×
Россия +7 (495) 139-20-33

Методология UX: бесполезная схоластика или руководство к действию: обзор

Россия +7 (495) 139-20-33
Шрифт:
0 8249

23 апреля 2014 года в подмосковном пансионате "Поляны" состоялось открытие ведущей ежегодной конференции Рунета РИФ+КИБ.

В рамках секции "Методология UX: бесполезная схоластика или руководство к действию" докладчики рассказали, из чего складывается понятие пользовательского опыта, а также как получить максимальную выгоду от работы с ним.

Открыл секцию Анатолий Костин, UsabilityLab, с докладом "Методологии юзабилити проектирования: возможны ли разные подходы?". Он отметил, что методология ­– это та позиция, которая создает основу для взаимодействия различных профессиональных групп. При ее отсутствии никакое продуктивное взаимодействие невозможно.

Необходимо помнить, что в деятельности юзабилити-проектировщика разработка интерфейса стоит на одном из последних мест. Поэтому начинать работу следует с изучения продукта, целевой аудитории и ее потребностей.

На сегодняшний день в сфере юзабилити основной поход – человеко-ориентированный.

Является ли он универсальным средством? Согласно исследованиям, проведенным докладчиком, есть и альтернативные методологии. Предшественником человеко-ориентированного подхода был технологический дизайн. Но из-за того, что со временем продукты становились все более и более сложными, он устарел.

Далее Анатолий подробно остановился на понятии сложности продукта и ее классификации:

От сложности продукта напрямую зависит выбор подхода в проектировании.

Для операционной сложности используется функционально-ориентированный дизайн, для интегративной – антропо-ориентированный, а для сложности взаимовлияния – социо-ориентированный.

Отсюда вытекает проблема эмоций в пользовательском восприятии. Отвечая на вопрос о том, что в продуктах критично для эмоций, Анатолий остановился на важности потенциальных потерь пользователя при работе с продуктом.

Если соединить дизайн, сложность продукта и важность потенциальных потерь для пользователя, то результаты можно представить в следующей схеме:

Далее Анатолий подробнее рассказал о разновидностях дизайна и их социальных смыслах.

1. Социо-ориентированный дизайн

Цель: дизайн на основе нахождения и реализации социальных смыслов.

Задачи: предотвращение злоупотреблений пользователей и конфликтов их интересов.

Социальные смыслы: общие групповые ценности, принятые всеми членами команды, которыми они руководствуются при выполнении своих функциональных обязанностей.

2. Эмоциональный дизайн

Эмоции – важный аспект современного проектирования продукта. Можно выделить три основных вида эмоций: эмоциональные реакции, переживания, чувства.

3. Логико-доминированный дизайн

Этот вид дизайна воздействует на уровень эмоциональных реакций посредством эстетических качеств продукта.

4. Равнозначный логико-ориентированный дизайн

Воздействует на уровень переживаний через неожиданные дизайнерские приемы.

5. Эмоционально-доминированный дизайн

Воздействует на чувства благодаря новаторским, нетривиальным дизайнерским концепциям, реализованным в продукте.

Подводя итоги, Анатолий сделал следующие выводы:

1. Методология является мостом между специалистами UX и разработчиками продукта.

2. Современная методология перестает быть однозначной и приобретает гибкость.

3. Выбор методологического подхода позволяет оптимизировать расходы.

4. В юзабилити-проектировании вне зависимости от класса продукта большую роль играют не только потребности пользователей, но и эмоции и социальные смыслы.

Следующим выступил Андрей Сикорский, РИА Новости, с докладом "UX-методология: от интерфейса к продукту и далее, к бизнесу". Андрей рассказал, что такое User Experience и как меняется маркетинг в зависимости от зрелости бизнеса и уровня развития рынка.

Филипп Котлер выделял три типа маркетинга:

1. Product-centric era

Наличие продукта важнее удобства.

2. Customer-centric era

Покупатель определяет, насколько продукт полезен и удобен.

3. Human-centric era

Речь идет уже не просто об изменении интерфейса для удобства пользования, а о работе со всей экосистемой. На этом этапе создаются бренды-религии.

Далее речь шла о цикле разработки продукта и о том, как компании охватить все элементы цикла.

Ни юзабилити, ни customer experience, ни даже service design не могут этого сделать. Поэтому стоит ориентироваться на Customer-Led business ­– бизнес, ориентированный на потребности, создающий и развивающий новые рынки.

Но для этого перехода необходимо расширить методологию. Андрей рассказал о том, что может помешать проектировщику:

1. Зрелость бизнеса. В промежутке между юностью и стабильностью юзабилити воспринимается лучше всего.

2. Эстафета ответственности. Непонимание или незнание участниками проекта круга своих обязанностей.

3. Состояние рынка. Чем выше конкуренция, тем больше внимания компании уделяют UX и т.д.

4. Компетенции специалиста. Сегодня еще не у всех сформирована культура системного подхода и проектирования, отсутствуют знания в смежных областях.

Необходимо преодолеть эти барьеры. 

Отдельно Андрей дал несколько советов по доработке компетенций:

1. Понимание работы бизнеса.

2. Управление продуктами.

3. Управление проектами.

4. Дизайн.

5. Основы разработки.

6. Маркетинг.

7. Системное мышление и т.д.

В заключение Андрей представил 4 этапа перехода от User Experience к Customer-Led business.

Вячеслав Иванов, UsabilityLab, представил доклад "Оценка первого впечатления от сайта". Когда мы обращаемся к кому-либо с просьбой оценить сайт, то зачастую не учитываем тот момент, что все по-разному воспринимают увиденное и понимают вопросы.

Начиная работу по сбору мнений, нужно определиться, на что влияет дизайн:

  • создает первое впечатление;
  • немного сдвигает все остальные оценки сайта;

Нас интересует именно первое впечатление.

