×
Россия +7 (495) 139-20-33

Типы запросов и кликабельность позиций в выдаче Яндекса. 3 места в выдаче Яндекса

Россия +7 (495) 139-20-33
Шрифт:
5 27557

Глоссарий

Кликабельность соотношение количество показов ссылки и количества нажатий на данную ссылку.
Результаты поиска (SERP/СЕРП) акроним от англ. «Search Engine Result Page» — страница результатов поиска, выдаваемая поисковой системой по запросу пользователя.
Релевантность — применительно к результатам работы поисковой машины это степень соответствия запроса к найденным ресурсам, уместность результата поиска в поисковой системе. Релевантность является субъективным понятием, поскольку сами результаты поиска, полезные и необходимые для одного интернет-пользователя, могут быть неуместными и бесполезными для другого.
Сниппет — часть текста, отрывки веб-страницы, которая содержит слова поискового запроса, выводящегося поисковиком в результатах поиска по самому этому запросу. Часто бывает, что, оценив сам сниппет, можно, не открывая саму страницу, приблизительно проанализировать, соответствует ли она требуемому запросу.
Информационные запросы — запросы, которые задает пользователь при поиске определенной информации, не заботясь о том, на каком именно веб-сайте он ее обнаружит. (Пример запроса: «текст гимна России»).
Навигационный запрос задает пользователь, который ищет сайт, где, по его предположению, содержится интересующая его информация. (Пример запроса: «официальный сайт МГУ»).
Транзакционный запрос — запрос, в формулировке которого пользователь выражает свою готовность совершить какое-либо действие. (Пример запроса: «купить сотовый»).

Введение

В продвижении сайтов в поисковых системах можно выделить несколько основных задач (можно называть их этапами):

«программа минимум» — попадание продвигаемого сайта в выдачу поисковой системы (обозначает, что сайт так или иначе, но присутствует в выдаче);
«основная программа» — попадание продвигаемого сайта в TOP10 выдачи поисковой системы (гарантия того, что по искомому запросу сайт будет показан в выдаче поисковой системы пользователю; чем популярнее запрос, тем большее количество показов будет у сайта);
«программа максимум» — попадание продвигаемого сайта в TOP1 выдачи поисковой системы (явное лидерство в выдаче).

Необходимость попадания продвигаемого сайта в TOP10 поисковых систем давно уже не миф, а непреложный факт, доказанный для Яндекса в 2004 году Андреем Ивановым и Spylog, а для Google в 2005 учеными Корнуэльского университета.

Зачем же стремиться к полному лидерству? Чем первая позиция отличается от остальных?
При этом ещё не каждый запрос одинаково «полезен»: для компании, занимающейся производством пластиковых окон, разница в качестве перехода по запросам «что такое окна» и «купить окна» очевидна.

Цель исследования

Сегодня можно переиначить вопрос Андрея Иванова «Одинаково ли равна первая позиция и десятая?» в такой: «Одинаково ли равна отдача от первой и десятой позиции для информационного, навигационного и транзакционного запроса?».
Для продвижения разных типов сайтов нужны и важны свои типы (навигационные, транзакционные, информационные) запросов.

Поэтому ответ на вопрос, например, «на какой позиции выдачи можно получить максимум переходов по запросу „купить окна“?» , знать более-менее точно необходимо. Таким образом, цель данного исследования — узнать, как зависит клибельность позиций в Яндексев от типа запроса.

Методология сбора данных

Для ответа на поставленный перед нами вопрос правильнее всего изучить поведение пользователей на странице выдачи по определенному типу запросов. И эти данные были получены благодаря участию в эксперименте более чем 300 пользователей-добровольецев.

Альтернативой данному методу мог стать анализ, подобный проведенному компанией «Ашманов и Партнеры». Авторы исследования пишут: «В исследовании мы использовали еженедельную статистику по 15 000 поисковым запросам в трех наиболее популярных в Рунете поисковых системах („Яндекс“, „Рамблер“, Google)»" . При этом ни слова не говорится о том, каким образом данная статистика была получена (вряд ли им предоставили ее сами Яндекс, Рамблер и Google). Скорее авторы пользовались статистическими системами типа wordstat.yandex.ru (или открытой статистикой LiveInternet), но в этом случае неясно, как они узнали, сколько раз спросили конкретный запрос в конкретной форме.
Чтобы избежать подобных «темных» пятен в своем исследовании, мы приняли решение провести эксперимент на «живых людях».

