×
Россия +7 (495) 139-20-33

Википедии 20 лет: как из каталога порно появилась крупнейшая онлайн-энциклопедия

Россия +7 (495) 139-20-33
Шрифт:
0 4402
Подпишитесь на нас в Telegram

15 января 2021 года крупнейшей интернет-энциклопедии исполнилось 20 лет. Откуда взялся движок Wiki, чем занимался Джимми Уэйлс до Wikipedia, как она поглотила своего «родителя» Nupedia и почему проект взлетел после теракта 11 сентября. Об этом основатель Wikipedia Джимми Уэйлс и другие разработчики рассказали к юбилею сервиса в интервью изданию OneZero.

В 1996 году трейдер Джимми Уэйлс со своим начальником Майклом Дэвисом и коллегой Тимом Шеллом основали интернет-компанию Bomis и запустили онлайн-справочник с поисковиком и продажей рекламы.

Bomis создал модель для поиска информации, которую назвал «сетевым кольцом»: пользователи могли создавать разделы на любую тему. Одной из первых категорий стало «веб-кольцо», посвященное Юпитеру – пользователь собрал ссылки о планете и создал отдельный раздел для нее.

По своей сути это была попытка создать Yahoo! с открытым исходным кодом.

Создатели Bomis проанализировали аудиторию, создающую «веб-кольца», выяснили, что это были мужчины двадцати лет, и сосредоточились на «мужских» темах: автомобилях, спорте и женщинах.

После того, как Тим Шелл построил «сеть» для Памелы Андерсон, аудитория хлынула и начала создавать «веб-кольца» для актрис, моделей и порнозвезд.

Bomis в ответ запустила агрегатор эротических фото, поисковик по эротике и платный Premium-раздел с порно – и это направление стало успешным. 99% запросов в Bomis были посвящены обнаженным женщинам.

Тогда Джимми Уэйлс, наблюдавший за ростом ПО с открытым исходным кодом, задумался о создании отдельной бесплатной энциклопедии. Добавлять информацию в нее должны были добровольцы – как и в Bomis.

В октябре 1999 года Bomis запустила разработку Nupedia

Разработчики наняли 60 профессоров и ученых для модерации открытой энциклопедии, процесс которой состоял из 7 этапов.

Из-за сложной системы модерации с марта 2000 года по ноябрь 2000 года было опубликовано всего две полноценные статьи. Проект оказался слишком сложным и устрашающим. Стало понятно, что нужен более простой путь.

В то время (в 1995 году) программисты другой ИТ-консалтинговой компанией могли публиковать шаблоны проектирования ПО и совместно работать над ними не выходя из дома на Wiki Wiki Web.

По сути Wiki стал первым шагом к Google Docs и другим онлайн-продуктам для совместной работы и превратил читателей в авторов: если они кликали по ссылке, где еще не было информации, им предлагалось написать ее самостоятельно.

В 2001 году движок Wiki был установлен в Nupedia, так родилось название Wikipedia. По словам разработчиков это было «глупое название того, что изначально было очень глупым проектом».

Wikipedia запустилась 15 января 2001 года

Первое, что сделал Уэйлс – создал страницу Hello World, а затем начал составлять списки дел и проектов, которые нужно было сделать.

Сервис был полностью открытым и доступным – любой желающий с базовыми навыками работы с ПК мог добавить или отредактировать страницу.

К концу января в Wikipedia было около 600 статей, в марте – 1300, 2300 в апреле и 3900 в мае, но не все из них были полноценными материалами.

Какое-то время разработчики развивали Nupedia и Wikipedia параллельно, но было очевидно, что Wikipedia быстрее справляется с большими объемами работы, и может стать потенциально успешным проектом. Nupedia же «засохла».

Теракт 11 сентября стал поворотным моментом для Wikipedia

Спустя 9 месяцев после запуска Wikipedia в США произошла серия терактов, в результате которых обрушились башни Всемирного торгового центра и погибло 2977 человек.

В поисках информации люди отправились в интернет, чтобы получить больше информации, чем давало ТВ. Wikipedia стала быстро пополняться справочной информацией о теракте и другой информацией о происходящем в США, которая отвечала на потребности людей и давала ответы на их вопросы.

После 11 сентября экономика в стране упала, и у людей появилось больше свободного времени. Это сильно повлияло на активность в Wikipedia – к концу года энциклопедия выросла до 20 тысяч статей и 18 языковых разделов.

По мере роста Wikipedia росли и финансовые потребности. Но Джимми Уэйлс не смог коммерциализировать проект и перевел Wikipedia в некоммерческую структуру: это был вариант заработать, но не размещать рекламу на сайте.

