Антикризисные методы юзабилити – 6 шагов к эффективному дизайну

Россия+7 (495) 960-65-87
Шрифт:
0 3547

Правильный дизайн позволяет интернет-магазину развиваться даже в условиях кризиса. На что стоит обратить внимание владельцам и разработчикам? Распространенные ошибки. Примеры и дальнейшие шаги.

В связи с кризисом, рынок электронной коммерции претерпел значительные изменения. С одной стороны, люди в целом стали покупать меньше, с другой, — доля онлайн-покупок возросла. Связано это в первую очередь с тем, что потребители верят — в интернете товар или услугу можно купить дешевле. Изменились и сами потребители. В частности, бизнесу стоит обратить внимание на две новые категории покупателей:

Обладатели денег — сохранили свои доходы на докризисном уровне.

Пример 1: Избежали сокращения и теперь в дополнения к своим обязанностям выполняют работу уволенных коллег.

Пример 2: На основном месте работы зарплата была сокращена, вынуждены были найти подработку.

У таких клиентов стало меньше времени, а главное терпения. Если раньше они готовы были простить огрехи дизайна, то теперь они просто уходят с сайта, если на нем неудачно расположен поиск, слишком много полей для регистрации, не понятно как посмотреть, что уже находится в корзине и т.д.

Повышенная требовательность связана не только с недостатком времени и увеличившимися нагрузками, но и с пресловутым офисным снобизмом, который лучше всего можно описать фразой: «Если я достаточно профессионален, чтобы управляться за двоих, почему владельцы интернет-магазина не достаточно профессиональны, чтобы сделать удобный интерфейс?».

Обладатели времени — их доходы сократились, зато появилось больше свободного времени.

Пример: Потеряли работу или переведены на трех-четырех дневную рабочую неделю.

Пусть у этих людей немного денег, зато у них появилось время — сделать ремонт, заняться здоровьем, уладить давние юридические вопросы. Скорее всего, они не будут покупать кухонный комбайн, но они могут заказать шторы, записаться на прием к зубному или переоформить-таки, наконец, доверенность на автомобиль. Ведь электронная коммерция — это не только интернет магазины, но и вообще любые сайты, используемые как инструмент продаж.

Прежде чем заказать какой-либо товар или услугу они тщательно проверяют интернет в поисках наиболее выгодного предложения. И если вопрос удобства интерфейса перед ними стоит не так остро (в конце концов, они готовы потерпеть недостатки дизайна, если это позволит им серьезно сэкономить), то вопрос доверия к сайту для них становится решающим. Они дорожат своими деньгами, и не станут отдавать их, без полной уверенности в том, что товар или услуга полностью отвечают их требованиям.

Для владельцев онлайн-ресурсов это означает только одно. Те, кто сможет удовлетворить запросы обеих категорий покупателей, сможет расширить свой бизнес, прочие же, рискуют вообще быть выдавленными с рынка. В этой борьбе значение интерфейса велико как никогда. Не важно насколько разветвленная у вас сеть поставщиков, складом какой категории вы пользуетесь и насколько оперативно работает служба доставки. Если ваш сайт неудобен или не внушает доверия — вы будете терять клиентов.

Далее постараюсь разобрать наиболее распространенные ошибки разработчиков, которые приводят к фатальным последствиям:

«При хорошей рекламе товар не нужен!»

Ошибка 1. Продвижение в ущерб качеству.

Поисковая оптимизация не должна вредить дизайну. Пользователь наверняка уйдет с вашей страницы, если первое, что он увидит — это массивный текстовый блок, напичканный ключевыми словами. Встречайте покупателя витриной — привлекательными фотографиями товара, каталогом и поиском.

«Хочешь пылесос — предъяви паспорт!»

Ошибка 2. Вход только после регистрации

Многие онлайн-магазины начинают общение с пользователем с требования заполнить форму регистрации. На этом общение, как правило, и заканчивается.

Сначала пользователя необходимо убедить в том, что вам можно доверять, а только потом его можно просить оставить какие-либо сведения о себе. Причем чем меньше данных вы запросите, тем больше вероятность, что покупка состоится. В идеале достаточно ФИО и контактного телефона.

«Хочешь телефон — попробуй-ка найди!»

Ошибка 3: Отсутствие поиска

Для любого интернет-магазина очень важно наличие хорошего поиска. Пользователь не будет копаться в ваших каталогах, особенно если они устроены непонятным или непривычным для него образом. Посетитель интуитивно постарается найти поисковую форму и забить в нее название желаемого товара.

Очень важно чтобы поиск выглядел именно как поиск, а не как баннер, неактивная плашка, непонятный элемент дизайна и т.д.

