Россия+7 (495) 960-65-87

Калининград – новая поисковая платформа Яндекса: обзор

Россия+7 (495) 960-65-87
Шрифт:
0 7965

12.12.12. Пока режиссеры-фантасты пророчили Апокалипсис на эту дату, для отдельно взятой отрасли поискового продвижения катастрофа в определенной степени случилась. В этот день Яндекс объявил о появлении нового алгоритма «Калининград».

Пресс-конференция, посвященная запуску поисковой платформы, началась с доклада Григория Бакунова, директора по распространению технологий. Он немного рассказал о том, как развивались поисковые технологии.

Поначалу поисковые системы были устроены очень просто. Появление новых документов, новых пользователей показало, что нужна релевантность (насколько документ соответствует ключевому слову). Для всех пользователей эта релевантность была примерно одинакова.

Интернет развивался, усложнялись поисковые системы, усложнялась оценка релевантности документов. Все поисковые системы уперлись в некоторый потолок, понимая, что чего-то не хватает. Релевантность, равная для всех пользователей, исчерпала себя. Стало понятно, что нужно каким-то образом сегментировать пользователей. Поисковые системы, в том числе и Яндекс, стали делить пользователей по регионам. Сейчас Яндекс выделяет более 1200 регионов, для каждого из них своя формула релевантности.

Где-то год назад мы поняли, что разделение на регионы – это слишком примитивно. В конечном итоге, все же понимают, что в Москве есть люди, которые под словом «пицца» ищут не как её заказать, а её рецепты. Так мы поняли, что поисковая формула по факту должна быть для каждого своя. Именно в этом заключается нововведение в поисковой платформе «Калининград». В ней формула релевантности и релевантность для каждого пользователя своя, - заключил Григорий.

Продолжил рассказ про «Калининград» Денис Рогачевский, менеджер поисковых проектов.

Когда мы делали персонализацию, мы смотрели на то, что ищут люди. 30% всех поисков – это не поиск новой информации. Это поиск того, что уже видели люди, к чему они привыкли. Поэтому персонализация – это быстрый доступ к любимым сайтам, - отметил Денис.

У любимых сайтов есть одно интересное свойство. Когда человек их видит в выдаче, он по ним обязательно кликает. Теперь поисковая система Яндекс показывает пользователям их любимые сайты чаще и выше в выдаче.

Многие вещи можно сделать, не зная, что спрашивал человек когда-то давно. Нам достаточно знать то, что он спросил только что. Потому что многие цепочки запросов и ответов должны выйти на вас. Теперь мы предлагаем вам эти цепочки, - сказал Денис.

Самое главное – это интересы пользователей. Они определяют не только запросы, но и то, о чем человек думает, когда запрос задает; то, о чем он думает, когда выбирает, на что ему кликнуть.

За год в Яндексе опробовали 10 разных формул, которые выделяют интересы, провели эксперименты более чем на 50 млн. пользователей. Вот что получилось.

Неперсонализированные поисковые подсказки покажут вам самые популярные запросы. Персонализированные – покажут то, что нужно вам.

Специалисты Яндекса выделили группы людей, которые ищут похожую информацию. Получилось 400 тыс. разных тем запросов. Теперь это используется в поисковых подсказках. У запросов есть одно свойство – это их тема. В результате есть персональное ранжирование. К каждому запросу есть еще порядка 10 разных результатов поиска. Каждый из этих результатов по-своему уникальный. Яндекс сделал индивидуальные результаты поиска, отказавшись от идеи сегментирования. Поисковик не делит пользователей и результаты поиска на группы. Теперь есть бесконечная персональная поисковая формула для каждого пользователя.

На практике это означает, что мы считаем индивидуальную релевантность для всех результатов поиска для человека. Согласно этой индивидуальной релевантности мы предоставляем результаты, - сказал Денис.

Далее Денис привел пример. Есть запрос «аватарки», пользователи видят одинаковую выдачу и кликают по одним и тем же результатам. Но есть те люди, которые почему-то кликают только на 4-й результат, причем сразу переходят на него. Почему это происходит? Нельзя понять без анализа предыдущих запросов. Человек, который активно интересуется ВКонтакте, всегда кликает на этот результат. Поэтому очень важно показать то, что пользователю нужно, а именно аватарки для этой соцсети, на первом месте. Это существенно экономит его время.

Теперь мы понимаем не просто много разных тем запросов, мы понимаем, кому эти результаты показать. Если вы активный пользователь и у вас включен персонализированный поиск, у вас меняется 75% запросов. Теперь для вас персональная релевантность, - отметил Денис.

