×
Россия +7 (495) 139-20-33

РИФ 2018: как операторы связи взаимодействуют с государством и пользователями

Россия +7 (495) 139-20-33
Шрифт:
0 3888

18 апреля прошел первый день РИФ 2018. Одним из спикеров мероприятия был ведущий юрист правозащитной организации «Роскомсвобода» Саркис Дарбинян. Он представил результаты исследования, посвященного оценке политик и практик деятельности четырех крупнейших российских операторов мобильной связи (Теле2, «Билайн», «Мегафон», МТС). В отчете демонстрируется, какие усилия «Большая четверка» операторов прилагает для обеспечения прав граждан на свободу самовыражения и тайну частной жизни, а также как соблюдает стандарты по защите цифровых прав человека и гражданина.

Для проведения исследования использовалась методология Ranking Digital Rights. Исследуемые вопросы сгруппировали по пяти основным темам:

  • Позиция компании по соблюдению прав человека.
  • Доступность Пользовательских соглашений (ToS) и Политики конфиденциальности.
  • Защита прав пользователей на свободу информации.
  • Защита прав пользователей на приватность.
  • Способы блокировок ресурсов, применяемые операторами.

Результаты

Позиция компании по соблюдению прав человека

Здесь учитывалась любая активность компании по анонсированию отношения к текущим законопроектам и законам, прямо влияющим на цифровые права человека. Также на оценку влияло участие в ассоциациях, чей фокус направлен в том числе на соблюдение прав и свобод пользователей.

1.png

«Билайн» и МТС гораздо громче других компаний заявили о своей приверженности соблюдению прав человека. Это можно объяснить участием холдинговых компаний Veon (для «Билайн») и АФК «Система» (для МТС) в Глобальном договоре ООН, который требует от участников соблюдения его принципов.

Стоит отметить, что российское законодательство не требует от операторов публиковать данные о запросах со стороны госорганов.

Доступность Пользовательских соглашений и Политики конфиденциальности

Здесь оценивалось, насколько легко пользователям найти Правила и Политику, а также насколько понятно они написаны и как подробно описаны процедуры внесения изменений в такие документы и извещение об этом клиентов.

2.png

Результаты показали, что все операторы размещают в публичном доступе для широкого круга лиц собственные Пользовательские соглашения и Политику конфиденциальности. Однако документы обычно трудночитаемы, так как написаны языком юридического канцелярита. В некоторых случаях документы сложно найти на сайте.

Защита прав пользователей на свободу информации

Здесь исследователи рассмотрели транспарентность компаний по публикации сведений о причинах ограничения доступа к некоторым сайтам и страницам, количестве запросов об ограничении доступа, порядка принятия решений об ограничении доступа к ресурсам. Кроме того, для понимания порядка и объема информирования пользователей о причинах блокировки сайтов были изучены страницы «заглушек» на предмет их содержания, а также наличия всех необходимых информационных элементов.

3.png

Ни один из операторов не публикует процедуру принятия решений об ограничении доступа к онлайн-ресурсам, порядок обжалования таких решений. Недоступна и информация о количестве блокируемых оператором сайтов. Стоит отметит, что наилучшим образом причинах блокировки оповещают абонентов в МТС: информацию можно найти без переходов на другие сайты.

Защита прав пользователей на приватность

Исследователи изучили публичные декларации компаний касательно объема собираемых персональных данных абонентов, их использования, порядка хранения и удаления. Отдельное внимание уделили анализу внутренних процедур по контролю за доступом к данным пользователей и их предоставления по запросу государственных органов.

4.png

Как показали результаты, ни один из операторов не оповещает абонентов о рисках ограничения их конституционных прав и не раскрывает информацию о возможностях перехвата трафика пользователей правоохранительными органами с помощью системы СОРМ.

Способы блокировки сайтов

Исследователи выделяют пять вариантов ограничения доступа к запрещенным ресурсам:

  • Блокировка по IP-адресу и протоколу;
  • Блокировка с помощью технологии DPI;
  • Блокировка по URL-адресу;
  • Блокировка посредством платформы (обычно применяется поисковыми системами);
  • Блокировка по DNS.

4A293DBF-88CA-40F5-BF77-9112CF1C281F-768x735.jpeg

Выводы

На основании полученных данных исследователи сделали следующие выводы:

  • Компании не публикуют данные о количестве запросов от госорганов.
  • Процедура блокировки сайтов и порядок обжалования не разъясняются.
  • Документы написаны сложным для восприятия языком и их сложно найти.
  • «Страницы-заглушки» операторов связи раскрывают различную по объему информацию.

