×

Татьяна Костенкова: «Сейчас технологии растут как грибы, но пока это, скорее, «красивые фасады», за которыми скрывается ручной труд»

Россия +7 (495) 960-65-87
Дарья Калинская
5 9906
Шрифт:
Подпишитесь на нас в Telegram

 Недавно российской контекстной рекламе исполнилось 13 лет. За это время отрасль серьезно расширилась и заняла лидирующие позиции на рынке, продемонстрировав большой потенциал для дальнейшего развития.

SEOnews побеседовал с Татьяной Костенковой, генеральным директором агентства контекстной рекламы Блондинка.ру, о том, где и почему популярен контекст, чем российский рынок отличается от западного и чего нам все-таки ждать от контекстной рекламы в будущем.

Контекст уже давно удерживает лидирующие позиции на рынке рекламы, уступая разве что телевидению. Давайте попробуем обрисовать ситуацию на рынке по всей стране в целом. Естественно, что в ЦФО или, например, Санкт-Петербурге контекст популярен и поэтому стоит дороже, а как дела обстоят в других регионах?

Контекстная реклама становится популярнее с развитием интернета и поиска. Люди приходят в поиск за товарами и услугами, а бизнесы обзаводятся сайтами и размещают их в поиске, чтобы привлечь покупателей. Чем более «продвинут» регион в плане интернета, тем выше там конкуренция бизнесов в поисковой выдаче. Сейчас рост в Москве и Питере тормозится, а вот регионы растут по-прежнему хорошо, процентов на 50–60 в год. И в ближайшие годы драйверами роста будут именно они — Юг, Урал, Восток.

Насколько популярна контекстная реклама вдали от центра?

На наших глаза она становится популярнее. Во-первых, локальные бизнесы начинают задумываться, как приводить покупателей на свои сайты, а контекстная реклама для этого главный инструмент. Во-вторых, развивается логистика, онлайн-магазины осваивают доставку в самые отдаленные регионы. Следовательно, появляется резон инвестировать в контекст независимо от локации.

Сейчас самыми дорогими тематиками для контекста (по результатам Индекса контекстной рекламы Аори) являются Транспортные услуги, Автосервисы и Торговля. Недавно был снят запрет на рекламу медицинских услуг. Все специалисты, работающие в области интернет-маркетинга, знают, что это тоже очень конкурентная тематика. Как, по вашему мнению, это изменение скажется на рынке контекстной рекламы?

Сначала этот запрет поставили, а потом сняли. Это колебания буквально внутри полугодия – мы в феврале наблюдали, как остановились тысячи объявлений по медицине. Сейчас видим, как люди возвращаются к нормальному режиму размещения (в какой-то мере потому, что новые запреты все равно появляются). Медицина вообще сложная тема для рекламирования – из-за законодательных ограничений, специфики, дороговизны клика. Но в целом для рынка, который огромен и очень насыщен, медицина – лишь маленький сегмент.

Какие основные тенденции развития рынка контекстной рекламы вы могли бы выделить?

Глобально контекстная реклама – уже очень большой и стабильный рынок в Штатах, в Европе. И это безумно конкурентный рынок с невероятным качеством услуг. На него очень сложно войти. Большинство крупных рекламодателей используют автоматические системы для управления контекстом, таких рекламодателей будет становиться больше, а системы усложнятся. Появятся специалисты уже не по контексту в целом, а по работе с конкретными системами управления контекстом (уже появляются). Контекст будет «математизироваться». И в то же время граница между контекстной, медийной и другими видами рекламы, которые мы сейчас знаем, будет стираться. Люди перестали пользоваться каким-то одним устройством, они сидят одновременно в айфоне, планшете и одним глазом смотрят телевизор. Рекламодателям приходится догонять пользователей в кросс-платформенных кампаниях, где контекст перестает быть текстом, а становится видеороликом или баннером, обрастает социально-демографическими таргетингами, становится интерактивным. Контекстная ли это реклама? Или медийная? Границы будут стираться.

Куда и каким путем идет сейчас российский контекст?

