Татьяна Костенкова: «Сейчас технологии растут как грибы, но пока это, скорее, «красивые фасады», за которыми скрывается ручной труд»

Россия+7 (495) 960-65-87
Дарья Калинская
5 8023
Шрифт:

 Недавно российской контекстной рекламе исполнилось 13 лет. За это время отрасль серьезно расширилась и заняла лидирующие позиции на рынке, продемонстрировав большой потенциал для дальнейшего развития.

SEOnews побеседовал с Татьяной Костенковой, генеральным директором агентства контекстной рекламы Блондинка.ру, о том, где и почему популярен контекст, чем российский рынок отличается от западного и чего нам все-таки ждать от контекстной рекламы в будущем.

Контекст уже давно удерживает лидирующие позиции на рынке рекламы, уступая разве что телевидению. Давайте попробуем обрисовать ситуацию на рынке по всей стране в целом. Естественно, что в ЦФО или, например, Санкт-Петербурге контекст популярен и поэтому стоит дороже, а как дела обстоят в других регионах?

Контекстная реклама становится популярнее с развитием интернета и поиска. Люди приходят в поиск за товарами и услугами, а бизнесы обзаводятся сайтами и размещают их в поиске, чтобы привлечь покупателей. Чем более «продвинут» регион в плане интернета, тем выше там конкуренция бизнесов в поисковой выдаче. Сейчас рост в Москве и Питере тормозится, а вот регионы растут по-прежнему хорошо, процентов на 50–60 в год. И в ближайшие годы драйверами роста будут именно они — Юг, Урал, Восток.

Насколько популярна контекстная реклама вдали от центра?

На наших глаза она становится популярнее. Во-первых, локальные бизнесы начинают задумываться, как приводить покупателей на свои сайты, а контекстная реклама для этого главный инструмент. Во-вторых, развивается логистика, онлайн-магазины осваивают доставку в самые отдаленные регионы. Следовательно, появляется резон инвестировать в контекст независимо от локации.

Сейчас самыми дорогими тематиками для контекста (по результатам Индекса контекстной рекламы Аори) являются Транспортные услуги, Автосервисы и Торговля. Недавно был снят запрет на рекламу медицинских услуг. Все специалисты, работающие в области интернет-маркетинга, знают, что это тоже очень конкурентная тематика. Как, по вашему мнению, это изменение скажется на рынке контекстной рекламы?

Сначала этот запрет поставили, а потом сняли. Это колебания буквально внутри полугодия – мы в феврале наблюдали, как остановились тысячи объявлений по медицине. Сейчас видим, как люди возвращаются к нормальному режиму размещения (в какой-то мере потому, что новые запреты все равно появляются). Медицина вообще сложная тема для рекламирования – из-за законодательных ограничений, специфики, дороговизны клика. Но в целом для рынка, который огромен и очень насыщен, медицина – лишь маленький сегмент.

Какие основные тенденции развития рынка контекстной рекламы вы могли бы выделить?

Глобально контекстная реклама – уже очень большой и стабильный рынок в Штатах, в Европе. И это безумно конкурентный рынок с невероятным качеством услуг. На него очень сложно войти. Большинство крупных рекламодателей используют автоматические системы для управления контекстом, таких рекламодателей будет становиться больше, а системы усложнятся. Появятся специалисты уже не по контексту в целом, а по работе с конкретными системами управления контекстом (уже появляются). Контекст будет «математизироваться». И в то же время граница между контекстной, медийной и другими видами рекламы, которые мы сейчас знаем, будет стираться. Люди перестали пользоваться каким-то одним устройством, они сидят одновременно в айфоне, планшете и одним глазом смотрят телевизор. Рекламодателям приходится догонять пользователей в кросс-платформенных кампаниях, где контекст перестает быть текстом, а становится видеороликом или баннером, обрастает социально-демографическими таргетингами, становится интерактивным. Контекстная ли это реклама? Или медийная? Границы будут стираться.

Куда и каким путем идет сейчас российский контекст?

Российский контекстный рынок молод. Поэтому он пока слабо цивилизован, нет стандартов, нет общих правил игры, много демпинга, много агентств-однодневок, перегреты зарплаты специалистов, при этом отсутствует качественное специализированное образование (только-только появляется). Сертификация на уровне площадок совсем недавно стала нормой. Правил проведения тендеров для аукционных форматов еще толком нет. Обмена информацией между игроками, прозрачности тоже пока очень мало, все замкнуты на себе, все на уровне кулуарных разговоров пока. Отсутствует качественный аудит. И главное – уровень знаний рекламодателей на данный момент катастрофически низок. Контекстная реклама сейчас только-только перестает быть уделом «фриков» (хотя многим рекламодателям по-прежнему интереснее смотреть «каннских львов», чем разбираться в тонкостях контекстного аукциона). И главное, чего нужно ждать в ближайшие годы, это стабилизации, увеличения прозрачности, цивилизованности. Ну и технологии будут драйвить рынок, конечно. Сейчас они растут как грибы, но пока это, скорее, «красивые фасады», за которыми скрывается ручной труд, действительно работающих систем – единицы. Но чем дальше, тем больше будет потребность в автоматизации, а значит – и системы будут расти.

