Рекламные кампании для вашего бизнеса
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Персонализация - две стороны одной медали

Россия +7 (495) 960-65-87
Шрифт:
0 1415

Современные информационные технологии окончательно встали на рельсы персонализации и теперь уверенно движутся в этом направлении. Разговоры о том, что в будущем каждому человеку может быть выдан уникальный IP адрес, уже не звучат фантастично.

Но поговорить я хочу лишь об одном аспекте, наиболее близком мне, - поисковых системах.

Каждый день мы задаем поисковым системам актуальные, интересующие нас запросы, выбираем заинтересовавшие нас результаты. Всю эту информацию поисковые системы кропотливо собирают, обобщают и выдают в виде любопытных цифр статистики: популярности запросов, интересов, рейтингов и т.п. Разумеется, эти цифры общие и не относятся к конкретному человеку. Но при внедрении средств однозначной идентификации пользователя, а в той или иной степени они уже используются, получаем возможность сбора информации о конкретном человеке. Обработка этой информации позволит узнать о человеке если не все, то очень многое. Она была бы очень полезной для формирования индивидуальных результатов выдачи на запрос. Сама процедура поиска значительно упрощается, т.к. поисковая машина уже “знает” практически все о наших потребностях и интересах. Это и есть пресловутая персонализация поиска.

У персонализированного поиска много преимуществ, но самое главное в том, что такой поиск практически снимает проблему выбора, т.к. помогает всегда выбрать лучшее. А это уже экономит время, деньги и т.д. Персонализированный поиск знает о наших информационных потребностях и предпочтениях, а значит, всегда предложит интересную, актуальную информацию. Персонализированная лента новостей будет содержать только то, что человеку интересно. Персонализированная почта, как смешно бы ни звучало, сможет отбирать интересный конкретному пользователю спам. И любой привычный нам сервис станет проще, понятнее, интереснее и, самое главное, будет значительно экономить наше время.

Но это все относится к белой стороне. Теперь же нужно взглянуть на черную. Большинство людей думают, что это возможность слежки за каждым человеком, вторжение в его личную жизнь. Увы, реальность хуже. Начну я с простого примера. Некий пользователь решил приобрести автомобиль, но его выбор колеблется между марками А и Б. Ситуация вполне обыденная. После ряда соответствующих запросов поисковой системе последняя “понимает” текущий вопрос, интересующий пользователя и выдает ему несколько информационных материалов, где производится сравнение именно этих марок автомобилей. И по странному стечению обстоятельств, сравнение это происходит в сторону Б. Естественно, пользователь склоняет свое мнение именно в эту сторону и, в конце концов, приобретает соответствующий автомобиль. Исходя из этого примера, читателю уже стало понятно, о чем идет речь.

Персонализированные информационные системы, особенно поисковые, допускают возможность эффективного манипулирования мнением отдельно взятого человека. И манипулирование это относится не только к потребительской сфере, но и к любой другой, в том числе, к политической. Человеческая личность с ее убеждениями, привычками, правилами, предпочтениями, интересами сродни пластилину. С одной стороны имеет определенную форму, но с другой, изменить эту форму можно. Я думаю, любой психолог это подтвердит. А существование всевозможных рекламных и PR-технологий служит тому ярким примером: в повседневной жизни мы всегда стремимся выбирать бренды, т.е. внушенные нам образы.

Женщины покупают в магазине только определенное моющее средство для посуды и стиральный порошок, хотя оказывается, что посуда не становится от этого чище, а белье белее. Это примеры примеры манипуляции нашим сознанием, мнением, предпочтениями в реальной жизни. Но в условиях рынка, жесточайшей конкуренции, у человека всегда остается шанс на собственный выбор, на поиск объективной, непредвзятой информации, на собственное мнение.

В свете этого вернемся обратно к информационным технологиям, поисковым системам и рассмотрим пример посерьезнее. Не секрет, что поисковым системам мы доверяем, воспринимаем их лишь как способ поиска информации. Но что будет с приходом в эту сферу технологий персонализации? Поисковая система становится не просто информационным посредником, она берет на себя часть функций человека по выбору, обработке и фильтрации информации. При этом человек по-прежнему ей доверяет.

