Хочешь повысить отдачу от Директа?
Включи «Автопилот»

"Яндекс": В Интернете нужен индивидуальный подход

Дорогая Редакция Дорогая Редакция 05 Августа 2010, в 14:07
0 2854
Шрифт:

Недавно украинскому представительству компании "Яндекс" исполнинось 5 лет. Сама же компания на рынке с конца 90-х (поисковый сервис был представлен в 1997 году). Как за 20 лет менялся Интернет на постсоветстком пространстве, как развивалась и будет развиваться онлайн-реклама и онлайн-сервисы, корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ рассказали генеральный директор компании "Яндекс" Аркадий Волож, а также генеральный директор "Яндекс Украина" Сергей Петренко.

Как бы Вы оценили финансовые результаты "Яндекса" за 2009 год?

АВ: Если до кризиса мы удваивались, то 2009 год у нас был довольно "ровный". Наша выручка выросла на 14% в рублях на фоне общего падения рекламного рынка на 20-30%. Наш рост произошел главным образом за счет поисковой рекламы (ее доля в обороте "Яндекса" достигла 86%) – поисковая реклама чувствовала себя лучше баннерной и у нас, и на всем рынке.

За первое полугодие 2010 года "Яндекс.Украина" заработала почти вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года. Можно сказать, что в Уанете кризис уже закончился?

СП: Собственно, мы весь прошлый год провели в рассказах о том, что кризис был больше в головах, нежели на самом деле, по крайней мере, для интернет-рекламы. Кроме того, не стоит всю динамику последних двух лет объяснять кризисом или его отсутствием – ведь за это время серьезно выросла аудитория Интернета в Украине, количество рекламодателей, прежде всего, в контекстной рекламе.

Кстати о кризисе, если не ошибаюсь, ваш сервис вышел на рынок в 1997 году, как раз перед российским дефолтом. Как для начинающего онлайн-бизнеса, это было трудное время?

АВ: Мы действительно показали поиск "Яндекса" в сентябре 1997-го. Уже с 1998 года на "Яндексе" начали размещать баннеры, но реально зарабатывать деньги "Яндекс" начал только в 2000 году (тогда оборот составил $70 тыс.). Так что в то время он еще не был собственно "бизнесом", и кризис на него еще не влиял.

По оценке "Яндекса", в 1997 году Рунет включал в себя 5 тыс. серверов, а его объем составлял 4 Гб текста.

Говоря об онлайн-рекламе, если уж обороты рекламного бизнеса выросли в кризисный год, что можно говорить о 2010-м?

АВ: В этом году контекст растет хорошо, по крайней мере, быстрее, чем другие рекламные каналы, хотя цифры называть не рискну. Как обычно, все зависит от осенних показателей, поскольку рынок онлайн-рекламы отличается высокой сезонностью. Интернет-реклама "выстреливает" именно в последние два квартала.

А для Украины, если уж обороты онлайн-рекламы выросли в кризисный год, что можно говорить о текущей ситуации?

СП: До кризиса рынок интернет-рекламы рос, по разным оценкам, на 50-100% в год. Хотелось бы вернуть эту тенденцию.

В Уанете кроме рекламы, есть еще в перспективе прибыльные направления?

СП: Рекламная модель – лишь одна из многих возможных в Интернете. Развивается и интернет-коммерция, и платные сервисы в Интернете. Я бы сказал, что рекламная модель просто наиболее заметна, поэтому иногда кажется, что другого бизнеса в Интернете нет. И еще – для всего остального важна инфраструктура – платежные системы, службы доставки, та же реклама, – поэтому их развитие может идти не так бурно.

А на чем могут зарабатывать в Рунете?

АВ: В основном, все-таки на рекламе: и контекстная, и медийная реклама развиваются хорошо, правда, последняя чуть медленнее. Растут игровые сервисы и сервисы платных услуг вокруг игр: подписные модели, торговля "артефактами" и т.д. Перспективно смотрятся сервисы по продаже электронных товаров и услуг: от музыки и фильмов до программного обеспечения и билетов – всего, что не требует физической доставки.

