду, у большинства оптимизаторов их вполне достаточно, чтобы поискать соответствия или противоречия.

Итак, начнем с простого и очевидного - все ссылки можно условно разделить на:
естественные, т.е. отражающие мнение участников Сети к тому или иному ресурсу или странице;
искусственные, используемые оптимизаторами всех оттенков для повышения позиций в поисковых системах.

Вторые однозначно классифицируются поисковыми системами как спам и являются объектом для борьбы.
Перед тем как перейти к рассмотрению методов, которые могут использовать поисковики для идентификации ссылочного спама, необходимо рассмотреть два немаловажных момента.

В недалеком прошлом и весьма продолжительно бытовал миф о так называемой “склейке” ссылок. Судя по его стойкости, я уже начинал подозревать, что этот миф был “уткой”, закинутой самими поисковиками. Почему? Думаю, многие поймут далее самостоятельно. Несмотря на кажущуюся логичность, идея о “склейке” абсурдна потому, что открывает широкие возможности для злоупотребления ею со стороны оптимизаторов для “деоптимизации” конкурентов. А поскольку подобных прецедентов пока еще не было зафиксировано, то следует принять за постулат утверждение, что никакой метод “коррекции” ссылочного ранжирования, подразумевающий возможность стороннего влияния, не может быть использован.

Второй момент заключается в том, что никакие автоматизированные методы идентификации ссылочного спама не могут дать 100% гарантированного результата. Поэтому в реальности мы можем говорить лишь о коэффициенте естественности ссылки, рассчитываемому по ряду признаков. Чем больше факторов, указывающих на “спамность” ссылки, тем ниже коэффициент и ниже итоговый вес. Вполне естественно, что обсчет ссылочного ранжирования - весьма ресурсоемкая операция, поэтому вполне естественным было бы исключения из обсчета ссылок, имеющих пренебрежительно малый вес. Под эту категорию попадают доски объявлений, форумы, гостевые и т.д. Т.е. все то, что и так логично было бы не учитывать. Сделать это можно весьма просто - введением порога “учитываемости”. Если вес ссылки ниже этого порога, то ссылка не участвует в расчете ссылочного ранжирования. Возвращаясь к вопросу о коэффициенте естественности, рассмотрим простой пример. На некотором сайте установлен ссылочный блок. Каждая ссылка имеет некоторый вес, определяемый весом страницы, на которой установлены ссылки, и числом внешних ссылок с нее. Чем больше установлено ссылок, тем вес каждой - меньше. Теперь этот вес умножается на низкий коэффициент естественности и в результате итоговый вес ссылки оказывается ниже порога “учитываемости”. Налицо все признаки автоматического “непот-фильтра”.

Методы выявления и борьбы со ссылочным спамом

Условно их можно разделить на три группы:

1)Статистический

В основе метода - выявление набора признаков, характеризующих спамные ссылки. Само выявление представляет собой достаточно простую процедуру. Берется набор сайтов, которые однозначно раскручиваются (ТОП). Получаются их обратные ссылки и анализируются на предмет сходства. Выявленные признаки могут проверяться на другом наборе раскручиваемых сайтов.
Рассмотрим некоторые из них.

Принадлежность сайту. Алгоритм, идентифицирующий спамерские сайты, уже не новинка. Это общеизвестный TrustRank. И я считаю, что у Яндекса есть свой аналог. Но метод сам по себе достаточно топорен, т.к. автоматически понижает вес всех ссылок, что в принципе неверно. Поэтому его можно применять лишь в совокупности.

Число ссылок. Сайты, размещающие ссылки, стремятся продать их как можно больше. Но использовать простое число внешних ссылок для идентификации спамерского сайта недостаточно. Сайты, имеющие очень большой собственный вес, могут размещать несколько десятков ссылок, и все они будут достаточно эффективны. Поэтому разумнее использовать нелинейный коэффициент, значительно снижающий вес, передаваемый каждой ссылке в случае их большого числа. В этом случае ссылки быстрее будут попадать под порог “учитываемости”, т.е. под “непот”.

Расположение. Известно, что вебмастера, продающие места на “мордах” своих сайтов, размещают ссылки в отдельных блоках, вынося их в боковые колонки или низ сайта, т.е. не в контенте. Такое местоположение может с высокой степенью вероятности указывать на принадлежность ссылочного блока к спаму.

Окружение. Возвращаясь к блочному принципу размещения продажных ссылок, следует отметить, что это легко идентифицируется по повышенной плотности внешних ссылок на небольшом участке кода. И несмотря на то, что многие оптимизаторы стремятся добавлять к своим ссылкам текст, принципиально это картину не меняет.

Тематичность. По поводу автоматического определения тематичности сайтов уже сломано много копий. Лично я придерживаюсь мнения, что такие методы есть и активно используются. Соответственно, ссылка между двумя сайтами может иметь низкий вес, если тематики принципиально не совпадают. В случае блочного размещения нетематических ссылок, все они могут идентифицироваться как спамерские.

Код ссылки. Данный метод основывается на том факте, что многие автоматизированные системы установки ссылок (биржи, обменники и т.п.) устанавливают код автоматически по шаблону. Наличие блока идентичных по коду ссылок может указывать на их спамное происхождение. Но этот метод имеет и обратную сторону, т.к. автоматически ссылки устанавливаются, например, через функционал CMS-систем. Поэтому применимость его ограничена и может использоваться лишь в совокупности с другими.