Российский контекстный рынок молод. Поэтому он пока слабо цивилизован, нет стандартов, нет общих правил игры, много демпинга, много агентств-однодневок, перегреты зарплаты специалистов, при этом отсутствует качественное специализированное образование (только-только появляется). Сертификация на уровне площадок совсем недавно стала нормой. Правил проведения тендеров для аукционных форматов еще толком нет. Обмена информацией между игроками, прозрачности тоже пока очень мало, все замкнуты на себе, все на уровне кулуарных разговоров пока. Отсутствует качественный аудит. И главное – уровень знаний рекламодателей на данный момент катастрофически низок. Контекстная реклама сейчас только-только перестает быть уделом «фриков» (хотя многим рекламодателям по-прежнему интереснее смотреть «каннских львов», чем разбираться в тонкостях контекстного аукциона). И главное, чего нужно ждать в ближайшие годы, это стабилизации, увеличения прозрачности, цивилизованности. Ну и технологии будут драйвить рынок, конечно. Сейчас они растут как грибы, но пока это, скорее, «красивые фасады», за которыми скрывается ручной труд, действительно работающих систем – единицы. Но чем дальше, тем больше будет потребность в автоматизации, а значит – и системы будут расти.

Если соотносить российский рынок контекстной рекламы и западный, то какие сходства/различия можно выделить?

Начнем с того, что российский рынок, по сравнению, например, со Штатами, пока намного меньше – на порядок. Кроме того, в России уникальная ситуация с поисковиками – локальный игрок (Яндекс) намного сильнее глобального (Google). Таких стран в мире единицы, и ни Штаты, ни Евросоюз к ним не относятся. Российский рынок несколько «моложе» западного, поэтому менее цивилизован, менее прозрачен, менее конкурентен, менее технологичен. Но при этом мы быстро растем, быстрее, чем западный рынок.

Недавно Aori, являющийся проектом Блондинка.ру, вывел из беты сервис автоматизированного создания рекламных текстов Муза, таким образом сделав заявку на формирование новой ниши на рынке автоматизированных сервисов. Насколько популярен этот сервис на сегодняшний день? Сформирована ли потребность у аудитории в подобного рода услуге? Расскажите, как различается CTR объявлений, сгенерированных автоматически, и объявлений, написанных вручную.

По статистике в Aori около 15% кампаний запускаются с использованием Музы. Текстов в таких кампаниях больше, больше вариантов в ротации, поэтому и CTR выше. По статистике за июль пользователи, которые работали с Музой, получили на 32% больше кликов и в среднем платили за клики на 15% меньше, чем средний рекламодатель в их тематике. Потребность аудитории есть, так как написать грамотный текст сложно, Муза помогает преодолеть синдром «чистого листа».

Каков ваш прогноз касательно будущего автоматизированных сервисов в целом: нас ждет масса отдельных сервисов на все случаи жизни или единые системы, которые впоследствии заменят агентства?

Думаю, агентства все равно останутся – человеческий мозг ничем не заменишь. Машина может действовать по алгоритму, а человек — решать нестандартные задачи. Поэтому обычно все равно работает связка «менеджер+система», а не противопоставление. Наверняка будут и единые системы, и специализированные. Первые будут проще по настройкам и иметь более широкий охват, вторые будут решать очень узкие задачи. Востребованы будут и те, и другие.

Рынок контекстной рекламы – это олигополия. Поделитесь опытом, как закрепиться и выжить на рынке, где уже господствуют такие гиганты, как Яндекс и Google?

Нужно найти свое место – то, в чем ты будешь лучше всех. В том числе лучше гигантов. И не бояться идти в «конфронтацию». Никто никого на рынке не ждет, за свое место нужно побороться. Но и с крупными партнерами, даже если ты намного меньше, можно выстроить очень хорошие отношения. На той стороне ведь тоже работают люди.

Судя по развитию ситуации на рынке, Яндекс идет к тому, чтобы работать с рекламодателями напрямую, а что ваше агентство может противопоставить его действиям?

Google несколько лет назад в Европе проводил такую коммуникацию, когда отношения с рекламодателями были в приоритете. А потом все-таки вернулся к отношениям с агентствами и начал поддерживать их очень сильно, потому что рекламодатель компетентен в своем бизнесе, а в рекламе более компетентно агентство, это его хлеб. Площадке выгоднее партнерство с агентством, нежели война. И это все на рынке понимают.

Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
  • Гость
    больше года назад
    "Недавно российской контекстной рекламе исполнилось 6 лет"
    No comment!
    -
    0
    +
    Ответить
    • Гость
      больше года назад
      Да опечатка это, уже поправили
      -
      0
      +
      Ответить
  • Maxim Shimansky
    10
    комментариев
    0
    читателей
    Maxim Shimansky
    больше года назад
    смысл публикации таких статей?)
    -
    0
    +
    Ответить
    • Дарья Калинская
      249
      комментариев
      0
      читателей
      Дарья Калинская
      Maxim Shimansky
      больше года назад
      Максим, чтобы узнать мнение генерального директора крупного агентства контекстной рекламы о состоянии рынка в целом, не более того )
      -
      0
      +
      Ответить
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Накрутка поведенческих факторов: дорого, сложно, но можно. Если очень хочется
Oleg_bobr2012
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Oleg_bobr2012 - Мда...Может Анне сразу в Яндекс написать кейсы по накрутке ПФ. Я бы такого сотрудника гнал вон.
28 способов повысить конверсию интернет-магазина
Татьяна
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Татьяна - Очень действенные рекомендации представлены в статье! Всё четко расписано и легко внедряемо в работу интернет-магазинов.Удобство и наглядность+различные бонусы и скидки-именно то, что и цепляет покупателя.
Создали ресурс для металлургов, который позволяет следить за аналитикой рынка и осуществлять продажи
Наталья Сталь
3
комментария
0
читателей
Полный профиль
Наталья Сталь -
Какие сайты лидировали в поиске Яндекса и Google в 2023 году
Гость
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Гость - Если что по рейтингу вы не правы, есть ядро по которому производиться оценка и вы можете по нему самостоятельно все посмотреть. Единственный объективный рейтинг по SEO. Других не знаю Ну я вам скажу что это не так и в предыдущие года сайт моего клиента попадал в рейтинг, при чем несколько раз. И я прекрасно знал еще до объявления результатов кто лидер - рейтинг прозрачный, есть фразы по которым набираются баллы. В этом году наш сайт не попал в рейтинг например и это было понятно, что не попадет (по статистике позиций)
5 способов увидеть сайт глазами поисковика: анализируем скрытый контент и cloaking
Гость
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Гость - Сейчас клоаку прячут, так что под нее можно глянуть только с гуггловских ip. Сейчас только гуггл сервисами можно глянуть
Михаил Сливинский (Яндекс): об алгоритмах качества в поиске, сгенерированных текстах и накрутке ПФ
Анна Макарова
388
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Анна Макарова - Интересно, из каких именно слов Михаила, вы сделали такой вывод?
Optimization 2023: текстовый анализ в 2024 году и методы увеличения релевантности страниц
Игорь
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Игорь - это информация максимум уровня middle seo. что такой проходняк делает в секции hard seo когда-то великой ашмановки, еще и в исполнении токсичного инфоцыгана большая загадка)) ходил последние 5 лет на нее, но больше пожалуй не стоит
5 ошибок отдела продаж, из-за которых вы теряете клиентов
Андрей
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Андрей - Крутая статья! Можно еще указать: Работу без CRM-системы - я считаю, что это основа отдела продаж. Потому что не все компании решаются на внедрение отдельно системы для отдела продаж. Но зато можно что то многофункциональное внедрить аспро.клауд или что то подобное
Контекстная реклама, таргет и SEO вошли в топ-3 каналов продвижения бизнеса в 2023 году
Сергей
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Сергей - Например, так {censored} - продвижение карточки в органике Google :) Также в Яндекс.Директ есть направление контекста для маркетплейсов.
Как продвигать сайт на Tilda: особенности продвижения и рекомендации специалистов
Konstantin Bulgakov
15
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Konstantin Bulgakov - Спасибо за рекомендации, полезно. Но кажется, что тематика в кейсе не самая конкурентная + часть запросов в продвижение брендовые, там и без сео позиции будут в топе.
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
388
Комментариев
373
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
141
Комментариев
121
Комментариев
120
Комментариев
100
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
74
Комментариев
67
Комментариев
64
Комментариев
60
Комментариев
59

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!