×
Россия +7 (909) 261-97-71

Карантин и онлайн-образование: как пандемия повлияла на рынок и его игроков

Россия +7 (909) 261-97-71
Шрифт:
0 6835
Подпишитесь на нас в Telegram

В период самоизоляции значительно возрос спрос на онлайн-курсы. В статье расскажем, как на это реагировал рынок. 

В первом полугодии 2020 года аналитики фиксировали существенный рост трат, направленных на оплату услуг, связанных с онлайн-образованием. По данным Qiwi, количество оплат в данном сегменте выросло в 2,5 раза по сравнению с тем же периодом прошлого года. 

Рынок онлайн-курсов за последние месяцы перенасытился. Образовательные платформы в погоне за потребителем расширяли профиль и запускали новые направления, экспериментировали с форматами и преподавателями, проводили регулярные онлайн-мероприятия и марафоны и даже делали курсы полностью бесплатными. Остановимся на основных трендах подробнее. 

AdAurum Academy

Бесплатные курсы 

Эпидемия коронавируса вынудила миллионы людей оставаться дома в течение длительного времени. Онлайн-школы предлагали тратить освободившиеся ресурсы на самообразование. Традиционных бесплатных первых уроков для того, чтобы завлечь потенциальных учеников в условиях жесткой конкуренции, стало недостаточно. Образовательные площадки стали открывать бесплатный доступ к своим каталогам. 

Так на базе «Нетологии» можно было безвозмездно посмотреть 80 мини-курсов по маркетингу и менеджменту. На GeekBrains бесплатными стали около 30 вводных курсов по направлениям «Программирование», «Маркетинг», «Управление», «Дизайн». А Coursera решила помочь студентам вузов, ушедших на карантин: для них бесплатно были доступны 3800 курсов по 400 специализациям. 

При этом пользователи в соцсетях отмечают, что в подлинном освоении новых навыков большинство бесплатных курсов – не помощники. Такие занятия призваны, скорее, познакомить ученика с новой для него стезей и помочь разобраться, его она или нет.  

Новые направления 

Пандемия стимулировала образовательные платформы к тому, чтобы открывать новые направления и записывать курсы, отвечающие вызовам времени. 

«Яндекс.Практикум», например, решил попробовать свои силы в суперконкурентной нише обучения английскому и основал собственный языковой сервис «Флоу». Желание столь крупного игрока онлайн-образования отвоевать себе место еще и под этим «солнцем» вполне объяснимо. Согласно статистике, именно ниша иностранных языков является лидирующей по доходности, ежегодно суммарно аккумулируя 5,3 млрд рублей. 

Те площадки, которые в прошлом позиционировали себя как узкопрофильные, специализирующиеся, например, только на Digital и IT, также не отставали, запуская курсы на совсем несвойственные им тематики. В Skillbox, например, появились курсы по дизайну и декорированию интерьеров, флористике, продюсированию онлайн-школ. В «Нетологии» – по публичным выступлениям и нивелированию конфликтов. 

Кстати, по результатам нашего независимого опроса общественного мнения, самыми интересными нишами в контексте онлайн-образования стали «Творческие профессии» (18,4%), «Психология» (15%), а также «Программирование и IT» (8,7%). 

Какие курсы интересны пользователям

Выход на рынок частников 

Возросло и число тех, кому захотелось записать собственные курсы. Таким на помощь приходили расплодившиеся платформы-агрегаторы по запуску авторских проектов – GetCourse, Smartller, Gurucan, Eduardo. Подобные ресурсы предлагают на своей базе размещать записанные уроки и сопутствующие учебные материалы, общаться со студентами и проверять выполненные домашние задания, проводить оплату и многое другое. 

Любопытно, что желание делиться с миром знаниями и опытом возникло как у популярных инфлюенсеров и медийных персон (на GetCourse, например, можно найти курс от Ляйсан Утяшевой и Павла Воли и даже Ирины Хакамады), так и у экспертов из разных сфер. 

Если лидеры мнений в глобальной сети уже успели преуспеть в этих вопросах, то преподаватели, пришедшие из офлайна, только начинают осваивать новое. Для многих по-настоящему компетентных экспертов выход в онлайн – все еще темный лес, который без грамотного продюсера и определенных вложений так и не станет доступным. В связи с этим сложно говорить о том, что преподаватели офлайн-школ начали активно заполнять рынок. Чего нельзя сказать об уже состоявшихся популярных блогерах, которые резво выпускают все новые и новые инфопродукты, не всегда являясь экспертами в направлениях, за которые берутся. 

Однозначно сказать, что курсы лидеров мнений пользуются какой-то исключительной популярностью в сравнении с остальными, затруднительно. К качеству, цене и ценности таких курсов обращено повышенное внимание. В случае, если они оказываются недолжного качества и по объективным причинам разочаровывают студентов, критики звучит больше обычного. Достаточно вспомнить кейс с блогером-миллионником @evdklar, которая продала курс по созданию масок в Instagram и столкнулась с волной негатива, так как на курсе не освещались никакие технические нюансы, а также не было обещанного активного сопровождения студентов. 

Выход на рынок новых школ 

Наряду с теми, кто захотел поделиться с миром своими знаниями, нашлись и те, кто, несмотря на кризис, не побоялся запустить собственную образовательную платформу. Предпринимателям приходили на помощь получившие распространение курсы по запуску онлайн-школ. Так в каталоге EdMarket, проекта «Нетологии-групп», представлены курсы «Система: запуск и продюсирование онлайн-курсов», «Маркетолог: продвижение онлайн-школы», «Построение продаж в онлайн-школе» и другие. При этом разброс цен достаточно значительный: есть курсы стоимостью 20 или 30 тысяч рублей, самый дорогой стоит больше 100 тысяч рублей.  

