×
Россия +7 (495) 139-20-33

Трансформация сайтов интернет-магазинов за 11 лет

Россия +7 (495) 139-20-33
Шрифт:
0 3257
Подпишитесь на нас в Telegram

За десятилетие интернет-магазины сделали огромный прыжок: от простых и неуклюжих сайтов с ограниченным каталогом, который изредка обновляли вручную, до современных, эстетичных и удобных платформ для онлайн-шопинга. Какие изменения произошли в пользовательском опыте на сайтах интернет-магазинов за последние 11 лет? Какие функции и возможности стали более востребованными? В статье разбираемся, как интернет-магазины стали «комбайнами» в мире коммерции.

С чего все начиналось

У нас в Моризо Диджитал есть кейсы екома начиная с 2014 года. Первый проект — Lacoste, логистическая часть сайта и весь екоммерс строился на базе логистического оператора СПСР. На момент начала работы с Lacoste в России уже были сформирован пользовательский опыт в части электронной коммерции, поэтому мы адаптировали глобальные дизайн-гайды бренда, затем в течение первых месяцев отслеживали корректность поведения магазина для покупателя. Через полтора года получили результат: интернет-магазин стал давать значимую часть заказов среди всей сети магазинов Лакост в РФ.

Рассмотрим подробнее, что изменилось в функциональности интернет-магазинов за 11 лет.

Бизнес-процессы

Было: покупатель оставлял заявку на сайте, заявка уходила на почту, затем вручную обрабатывалась, менеджер общался со складом, собирал заказ и отдавал в службу доставки.

Интернет-магазины

Интернет-магазины

Стало: автоматизированная система по передаче заказа из «корзины» в руки покупателю. К этой системе стараются сейчас придти большинство интернет-магазинов. Современные сервисы позволяют автоматизировать продажи в любом онлайн-магазине, но не у всех это будет финансово оправданно, так как стоимость автоматизаций и фулфилмента оправданы не для всех ниш.

Интернет-магазины

Интернет-магазины

Интернет-магазины

Рассмотрим подробнее, что поменялось в сайтах интернет-магазинов.

Виджеты

Чат на сайте – достаточно старый инструмент. Но бренды рекламировались в основном на ТВ и радио, поэтому виджеты развивались медленно. 

К 2023 году приоритетами стали:

  • персонализация – добавился блок с индивидуальным подбором товаров и рассылок с помощью таких инструментов, как Mindbox, Expertsender и RetailRocket;  
  • двусторонняя коммуникация – полноценная обработка входящих запросов с сайта, когда через виджет можно не только получить консультацию, но и полностью оформить заказ.

Поисковая оптимизация

Техзадания на SEO стали больше и объемнее. Если ранее один из частых запросов – вставить в подвал текст на 1000+ символов с ключевиками, то со временем стали встречаться более сложные запросы. Например, для сайта компании SuperStep мы сделали уникальные шаблоны мета-тегов и заголовков посадочных страниц каталога с фильтром еще до появления подобных возможностей в 1С-Битрикс.

Мобильные и адаптивные версии

Первый айфон вышел в 2007 году, и мобильные версии сайта стали появляться примерно в то же время. 

Но в мобильные версии выносили только основные функции, потому что интернет был не очень быстрый, так что с мобильных устройств пользоваться сайтами интернет-магазинов было не очень удобно.

Затем 3G, 4G и развитие смартфонов привели к буму адаптивных версий, и функционал мобильных версий стал полноценным. Теперь две трети покупателей – мобильные юзеры.

Аналитика

Раньше веб-аналитические сервисы просто считали количество посетителей, а сейчас это мощные системы для анализа трафика, которые считают буквально все: от старта воронок и до достижения целей. Для екома появились отличные аналитические инструменты типа тепловых карт.

Например, А/В тесты веб-страниц мы использовали для Lacoste в 2016 году. Потом появился большой запрос на аналитические отчеты для BI-систем. Компании стали действительно много усилий тратить на сбор и обработку данных, у клиентов появились запросы на дашборды по системам продаж.

Новые фреймворки и языки программирования

Вместо чистого PHP для разработки теперь чаще используют фреймворки Laravel и Symfony. 

По фронту: применение технологического подхода SPA (Single Page Application) и аналогов позволяет разработать эффективное и быстрое решение, в том числе в части сокращения сроков разработки и в части скорости работы для пользователя.

Преимущества такого решения — разделение труда программистов и возможность параллельной разработки. Скорость клиентской отрисовки повысилась: каждый блок страницы перезагружается отдельно. Применение современных подходов разработки веб-приложений, таких как Vue.JS+Nuxt.js позволяет эффективно вести параллельную разработку бизнес-логики проекта на бэкенде (которым может быть, к примеру, 1С-Битрикс) и логики внешнего вида на фронтэнде.