При проведении исследования следует учитывать некоторые условия:

  • оценивается только дизайн;
  • сравниваем несколько примеров;
  • оцениваем первое впечатление;
  • опрашиваем достаточно много людей.

Далее Вячеслав рассказал о методе парных сравнений. Основные признаки этого метода:

  • все варианты сравниваются друг с другом.
  • нужно выбрать лучший вариант только по одному признаку.
  • каждая пара оценивается несколько раз.

Но при использовании этого метода стоит помнить о ряде рисков:

  • неизвестно, правильно ли человек понял задачу;
  • неизвестно, правильно ли поставлена задача.

Пилотное исследование проводится по такой схеме:

Его основные характеристики:

  • проводится очно;
  • время не ограничено;
  • важно моделировать ситуацию удаленного проведения, поэтому экспериментатор не вмешивается,
  • инструкция и вопрос даются в начале исследования письменно,
  • беседа по гибкому плану проводится после.

Это неидеальный вариант, но он позволяет выявить конкретные недостатки.

Главный вопрос исследования: "Какой сайт вы бы стали просматривать первым?" Ответ именно на этот вопрос покажет вам первое впечатление.

Для проведения этого опроса потребуются макеты сайта, программа для демонстрации, инструкции для респондентов.

После оценки имеет смысл задать следующие вопросы:

Ваша выборка должна состоять из целевой аудитории, не осведомленной о цели исследования (от 30 до 300 человек).

Плюс этого варианта в том, что вместо качественных данных вы получите количественные, т.е. не просто узнаете, что макет А лучше макета В, а поймете насколько.

У этого метода есть и недостатки. Так, если все варианты плохие, то мы этого не узнаем. А если выбрана не та страница, которую пользователи будут видеть в реальной жизни, то и достоверность опроса снижается.

Эту методику можно применять для сравнения старой и новой версии сайта, сопоставления своего ресурса с конкурентами и оценки неординарных макетов.  

(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
Читайте нас в Telegram - digital_bar

Случилось что-то важное? Поделитесь новостью с редакцией.


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Кейс: как за 30 дней вывести новый сайт в ТОП выдачи Google
Сергей
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Сергей - Прошёл у Паши курс год назад, пытался продвигать свой сайт portativ.org.ua, но особых продвижений нет. Наверное сео уже умерло??
Облако тегов в интернет-магазине: прикладная инструкция по увеличению трафика
Юлия Дмитриева
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Юлия Дмитриева - Согласна с вами, что в любом деле важен индивидуальный подход:)
Специалисты в Рунете заметили глобальную накрутку поведенческих факторов
Дмитрий Кулаевский
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Дмитрий Кулаевский - кто-нибудь знает как с этим бороться? очень много такого трафа идёт с июля, сайт сильно просел
Как стандартизировать данные семантики с помощью логарифмов
Юлий
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Юлий - Чем снималась коммерцелизация?
Яндекс возобновил «показательные порки» за накрутку поведенческих факторов
Антон
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Антон - Никакой не выпал. Кроме клиентского сайта, который проседал из-за скрутки, о чем Я.Поиску сообщали и клиенту тоже. Ноль реакции от поисковика (продолжайте развивать сайт, никаких проблем нет ...). Клиенту надоело и он заказал накрутку у подрядчиков. Мы искренне ждали бана, сообщали об этом клиенту, т.к. мы все таки делаем все остальное для развития. Как итог: с лета полет нормальный. Сайт растет, никаких проблем. Случайно даже стажер палил тех поддержке факт использования накрутки. И ничего. Сайт растет дальше. Если они не могут ничего принять даже после признания факта накрутки, что они могут сделать с жалобами на накрутку конкурентов?! Никогда не одобряли данные методы, но ... похоже ... все работает :)
«Нет в наличии»: что делать с карточками отсутствующего товара
freyr energy
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
freyr energy - Thank you so much @ admin for share your valuable thoughts and ideas We always enjoy your articles its inspired a lot by reading your articles day by day. So please accept my thanks and congrats for success of your latest series. We hope, you should published more better articles like ever before solar rooftop
Яндекс тестирует оценки сайта в сниппете
Сергей Демин
8
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Сергей Демин - вопрос такой: где получить оценку о сайте? а не об организации
15 языков программирования, за знание которых платят выше среднего
Любомир
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Любомир - Ну и ЗП: ни слова о том что она варируеться от 0 до 100 000$ в год!!! Что до высокой зп надо несколько лет етим заниматся! Что 100 000$ в год на западе заробатывают, а где нибудь в азиатских страннах 100$ в год. В СНГ первые годы в разработчика ЗП как в грузчика на складе - это где то 4-5 тыс. долларов в год, и уже имея несколько лет опыта возможно дойти до 10-20 тыс. долларов в год! Почему нет конкретики? Меня лично нервирует то что людям внушают великие ЗП в АйТи, а люди тупые и ведутся!!!!
Локальное продвижение интернет-магазина: как получить дополнительный трафик из регионов
Саша Дружин
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Саша Дружин - У меня был опыт раскрутки сайта на иностранных рынок, например для анголязычной аудитории. В целом отличия есть, хоть и небольшие. Больше всегда прироста получил после закупки ссылок от www.e-raskrutka.ru/anothercountry , они достаточно качественно работают на англоязычную аудиторию и могут лаконично вписаться в любое обсуждение. Можно самому попробовать заказать такие ссылки и посмотреть на результат.
От количества к качеству: что происходит с рекламой в Рунете
Евгений
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Евгений - Истину глаголите!
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
384
Комментариев
373
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
141
Комментариев
121
Комментариев
113
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
91
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
67
Комментариев
60
Комментариев
60
Комментариев
59
Комментариев
57

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!