Программы с индивидуальным сопровождением 

Курсы стоимостью от ста тысяч в контексте дистанционного образования обычно свойственны так называемым VIP-пакетам, в которые входит индивидуальное сопровождение преподавателя. Такие курсы отличает строго ограниченное количество мест, возможность присоединиться только в определенный момент времени, иногда – наличие практики в реальных компаниях и даже обещания помочь с трудоустройством после. 

При этом потолок цен в данном сегменте нащупывается с трудом: в «Школе Продюсера» Татьяны Маричевой, например, место на курсе, предусматривающем 8 занятий коуч-группы численностью не более 10 человек стоит 300 тысяч рублей, если не успеть купить со скидкой. 

Платформы, у которых подобные пакеты были предусмотрены, в большинстве своем отказываться от них не стали, а, значит, можно с осторожным оптимизмом заключить: несмотря на кризис, желающих вложиться в качественное образование не уменьшилось

В пользу данного вывода, в частности, говорят результаты независимого опроса* – 27,5% респондентов готовы платить за онлайн-образование сколько угодно, лишь бы это приносило пользу.  

Какую сумму готовы пользователи тратить на онлайн-обучение

*согласно данным, полученным в ходе независимого социологического опроса, проведенного специалистами образовательной онлайн-платформы AdAurum Academy на базе Яндекс.Взгляд, который завершили 179 человек. Мужчины и женщины 18+. Все регионы России.

Другие тренды 

Что же еще делали крупные онлайн-школы, чтобы сохранить устойчивость в турбулентное время? 

  • Предоставили возможность оформлять рассрочку. 

Учитывая резко упавшую покупательскую способность населения (по сведениям Росстата, доходы россиян во втором квартале 2020 года упали сразу на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), это пришлось очень кстати. 

  • Повысили цены. 

Средняя цена курса от Skillbox, например, 60–70 тысяч рублей. В летние месяцы стоимость курсов росла в среднем на одну–две тысячи рублей.

  • Вводили подписную модель и предлагали абонементы.

В EdMarket, например, 5 курсов можно приобрести по цене 2. Стоимость подписки зачастую значительно ниже стоимости какого-то одного конкретного курса, однако там, как правило, отсутствует большая часть полезного функционала вроде проверки домашних заданий, а доступ к материалам предоставляется на ограниченный срок (в среднем, не более, чем на месяц). 

Резюме 

Пандемия действительно поспособствовала развитию рынка онлайн-образования, однако конкурировать на нем проще не стало. Чтобы не просто совершить успешный запуск, но и твердо стоять на ногах, необходимо быстро подстраиваться под изменения. Это значит: непрерывно изучать спрос, находить наиболее популярные ниши, постоянно взаимодействовать со своей аудиторией, совершенствовать интерфейс онлайн-платформ, осваивать новые технические инструменты, менять ценовую политику и многое другое. Не каждый способен быть гибким и отслеживать, что будет популярным завтра. Как и всегда, выжил и выживает сильнейший.

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Марине Ибушевой


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Что такое AIO (AI Optimization) или GEO-оптимизация, как быть на шаг впереди конкурентов
Эдуард
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Эдуард - Годно) многие моменты я не знал.
Фиды, фильтры, внутренний поиск: как выжать максимум при технических ограничениях и увеличить трафик более чем в 5 раз
i-Media интернет-агентство
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
i-Media интернет-агентство - Google Merchant работает, товары показываются - в кейсе есть скриншот с примером.
SEO-анализ сайта – новый сервис для технического аудита сайта
Олег Алексеев
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Олег Алексеев - Сюда t.me/obivaaan или сюда t.me/olegalexeyev
AI SEO в 2025: 5 шагов к видимости бренда в поиске нового поколения
Пиксель Плюс
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Пиксель Плюс - Сергей, здравствуйте! Мы починили ссылку. Спасибо, что обратили внимание!
Мошенники придумали новую схему обмана с дипфейками
Константин Овсиенко
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Константин Овсиенко - Мошенники в телеграм 2202206115977659 Юлия Владимировна К.
SEOnews опубликовал итоги рейтинга «SEO глазами клиентов 2025»
Старый сеошник
7
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Старый сеошник - Все ждали с нетерпением рейтинг от СеоНьюс, где первое место опять займет Ингейт! Бешеная интрига)))
Высокая позиция в Яндексе: гарантированный билет в нейроответы или миф?
Старый сеошник
7
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Старый сеошник - Так наивно повелся на заголовок и обещание исследования на 5 млн запросах. А попал на частные мнения трех сеошников с общими формулировками и аргументами, которые гуляют по интернету уже полгода почти)
ЕРИР планирует охватить все платные интеграции в интернете, а не только рекламу
ыапрыввар
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
ыапрыввар - Ну то есть в рунете больше не будет существовать обзоров. Да уж. Постепенно умрут и блоги.
Стратегии в Mobile: как построить эффективную коммуникацию
Потаппотейтос
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Потаппотейтос - у вас что, циклическая ссылка на странице? дальше оптимизацию смотреть?
Пользователи смогут создавать видео на основе изображений в приложении Алиса
ангелина
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
ангелина - сгенерируй видео где пожилой мужчина больших размеров танцевал балет и резко вылетел в окно
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
393
Комментариев
373
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
141
Комментариев
124
Комментариев
121
Комментариев
100
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
74
Комментариев
67
Комментариев
66
Комментариев
60
Комментариев
59

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!