Этапы проведенного исследования

1. Отбор запросов для эксперимента

Для нашего исследования был отобран 21 запрос (в группах по основным типам): были отобраны достаточно низкочастотные запросы; при этом старались выбирать такие запросы, которые полностью (однозначно) отражали бы в себе то, что хотели найти пользователи по искомому запросу.

Список исследуемых запросов:

информационные:

биография пушкина
история развития компьютеров
крупнейшая выставка кошек
кто такая кикимора
рейтинг seo блогов
рецепт салата цезарь
телепрограмма на неделю
характеристики mazda 6

навигационные:

адрес гостиницы домодедово
адрес мгту
интернет-магазин сотовых
сайт ferrari
сайт вакансий

транзакционные:

athlon 64 прайс-лист
honda cr-v цена
автомобиль калина б/у
квартира на сутки питер
купить холодильник
установка стальной двери
фотоаппараты nikon отзывы
кухонная мебель скидки

2. Сбор данных для анализа

Пользователям предлагалась выдача Яндекса по 10 запросам (случайно выбранным из исследуемых 21-го): перед ними стояла задача найти сайт, который содержит наиболее точный ответ на данный запрос; при этом допускался просмотр любого количества сайтов из выдачи, а также переход на другие страницы выдачи по запросу (клики по объявлениям Яндекс.Директа не учитывались); временных рамок при этом не стояло.

После прохождения опроса пользователям предлагалось ввести e-mail для отправки результатов исследования и графической сводки «индивидуальности».

3. Обработка результатов

После завершения сбора данных по исследованию была проведена их обработка. С помощью специально созданных инструментов был проведен комплексный анализ полученных данных, и в результате были построены таблицы и графические зависимости по каждому из типов запросов, а также составлена средняя сводка по всем запросам.

Полученные результаты

1. Зависимость количества переходов от позиции в результатах поиска

Таблица эффективности позиции ссылки в Тор10 результатов поиска

Позиция Информационные Навигационные Транзакционные Среднее Медиана
1 0,269 0,329 0,272 0,29 0,272
2 0,171 0,192 0,204 0,189 0,192
3 0,149 0,123 0,131 0,134 0,131
4 0,089 0,092 0,083 0,088 0,089
5 0,071 0,049 0,078 0,066 0,071
6 0,047 0,058 0,047 0,051 0,047
7 0,056 0,054 0,051 0,054 0,054
8 0,051 0,043 0,048 0,047 0,048
9 0,047 0,029 0,044 0,04 0,044
10 0,047 0,031 0,043 0,041 0,043

Как видно из результирующей таблицы, разница между вероятностями клика по 1 и 10 позиции очень наглядна: количество кликов по первому месту в выдаче, в среднем, в 7 раз (!) больше, чем по десятому.

Графики распределения вероятности клика по позициям поисковой системы Яндекс

График распределения вероятности клика по позициям

Из графика видно, что по навигационному типу запросов на вероятность клика по первой позиции немного выше. Данное обстоятельство может быть обусловлено тем, что в подавляющем большинстве случаев на первых позициях находятся именно те сайты, на которые и хотят попасть пользователи.

График распределения вероятности клика по позициям

График показывает усредненную вероятность клика по той или иной позиции.

Вывод

Таким образом, можно сделать вывод: несмотря на принадлежность запросов к различным типам, картина кликабельности (по типам запросов) носит сходный характер. Только по навигационному типу запросов вероятность клика по первой позиции немного выше.

Как уже было сказано, мы исследовали низкочастотные запросы, однако предположительно, по средне- и высокочастотным запросам картина достаточно похожей, за исключением, вероятно, максимумов на топовых позициях по шкале «Вероятность клика по результату поисковой системы» (как в большую, так и в меньшую сторону).

В целом же кликабельность по первой позиции в несколько раз выше, чем по 5-6-ой, и тем более по 10-ой.
Поэтому стремление занимать в выдаче top3 (в идеале — top1) оправдано и усилия, затраты стоят того. Не Топ-10, как показало наше исследование, а именно первые позиции на странице выдачи обеспечат приток пользователей, а, как известно, пользователь — потенциальный покупатель.


(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
Читайте нас в Telegram - digital_bar

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Ане Макаровой


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
  • ZepLeppelin
    больше года назад
    Стат. анализ слабоват. Хотелось бы погрешности посмотреть, ведь это очень важный параметр, т.к. позволяет получить минимальную оценку. Выборки делать побольше нужно, хотя там уточнение небольшое будет.

