×
Россия +7 (495) 960-65-87

Персонализация - две стороны одной медали

Россия +7 (495) 960-65-87
SEOnews
Шрифт:
0 3031

Современные информационные технологии окончательно встали на рельсы персонализации и теперь уверенно движутся в этом направлении. Разговоры о том, что в будущем каждому человеку может быть выдан уникальный IP адрес, уже не звучат фантастично.

Но поговорить я хочу лишь об одном аспекте, наиболее близком мне, - поисковых системах.

Каждый день мы задаем поисковым системам актуальные, интересующие нас запросы, выбираем заинтересовавшие нас результаты. Всю эту информацию поисковые системы кропотливо собирают, обобщают и выдают в виде любопытных цифр статистики: популярности запросов, интересов, рейтингов и т.п. Разумеется, эти цифры общие и не относятся к конкретному человеку. Но при внедрении средств однозначной идентификации пользователя, а в той или иной степени они уже используются, получаем возможность сбора информации о конкретном человеке. Обработка этой информации позволит узнать о человеке если не все, то очень многое. Она была бы очень полезной для формирования индивидуальных результатов выдачи на запрос. Сама процедура поиска значительно упрощается, т.к. поисковая машина уже “знает” практически все о наших потребностях и интересах. Это и есть пресловутая персонализация поиска.

У персонализированного поиска много преимуществ, но самое главное в том, что такой поиск практически снимает проблему выбора, т.к. помогает всегда выбрать лучшее. А это уже экономит время, деньги и т.д. Персонализированный поиск знает о наших информационных потребностях и предпочтениях, а значит, всегда предложит интересную, актуальную информацию. Персонализированная лента новостей будет содержать только то, что человеку интересно. Персонализированная почта, как смешно бы ни звучало, сможет отбирать интересный конкретному пользователю спам. И любой привычный нам сервис станет проще, понятнее, интереснее и, самое главное, будет значительно экономить наше время.

Но это все относится к белой стороне. Теперь же нужно взглянуть на черную. Большинство людей думают, что это возможность слежки за каждым человеком, вторжение в его личную жизнь. Увы, реальность хуже. Начну я с простого примера. Некий пользователь решил приобрести автомобиль, но его выбор колеблется между марками А и Б. Ситуация вполне обыденная. После ряда соответствующих запросов поисковой системе последняя “понимает” текущий вопрос, интересующий пользователя и выдает ему несколько информационных материалов, где производится сравнение именно этих марок автомобилей. И по странному стечению обстоятельств, сравнение это происходит в сторону Б. Естественно, пользователь склоняет свое мнение именно в эту сторону и, в конце концов, приобретает соответствующий автомобиль. Исходя из этого примера, читателю уже стало понятно, о чем идет речь.

Персонализированные информационные системы, особенно поисковые, допускают возможность эффективного манипулирования мнением отдельно взятого человека. И манипулирование это относится не только к потребительской сфере, но и к любой другой, в том числе, к политической. Человеческая личность с ее убеждениями, привычками, правилами, предпочтениями, интересами сродни пластилину. С одной стороны имеет определенную форму, но с другой, изменить эту форму можно. Я думаю, любой психолог это подтвердит. А существование всевозможных рекламных и PR-технологий служит тому ярким примером: в повседневной жизни мы всегда стремимся выбирать бренды, т.е. внушенные нам образы.

Женщины покупают в магазине только определенное моющее средство для посуды и стиральный порошок, хотя оказывается, что посуда не становится от этого чище, а белье белее. Это примеры примеры манипуляции нашим сознанием, мнением, предпочтениями в реальной жизни. Но в условиях рынка, жесточайшей конкуренции, у человека всегда остается шанс на собственный выбор, на поиск объективной, непредвзятой информации, на собственное мнение.

В свете этого вернемся обратно к информационным технологиям, поисковым системам и рассмотрим пример посерьезнее. Не секрет, что поисковым системам мы доверяем, воспринимаем их лишь как способ поиска информации. Но что будет с приходом в эту сферу технологий персонализации? Поисковая система становится не просто информационным посредником, она берет на себя часть функций человека по выбору, обработке и фильтрации информации. При этом человек по-прежнему ей доверяет.

Теперь предположим: конкретный пользователь является ярым сторонником партии А, и поисковая система определила это. Он начинает постоянно получать в результатах выдачи, новостях в целом нейтральные материалы, где невзначай упоминаются нелицеприятные факты об этой партии и ее лидерах. Поначалу он не обращает на это внимания, но постепенно его уверенность в собственном выборе колеблется. Он начинает искать более конкретную информацию о партии и этот момент поисковая система может отследить совершенно точно. Это означает одно - уверенность человека в собственных убеждениях серьезно пошатнулась. Теперь ему подаются уже более серьезные материалы, окончательно подрывающие веру человека в партию А. В этот момент он уже не способен относиться к ним критически, воспринимает их как правду. Человек испытывает глубокое разочарование и партия А теряет своего сторонника. В таком состоянии он является удобной мишенью для насаждения новой идеологии. Новые материалы, выдаваемые пользователю, невзначай содержат упоминания партии Б и ее благих дел, побуждая естественный интерес к ней и формируя положительный образ. Чьим сторонником станет конкретный человек в последующем, говорить уже на надо.