Ознакомиться с данными исследования более подробно можно здесь.

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
Читайте нас в Telegram - digital_bar

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Марине Ибушевой


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Алгоритм продвижения сайта через Pinterest
Виктор Гаврюков
27
комментариев
1
читатель
Полный профиль
Виктор Гаврюков - В самом вверху есть ссылка на мою группу в ВК, там где автор материала. Через группу и свяжитесь со мной_)
Ссылочный апдейт Google: что изменится для SEO-специалистов в рунете
Тимур
6
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Тимур - Понял, спасибо за информацию.
Как забрать 5 мест в выдаче из 10. Кейс-эксперимент
Виктор Гаврюков
27
комментариев
1
читатель
Полный профиль
Виктор Гаврюков - такое можно делать и с ВЧ_)
3 основные ошибки, которые допускают владельцы сайтов при продвижении
Виктор Гаврюков
27
комментариев
1
читатель
Полный профиль
Виктор Гаврюков - Не обращай внимания_) Если у тебя хороший ресурс, то ты будешь первоисточником, и все кто своровал, автоматически начнут на тебя ссылаться, точнее, так гугл будет считать_)
Как продвинуть сайт по коммерческим запросам в ТОП-10 с помощью ресурса Reddit
Denis Zar
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Denis Zar - пользовались услугами по продвижению на реддит от reddit-marketing.pro?
Как мы увеличили трафик из Яндекса более чем в 3 раза за неделю на сайте клиники. Кейс
Андрей
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Андрей - У большинства сайтов произошел рост в Гугле в декабре и в марте Яндекса. Ваши шаманства тут не причём :)
Как доработка структуры вывела сайт в ТОП-10 Google и увеличила трафик в 2 раза. Кейс Связной Трэвел
Дмитрий
3
комментария
0
читателей
Полный профиль
Дмитрий - Вероятнее всего было обновление Google и позиции были снижены в связи с низкой скоростью загрузки страниц (так как доработке ведутся не только по SEO, но и в целом по функционалу сайта, появляются новые скрипты). В этот период в Google Search Console увеличилось количество страниц с низкой скоростью загрузки. Мы выявили несколько проблем, которые снижают скорость загрузки страниц и выдали рекомендации по их устранению. Пока данные рекомендации находятся в работе. Также был проведен анализ EAT факторов и проверка сайта на соответствие требованиям Google к YMYL сайта, выданы рекомендации по доработке данных факторов (ждем внедрения наших рекомендаций, поделимся потом результатами).
SEO для интернет-магазина зоотоваров: как привести заказы на миллион рублей в месяц. Кейс
Евгений Носенков
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Евгений Носенков - >>Резюмируя свое мнение: кейс пуст, так как нет связи с конечными целями бизнеса. Если вы внимательно прочтете весь кейс, то увидите, что мы как раз считаем ключевые метрики для бизнеса, такие как CPO из органики, например. И 77 рублей за заказ со средним чеком 2000 рублей, с учетом всей расходной части (себестоимость, хранение, доставка и тд) — это более, чем рентабельно. Плюс весь оффлайн (кто посмотрел на сайте, но пришел ножками в любую из 60-ти точек) не учитывается в данном кейсе. "У меня был проект и не окупался", "В Беларуси кто-то там банкротится" — серьезный фундамент для аналитики по отрасли, ничего не скажешь. >>сейчас тут в ЗОО рентабельны чат боты и воронки А у тоннелей продаж как дела, норм с рентабельностью?)
90% специалистов выделяют бюджет на ссылки. Sape и SEOnews публикуют исследование рынка SEO
Fase Bosty
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Fase Bosty - Часть рекламного бюджета тоже на ссылки трачу. Благо, что от них есть польза, поведенческие факторы повышаются. Вот только я не на биржах их покупаю, а использую сервис zenlink, ибо у них размещение ручное и на тематических площадках.
Автоматизация сбора данных Core Web Vitals в Google Таблицах на своем сайте и сравнение с конкурентами
Grinvind
22
комментария
0
читателей
Полный профиль
Grinvind - В каком?
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
385
Комментариев
373
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
141
Комментариев
121
Комментариев
114
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
92
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
74
Комментариев
67
Комментариев
62
Комментариев
60
Комментариев
59

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!