Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Методология UX: бесполезная схоластика или руководство к действию

Россия +7 (495) 960-65-87
Шрифт:
0 4151

23 апреля 2014 года в подмосковном пансионате "Поляны" состоялось открытие ведущей ежегодной конференции Рунета РИФ+КИБ.

В рамках секции "Методология UX: бесполезная схоластика или руководство к действию" докладчики рассказали, из чего складывается понятие пользовательского опыта, а также как получить максимальную выгоду от работы с ним.

Открыл секцию Анатолий Костин, UsabilityLab, с докладом "Методологии юзабилити проектирования: возможны ли разные подходы?". Он отметил, что методология ­– это та позиция, которая создает основу для взаимодействия различных профессиональных групп. При ее отсутствии никакое продуктивное взаимодействие невозможно.

Необходимо помнить, что в деятельности юзабилити-проектировщика разработка интерфейса стоит на одном из последних мест. Поэтому начинать работу следует с изучения продукта, целевой аудитории и ее потребностей.

На сегодняшний день в сфере юзабилити основной поход – человеко-ориентированный.

Является ли он универсальным средством? Согласно исследованиям, проведенным докладчиком, есть и альтернативные методологии. Предшественником человеко-ориентированного подхода был технологический дизайн. Но из-за того, что со временем продукты становились все более и более сложными, он устарел.

Далее Анатолий подробно остановился на понятии сложности продукта и ее классификации:

От сложности продукта напрямую зависит выбор подхода в проектировании.

Для операционной сложности используется функционально-ориентированный дизайн, для интегративной – антропо-ориентированный, а для сложности взаимовлияния – социо-ориентированный.

Отсюда вытекает проблема эмоций в пользовательском восприятии. Отвечая на вопрос о том, что в продуктах критично для эмоций, Анатолий остановился на важности потенциальных потерь пользователя при работе с продуктом.

Если соединить дизайн, сложность продукта и важность потенциальных потерь для пользователя, то результаты можно представить в следующей схеме:

Далее Анатолий подробнее рассказал о разновидностях дизайна и их социальных смыслах.

1. Социо-ориентированный дизайн

Цель: дизайн на основе нахождения и реализации социальных смыслов.

Задачи: предотвращение злоупотреблений пользователей и конфликтов их интересов.

Социальные смыслы: общие групповые ценности, принятые всеми членами команды, которыми они руководствуются при выполнении своих функциональных обязанностей.

2. Эмоциональный дизайн

Эмоции – важный аспект современного проектирования продукта. Можно выделить три основных вида эмоций: эмоциональные реакции, переживания, чувства.

3. Логико-доминированный дизайн

Этот вид дизайна воздействует на уровень эмоциональных реакций посредством эстетических качеств продукта.

4. Равнозначный логико-ориентированный дизайн

Воздействует на уровень переживаний через неожиданные дизайнерские приемы.

5. Эмоционально-доминированный дизайн

Воздействует на чувства благодаря новаторским, нетривиальным дизайнерским концепциям, реализованным в продукте.

Подводя итоги, Анатолий сделал следующие выводы:

1. Методология является мостом между специалистами UX и разработчиками продукта.

2. Современная методология перестает быть однозначной и приобретает гибкость.

3. Выбор методологического подхода позволяет оптимизировать расходы.

4. В юзабилити-проектировании вне зависимости от класса продукта большую роль играют не только потребности пользователей, но и эмоции и социальные смыслы.

Следующим выступил Андрей Сикорский, РИА Новости, с докладом "UX-методология: от интерфейса к продукту и далее, к бизнесу". Андрей рассказал, что такое User Experience и как меняется маркетинг в зависимости от зрелости бизнеса и уровня развития рынка.

Филипп Котлер выделял три типа маркетинга:

1. Product-centric era

Наличие продукта важнее удобства.

2. Customer-centric era

Покупатель определяет, насколько продукт полезен и удобен.

3. Human-centric era

Речь идет уже не просто об изменении интерфейса для удобства пользования, а о работе со всей экосистемой. На этом этапе создаются бренды-религии.

Далее речь шла о цикле разработки продукта и о том, как компании охватить все элементы цикла.

Ни юзабилити, ни customer experience, ни даже service design не могут этого сделать. Поэтому стоит ориентироваться на Customer-Led business ­– бизнес, ориентированный на потребности, создающий и развивающий новые рынки.

Но для этого перехода необходимо расширить методологию. Андрей рассказал о том, что может помешать проектировщику:

1. Зрелость бизнеса. В промежутке между юностью и стабильностью юзабилити воспринимается лучше всего.

2. Эстафета ответственности. Непонимание или незнание участниками проекта круга своих обязанностей.

3. Состояние рынка. Чем выше конкуренция, тем больше внимания компании уделяют UX и т.д.

4. Компетенции специалиста. Сегодня еще не у всех сформирована культура системного подхода и проектирования, отсутствуют знания в смежных областях.

Необходимо преодолеть эти барьеры. 

Отдельно Андрей дал несколько советов по доработке компетенций:

1. Понимание работы бизнеса.

2. Управление продуктами.

3. Управление проектами.

4. Дизайн.

5. Основы разработки.

6. Маркетинг.

7. Системное мышление и т.д.

В заключение Андрей представил 4 этапа перехода от User Experience к Customer-Led business.

Вячеслав Иванов, UsabilityLab, представил доклад "Оценка первого впечатления от сайта". Когда мы обращаемся к кому-либо с просьбой оценить сайт, то зачастую не учитываем тот момент, что все по-разному воспринимают увиденное и понимают вопросы.

