×
Россия +7 (909) 261-97-71

Википедии 20 лет: как из каталога порно появилась крупнейшая онлайн-энциклопедия

Россия +7 (909) 261-97-71
Шрифт:
0 5622
Подпишитесь на нас в Telegram

15 января 2021 года крупнейшей интернет-энциклопедии исполнилось 20 лет. Откуда взялся движок Wiki, чем занимался Джимми Уэйлс до Wikipedia, как она поглотила своего «родителя» Nupedia и почему проект взлетел после теракта 11 сентября. Об этом основатель Wikipedia Джимми Уэйлс и другие разработчики рассказали к юбилею сервиса в интервью изданию OneZero.

В 1996 году трейдер Джимми Уэйлс со своим начальником Майклом Дэвисом и коллегой Тимом Шеллом основали интернет-компанию Bomis и запустили онлайн-справочник с поисковиком и продажей рекламы.

Bomis создал модель для поиска информации, которую назвал «сетевым кольцом»: пользователи могли создавать разделы на любую тему. Одной из первых категорий стало «веб-кольцо», посвященное Юпитеру – пользователь собрал ссылки о планете и создал отдельный раздел для нее.

По своей сути это была попытка создать Yahoo! с открытым исходным кодом.

Создатели Bomis проанализировали аудиторию, создающую «веб-кольца», выяснили, что это были мужчины двадцати лет, и сосредоточились на «мужских» темах: автомобилях, спорте и женщинах.

После того, как Тим Шелл построил «сеть» для Памелы Андерсон, аудитория хлынула и начала создавать «веб-кольца» для актрис, моделей и порнозвезд.

Bomis в ответ запустила агрегатор эротических фото, поисковик по эротике и платный Premium-раздел с порно – и это направление стало успешным. 99% запросов в Bomis были посвящены обнаженным женщинам.

Тогда Джимми Уэйлс, наблюдавший за ростом ПО с открытым исходным кодом, задумался о создании отдельной бесплатной энциклопедии. Добавлять информацию в нее должны были добровольцы – как и в Bomis.

В октябре 1999 года Bomis запустила разработку Nupedia

Разработчики наняли 60 профессоров и ученых для модерации открытой энциклопедии, процесс которой состоял из 7 этапов.

Из-за сложной системы модерации с марта 2000 года по ноябрь 2000 года было опубликовано всего две полноценные статьи. Проект оказался слишком сложным и устрашающим. Стало понятно, что нужен более простой путь.

В то время (в 1995 году) программисты другой ИТ-консалтинговой компанией могли публиковать шаблоны проектирования ПО и совместно работать над ними не выходя из дома на Wiki Wiki Web.

По сути Wiki стал первым шагом к Google Docs и другим онлайн-продуктам для совместной работы и превратил читателей в авторов: если они кликали по ссылке, где еще не было информации, им предлагалось написать ее самостоятельно.

В 2001 году движок Wiki был установлен в Nupedia, так родилось название Wikipedia. По словам разработчиков это было «глупое название того, что изначально было очень глупым проектом».

Wikipedia запустилась 15 января 2001 года

Первое, что сделал Уэйлс – создал страницу Hello World, а затем начал составлять списки дел и проектов, которые нужно было сделать.

Сервис был полностью открытым и доступным – любой желающий с базовыми навыками работы с ПК мог добавить или отредактировать страницу.

К концу января в Wikipedia было около 600 статей, в марте – 1300, 2300 в апреле и 3900 в мае, но не все из них были полноценными материалами.

Какое-то время разработчики развивали Nupedia и Wikipedia параллельно, но было очевидно, что Wikipedia быстрее справляется с большими объемами работы, и может стать потенциально успешным проектом. Nupedia же «засохла».

Теракт 11 сентября стал поворотным моментом для Wikipedia

Спустя 9 месяцев после запуска Wikipedia в США произошла серия терактов, в результате которых обрушились башни Всемирного торгового центра и погибло 2977 человек.

В поисках информации люди отправились в интернет, чтобы получить больше информации, чем давало ТВ. Wikipedia стала быстро пополняться справочной информацией о теракте и другой информацией о происходящем в США, которая отвечала на потребности людей и давала ответы на их вопросы.

После 11 сентября экономика в стране упала, и у людей появилось больше свободного времени. Это сильно повлияло на активность в Wikipedia – к концу года энциклопедия выросла до 20 тысяч статей и 18 языковых разделов.

По мере роста Wikipedia росли и финансовые потребности. Но Джимми Уэйлс не смог коммерциализировать проект и перевел Wikipedia в некоммерческую структуру: это был вариант заработать, но не размещать рекламу на сайте.

В 2020 году Wikipedia собрала $120 млн пожертвований. На поддержание своей работы сайт потратил $112 млн. Более 85% его операционного бюджета финансируется за счет небольших пожертвований. Среднее пожертвование – $15.

В 2003 году Wikipedia.com стала Wikipedia.org.

Источник: VC

Случилось что-то важное? Поделитесь новостью с редакцией.