Текст ссылки. Весьма неоднозначный признак. К анализу можно подходить с двух сторон. Во-первых, текст ссылки как самостоятельная конструкция. Составляя текст ссылки, многие оптимизаторы редко задумываются о его читаемости и близости к естественному языку. Главный критерий - уникальность, большее число ключевых слов и Директ-ориентированность. Результатом становятся конструкции вроде “продать купить автомобиль машина Москва” вместо “продать автомобиль в Москве”. Реальность использования такого подхода в анализе конечно спорна по очевидным причинам, но не невозможна. Другой подход к анализу текста ссылки базируется на соответствии ее тексту страницы, на которую она ведет. Некоторое время назад из-за возникшей истерии со “склейкой” ссылок многие вебмастера начали стремиться разбавлять тексты и в этом стремлении доходили порой до абсурда, добавляя рандом-генерированные слова. Несоответствие текста ссылки странице может также являться признаком спамности, хотя и весьма спорным.

Время жизни. Достаточно часто приходится слышать от оптимизаторов идею о том, что новые ссылки могут иметь небольшой вес, а затем постепенно его увеличивать. Предположение выглядит логичным, но исключительно с позиции оптимизатора, который ставит спамные ссылки. Если же мы возьмем естественную ссылку, то автор ее устанавливал в момент наибольшей актуальности и интереса к сайту, на который она ведет. Со временем эта актуальность может лишь уменьшаться вплоть до того, что автор просто забудет об этой ссылке, и ее актуальность будет для него почти нулевая. Использование данного параметра подразумевает вариацию скорости убывания веса ссылки и его нижнее значение в зависимости от сайта, где она установлена. Например, ссылка на новостном сайте быстрее теряет свою актуальность, чем на тематическом ресурсе.

Следует также отметить, что все вышеуказанные признаки должны применяться в совокупности, т.к. можно найти множество исключительных случаев, когда один или два признака не могут быть применимы. Соответственно каждый из этих признаков может иметь пополняемый перечень исключений.

2) Индивидуальный

Подход может базироваться на тех же признаках, что и в статистическом анализе, но в отличие от него, санкции применяются не в виде автоматического понижающего коэффициента, а в виде ручного бана или наложения непот-фильтра. Т.е. метод направлен против различным спамерских систем и сайтов, которые не поддаются автоматическому обнаружению и подразумевает использование человеческого интеллекта (модераторов).

3) Профилактический

В последнее время размещение продажных ссылок стало доходным бизнесом, в который вовлекаются крупные и авторитетные ресурсы. Разумеется, применение к ним автоматических методов фильтрации или даже бана не всегда допустимо. Поэтому остается только профилактический путь воздействия, т.е. наложения пессимизации, в результате которой сайт теряет часть аудитории с поисковой системы и вынужден снимать продажные ссылки. Замечу, что метод этот весьма неоднозначный, несмотря на то, что имеются ряд примеров его подтверждающих.

В заключение выражаю надежду, что все вышеизложенное поможет оптимизаторам в борьбе за место под солнцем.

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Марине Ибушевой


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Что такое AIO (AI Optimization) или GEO-оптимизация, как быть на шаг впереди конкурентов
Эдуард
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Эдуард - Годно) многие моменты я не знал.
SEO-анализ сайта – новый сервис для технического аудита сайта
Олег Алексеев
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Олег Алексеев - Сюда t.me/obivaaan или сюда t.me/olegalexeyev
Фиды, фильтры, внутренний поиск: как выжать максимум при технических ограничениях и увеличить трафик более чем в 5 раз
i-Media интернет-агентство
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
i-Media интернет-агентство - Google Merchant работает, товары показываются - в кейсе есть скриншот с примером.
AI SEO в 2025: 5 шагов к видимости бренда в поиске нового поколения
Пиксель Плюс
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Пиксель Плюс - Сергей, здравствуйте! Мы починили ссылку. Спасибо, что обратили внимание!
Новое SEO: что уже известно про GEO и как его использовать для продвижения бизнеса
Сергей
21
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Сергей - Благодарю за то, что поделились своими наработками. Очень любопытно!
Как управлять репутацией фармацевтических препаратов в 2025 году
Сергей Медведев
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Сергей Медведев - Отличное исследование, ждем исследования на тематику банки и детского питания.
Накрутка ПФ: выбираем лучший сервис для накрутки поведенческих факторов
juristsyt
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
juristsyt -
Ozon добавил генерацию ответов на отзывы с помощью ИИ
Сергей
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Сергей - Интересно добавят ли такую фичу, чтобы покупатель товара мог "свой" сгенерированный отзыв о товаре добавлять и получать за это балы? :)
AI и голосовой поиск: как меняется SEO
Александр Кузнецов
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Александр Кузнецов - Статья хорошая, но запрет на использование гугл аналитики может всё это затормозить очень сильно.
Клиентам Сбера, предпочитающим Apple, вновь станет доступна бесконтактная оплата смартфоном
Борис Евгеньевич Романовский
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Борис Евгеньевич Романовский - "Воспользоваться ей можно, даже если на смартфоне нет доступа к интернету." Попробовал , без интернета не войти в приложение "сбера"...
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
393
Комментариев
373
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
141
Комментариев
124
Комментариев
121
Комментариев
100
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
74
Комментариев
67
Комментариев
66
Комментариев
60
Комментариев
59

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!