Методология UX: бесполезная схоластика или руководство к действию

Россия+7 (495) 960-65-87
Шрифт:
0 4640

23 апреля 2014 года в подмосковном пансионате "Поляны" состоялось открытие ведущей ежегодной конференции Рунета РИФ+КИБ.

В рамках секции "Методология UX: бесполезная схоластика или руководство к действию" докладчики рассказали, из чего складывается понятие пользовательского опыта, а также как получить максимальную выгоду от работы с ним.

Открыл секцию Анатолий Костин, UsabilityLab, с докладом "Методологии юзабилити проектирования: возможны ли разные подходы?". Он отметил, что методология ­– это та позиция, которая создает основу для взаимодействия различных профессиональных групп. При ее отсутствии никакое продуктивное взаимодействие невозможно.

Необходимо помнить, что в деятельности юзабилити-проектировщика разработка интерфейса стоит на одном из последних мест. Поэтому начинать работу следует с изучения продукта, целевой аудитории и ее потребностей.

На сегодняшний день в сфере юзабилити основной поход – человеко-ориентированный.

Является ли он универсальным средством? Согласно исследованиям, проведенным докладчиком, есть и альтернативные методологии. Предшественником человеко-ориентированного подхода был технологический дизайн. Но из-за того, что со временем продукты становились все более и более сложными, он устарел.

Далее Анатолий подробно остановился на понятии сложности продукта и ее классификации:

От сложности продукта напрямую зависит выбор подхода в проектировании.

Для операционной сложности используется функционально-ориентированный дизайн, для интегративной – антропо-ориентированный, а для сложности взаимовлияния – социо-ориентированный.

Отсюда вытекает проблема эмоций в пользовательском восприятии. Отвечая на вопрос о том, что в продуктах критично для эмоций, Анатолий остановился на важности потенциальных потерь пользователя при работе с продуктом.

Если соединить дизайн, сложность продукта и важность потенциальных потерь для пользователя, то результаты можно представить в следующей схеме:

Далее Анатолий подробнее рассказал о разновидностях дизайна и их социальных смыслах.

1. Социо-ориентированный дизайн

Цель: дизайн на основе нахождения и реализации социальных смыслов.

Задачи: предотвращение злоупотреблений пользователей и конфликтов их интересов.

Социальные смыслы: общие групповые ценности, принятые всеми членами команды, которыми они руководствуются при выполнении своих функциональных обязанностей.

2. Эмоциональный дизайн

Эмоции – важный аспект современного проектирования продукта. Можно выделить три основных вида эмоций: эмоциональные реакции, переживания, чувства.

3. Логико-доминированный дизайн

Этот вид дизайна воздействует на уровень эмоциональных реакций посредством эстетических качеств продукта.

4. Равнозначный логико-ориентированный дизайн

Воздействует на уровень переживаний через неожиданные дизайнерские приемы.

5. Эмоционально-доминированный дизайн

Воздействует на чувства благодаря новаторским, нетривиальным дизайнерским концепциям, реализованным в продукте.

Подводя итоги, Анатолий сделал следующие выводы:

1. Методология является мостом между специалистами UX и разработчиками продукта.

2. Современная методология перестает быть однозначной и приобретает гибкость.

3. Выбор методологического подхода позволяет оптимизировать расходы.

4. В юзабилити-проектировании вне зависимости от класса продукта большую роль играют не только потребности пользователей, но и эмоции и социальные смыслы.

Следующим выступил Андрей Сикорский, РИА Новости, с докладом "UX-методология: от интерфейса к продукту и далее, к бизнесу". Андрей рассказал, что такое User Experience и как меняется маркетинг в зависимости от зрелости бизнеса и уровня развития рынка.

Филипп Котлер выделял три типа маркетинга:

1. Product-centric era

Наличие продукта важнее удобства.

2. Customer-centric era

Покупатель определяет, насколько продукт полезен и удобен.

3. Human-centric era

Речь идет уже не просто об изменении интерфейса для удобства пользования, а о работе со всей экосистемой. На этом этапе создаются бренды-религии.

Далее речь шла о цикле разработки продукта и о том, как компании охватить все элементы цикла.

Ни юзабилити, ни customer experience, ни даже service design не могут этого сделать. Поэтому стоит ориентироваться на Customer-Led business ­– бизнес, ориентированный на потребности, создающий и развивающий новые рынки.

Но для этого перехода необходимо расширить методологию. Андрей рассказал о том, что может помешать проектировщику:

1. Зрелость бизнеса. В промежутке между юностью и стабильностью юзабилити воспринимается лучше всего.

2. Эстафета ответственности. Непонимание или незнание участниками проекта круга своих обязанностей.

3. Состояние рынка. Чем выше конкуренция, тем больше внимания компании уделяют UX и т.д.

4. Компетенции специалиста. Сегодня еще не у всех сформирована культура системного подхода и проектирования, отсутствуют знания в смежных областях.

Необходимо преодолеть эти барьеры. 

Отдельно Андрей дал несколько советов по доработке компетенций:

1. Понимание работы бизнеса.

2. Управление продуктами.

3. Управление проектами.

4. Дизайн.

5. Основы разработки.

6. Маркетинг.

7. Системное мышление и т.д.

В заключение Андрей представил 4 этапа перехода от User Experience к Customer-Led business.

Вячеслав Иванов, UsabilityLab, представил доклад "Оценка первого впечатления от сайта". Когда мы обращаемся к кому-либо с просьбой оценить сайт, то зачастую не учитываем тот момент, что все по-разному воспринимают увиденное и понимают вопросы.

Начиная работу по сбору мнений, нужно определиться, на что влияет дизайн:

  • создает первое впечатление;
  • немного сдвигает все остальные оценки сайта;

Нас интересует именно первое впечатление.