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Роскомнадзор начал требовать от владельцев сайтов уведомлять об использовании Google Analytics. Опыт SEOnews
Денис Добрынин
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Денис Добрынин - Что-то я как-то пропустил момент, с которого например госномер автомобиля или разрешение монитора и версия установленного на ПК ОС стала перс.данными... Но сегодня тоже получили бумажку с ай-яй-яем. Пойдем на прием в теруправление.
Тренды SEO в 2025 году
Борис
4
комментария
0
читателей
Полный профиль
Борис - 50/50 Описанная тобой ситуация (надеюсь, не против, что сразу на "ты") — типичная и вообще не требует какого-то глубинного опыта. Достаточно немного логики и наблюдательности. Разобью на пункты для читабельности: 1) Каннибализацию очень просто распознать. Достаточно загрузить СЯ в систему съёма позиций и мониторить источники. Если происходит некое «мигание» — идём (повторно) в топ, смотрим, подтверждаем гипотезу — склеиваем. 2) Но чаще всего эту проблему можно решить на уровне качественной группировки СЯ. А некоторые кластеры со знаком вопроса, которые мы решили разделить на несколько, достаточно держать под контролем. И снова получается, что внимательность и логика здесь могут помочь. И никакого серьёзного опыта не требуется. 3) Соглашусь, что в Яндексе правило "Интент = одна страница" — очень важно, но не всегда. Например, есть кластер, связанный с установкой сантехники, который включает запросы: "установка сантехники", "цена на установку сантехники". Вот здесь, как раз, для многих может быть неочевидно, что кластер лучше разделить на два: "Установка сантехники" и "Цена на установку сантехники". 4) Продолжая мысль из п.3 — в такой ситуации в Яндексе (скорее всего) всё будет ок. И никакой каннибализации не произойдёт. 5) Если говорить про Google (тот же п.3), то здесь, вероятно, возникнут проблемы (всё зависит от оптимизации страниц). Эти два кластера могут не дотянуть до топа из-за своей релевантности. Мы все знаем, что Google может «съесть» страницу с несколькими интентами, и всё будет ок. (в этом предложении пасхалка, что нужно сделать ;)) А если ещё поработать над ссылочным — вообще сказка. Конечно, эту проблему можно решить, но если переборщить, то каннибализация может уже произойти в Яндексе. Вот как раз чтобы уловить эту тонкую грань, и нужен хоть какой-то опыт, которого часто нет у джунов.
Россиянам могут запретить рекламу в Instagram* и Facebook*
Марина Ибушева
66
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Марина Ибушева - Окончательное как раз и означает третье. Любой законопроект перед тем, как отправиться в Совет Федерации и на подпись прзиденту, проходит в России три обязательные стадии рассмотрения в Государственной Думе: Первое чтение - обсуждается общая концепция законопроекта. Второе чтение - более детальное обсуждение проекта, поправки и дополнения. Третье чтение (окончательное) - голосование за проект. Так что ожидается 25 марта второе и третье, окончательное чтение.
Фиды, фильтры, внутренний поиск: как выжать максимум при технических ограничениях и увеличить трафик более чем в 5 раз
i-Media интернет-агентство
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
i-Media интернет-агентство - Google Merchant работает, товары показываются - в кейсе есть скриншот с примером.
Целевая аудитория: как найти и встроиться в ее вселенную
Александра
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Александра - Здравствуйте! Благодарю Вас за отличную статью! Много полезной информации, написано доступным языком.
Количество пользователей ИИ в сервисах Mail превысило 5 млн человек
Сергей Карененко
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Сергей Карененко - Поздравление еще худо бедно написать можно. А когда в почте больше 10к писем, вот тут хорошо, что ии есть)
В Почте и Облаке Mail появился новый тариф – «Семейный»
Анна Макарова
393
комментария
0
читателей
Полный профиль
Анна Макарова - Да, конечно, владелец видит все файлы. А про других пользователей так написано: подключившие этот тариф, могут добавлять в подписку до 4 пользователей. Всем, кого пригласили в подписку, предоставляется доступ к терабайту облачного пространства для общих дел.
Яндекс и Google остались самыми посещаемыми интернет-ресурсами в России в 2024 году
Гость
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Гость - Почему месячный охват Яндекса только в январе и декабре 2024 берется? Почему месячный охват Гугла в процентах, а не в абсолютных величинах? Такое чувство, что это исследование сгенерировано в чатботе)
CTR позиций: Яндекс vs Google
Константин Булгаков
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Константин Булгаков - Спасибо за динамику кликабельности по позициям, но жаль, что не добавили на график ср. данные в %
AI и голосовой поиск: как меняется SEO
Александр Кузнецов
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Александр Кузнецов - Статья хорошая, но запрет на использование гугл аналитики может всё это затормозить очень сильно.
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
393
Комментариев
373
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
141
Комментариев
124
Комментариев
121
Комментариев
100
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
74
Комментариев
67
Комментариев
66
Комментариев
60
Комментариев
59

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!