Если соотносить российский рынок контекстной рекламы и западный, то какие сходства/различия можно выделить?

Начнем с того, что российский рынок, по сравнению, например, со Штатами, пока намного меньше – на порядок. Кроме того, в России уникальная ситуация с поисковиками – локальный игрок (Яндекс) намного сильнее глобального (Google). Таких стран в мире единицы, и ни Штаты, ни Евросоюз к ним не относятся. Российский рынок несколько «моложе» западного, поэтому менее цивилизован, менее прозрачен, менее конкурентен, менее технологичен. Но при этом мы быстро растем, быстрее, чем западный рынок.

Недавно Aori, являющийся проектом Блондинка.ру, вывел из беты сервис автоматизированного создания рекламных текстов Муза, таким образом сделав заявку на формирование новой ниши на рынке автоматизированных сервисов. Насколько популярен этот сервис на сегодняшний день? Сформирована ли потребность у аудитории в подобного рода услуге? Расскажите, как различается CTR объявлений, сгенерированных автоматически, и объявлений, написанных вручную.

По статистике в Aori около 15% кампаний запускаются с использованием Музы. Текстов в таких кампаниях больше, больше вариантов в ротации, поэтому и CTR выше. По статистике за июль пользователи, которые работали с Музой, получили на 32% больше кликов и в среднем платили за клики на 15% меньше, чем средний рекламодатель в их тематике. Потребность аудитории есть, так как написать грамотный текст сложно, Муза помогает преодолеть синдром «чистого листа».

Каков ваш прогноз касательно будущего автоматизированных сервисов в целом: нас ждет масса отдельных сервисов на все случаи жизни или единые системы, которые впоследствии заменят агентства?

Думаю, агентства все равно останутся – человеческий мозг ничем не заменишь. Машина может действовать по алгоритму, а человек — решать нестандартные задачи. Поэтому обычно все равно работает связка «менеджер+система», а не противопоставление. Наверняка будут и единые системы, и специализированные. Первые будут проще по настройкам и иметь более широкий охват, вторые будут решать очень узкие задачи. Востребованы будут и те, и другие.

Рынок контекстной рекламы – это олигополия. Поделитесь опытом, как закрепиться и выжить на рынке, где уже господствуют такие гиганты, как Яндекс и Google?

Нужно найти свое место – то, в чем ты будешь лучше всех. В том числе лучше гигантов. И не бояться идти в «конфронтацию». Никто никого на рынке не ждет, за свое место нужно побороться. Но и с крупными партнерами, даже если ты намного меньше, можно выстроить очень хорошие отношения. На той стороне ведь тоже работают люди.

Судя по развитию ситуации на рынке, Яндекс идет к тому, чтобы работать с рекламодателями напрямую, а что ваше агентство может противопоставить его действиям?

Google несколько лет назад в Европе проводил такую коммуникацию, когда отношения с рекламодателями были в приоритете. А потом все-таки вернулся к отношениям с агентствами и начал поддерживать их очень сильно, потому что рекламодатель компетентен в своем бизнесе, а в рекламе более компетентно агентство, это его хлеб. Площадке выгоднее партнерство с агентством, нежели война. И это все на рынке понимают.