    В целом абсолютно естественный закон — гауссово распределение. Если было бы не так, страшно было бы жить :) Главная информация из статьи — процент людей, которые перейдут на сайт.
    -
    0
    +
    Ответить
  • gorsv
    2
    комментария
    0
    читателей
    gorsv
    больше года назад
    Молодцы, чего еще сказать! Более подробные графики, чем у Ашманова, приведены сами запросы - это "плюс".
    А так - ничего нового.
    -
    0
    +
    Ответить
  • Гость
    больше года назад
    А что тут нового? Это давно известные факты, повторяющие с точностью до второго знака ранее опубликованные материалы.
    -
    0
    +
    Ответить
  • ООО "Ай-ВИ"
    44
    комментария
    0
    читателей
    ООО "Ай-ВИ"
    больше года назад

    Дайте ссылочки, чтобы не быть голословным...
    -
    0
    +
    Ответить
  • Гость
    больше года назад
    -
    0
    +
    Ответить
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
«Юзабилити-лаборатория»: оставляйте заявку на участие!
Анна Макарова
381
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Анна Макарова - Антон, добрый день! Ваш сайт не попал в основную выборку для юзабилити-анализа, но эксперты постараются сделать по вашему сайту видеоразбор (ю-ревью). Будем держать вас в курсе )
Тест по SEO – проверь свой уровень знаний
Артем Дорофеев
8
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Артем Дорофеев - Полный текст вопроса со скриншотом панели прикладываю. Итого, что имеем: - на скриншоте отмечено, что это фильтр МПК - сайт коммерческий - рекламы на сайте нет С вероятностью 95% это ошибка (которая уже дважды случалась в Яндексе), когда они случайно "закосили" неповинные сайты. Тогда по запросу Платону фильтр быстренько снимали. Но вопрос даже не на знание этого нюанса. В любой непонятной ситуации, прежде чем что-либо предпринимать (особенно переписывать весь контент на сайте или менять дизайн, как указано в других вариантах) - фильтр следует подтвердить. Правильный ответ: "Написать письмо в техподдержку Яндекса".
Кейс: как за 30 дней вывести новый сайт в ТОП выдачи Google
Сергей
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Сергей - Прошёл у Паши курс год назад, пытался продвигать свой сайт portativ.org.ua, но особых продвижений нет. Наверное сео уже умерло??
Выбираем CMS для сайта с точки зрения SEO: базовые требования
SEO.RU
6
комментариев
0
читателей
Полный профиль
SEO.RU - Спасибо за замечание, действительно была допущена неточность - возможно информация была не так давно обновилась. Данные в статье поправим на актуальные.
Digital-marketing: как выжить в кризис. Опыт реальной компании
Maks
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Maks - Спасибо за опыт Вашей компании, Иван Папусь. Интересно получилось! Желаю Вашему бизнесу стабильности и успешно пережить все кризисы))
100+ ресурсов по SEO для изучения поисковой оптимизации с нуля
Марина Ибушева
0
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Марина Ибушева - Спасибо за добавление. Мы уже работаем над отдельным материалом про курсы, потому что одной статьи мало, чтобы охватить все крутое по обучению)
SEO must go on! Почему в кризис нельзя останавливать продвижение сайта
everystraus
43
комментария
0
читателей
Полный профиль
everystraus - Мы даже варианты не рассматривали. Если проект неустойчив, сразу предлагали сбавить обороты до минимума, но и так, чтоб не свалиться в штопор. Именно по СЕО чаще всего.
Как стандартизировать данные семантики с помощью логарифмов
Юлий
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Юлий - Чем снималась коммерцелизация?
Гайд по работе с освобождающимися доменами: перехват, восстановление, создание сетки и заработок
Daniel Dan
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Daniel Dan - Интересно и полезно читать, Спасибо!
Платные и бесплатные курсы по SEO и интернет-маркетингу для новичков и опытных специалистов
Алексей Терещенко
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Алексей Терещенко - Запустил бесплатный марафон для SEO специалистов с нуля в Фейсбуке. Рекомендую начинать совой путь с него и дальше уже определятся, нравится направление или нет. Так же на базе обучающего марафона есть сообщестово в котором все в удобном формате общаются и постигают профессию. Моя миссия - создать сообщество крутых и образованых seo специалистов и поднять качество услуг на высокий уровень. Кому интересно, присоеденяйтесь www.facebook.com/groups/startseofree/
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
381
Комментариев
373
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
141
Комментариев
121
Комментариев
113
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
89
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
67
Комментариев
60
Комментариев
60
Комментариев
59
Комментариев
57

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!