×
Россия +7 (495) 139-20-33

Теоретические основы текстового ранжирования в Яндексе (Часть 2. Текстовое ранжирование)

Россия +7 (495) 139-20-33
Шрифт:
0 13607
Подпишитесь на нас в Telegram

1. Введение
2. Основная часть
3. Рекомендации по оптимизации текста
4. Заключение

1. Введение

В предыдущей части мастер-класса мы познакомились с основами текстового ранжирования, а точнее с той частью, которая происходит непосредственно перед оценкой текстового веса документа.

Теперь рассмотрим основные текстовые факторы, влияющие на релевантность документа.

2. Основная часть

Итак, начнем с основ информационного поиска – формулы TF*IDF.

TF-IDF (от англ. TF — term frequency, IDF — inverse document frequency) — статистическая мера, используемая для оценки важности слова в контексте документа, являющегося частью коллекции документов или корпуса. Вес некоторого слова пропорционален количеству употребления этого слова в документе, и обратно пропорционален частоте употребления слова в других документах коллекции.

TF (term frequency — частота слова) — отношение числа вхождения некоторого слова к общему количеству слов документа. Таким образом, оценивается важность слова ti в пределах отдельного документа:



где ni есть число рассматриваемых употреблений слова, а в знаменателе общее число словоупотреблений.

IDF (inverse document frequency — обратная частота документа) — инверсия частоты, с которой некоторое слово встречается в документах коллекции. Таким образом, понижается вес широкоиспользуемых слов.



где D — количество документов в корпусе;

- количество документов, в которых встречается ti, когда



Конечно же, Яндекс для оценки релевантности документа использует видоизмененную формулу. Сделаем сразу оговорку, что у нас речь пойдет об относительной релевантности, т.е. релевантности нескольких документов одному запросу, таким образом, величина IDF просто-напросто сократится при расчетах.

В общем виде формула имеет вид:



т.е. текстовая релевантность (W) рассчитывается как отношение количества найденных ключевых слов к «тошноте». «Тошнота» рассчитывается как квадратный корень из частоты самого часто встречаемого слова в документе.



Если ЧСЧВС меньше семи, то тогда:



Если «тошнота» превышает некий порог (для различных слов он различен, но примерно это интервал от 20 до 25), то Яндекс начинает искусственно занижать вес документа.

Почему «тошнота»? Это определение ввел в речевой обиход оптимизаторов Миныч, после этого определение так и прижилось.

Итак, из формулы мы видим, что в Яндексе нет такого понятия как «плотность ключевого слова», т.е. объем всего текста не учитывается. Это подтверждает эксперимент «Зависимость релевантности страницы от количества нерелевантных пассажей».

При расчете «тошноты» документа учитываются и стоп-слова. (См. эксперимент «Учет стоп-слов при расчете тошноты»).

Уточним далее формулу.

Не все ключевые слова вносят свой вклад в релевантность документа, а только те, которые попали в релевантные пассажи. Если запрос однословный, т.е. ключевой слово одно, то тогда любой пассаж, содержащий это слово, будет релевантным. Если у нас - ключевая фраза из нескольких слов, то при расчете релевантности будут учитываться только те пассажи, которые прошли кворум.

При этом если в одном пассаже ключевое слово будет повторять несколько раз (более 4), то это негативно отразиться на релевантности документа.

Углубляемся дальше. Пассаж пассажу рознь. Во-первых, пассаж может принадлежать различным зонам документа:

o title
o description
o keywords
o body

Во-вторых, пассаж, относящийся к body, может иметь различное форматирование – например, пассаж может быть заголовком < h1>. Также пассаж может быть включен в теги < script>, < noindex> - в этом случае пассаж проиндексирован не будет.

На seonews.ru уже публиковалось несколько экспериментов, посвященных изучению влияния принадлежности пассажа к определенной зоне документа. В результате были сделаны следующие выводы:

1. Description и keywords сайта не влияют на релевантность. При этом keywords вообще не индексируется.
2. Заголовки < h1>…< h6> немного повышают релевантность документа.
3. Title влияет на релевантность (Однако надо помнить, что из title индексируется только 15 первых слов!).

Кроме учета принадлежности пассажа, также учитывается е еще несколько факторов.

Расхожее мнение о том, что на релевантность влияет форматирование ключевых словом при помощи тегов , , и т.д. сейчас уже неактуально. Все это осталось в прошлом.

Гораздо важнее точность вхождения ключевой фразы в документ – точность с точки зрения морфологии и точность с точки зрения словопозиций.

В подтверждении несколько примеров.

Сделаем запрос «Ухта». Получим следующую выдачу:



Теперь изменим окончание и зададим запрос «Ухту». Мы видим и изменение в выдаче. На первом месте появился сайт, который имеет точное совпадение с запросом.



Аналогично можно поэкспериментировать со словопозициями.

Например, для запросов «Майкл Джаггер» и «Майкл &/(-1 5) Джаггер» выдача будет отличаться. Напомним, что конструкция «Майкл &/(-1 5) Джаггер» означает, что слово Джаггер должно находиться в районе 1 слова слева или 5 слов справа от слова «Майкл».

