сервис аналитики звонков и оптимизации
бизнес-процессов
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Аналитический взгляд на Рунет: что было, что будет, как жить

Россия +7 (495) 960-65-87
Шрифт:
0 9055

За последнюю неделю были опубликованы сразу несколько аналитических отчетов по ситуации на интернет-рынке России. Каждый из них рассказывает о разных отчетных периодах, и поэтому обычному читателю сложно просто взять и сопоставить приведенные в отчетах цифры. А цифры эти весьма интересные и полезные, особенно если вы участник данного медиапространства. Поэтому мы решили проанализировать отчеты, подготовленные РАЭК и АКАР, и представить вам удобочитаемую выжимку — взгляд на рынок интернет-маркетинга в целом.

В статье мы рассмотрели два исследования — «Экономика Рунета 2013–2014» от РАЭК и итоги развития рекламного рынка России за первые девять месяцев 2014 года, подведенные Ассоциацией Коммуникационных Агентств России (АКАР). Отметим, что помимо исследуемого периода отчеты отличаются и по анализируемым сегментам рынка. Так, например, в исследовании АКАР интернет является лишь одним из каналов рекламного рынка вообще и анализируется с точки зрения изменений медийной и контекстной рекламы. А вот РАЭК представляет более детальную картину по всем возможным сегментам данного рынка (в том числе SEO и SMM).

Предлагаем в первую очередь ознакомиться с данными в целом по интернет-рынку, а далее будет предложена информация по каждому из сегментов в отдельности.

Интернет-рынок 2013–2014

1.jpg

По итогам 2013 года объем исследованных интернет-рынков (контент и сервисы) составил 750 млрд руб., а объем рынка электронных платежей — 350 млрд руб., что в сумме эквивалентно 1,6% ВВП России за 2013 год. Таким образом рынок продемонстрировал положительную динамику относительно 2012 года, когда объем интернет-рынков составил 563 млрд руб., а рынка электронных платежей — 268,7 млрд руб. На тот момент это суммарно представляло собой 1,3% от ВВП России за 2012 год.

За первые три квартала 2014 года (январь—сентябрь) совокупный рынок медийной и контекстной рекламы в России вырос на 20% (отметим, в аналогичном периоде 2013 года было 29%) и составил 59,5 млрд руб. Такие данные представляет АКАР. Главным образом рост был обеспечен продажами контекстной рекламы. Медийная реклама за отчетный период продемонстрировала отрицательную динамику. Более подробно данные по этим рынкам мы рассмотрим далее.

Сегменты рынка 2013–2014

Начнем описание сегментов рынка с самого прибыльного — рынка контекстной рекламы.

Контекстная реклама

Контекстная реклама за 2013 год набрала в объеме 57 млрд руб. и продемонстрировала 52% рост по сравнению с показателями 2012 года, тогда как эксперты прогнозировали лишь 28% рост. Правда, в том же 2012 году продажи контекста продемонстрировали лучшую динамику по сравнению с 2013 годом — рынок вырос на 55%, составив 37,55 млрд руб. В 2014 году эксперты ожидают увеличение объемов продаж контекста на 28%. Правда, в этот раз их прогноз имеет значительно больше шансов сбыться.

В свою очередь АКАР предлагает данные за девять месяцев 2014 года, которые подтверждают скоромные прогнозы экспертов РАЭК. За отчетный период рынок контекстной рекламы увеличился на 28% до 46,6 млрд руб. Однако в абсолютных значениях данные РАЭК и АКАР несколько расходятся. Если сравнить цифры по объему рынка за 2013 год, то, по данным РАЭК, рынок контекста составил 57 млрд руб., а по данным АКАР, чуть меньше — 51,6 млрд руб.

2.jpg

Медийная реклама

Объем рынка медийной рекламы в 2013 году РАЭК оценил в 23 млрд руб., что на 20% больше, чем в 2012 году. Такой рост превзошел ожидания экспертов, которые прогнозировали увеличение объемов рынка на 16% в прошлом году. Ожидаемый рост в 2014 году составит +7%.

Однако, по данным АКАР, даже этого небольшого роста, скорее всего, не будет. За первые девять месяцев 2014 года данный рынок упал на 2% до 12,9 млрд руб. Отметим, что эксперты АКАР впервые в этом году официально зафиксировали падение продаж баннеров. Еще в первом полугодии 2014 АКАР описывал медийный рынок как растущий (+3%).