Читайте нас в Telegram - digital_bar
Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
  • Гость
    больше года назад
    "Недавно российской контекстной рекламе исполнилось 6 лет"
    No comment!
    -
    0
    +
    Ответить
    • Гость
      больше года назад
      Да опечатка это, уже поправили
      -
      0
      +
      Ответить
  • Maxim Shimansky
    10
    комментариев
    LANG_NO
    читателей
    Maxim Shimansky
    больше года назад
    смысл публикации таких статей?)
    -
    0
    +
    Ответить
    • Дарья Калинская
      244
      комментария
      LANG_NO
      читателей
      Дарья Калинская
      Maxim Shimansky
      больше года назад
      Максим, чтобы узнать мнение генерального директора крупного агентства контекстной рекламы о состоянии рынка в целом, не более того )
      -
      0
      +
      Ответить
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Рейтинг Известности 2018: старт народного голосования
Михаил Р
1
комментарий
LANG_NO
читателей
Полный профиль
Михаил Р - 1. Demis 2. кокс 3. Ашманов 4. Скобеев 5. Digital Strategy
Сколько ссылок помогут продвинуть молодой сайт
Павел Андрейчук
29
комментариев
LANG_NO
читателей
Полный профиль
Павел Андрейчук - Дело в том, что вряд ли в ваших платных "качественных" кейсах найдётся хоть пару % действительно новой и полезной информации которой бы не было на общедоступных источниках.
Рейтинг Известности 2018: второй этап народного голосования
Константин Сокол
3
комментария
LANG_NO
читателей
Полный профиль
Константин Сокол - Кто был ответственный за дизайн таблицы голосования? Копирайтер?
Сайт на WordPress: за и против
Мира Смурков
1
комментарий
LANG_NO
читателей
Полный профиль
Мира Смурков - Людмила, я согласен с большинством комментаторов. Вы хоть один полноценный магазин сделали на этих движках? Woocommerce это система с супер возможностями. И к ней есть дополнительные модули, с функционалом, который вряд ли появиться на Битрикс. А самому это программировать - сотни тысяч рублей на разработку. А приведя в пример сложности с robots.txt и Sitemap вы ставите под вопрос вашу компетенцию в понимании Интернет-бизнеса и веб-разработки в целом. Во-первых это такие мелочи, а во-вторых это все делается на вордпресса за 2 минуты, и опять же с возможностями многократно превышающими Битрикс.
Кейс: вывод лендинга по изготовлению флагов на заказ в ТОП 1 по Санкт-Петербургу
utka21
5
комментариев
LANG_NO
читателей
Полный профиль
utka21 - Кейс как кейс. Для некоторых станет вполне возможно полезным. ( Для конкурентов точно) . А вот с комментариями , что то пошло не так )
Обзор популярных CMS: плюсы и минусы
Гость
1
комментарий
LANG_NO
читателей
Полный профиль
Гость - У Битрикса техническое seo сильно страдает, чтоб оно там было нормальным придется все переделать. Безопасность у Битрикса тоже низкая, особено если надо дорабатывать функционал, как только правиться функционал у Битрикс , то уровень ее безопасности определяет тот разработчик , который этим занимается. Самые безопасные движки те, что нет в общем доступе и где нельзя ничего редактировать в коде. =)
Google обошел Яндекс по популярности в России в 2018 году: исследование SEO Auditor
Рамблер
1
комментарий
LANG_NO
читателей
Полный профиль
Рамблер - Вот вроде отечественный - это сказано верно.. «Я́ндекс» — российская транснациональная компания, зарегистрированная в Нидерландах. Так говорится в Википедии. И с хрена ли ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ поисковик зарегистрирован в Европе? И где платится основная часть налогов? Ну-ууу, точно не в России. И если запахнет жаренным, то был Яндекс и нет Яндекса!
8 методик в SEO, от которых давно пора отказаться
Евгений Сметанин
11
комментариев
LANG_NO
читателей
Полный профиль
Евгений Сметанин - Факторов вообще очень много, согласитесь, вы будете использовать максимальное их количество, особенно, если в ТОПе засели агрегаторы с сумасшедшими ПФ. В таких случаях, вхождение ключа в домен для маленького профильного сайта, сыграет свою положительную роль. Конечно же, если контент на страницах хорошего качества. У меня есть несколько успешных кейсов на эту тему. На сайте продают несколько видов товаров, а выстреливает в ТОП тот, название которого присутствует в доменном имени. Как корабль назовешь, так он и поплывет, верно?))
Инструкция: настраиваем цели Яндекс.Метрики через Google Tag Manager
Roman Gorkunenko
1
комментарий
LANG_NO
читателей
Полный профиль
Roman Gorkunenko - Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, можно с айпи метрики вытащить среднюю стоимость клика по утм меткам? В метрике есть такой шаблон tags_u_t_m, но он не совместим с меткой директа, у них разные префиксы.
Аудит структуры интернет-магазина мебели от «Ашманов и партнеры»
Дмитрий
8
комментариев
LANG_NO
читателей
Полный профиль
Дмитрий - Сергей, а вы допускаете, что вся ваша жизнь - seo-миф?
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
373
Комментариев
343
Комментариев
262
Комментариев
244
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
137
Комментариев
121
Комментариев
100
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
80
Комментариев
73
Комментариев
67
Комментариев
60
Комментариев
59
Комментариев
57
Комментариев
56
Комментариев
55

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!