1С-Битрикс стал лидером рынка CMS, для большинства веб-разработчиков это самый частый используемый инструмент для екома.  

На Magento, WordPress тоже все еще делают интернет-магазины. Чаще это небольшие компании, которые делают интернет-магазин впервые. Это адекватное решение для старта, когда еще нет понимания, какой функционал нужен. Со временем компания понимает свои требования и приходит с проектом кастомной разработки.

У нас был клиент крупный бренд, который использовал Magento. Их проблемой было то, что сложно найти поддержку редких систем. Бюджеты на поддержку таких систем выше среднерыночных, и высока степень привязки к разработчику.

Безопасность к взлому, вирусам, ддосу

Рынок стал более образованным на тему защиты. Клиенты научились считать потери от, например, суточного DDoS, и стали вкладываться в защиту. Клиентские запросы привели к появлению новых систем защиты.

Появилось понимание, что сайты взламывают не только через XSS, но и через уязвимость версий ПО, ошибки сертификатов и прочее. Тут нужен комплекс защитных мер, разработчики научились это внедрять.

Быстродействие

Чем быстрее сайт интернет-магазина, тем выше конверсия. На большом объеме трафика это чувствительно. Поэтому появились новые инструменты: CDN, оптимизация кода, фронта и бэка, разделение фронта и бэка.

Интеграции с внешними системами

Появились новые варианты интеграций: службы доставки, внешние склады, системы управления номенклатурой, системы управления заказами, работа с данными. Многие интернет-магазины внедрили автоматизации email-маркетинга, CRM, системы омниканальной лояльности.

Даже небольшие интернет-магазины имеют интеграции с логистическими компаниями и системами оплаты, в распространенных CMS встроены готовые решения для платежных интеграций.

Для маркетплейсов теперь готовятся автоматические фиды, остатки и цены должны быстро обновляться и передаваться.

У крупного екома есть складские процессы, с ними тоже теперь отдельная интеграция.

По нашему опыту, раньше было сложнее на этапе проектирования сайта доказать клиенту, что нужна отдельная система для управления каталогом и складом. Сейчас сайт – это одна из витрин, а весь бизнес сосредоточен во внешних системах.

У клиентов стало больше понимания, что интернет-магазин — это каталог в первую очередь, и его лучше делать отдельной системой. Например, на сайте Техмаркета ассортимент — 50 000 товаров. На сайте стало неудобно этим всем управлять, поэтому мы стали искать решение. Так как для выставления счетов компания уже использовала 1С со своим справочником номенклатуры, то миграция позволила обогатить номенклатурную базу характеристиками. Сейчас управление каталогом происходит полностью в 1С, это сокращает временные затраты на обновление и минимизирует ошибки заполнения.

Еще несколько изменений в формате вопрос-ответ

Что изменилось в законах?

На сайтах появились Cookies-предупреждения, галочки в формах заказов и регистраций о сборе персональных данных.

Раньше при покупке в интернет-магазине пробивали чек или другой отчетный документ, и присылали его распечатанным вместе с заказом. Теперь стал обязательным процесс фискализации с помощью онлайн-касс и отправки клиенту и в ФНС чека.

Насколько развиты наши технологии екома относительно мировых?

Доставка за 1-2 дня – это уже наша реальность, хотя в других странах такой скорости почти нигде нет.

У нас есть несколько крупных маркетплейсов: Яндекс Маркет, Сбермаркет, Озон – из-за конкуренции и продвинутый сервис, и быстрые доставки.

Какой прогноз на следующие 5 лет?

К сожалению, многие монобренды екома ушли с нашего рынка, а маркетплейсы еще больше отъели рынок. Наш прогноз: будет продолжаться переход мелких поставщиков в маркетплейсы, новые бренды тоже будут туда идти за условно-бесплатным трафиком.

Новые сильные бренды, конечно, появятся, но этого ждать еще 3–4 года. Приходят на рынки новые бренды из Турции, например. Поэтому рынку еще есть куда развиваться.