При проведении исследования следует учитывать некоторые условия:

  • оценивается только дизайн;
  • сравниваем несколько примеров;
  • оцениваем первое впечатление;
  • опрашиваем достаточно много людей.

Далее Вячеслав рассказал о методе парных сравнений. Основные признаки этого метода:

  • все варианты сравниваются друг с другом.
  • нужно выбрать лучший вариант только по одному признаку.
  • каждая пара оценивается несколько раз.

Но при использовании этого метода стоит помнить о ряде рисков:

  • неизвестно, правильно ли человек понял задачу;
  • неизвестно, правильно ли поставлена задача.

Пилотное исследование проводится по такой схеме:

Его основные характеристики:

  • проводится очно;
  • время не ограничено;
  • важно моделировать ситуацию удаленного проведения, поэтому экспериментатор не вмешивается,
  • инструкция и вопрос даются в начале исследования письменно,
  • беседа по гибкому плану проводится после.

Это неидеальный вариант, но он позволяет выявить конкретные недостатки.

Главный вопрос исследования: "Какой сайт вы бы стали просматривать первым?" Ответ именно на этот вопрос покажет вам первое впечатление.

Для проведения этого опроса потребуются макеты сайта, программа для демонстрации, инструкции для респондентов.

После оценки имеет смысл задать следующие вопросы:

Ваша выборка должна состоять из целевой аудитории, не осведомленной о цели исследования (от 30 до 300 человек).

Плюс этого варианта в том, что вместо качественных данных вы получите количественные, т.е. не просто узнаете, что макет А лучше макета В, а поймете насколько.

У этого метода есть и недостатки. Так, если все варианты плохие, то мы этого не узнаем. А если выбрана не та страница, которую пользователи будут видеть в реальной жизни, то и достоверность опроса снижается.

Эту методику можно применять для сравнения старой и новой версии сайта, сопоставления своего ресурса с конкурентами и оценки неординарных макетов.  

Читайте нас в Telegram - digital_bar

Случилось что-то важное? Поделитесь новостью с редакцией.


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
    ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
    «Баден-Баден»: как выйти из-под фильтра
    Александр
    27
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Александр - Сергей, будем рады увидеть исследование, которое докажет мифичность.
    «Прямая линия» с Александром Алаевым («АлаичЪ и Ко»): отвечаем на вопросы
    Александр Алаев
    13
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Александр Алаев - Роман. Тут ответ очень простой. Каждый запрос можно четко разделить на коммерческий или некоммерческий. "Купить слона" и его длинные хвосты - коммерческий. "Как выбрать слона" и подобные - информационные. Вот под коммерческие ключи должны быть страницы услуг или каталога товаров. А под информационку - блог. Очень важно не путать их, тем более несоответствующая коммерческим факторам страниц просто не продвинется, то есть по запросу с "купить" блог никогда не будет показываться в выдаче, так же как и страница услуги/товаров не покажется по "как выбрать". Понятно примерно?
    Кейс: продвигаем бизнес по продаже пластиковых окон в Москве
    Иван Стороженко
    5
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Иван Стороженко - 1. По началу вообще не использовали, сейчас уже много каналов используется. 2. Все может быть, в принципе сайты должны быть удобны для пользователя, для этого и нужна схожесть между собой. Честно говоря старались брать все самое интересное у конкурентов + подкреплять своими идеями.
    Инфографика: самые распространенные SEO-ошибки Рунета
    Dmitro Grunt
    2
    комментария
    0
    читателей
    Полный профиль
    Dmitro Grunt - Кстати, у проектов которые продвигает Нетпик все тайтлы не более 65 символов? Или вы надеетесь что кто то послушает советов и отдаст вам часть трафика? :-)
    Google.ru внесли в реестр запрещенных сайтов
    Гость
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    Гость - Гон, все работает и будет работать. Да и пусть банят, будет как с рутрекером.
    Западные специалисты выяснили, как повысить позиции ресурса в выдаче Google
    Serhii Diachenko
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    Serhii Diachenko - Спасибо Бернис!
    7 причин не работать на биржах копирайтинга
    Dasha Shkaruba
    6
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Dasha Shkaruba - Спасибо за мнение! Кстати, на бирже главреда прием анкет закрыт
    День рождения SEOnews: 12 лет в эфире!
    Анна Макарова
    0
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Анна Макарова - Ура )
    SEMrush: факторы ранжирования в Google в 2017 году
    Анна Макарова
    0
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Анна Макарова - Уважаемый S1, я тоже понимаю, что есть такие люди, которые заметив допущенную неточность несутся на всех парусах продемонстрировать "силу" своего ума. Спасибо вам за пристальное внимание. Это поможет нам быть лучше.
    Конкурс: угадайте пятерку лидеров рейтинга «SEO глазами клиентов 2017»
    Оля
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    Оля - 1 Ingate 2 Wezom 3 Bynjg vtlbf 4 seo energy 5 директ лайн
    ТОП КОММЕНТАТОРОВ
    Комментариев
    910
    Комментариев
    834
    Комментариев
    554
    Комментариев
    540
    Комментариев
    483
    Комментариев
    373
    Комментариев
    310
    Комментариев
    262
    Комментариев
    228
    Комментариев
    171
    Комментариев
    156
    Комментариев
    137
    Комментариев
    121
    Комментариев
    97
    Комментариев
    97
    Комментариев
    95
    Комментариев
    80
    Комментариев
    77
    Комментариев
    67
    Комментариев
    60
    Комментариев
    59
    Комментариев
    55
    Комментариев
    53
    Комментариев
    52
    Комментариев
    48

    Отправьте отзыв!
    Отправьте отзыв!