Кликабельность первого результата, если он будет персонализирован, на 37% выше, чем просто кликабельность первого результата в поисковой системе.

Персональный поиск можно отключить. Но он дает 14% экономии времени. Для среднего пользователя, который задает в среднем чуть более 50 запросов в неделю, важно это время.

«Калининград» – это быстрый доступ к любимым сайтам, это поисковые подсказки, которые адаптируются под вас и это индивидуальные результаты поиска.

Вопросы из зала:

- есть ли разница в выдаче для залогиненного и незалогиненного пользователя?

Ответ Яндекса: Если вы залогинены, то вы можете посмотреть историю своего поиска, которую использует Яндекс, благодаря сервису «Мои находки». Если вы сравните выдачу залогиненного и незалогиненного пользователя, то визуально никакой разницы не увидите. Единственное, для залогиненных пользователей мы чуть смелее ранжируем поисковые подсказки на основе истории поиска. В выдаче Яндекс учитывает данные залогиненных и незалогиненных пользователей, но на практике разницы нет.

- Если я регулярно ищу «доставка пиццы», но однажды решил посмотреть рецепты. Получается, что предыдущие запросы как бы программируют Яндекс всегда показывать мне «доставка пиццы».

Ответ Яндекса: мы понимаем, что можем забить все результаты поиска, основываясь на предыдущих запросах пользователя. Но так делать нельзя. Потому что у вас может быть интерес информационный, интерес спонтанный. Забивая выдачу результатами, основанными на прошлых запросах, спонтанный интерес мы убьем. Поэтому мы не оставляем вам один только ваш интерес, мы просто стараемся показать вам его наиболее ярко, выше в выдаче. Но другие интересы мы, безусловно, оставляем.

- эта формула только для русских пользователей?

Ответ Яндекса: Платформа работает везде, где работает Яндекс: в России, Белоруссии, Украине и т.д. В Турции мы сейчас экспериментируем.

- а что касается смартфонов?

Ответ Яндекса: платформа работает и в мобильной версии, но менее явно. Пользователи смартфонов ведут себя несколько иначе. Поэтому персонализация мобильных еще впереди.

- в случае, если два человека пользуются одним и тем же компьютером, одним и тем же браузером, вы не можете уже их распознать…

Ответ Яндекса: Можем! Если два человека пользуются одним и тем же компьютером, это нам не мешает. Потому что два человека задают разные запросы и спрашивают по-разному. То есть, если один человек интересуется рецептами, а другой интересуется компьютерами, то, скорее всего, человек, интересовавшийся компьютерами, будет вводить запросы, связанные с компьютерами, и его история запросов будет говорить об этом. А человек, интересующийся рецептами, будет продолжать интересоваться рецептами, и это тоже будет влиять. Персонализация хорошо работает на гарантированных запросах. Ничего страшного, если у вас будет несколько разных профилей. На каждого пользователя у нас есть уникальный набор данных, так как мы понимаем, что за одним профилем может скрываться несколько человек. Персонализация этому не мешает.

- тогда как вы их различаете?

Ответ Яндекса: нам даже не надо этого делать. Есть жена и муж. Она интересуется рецептами, он - кино. По запросам про рецепты, ее любимый сайт показывается чаще и выше. Запросы мужа про кино при этом никак не влияют на персонализацию. Персонализация умеет понимать, что за компьютером есть разные люди, и умеет учитывать интересы разных людей.

- а в случае одного запроса... Когда разные люди задают один и тот же запрос, но им нужны разные результаты?

Ответ: Яндекс может определять запросы, которые пользователям характерны. Три четверти - им характерны, остальная часть запросов – которыми пользователи никогда не интересовались. В таких случаях, скорее всего, результат для вас не сработает. Персонализация работает на запросах, которые вам характерны.

(Нет голосов)
Читайте нас в Telegram - digital_bar

Случилось что-то важное? Поделитесь новостью с редакцией.