Краткие итоги

Пройдемся по основным моментам, на что делать упор при развитии интернет-магазина в 2023 году:

  • Виджеты. Помогают персонализировать подбор товаров и рассылок, дают возможность полноценно обрабатывать входящие запросы с сайта и закрывать заказ.   
  • Поисковая оптимизация. Помогает сайту лучше ранжироваться в поисковиках с помощью оптимизации заголовков страниц и мета-описаний и т.д.
  • Мобильные и адаптивные версии. Все больше пользователей используют мобильные устройства для доступа к интернету. Поисковики учитывают адаптивность сайта при ранжировании результатов поиска.  
  • Аналитика. Сейчас аналитика сайта – это не просто счетчик посетителей, а мощные системы для анализа трафика, которые считают буквально все: от старта воронок и до достижения целей. 
  • Новые фреймворки и языки программирования. Эффективно использовать для фронта NUxt.js+Vue.js или Next+React, а для бэка 1С-Битрикс.   
  • Безопасность. Сайты взламывают не только через XSS, но и через уязвимость версий ПО, ошибки сертификатов и прочее. Например, если посчитать потери от суточного DDoS, то вложения в систему защиты становятся оправданными.  
  • Быстродействие. Чем быстрее сайт интернет-магазина, тем выше конверсия. На большом объеме трафика это чувствительно. Плюс скорость загрузки сайта влияет на удобство использования и удовлетворенность пользователей.  
  • Интеграции с внешними системами. Процессы интеграции со складскими и логистическими компаниями, с системами оплаты оптимизируют внутренние бизнес-процессы. Системы лояльности, e-mail-маркетинг позволяют привлечь и удержать покупателей. 
Друзья, теперь вы можете поддержать SEOnews https://pay.cloudtips.ru/p/8828f772
Ваши донаты помогут нам развивать издание и дальше радовать вас полезным контентом.

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Марине Ибушевой


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Примеры использования ChatGPT в SEO-стратегии
Гость
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Гость - Если кто то хочет протестировать Cat GPT в SЕО проектах на базе нашего агенства, приглашаем наудалкнную работу Tg: @thegoodlink
Эффективное продвижение сайтов: 10 лет опыта в SEO в Рунете и Буржунете
Павел Горбунов
11
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Павел Горбунов - Вы учтите, что за такие водные статьи хейтеры повалят жесткие. Сеошники воды не любят.
Особенности внутренней перелинковки для крупных сайтов
Злобная булочка
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Злобная булочка - Ну это ж ингейт)
'SEO глазами клиентов 2023'
Валерия Власова
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Валерия Власова - Приветствую! На момент проверки сайтов клиентов получились такие показатели. Возможно, самостоятельно вы проверяете свои проекты по другим параметрам. Поэтому получились разные результаты.
Увеличили трафик в 4 раза с помощью узких ключей и контентного SEO: кейс ОТП Банка
Бурлуцкий Сергей
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Бурлуцкий Сергей - В работе по ссылочному делаем упор по получению естественных ссылок в сочетании с краудом. Более подробно об этом мы рассказывали на нашем недавнем митапе - www.youtube.com/watch?v=dbl_vFHWqWQ (Второй доклад).
Что такое Яндекс Советник, и кому от него жить хорошо
Мама Стифлера
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Мама Стифлера - Вызывает сожаление, что вы не осознаете, что Яндекс.Советник может быть рассмотрен как форма рэкета, которая заставляет компании, размещающиеся в Яндекс.Маркете, выплачивать дополнительные финансовые средства, повышая в конечном итоге прибыль Яндекс.Маркета, но не принесет пользы для посетителей сайта.
Самые быстрорастущие доменные зоны в 2023 году. Исследование RU-CENTER
Станислав
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Станислав - С 2019 года количество доменов в зоне .ru остается на одном и том же уровне - около 5 млн. Все изменения на уровне 1% от этого объема в плюс или минус
Как быстро улучшить рейтинг компании на сайтах отзовиков
Zorgy Rihard
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Zorgy Rihard - давай я
Как за месяц увеличить количество заявок в 1,7 раза, а их стоимость снизить в 1,6 раза. Кейс
Sputniki
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Sputniki - Добрый день, Василий. Спасибо за вашу наблюдательность. На самом деле ошибки нет. Если вы сталкивались на практике с выгрузкой заявок из кабинета VK Рекламы, то заметите, что количество заявок не бьется с цифрами по рекламному кабинету (по статистике). Поэтому средняя цена заявки получается ниже чем у самых эффективных трех.
Как онлайн-магазинам получать максимум трафика с помощью Поиска по товарам Яндекса
Санал Эрдни-Горяев
11
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Санал Эрдни-Горяев - Это не покупная статья, SEONEWS моргни если Яндекс тебе угрожает баном.
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
386
Комментариев
373
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
141
Комментариев
121
Комментариев
119
Комментариев
100
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
74
Комментариев
67
Комментариев
64
Комментариев
60
Комментариев
59

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!