Но в этой сфере как раз можно "нарваться" на трудности с копирайтом…

АВ: Почему же трудности – с владельцем товара можно договориться. Например, на "Яндексе" сейчас можно бесплатно, легально и в хорошем качестве послушать много украинской, российской и западной музыки. Мы это организовали через покупку прав на стриминг. То есть, легально слушать медиафайлы пользователь уже может, а скачивать – пока нет. Но и это может поменяться со временем.

А если компания хочет проверить, не воруют ли у нее контент в Интернете?

АВ: Люди, выкладывающие пиратский контент, обычно стараются, чтобы его было как можно легче найти, а, значит, он найдется с помощью простого поискового запроса.

Но таким образом можно найти только текстовые документы?

АВ: Нет, можно искать и по музыке – даже находить минусовки или аранжировки. Публичного сервиса такого плана у нас пока нет, но мы экспериментируем в этой области.

"ComScore" включила вас в список популярных мировых поисковиков. Это не провоцирует выйти на зарубежный рынок?

АВ: А мы и выходим – после Украины вышли в Беларусь и Казахстан. Но здесь мы скорее "отвоевываем" обратно аудиторию, которую считали своей.

Вообще, чтобы закрепиться на рынке другой страны, необходимо хорошо понимать местную специфику. Перед приходом в Украину мы ориентировались просто на русскоязычную аудиторию – нам казалось, что для Москвы, Ростова и Киева подойдет одно и то же. Но выяснилось: к каждому региону нужен отдельный подход. Оne size fits all в Интернете не работает. В идеале надо спускаться до уровня каждого отдельного пользователя и делать для него личные сервисы (улыбается). Или хотя бы до каждого отдельного города.

Недавно мы в качестве эксперимента запустили yandex.com, и на него в западных странах было много положительных отзывов.

Говоря о зарубежных рынках и зарубежных продуктах, вас часто просят сравнить технологии "Google" и "Яндекса". Чем российский поисковик отличается от американского?

АВ: Во-первых, мы очень уважаем инженеров компании "Google". Сравнивать поисковики - это как сравнивать "Boeing" и "Airbus" или две марки машин. Как и самолет, и машина, поиск состоит из многих деталей: принципы действия одинаковы, но выбор материалов, конкретные инженерные решения, дизайн – все разное. В прошлом году, например, мы внедрили новую платформу поиска Матрикснет, которая при поиске ответов на вопросы анализирует на порядок больше факторов, чем раньше – не несколько сотен, а несколько тысяч. Одно из приложений Матрикснета – это запущенная 27 июля новая версия поиска "Полтава": украинский релиз поиска, который умеет показывать отдельные, более релевантные результаты для пользователей из разных областей Украины. Если другие поисковые системы выдают локальные результаты по странам, то мы – по регионам страны.

И у нас, и у "Google" в основе бизнеса лежат технологии. И тут можно провести параллель с космическими технологиями (есть целый ряд шуток на тему rocket science, кстати). В мире есть дюжина стран, где сконцентрированы подобные разработки: США, Россия, Европа, Китай, Украина, Израиль, Бразилия, Япония. Кстати, стран, обладающих технологиями "поиска ответов на вопросы" – гораздо меньше, всего четыре-пять. За нами - накопленный инженерный потенциал, советская математическая школа и школа программирования.

Можно сказать, что добрая половина фундаментальных технологий, на которых сегодня работает "Яндекс", "Google" и "Bing", были придуманы в СССР 20-30 лет назад. Например, метод опорных векторов (support vector machines, SVM), который используется во всем мире для машинного обучения, – это работы, написанные в 1990-е годы Владимиром Вапником в соавторстве с Алексеем Червоненкисом. (Алексей Яковлевич, кстати, сейчас работает в "Яндексе "и преподает в нашей Школе анализа данных).

И напоследок, нет ли у "Яндекса" планов приобрести какие-нибудь украинские активы?

АВ: Мы довольно регулярно (по нескольку раз в год) приобретаем компании или команды, владеющие интересными технологиями или хорошим контентом. Здесь мы тоже их ищем. А еще чаще мы делаем проекты с партнерами, и в Украине у нас десятки партнеров.