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
    ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
    Рейтинг Известности 2018: старт народного голосования
    Михаил Р
    1
    комментарий
    LANG_NO
    читателей
    Полный профиль
    Михаил Р - 1. Demis 2. кокс 3. Ашманов 4. Скобеев 5. Digital Strategy
    Рейтинг Известности 2018: второй этап народного голосования
    Константин Сокол
    3
    комментария
    LANG_NO
    читателей
    Полный профиль
    Константин Сокол - Кто был ответственный за дизайн таблицы голосования? Копирайтер?
    Сколько ссылок помогут продвинуть молодой сайт
    Павел Андрейчук
    29
    комментариев
    LANG_NO
    читателей
    Полный профиль
    Павел Андрейчук - Дело в том, что вряд ли в ваших платных "качественных" кейсах найдётся хоть пару % действительно новой и полезной информации которой бы не было на общедоступных источниках.
    Сайт на WordPress: за и против
    Мира Смурков
    1
    комментарий
    LANG_NO
    читателей
    Полный профиль
    Мира Смурков - Людмила, я согласен с большинством комментаторов. Вы хоть один полноценный магазин сделали на этих движках? Woocommerce это система с супер возможностями. И к ней есть дополнительные модули, с функционалом, который вряд ли появиться на Битрикс. А самому это программировать - сотни тысяч рублей на разработку. А приведя в пример сложности с robots.txt и Sitemap вы ставите под вопрос вашу компетенцию в понимании Интернет-бизнеса и веб-разработки в целом. Во-первых это такие мелочи, а во-вторых это все делается на вордпресса за 2 минуты, и опять же с возможностями многократно превышающими Битрикс.
    Кейс: вывод лендинга по изготовлению флагов на заказ в ТОП 1 по Санкт-Петербургу
    utka21
    5
    комментариев
    LANG_NO
    читателей
    Полный профиль
    utka21 - Кейс как кейс. Для некоторых станет вполне возможно полезным. ( Для конкурентов точно) . А вот с комментариями , что то пошло не так )
    Google обошел Яндекс по популярности в России в 2018 году: исследование SEO Auditor
    Рамблер
    1
    комментарий
    LANG_NO
    читателей
    Полный профиль
    Рамблер - Вот вроде отечественный - это сказано верно.. «Я́ндекс» — российская транснациональная компания, зарегистрированная в Нидерландах. Так говорится в Википедии. И с хрена ли ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ поисковик зарегистрирован в Европе? И где платится основная часть налогов? Ну-ууу, точно не в России. И если запахнет жаренным, то был Яндекс и нет Яндекса!
    Обзор популярных CMS: плюсы и минусы
    Гость
    1
    комментарий
    LANG_NO
    читателей
    Полный профиль
    Гость - У Битрикса техническое seo сильно страдает, чтоб оно там было нормальным придется все переделать. Безопасность у Битрикса тоже низкая, особено если надо дорабатывать функционал, как только правиться функционал у Битрикс , то уровень ее безопасности определяет тот разработчик , который этим занимается. Самые безопасные движки те, что нет в общем доступе и где нельзя ничего редактировать в коде. =)
    8 методик в SEO, от которых давно пора отказаться
    Евгений Сметанин
    11
    комментариев
    LANG_NO
    читателей
    Полный профиль
    Евгений Сметанин - Факторов вообще очень много, согласитесь, вы будете использовать максимальное их количество, особенно, если в ТОПе засели агрегаторы с сумасшедшими ПФ. В таких случаях, вхождение ключа в домен для маленького профильного сайта, сыграет свою положительную роль. Конечно же, если контент на страницах хорошего качества. У меня есть несколько успешных кейсов на эту тему. На сайте продают несколько видов товаров, а выстреливает в ТОП тот, название которого присутствует в доменном имени. Как корабль назовешь, так он и поплывет, верно?))
    Инструкция: настраиваем цели Яндекс.Метрики через Google Tag Manager
    Roman Gorkunenko
    1
    комментарий
    LANG_NO
    читателей
    Полный профиль
    Roman Gorkunenko - Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, можно с айпи метрики вытащить среднюю стоимость клика по утм меткам? В метрике есть такой шаблон tags_u_t_m, но он не совместим с меткой директа, у них разные префиксы.
    Аудит структуры интернет-магазина мебели от «Ашманов и партнеры»
    Дмитрий
    9
    комментариев
    LANG_NO
    читателей
    Полный профиль
    Дмитрий - Сергей, а вы допускаете, что вся ваша жизнь - seo-миф?
    ТОП КОММЕНТАТОРОВ
    Комментариев
    910
    Комментариев
    834
    Комментариев
    554
    Комментариев
    540
    Комментариев
    483
    Комментариев
    373
    Комментариев
    344
    Комментариев
    262
    Комментариев
    246
    Комментариев
    171
    Комментариев
    156
    Комментариев
    137
    Комментариев
    121
    Комментариев
    100
    Комментариев
    97
    Комментариев
    97
    Комментариев
    96
    Комментариев
    80
    Комментариев
    73
    Комментариев
    67
    Комментариев
    60
    Комментариев
    59
    Комментариев
    57
    Комментариев
    56
    Комментариев
    55

    Отправьте отзыв!
    Отправьте отзыв!