Начиная работу по сбору мнений, нужно определиться, на что влияет дизайн:

  • создает первое впечатление;
  • немного сдвигает все остальные оценки сайта;

Нас интересует именно первое впечатление.

При проведении исследования следует учитывать некоторые условия:

  • оценивается только дизайн;
  • сравниваем несколько примеров;
  • оцениваем первое впечатление;
  • опрашиваем достаточно много людей.

Далее Вячеслав рассказал о методе парных сравнений. Основные признаки этого метода:

  • все варианты сравниваются друг с другом.
  • нужно выбрать лучший вариант только по одному признаку.
  • каждая пара оценивается несколько раз.

Но при использовании этого метода стоит помнить о ряде рисков:

  • неизвестно, правильно ли человек понял задачу;
  • неизвестно, правильно ли поставлена задача.

Пилотное исследование проводится по такой схеме:

Его основные характеристики:

  • проводится очно;
  • время не ограничено;
  • важно моделировать ситуацию удаленного проведения, поэтому экспериментатор не вмешивается,
  • инструкция и вопрос даются в начале исследования письменно,
  • беседа по гибкому плану проводится после.

Это неидеальный вариант, но он позволяет выявить конкретные недостатки.

Главный вопрос исследования: "Какой сайт вы бы стали просматривать первым?" Ответ именно на этот вопрос покажет вам первое впечатление.

Для проведения этого опроса потребуются макеты сайта, программа для демонстрации, инструкции для респондентов.

После оценки имеет смысл задать следующие вопросы:

Ваша выборка должна состоять из целевой аудитории, не осведомленной о цели исследования (от 30 до 300 человек).

Плюс этого варианта в том, что вместо качественных данных вы получите количественные, т.е. не просто узнаете, что макет А лучше макета В, а поймете насколько.

У этого метода есть и недостатки. Так, если все варианты плохие, то мы этого не узнаем. А если выбрана не та страница, которую пользователи будут видеть в реальной жизни, то и достоверность опроса снижается.

Эту методику можно применять для сравнения старой и новой версии сайта, сопоставления своего ресурса с конкурентами и оценки неординарных макетов.  

Случилось что-то важное? Поделитесь новостью с редакцией.


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Поделиться 
Поделиться дискуссией:
Отправить отзыв
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
SEOnews и Serpstat запускают конкурс для интернет-маркетологов
Анна Ольяная
4
комментария
0
читателей
Полный профиль
Анна Ольяная - благодарю :)
Как построить качественную ссылочную массу сайта
Айрат Рахимзянов
39
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Айрат Рахимзянов - Спасибо Кирилл. Сейчас восстановилась работа сервиса: take.ms/ttXrw
«Я оптимизировал сайт, а он не в ТОП! Что делать?»
Павел Горбунов
7
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Павел Горбунов - Как можно в инструменте tools.pixelplus.ru/tools/text-natural сравнить текст со страницы конкурента и со своей страницы? Я вижу возможность только для проверки одного урла.
Влияние HTTPS на ранжирование региональных поддоменов в Яндексе
Екатерина Иванова
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Екатерина Иванова - Посмотрите на сколько упал трафик и на сколько потом вырос:упал на 10-20% на 1 месяц, а вырос в итоге в 5 раз. Одним мартовским трафиком всё падение перекрыли. Или можно ждать Яндекс неопределённое количество времени со стартовым уровнем трафика. Упущенные возможности и всё-такое.
Мир глазами поисковых систем
Александр Рунов
4
комментария
0
читателей
Полный профиль
Александр Рунов - Какой регион, если не секрет? В Мск, в ряде ВК тематик (в тех же "окнах" или "колесах"), без работы с внешними факторами по ВЧ запросам в ТОП не выплывешь. Хотя в большинстве направлений вполне реально.
Google.ru внесли в реестр запрещенных сайтов
Гость
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Гость - Гон, все работает и будет работать. Да и пусть банят, будет как с рутрекером.
SEMrush: факторы ранжирования в Google в 2017 году
Анна Макарова
292
комментария
0
читателей
Полный профиль
Анна Макарова - Уважаемый S1, я тоже понимаю, что есть такие люди, которые заметив допущенную неточность несутся на всех парусах продемонстрировать "силу" своего ума. Спасибо вам за пристальное внимание. Это поможет нам быть лучше.
Монетизация сайта. Как, когда, сколько?
Ruslan Baybekov
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Ruslan Baybekov - Максим, добавили возможность вывода дохода на Яндекс Деньги и WMR.
Интеграция call tracking и CRM: углубленный анализ данных о звонках и продажах
Денис
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Денис - Какой смысл вообще в облачных CRM, обрезанный фугкционал, свое дописать невозможно, слив клиентов другим компаниям. Серверные бесплатные CRM куда надежней и кастамизируй как хочешь.
Дашборд Метрика 2.0 – мониторинг проблем на сайте в режиме реального времени
Константин Сокол
24
комментария
0
читателей
Полный профиль
Константин Сокол - Есть динамика трафика по разделам. Этот виджет показывает некоторые фильтры, в результате которых с поиска выпадают целые разделы.
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
373
Комментариев
292
Комментариев
262
Комментариев
219
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
137
Комментариев
121
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
95
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
67
Комментариев
60
Комментариев
59
Комментариев
55
Комментариев
52
Комментариев
48
Комментариев
45

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!