Теперь спроецируйте последний пример индивидуальной тонкой психологической работы с отдельным человеком на масштабы страны или мира. Нелишним также будет вспомнить, какая поисковая система имеет наибольшее влияние в мировом масштабе и стремится увеличить свое влияние в России. Выводы напрашиваются совсем не радостные.

Учитывая, что приход технологий персонализации неизбежен, есть ли выход? Выход есть всегда. Проводя параллели с нынешней ситуацией в сфере рекламы, это, прежде всего, недопущение монополий поисковых систем. Всегда должна быть альтернатива. 10 независимых поисковиков гораздо труднее купить или взять под контроль, чем 2-3. А значит, всегда остается шанс на получение объективной информации и собственное, не навязанное мнение.

(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
Читайте нас в Telegram - digital_bar

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Даше Калинской


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
#SEOnews14: мы празднуем – вы получаете подарки!
Анна Макарова
358
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Анна Макарова - Гость, добрый день! С победителями мы связывались сразу после розыгрыша. Если мы вам не написали, значит, ваш номер не выпал. Но не расстраивайтесь, у нас обязательно будут новые розыгрыши!
Google Data Studio: делаем красивые отчеты по контекстной рекламе для клиентов
Светлана Зубрицкая
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Светлана Зубрицкая - Нужно убрать пробелы между строк и заменить кавычки на вот такие "
Как ускорить сайт на WordPress, чтобы получить 100/100 в Google PageSpeed Insights
Георгий
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Георгий - Все что рекомендуется в этой статье есть у w.tools. Ни разу не пожалел что подключился. Своя CDN сеть, кеш статики и динамики, минификация js\css и кешируемого html, оптимизация всех типов картинок и еще куча всего полезного. Сайт летает и я не знаю проблем. Могу рекомендовать от души.
Война с дубликатами. Как нужно и как не нужно канонизировать URL
Ann Yaroshenko
5
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Ann Yaroshenko - Дмитрий, добрый день! Если вы проставили на странице с автозапчастями rel=canonical ( а я вижу в коде, что не проставили) или в HTTP хедере, то бот, как правило: выберит ту страницу главной, которую вы указали в rel=canonical ссылке. Eсли же вы этого не сделали, то бот сам выберит оригинал (алгоритмы, по которым бот это делает, скрыты Googl-ом)
«Аудит, чтобы ты заплакала…», или Что делать, когда получил сторонний аудит сайта
Trydogolik
12
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Trydogolik - Да. К сожалению рекламодатели и прочие владельцы сайтов оценивают работу количеством заказов. Как SEO, где результат это позиции, а рекламу где результат это целевой трафик, оценивать количеством конверсий на сайте? Не понятно. Все что в наших силах это рекомендовать владельцу сайта, но не править на свое усмотрение.
BDD 2019: Как перестать убивать время на сбор и обработку тонны данных для SEO-аудита
Feth
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Feth - Тот момент, когда от статьи в интернете получаешь больше полезных знаний и навыков, чем от своего начальства. По статьям нетпиковцев можно учебник про SEO уже сшивать, ребята молодцы. Спасибо, что делитесь информацией.
Как улучшить репутацию сайта недвижимости с помощью крауд-маркетинга
Евгений
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Евгений - а у вас какое впечатление от статьи?
Как я пытался купить CRM-систему, но мне ее поленились продать
Kristina
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Kristina - Очень рекомендую CRM-систему польской фирмы Firmao. Все функции настраиваются в соответствии с индивидуальным потребностям компании! Советую попробовать бесплатную демо-версию, чтобы попробовать все необходимые функции, без лишних кнопок и траты дополнительных финансов! :) Сайт: firmao.ru/info
10 элементов сайта, которые гарантированно отпугнут посетителей
Андрей
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Андрей - Ну типа потому что клиентское seo больше для коммерции предназначено. Типа контентники и сами знают что делать. В коммерции можно тысячу причин найти чтобы поработать с сайтом, а с контентными такие фокусы уже не прокатят, поэтому и не пишут. Всё продвижение для контентников сеошники описывают в трех словах: скорость, качество, систематичность. А, ну ещё конечно же СЯ, как же я про него забыл (фундамент жеть!).
Как вывести сайт в ТОП 10 Google в 2019 году
Анна Макарова
358
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Анна Макарова - Сергей, в нашей отрасли много заимствований из английского, иногда с ними быстрее, проще .Но будем стараться ))
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
373
Комментариев
358
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
137
Комментариев
121
Комментариев
106
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
73
Комментариев
67
Комментариев
60
Комментариев
59
Комментариев
57
Комментариев
55

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!