А вот по оценке агентства IMHO Vi, падение на данном рынке началось еще во II квартале этого года — тогда агентством было зафиксировано сокращение продаж баннеров на 8%.

3.jpg

SEO

Рынок поисковой оптимизации, по данным РАЭК, за прошедший год набрал 12 млрд руб., что в процентах составило рост на 17%. Такая динамика немного не оправдала ожидания экспертов, которые прогнозировали рынку 19% рост. Напомним, в 2012 году рынок SEO набрал 10,24 млрд руб., рост составил 20%. Прогнозов по рынку поисковой оптимизации на 2014 год РАЭК традиционно не делает.

4.jpg

SMM

По итогам 2013 года рынок маркетинга и коммуникации в социальных сетях был оценен экспертами РАЭК в 6,3 млрд руб. с перспективами роста в 17%. Отметим, в прошлогоднем отчете объем рынка составлял 4,67 млрд руб. Тогда эксперты ожидали 32% рост в 2013 году, но были приятно удивлены несколько лучшей тенденцией — почти 35% рост.

И на данный момент рынок маркетинга и коммуникации в социальных сетях единственный, показавший рост по сравнению с показателями 2012 года. У всех остальных рынков динамика роста в 2013 году замедлилась. Скорее всего, это связано с относительной новизной данного канала на российском рынке рекламы. Все большее количество рекламодателей начинают доверять социальным медиа или только начинают тестировать их.

5.jpg

Видеореклама

Видеореклама за 2013 год выросла на 67% до 2,9 млрд руб., не оправдав ожидания экспертов, которые прогнозировали 72% рост. Таким образом, по сравнению с 2012 годом, динамика роста данного рынка сократилась почти вдвое: тогда рост данного рынка составил 118% (1,74 млрд руб.).

Ожидаемый прогноз на текущий 2014 год составляет 50%.

6.jpg

E-commerce

Сфера электронной коммерции в России исследована экспертами РАЭК в 4 сегментах:

  • онлайн-ретейл в объеме 368 млрд рублей;
  • электронные платежи в объеме 350 млрд рублей;
  • рынок цифрового контента в интернете (видео, музыка, книги), который составил 5,8 млрд рублей;
  • онлайн-трэвел достиг отметки в 195 млрд руб., что составляет прирост 27%.

Также РАЭК представил эксклюзивные данные по медиапотреблению в Рунете. Наиболее популярной формой платного контента является видео (73% от оплативших) и игры (41% от оплативших), наименее популярной — электронные книги (30% от оплативших). Наиболее популярной платформой для покупки (57% покупателей) контента остается персональный компьютер (или ноутбук), на втором месте — мобильные устройства (34%). Со Smart-TV совершали покупки только 5% покупателей.

Таким образом, покупательская активность мобильных пользователей в сегменте digital goods заметно выше, чем в сегменте физических товаров.

Прогнозы на 2015 и далее

Несмотря на положительную динамику, продемонстрированную большинством сегментов интернет-рынка, налицо замедление темпов роста. На следующий год эксперты прогнозируют еще меньший прирост описанных выше рынков. Однако сейчас интернет-рынок выглядит как тихая гавань.

А в это время на российском рекламном рынке уже начинает разыгрываться шторм. В начале октября 2014 года эксперты АКАР официально признали начало кризиса на рекламном рынке России. По итогам 2014 года рынок вырастет лишь на 1,2% до 331,7 млрд руб.

Это реальный кризис и рецессия, и неизвестно, как ситуация будет развиваться дальше. Состояние экономики весьма плачевное, а развитие рекламного рынка сопутствует общей тенденции, — отмечает Алексей Ковылов, президент АКАР.

По мнению экспертов РАЭК, в 2014–2015 году в Рунете будет происходить замедление роста и переход на стабилизационный сценарий. Эксперты выделили четыре возможных сценария развития интернет-индустрии в России до 2018 года:

  1. Инновационный сценарий: среднегодовой рост рынка до 2018 года составит 35–40%.
  2. Стабилизационный сценарий: среднегодовой рост рынка до 2018 года составит 15–20%.
  3. Негативный сценарий: среднегодовой рост рынка до 2018 года составит 6–10%.
  4. Сценарий «Глобальный кризис»: среднегодовой рост рынка до 2018 году составит 3–6%, но будет наблюдаться только в отдельных сегментах (например, электронная коммерция), ситуация кризиса 2008–2009, когда интернет-индустрия Рунета росла на фоне общего снижения, не повторится.