В 2020 году Wikipedia собрала $120 млн пожертвований. На поддержание своей работы сайт потратил $112 млн. Более 85% его операционного бюджета финансируется за счет небольших пожертвований. Среднее пожертвование – $15.

В 2003 году Wikipedia.com стала Wikipedia.org.

Источник: VC

Друзья, теперь вы можете поддержать SEOnews https://pay.cloudtips.ru/p/8828f772
Ваши донаты помогут нам развивать издание и дальше радовать вас полезным контентом.
Читайте нас в Telegram - digital_bar

Случилось что-то важное? Поделитесь новостью с редакцией.


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Продуктовый подход в SEO: новая эпоха поисковой оптимизации
Борис
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Борис - Почитал и спич очень близок к тому, что гугловоды говорят у себя на курсере. К комменту ниже: инклюзивность, доступность - это часть маркетинга и seo становится. Удивился даже, что в снг о таком слышали)))))
Альманах фатальных ошибок b2b-сайта: как владельцы бизнеса обрекают сайты на бесславное существование. Часть первая
Сергей Ерофеев
3
комментария
0
читателей
Полный профиль
Сергей Ерофеев - Спасибо за комментарий! Вы правы, если за CMS следит заинтересованный профессионал - риски минимальны. Но мы же с вами понимаем, что: а) Не каждый разработчик делает все, как "для себя". б) После создания сайта разработчик редко остается на проекте в) Часто разработчик не является маркетологом. В этом случае принцип "функционал работает и этого достаточно" может быть на первом месте. Мы тоже видели большое количество хороших и качественных проектов на бесплатных CMS, но проблемных проектов мы видели сильно больше. Просто статистика.
Почему сайтам нужно переезжать с конструкторов на полноценные CMS
Seodm.ru
3
комментария
0
читателей
Полный профиль
Seodm.ru - Ааа по мне, сам seo специалист, вероятность внедрения необходимого контента на тильда того же блока этапом работы или преимуществ, намного выше чем на движке. А что тильда что движок малый бизнес норм продвигается особо супер разработки не требуется
Белые и серые методы продвижения. Тренды 2023
sarges
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
sarges - Нужно учитывать и тот факт, что со временем методы продвижения меняются и необходимо подстраиваться под новые реалии. Посоветую заглянуть на zenlink.ru/blog/kak-izmenilsja-internet-marketing-za-10-let и почитать статью, там рассказывается о том, как изменился интернет-маркетинг за последние 10 лет, какие сейчас тенденции и какие прогнозы в этой сфере.
Почему не стоит отказываться от SEO на этапе разработки
Максимус
3
комментария
0
читателей
Полный профиль
Максимус - Я уже сделал и сегодня в первый класс отвёл!
Как мы увеличили для клиента трафик из поиска в 7 раз. Кейс
Кирилл Половников
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Кирилл Половников - Оба этих статуса (редирект и малополезная) преобладали в качестве проблем с индексацией. Помогла работа с .htaccess (в нем были ошибки и его чистили), работа над корректировкой редиректов, каноникалами и прочими техническими ошибками. Нельзя сказать, что только редиректы были ключевым препятствием.
Как показывать рекламу посетителям сайтов конкурентов
Павел
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Павел - Спасибо за комментарий. Гипотеза была в том, что с указанными счетчиками конкурентов показы будут не просто похожей аудитории их сайтов (как при рекламе по доменам), а именно на аудиторию которую Яндекс для себя разметил как целевая дл сайтов конкурентов. Важно, это гипотеза. А про белые нитки, как говорится, доверяй, но проверяй))
Как автоматизировать мессенджеры для бизнеса в CRM-системе
Алиналина
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Алиналина - Кстати да. Но мы зарегались, CRMка реально интересная
Как монетизировать трафик с помощью push-подписок
Андрей
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Андрей - Полностью согласен! Сейчас прикрыли регистрацию без активации ака, активация только через менеджера, но это говорит лишь о том что качество должно быть выше. Сотрудничаю, плюсую!
Кейс MediaNation: увеличили еженедельный трафик автомобильной компании на 50% за год и вышли в топ поиска по 300 запросам
Игорь Скляр
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Игорь Скляр - Действительно, изначально рост был именно по информационным запросам. Но рост позиций и трафика по информационным запросам положительно повлиял и на связанные позиции по коммерческим запросам и сдвинул видимость с мёртвой точки
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
385
Комментариев
373
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
141
Комментариев
121
Комментариев
115
Комментариев
100
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
74
Комментариев
67
Комментариев
63
Комментариев
60
Комментариев
59

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!