Читайте нас в Telegram - digital_bar
Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
    ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
    SEOnews и Serpstat запускают конкурс для интернет-маркетологов
    Marina Lagutina
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    Marina Lagutina - Добрый день! Видимо я из тех, кто пытается последней вскочить в уходящий поезд. Ночью написала статью на тему "обзор инструментов контент-маркетинга". Своего блога нет. Отправила вам не мейл. Я еще могу у вас разместиться или искать, кто возьмет статью к себе в блог?
    Влияние HTTPS на ранжирование региональных поддоменов в Яндексе
    NiK Malefictum
    3
    комментария
    0
    читателей
    Полный профиль
    NiK Malefictum - Стакивался лишь с тем, что выдачу немного лихорадит первые 2-3 недели, и если у сайта была низкая скорость загрузки - ее нужно поправить. Региональным сайтам НУЖНО ставить HTTPS немного внутряк поправить / микроразметку и прочее прописать мета и пересмотреть контент зарегать компанию в каталогах предприятий и картографии и уже делать просто сделать статейные ссылки бесплатные. и все
    Мир глазами поисковых систем
    Александр Рунов
    18
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Александр Рунов - Какой регион, если не секрет? В Мск, в ряде ВК тематик (в тех же "окнах" или "колесах"), без работы с внешними факторами по ВЧ запросам в ТОП не выплывешь. Хотя в большинстве направлений вполне реально.
    Инфографика: самые распространенные SEO-ошибки Рунета
    Dmitro Grunt
    2
    комментария
    0
    читателей
    Полный профиль
    Dmitro Grunt - Кстати, у проектов которые продвигает Нетпик все тайтлы не более 65 символов? Или вы надеетесь что кто то послушает советов и отдаст вам часть трафика? :-)
    День рождения SEOnews: 12 лет в эфире!
    Анна Макарова
    0
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Анна Макарова - Ура )
    7 причин не работать на биржах копирайтинга
    Dasha Shkaruba
    6
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Dasha Shkaruba - Спасибо за мнение! Кстати, на бирже главреда прием анкет закрыт
    Google.ru внесли в реестр запрещенных сайтов
    Гость
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    Гость - Гон, все работает и будет работать. Да и пусть банят, будет как с рутрекером.
    Конкурс: угадайте пятерку лидеров рейтинга «SEO глазами клиентов 2017»
    Оля
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    Оля - 1 Ingate 2 Wezom 3 Bynjg vtlbf 4 seo energy 5 директ лайн
    SEMrush: факторы ранжирования в Google в 2017 году
    Анна Макарова
    0
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Анна Макарова - Уважаемый S1, я тоже понимаю, что есть такие люди, которые заметив допущенную неточность несутся на всех парусах продемонстрировать "силу" своего ума. Спасибо вам за пристальное внимание. Это поможет нам быть лучше.
    Сердитый маркетолог: как вы сами хороните свой сайт, или 16 принципов, которые нужно усвоить заказчикам SEO
    Руслан Латыпов
    2
    комментария
    0
    читателей
    Полный профиль
    Руслан Латыпов - Можно совершенно бесплатно заказать SEO-аудит своего сайта и получить все рекомендации по его продвижению a-erp.com/
    ТОП КОММЕНТАТОРОВ
    Комментариев
    910
    Комментариев
    834
    Комментариев
    554
    Комментариев
    540
    Комментариев
    483
    Комментариев
    373
    Комментариев
    310
    Комментариев
    262
    Комментариев
    226
    Комментариев
    171
    Комментариев
    156
    Комментариев
    137
    Комментариев
    121
    Комментариев
    97
    Комментариев
    97
    Комментариев
    95
    Комментариев
    80
    Комментариев
    77
    Комментариев
    67
    Комментариев
    60
    Комментариев
    59
    Комментариев
    55
    Комментариев
    53
    Комментариев
    52
    Комментариев
    48

    Отправьте отзыв!
    Отправьте отзыв!