Как будут развиваться события, покажет время, а пока предлагаем взглянуть на портрет интернет-рынка в цифрах. Портрет, на котором рынок был еще цветущим и многообещающим.

7.jpg


Исследования, использованные в статье:

  1. РАЭК «Экономика Рунета 2012–2013»
  2. АКАР: объем рынка рекламы
  3. РАЭК «Экономика Рунета 2013–2014»
  4. Объем рекламного рынка, январь-сентябрь 2014
  5. АКАР: объем рекламного рынка 2000–2011 гг.

По материалам Прожектор ROOKEE

Случилось что-то важное? Поделитесь новостью с редакцией.


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Поделиться 
Поделиться дискуссией:
Отправить отзыв
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Как построить качественную ссылочную массу сайта
Айрат Рахимзянов
38
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Айрат Рахимзянов - Спасибо Кирилл. Сейчас восстановилась работа сервиса: take.ms/ttXrw
Анализ ссылок: сравнение многофункциональных платформ по размеру их баз
Андрей Ольшевский - Очень неточная статистика, объясню почему. Довольно часто делаю анализ сайтов на качество и объём ссылочной массы. Всегда делаю выгрузку из трех источников – Вебмастера Яндекса, сервиса Мегаиндекс, сервиса Линкпад. Потом с помощи алгоритмов и функции Excel отсеиваются много дублей, битых ссылок, несуществующих урл и тп. Как показала практика, вебмастера Яндекса вполне достаточно, там вся информация и она самая актуальная, в других сервисах куча мусора, а нового, чтоб было найдено и проиндексировано ПС - очень мало. Поэтому мирятся количеством в данном анализе не профессионально.
Как создать интернет-магазин: сколько стоит открытие?
Пришел посмеяться
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Пришел посмеяться - Я просто посмеюсь :D Даже не хочу ничего особо говорить :D Смех, а не статья.
ТОП-10 автоматизированных сервисов контекстной рекламы
Гость - Действительно, очень плохая статья. А у редактора Блондинки видимо слишком много свободного времени.
Кому и зачем нужен маркетплейс от Яндекса
Дарья Калинская
212
комментария
0
читателей
Полный профиль
Дарья Калинская - Максим, спасибо, рада, что статья оказалась полезной )
Конкурс: угадай победителя рейтинга «Известность бренда SEO-компаний»
Андрей
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Андрей - Оптимизм Дэмис Кокос Ашманов и Партнеры Раш эдженси
Инструкция по применению: обзор сервиса обратного звонка Callbackhunter
Полина Ковальчук
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Полина Ковальчук - Возможно, но не советую экономить на этом сервисе, функционал то тоже круче, чем у аналогов. Вы создаете сайт для получения денег и чем качественнее Вы выстроите продвижение, тем больше лидов Вы получите!
Тест: Какой ты интернет-маркетолог?
Петр - Мда уж, есть ряд очень и очень субъективных вопросов, например с картинками и ctr или с несколькими вариантами ответа, когда из 5 пунктов надо выбрать 4, что несерьезно. Поэтому, как минимум, к этому тесту нельзя относиться серьезно. Его надо очень серьезно дотягивать, а не вываливать отсебятину.
Комплексный аудит от А до Я: анализируем интернет-магазин напольных покрытий и межкомнатных дверей
Ivan Kutas
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Ivan Kutas - Иногда сайты выгружают данные из GA в SimilarWeb. В Казахстане некоторые крупные новостники регулярно это делают.
SEO-тренды на 2017 год: мнение специалистов
Olga Inventor
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Olga Inventor - Хорошая статья. То, что SEO - антитренд, уже давно говорят. Нужен комплексный подход.
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
373
Комментариев
285
Комментариев
262
Комментариев
212
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
137
Комментариев
123
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
95
Комментариев
80
Комментариев
71
Комментариев
67
Комментариев
60
Комментариев
55
Комментариев
52
Комментариев
50
Комментариев
45
Комментариев
44

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!