Оптимальной позицией слова «Джаггер» относительно слова «Майкл» будет позиция через одно слов справа, т.к. (5+(-1))/2=2. Эта формула для расчета оптимальной позиции в свое время тоже была предложена Минычем.

3. Рекомендации по оптимизации текста

Конечно, количественный расчет текстовой релевантности дело интересное и нужное, но для практических целей вполне подойдет ряд рекомендаций, соблюдая которые, вы напишете хороший (с т.зр. Яндекса) контент для сайта.

Главный принцип, которому нужно следовать – естественность текста. Не надо перегружать содержимое сайта ключевыми словами, тегами форматирования и прочим. Все должно быть в меру.

1. Прежде всего, уменьшите «тошноту» продвигаемой страницы.
2. Пишите релевантный title, не употребляя ни одного слова более одного раза.
3. Пишите description таким образом, чтобы если вдруг это описание попало в сниппет, оно привлекло пользователя, а не наоборот, оттолкнуло набором ключевых фраз.
4. Используйте заголовки ради удобства пользователя, а не для поисковой системы, которая на них не обращает внимания.
5. Используйте хотя бы одно точное вхождение (и с точки зрения морфологии и с точки зрения словопозиций) ключевой фразы.

4. Заключение

Итак, мы рассмотрели основные факторы, влияющие на текстовую релевантность.

Все факторы были проверены путем экспериментов. На настоящий момент информация является актуальной, но периодически Яндекс вносит изменения в алгоритм, так что нужно постоянно перепроверять действие выше озвученных факторов.

Конечно, сейчас основное значение придается ссылочному ранжированию, основные усилия направлены на покупку ссылок, оценку площадок, изучение правил составления текстов ссылок… Но про текст тоже не нужно забывать, т.к. сайт с правильно написанным контентом легче и, главное, дешевле продвинуть в топ.

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Марине Ибушевой


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Накрутка поведенческих факторов: дорого, сложно, но можно. Если очень хочется
Oleg_bobr2012
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Oleg_bobr2012 - Мда...Может Анне сразу в Яндекс написать кейсы по накрутке ПФ. Я бы такого сотрудника гнал вон.
28 способов повысить конверсию интернет-магазина
Татьяна
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Татьяна - Очень действенные рекомендации представлены в статье! Всё четко расписано и легко внедряемо в работу интернет-магазинов.Удобство и наглядность+различные бонусы и скидки-именно то, что и цепляет покупателя.
5 способов увидеть сайт глазами поисковика: анализируем скрытый контент и cloaking
Гость
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Гость - Сейчас клоаку прячут, так что под нее можно глянуть только с гуггловских ip. Сейчас только гуггл сервисами можно глянуть
7 актуальных сервисов для анализа сайта: сравнительная характеристика
Jenimeon
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Jenimeon - SimilarWeb один из моих фаворитов, частенько им пользуюсь. Ценник не малый, но функционал хороший. Be1 тоже годный.
Какие сайты лидировали в поиске Яндекса и Google в 2023 году
Гость
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Гость - Если что по рейтингу вы не правы, есть ядро по которому производиться оценка и вы можете по нему самостоятельно все посмотреть. Единственный объективный рейтинг по SEO. Других не знаю Ну я вам скажу что это не так и в предыдущие года сайт моего клиента попадал в рейтинг, при чем несколько раз. И я прекрасно знал еще до объявления результатов кто лидер - рейтинг прозрачный, есть фразы по которым набираются баллы. В этом году наш сайт не попал в рейтинг например и это было понятно, что не попадет (по статистике позиций)
Создали ресурс для металлургов, который позволяет следить за аналитикой рынка и осуществлять продажи
Наталья Сталь
3
комментария
0
читателей
Полный профиль
Наталья Сталь -
Простые SEO-работы, которые могут увеличить прибыль компании. Часть 1
roma.lisov
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
roma.lisov - Воспользовался советом по проверке и настройке картинок на сайте – реально дельный совет. Вот вроде и просто, казалось бы, а мне в голову раньше не пришло. А такие нюансы, конечно, нужно знать)
Как мы увеличили поисковый трафик на 30% с помощью ChatGPT
Светлана Светлана
23
комментария
0
читателей
Полный профиль
Светлана Светлана - Я сама работаю в маркетинге и недавно решила еще дополнительно пройти курсы по интернет маркетингу astobr.com/services/povyshenie-kvalifikatsii/menedzhment-upravlenie/internet-marketing/ , как по мне эти знания которые я получила, очень помогают мне в работе
Простые SEO-работы, которые могут увеличить прибыль компании. Часть 2
dayitrix
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
dayitrix - Ну да, для начала важно хотя бы необходимый минимум работ провести, настроить все как положено. А уже потом в более далекие дебри SEO-оптимизации лезть. А то многие ни с того начинают и потом удивляются, почему результата нет.
Яндекс встроил нейросети в свой Браузер
RasDva
12
комментариев
0
читателей
Полный профиль
RasDva - О дааааа)
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
386
Комментариев
373
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
141
Комментариев
121
Комментариев
120
Комментариев
100
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
74
Комментариев
67
Комментариев
64
Комментариев
60
Комментариев
59

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!