Теперь предположим: конкретный пользователь является ярым сторонником партии А, и поисковая система определила это. Он начинает постоянно получать в результатах выдачи, новостях в целом нейтральные материалы, где невзначай упоминаются нелицеприятные факты об этой партии и ее лидерах. Поначалу он не обращает на это внимания, но постепенно его уверенность в собственном выборе колеблется. Он начинает искать более конкретную информацию о партии и этот момент поисковая система может отследить совершенно точно. Это означает одно - уверенность человека в собственных убеждениях серьезно пошатнулась. Теперь ему подаются уже более серьезные материалы, окончательно подрывающие веру человека в партию А. В этот момент он уже не способен относиться к ним критически, воспринимает их как правду. Человек испытывает глубокое разочарование и партия А теряет своего сторонника. В таком состоянии он является удобной мишенью для насаждения новой идеологии. Новые материалы, выдаваемые пользователю, невзначай содержат упоминания партии Б и ее благих дел, побуждая естественный интерес к ней и формируя положительный образ. Чьим сторонником станет конкретный человек в последующем, говорить уже на надо.

Теперь спроецируйте последний пример индивидуальной тонкой психологической работы с отдельным человеком на масштабы страны или мира. Нелишним также будет вспомнить, какая поисковая система имеет наибольшее влияние в мировом масштабе и стремится увеличить свое влияние в России. Выводы напрашиваются совсем не радостные.

Учитывая, что приход технологий персонализации неизбежен, есть ли выход? Выход есть всегда. Проводя параллели с нынешней ситуацией в сфере рекламы, это, прежде всего, недопущение монополий поисковых систем. Всегда должна быть альтернатива. 10 независимых поисковиков гораздо труднее купить или взять под контроль, чем 2-3. А значит, всегда остается шанс на получение объективной информации и собственное, не навязанное мнение.

internet-dlya-biznesa
Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Поделиться 
Поделиться дискуссией:
Отправить отзыв
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
23 действительно эффективных совета по продвижению интернет-магазина
Гость - Троль Гуру паНгинации - Что такое паНгинация?))))
Конкурс: угадайте пятерку лидеров рейтинга «SEO глазами клиентов 2016»
Марина
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Марина - Ingate i-Media SEO.RU Netpeak 1PS.RU
Анализ ссылок: сравнение многофункциональных платформ по размеру их баз
Михаил - Хватит пениться на каждый аргументированный отзыв. Это не придает вашей компании чести.
Как создать интернет-магазин: сколько стоит открытие?
Гость - да у битрикса что ни обновление - то сплошные баги. недавно знакомый обновился на лицензии интернет-магазина, про***лись заказы за последнюю неделю, слетели все связи по складам. одним словом, жопа. при этом обновился на сразу, а спустя месяц после выкатывания, надеялся, успеют все поправить
Как упростить продвижение вечными ссылками?
Coursh - Зарегестрировался. Накинули 1100 рубликов за пополнение на 10к. Очень неплохо!
Вопрос недели: почему сайт хорошо ранжируется в Google и не интересует Яндекс?
Nina S.Dzh. - У вас достаточно конкурентная тематика для рунета и по главной странице домена расположена англоязычная версия. Полагаю, в этих двух фактах вся проблема. Поскольку Яндекс в данном случае считает английскую версию сайта приоритетной, а среди ваших конкурентов в выдаче достаточно много хороших русскоязычных сайтов, то он и не ранжирует ваш сайт высоко. Грубо говоря, ему есть что предложить пользователю и без вашего сайта. На мой взгляд, в данном случае версии нужно разводить по разным доменам, русскую вешать на RU и продвигать там.
Кому и зачем нужен маркетплейс от Яндекса
Дарья Калинская
0
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Дарья Калинская - Максим, спасибо, рада, что статья оказалась полезной )
ТОП-10 автоматизированных сервисов контекстной рекламы
Жанна Рожкова
154
комментария
0
читателей
Полный профиль
Жанна Рожкова - Научитесь отличать рекламу от PR-активности. Если следовать вашей логике, на этом сайте (и на всех остальных информационных ресурсах в принципе) кроме рекламы ничего и нет. Так что насчет статьи от понимающего эксперта? Будем рады, если подготовите
Конкурс: угадай победителя рейтинга «Известность бренда SEO-компаний»
Андрей
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Андрей - Оптимизм Дэмис Кокос Ашманов и Партнеры Раш эдженси
Тест: Продвинь сайт в Google с одной попытки
Гость15 - Спасибо)
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
373
Комментариев
285
Комментариев
262
Комментариев
200
Комментариев
171
Комментариев
154
Комментариев
137
Комментариев
123
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
93
Комментариев
80
Комментариев
70
Комментариев
67
Комментариев
60
Комментариев
55
Комментариев
52
Комментариев
49
Комментариев
45
Комментариев
44

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!