«Nokea 5800? По вашему запросу ничего не найдено»

Ошибка 4: Поиск не понимает язык пользователей

Поиск должен понимать человеческий язык. Людям свойственно составлять некорректные запросы, допускать ошибки и опечатки. Но это не причина терять их как клиентов.

Предложите пользователю список производителей, предусмотрите возможность ошибки в названии товара или производителя, приведите пример правильно составленного запроса.

«Девушка, а где тут касса?»

Ошибка 5: отсутствие кнопки «Купить»

В реальной жизни, если нам что-то непонятно, мы можем обратиться к сотрудникам магазина. В интернете такой возможности нет — поэтому кнопка «Купить» должна быть хорошо видна и располагаться таким образом, чтобы у посетителя не оставалось сомнений в том, что для покупки товара надо нажать именно ее. Удивительно, но факт — этот, казалось бы, простой элемент дизайна ставит в тупик многих разработчиков.

«Очень одинокий петух»

Ошибка 6: Товар представлен плохо и/или неинтересно

Так называлась картинка Карлсона — чистый лист, с маленькой рыжей закорючкой в углу, помните? Не стоит быть Карлсоном, когда речь идет о представлении своего товара — покажите его во всей красе:

  • Используйте фотографии максимального качества.
  • Не ограничивайтесь одной фотографией. Например, если речь идет об одежде, покажите ее отдельно и на человеке, спереди и со спины, добавьте фотографии подкладки и швов.
  • Не загораживайте товар массивным водяным знаком.

Я прошелся по 3 первым сайтам выдачи Яндекс по запросу «купить чайник». Ни на одном из них не были выполнены все 6 базовых рекомендаций.

Сайт номер 1: порадовал удобной навигацией, хорошими фотографиями, разумно устроенным поиском. Кнопка «купить» хорошо заметна и расположена на своем месте. Сайт сразу вызвал у меня доверии и расположение, но как только я попытался оформить заказ, система тут же потребовала меня авторизоваться или создать личный кабинет. Бог ты мой, я не хочу заводить у вас свой личный кабинет! Я хочу у вас чайник купить! В чем проблема? Чертыхаясь, закрыл страницу.

Сайт номер 2: Главная страница представляет из себя 3 разнородные навигации, сложносочиненный поиск и текстовый блок (у меня так и не дошли руки прочитать его, скорее всего он был написан для продвижения в поисковиках). Внизу располагается единственная фотография чайника (если проскролить вниз можно найти еще несколько фотографий). Вывод: этот сайт сделан для поисковых роботов, а не для меня. Подобное отношение — отталкивает.

Сайт номер 3: Поразил фотографиями каких-то людей, заснятыми в домашних условиях. Люди оказались консультантами, система предложила выбрать, у кого из них я хочу получить совет относительно выбранного чайника. Совет представлял из себя всплывающее окно с текстом. Все три «консультанта» выдали один и тот же текст, причем по некоторым моделям чайников советы так же совпадали. Почувствовал, что меня обманывают. Обиделся.

Это всего три, взятых наугад примера, однако они иллюстрируют общую тенденцию — отечественные интернет-магазины, до сих пор не способны составить серьезную конкуренцию оффлайн продавцам. Пользователям до сих пор приходится продираться сквозь множество препятствий расставленных разработчиками. В итоге покупают лишь самые лояльные, прочие же либо ищут альтернативу интернет-торговле, либо оседают на самых крупных сайтах, оставляя магазины поменьше «на голодном пайке».

Итак, что же делать? Ответ один — учиться. Причем быстро, ибо кризис не вечен. Мы в компании USABILITYLAB провели независимое исследование российских пользователей интернет-магазинов. По итогам этой работы был составлен список правил и рекомендаций к дизайну сайтов, продающих товары или услуги. Теперь эти правила преподаются на онлайн-семинарах компании.

Читайте нас в Telegram - digital_bar

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Даше Калинской


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
    ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
    Рейтинг «Известность бренда SEO-компаний 2017»: народное голосование
    Иван
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    Иван - 1) IT-Agency 2) Пиксели 3) 1ps 4) Ингейт 5) Нетпики
    «Баден-Баден»: как выйти из-под фильтра
    Сергей Дембицкий «Sima-Land.ru»
    16
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Сергей Дембицкий «Sima-Land.ru» - Скрины Метрики показывать не буду, но мы (sima-land.ru - 1,5 млн. стр. в поиске Яндекс) в сентябре загремели под ББ, в разгар сезона и вышли из-под фильтра, спустя 50 дней, удалив все тексты с сайта: категории + карточки товаров (описание). Трафик с Google только вырос. Тексты возвращать собираемся, но процесс будет длительный, тексты будем теперь писать исключительно полезные, т.к. было больно :-))
    Второе дыхание ссылочного продвижения
    Автопилот
    14
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Автопилот - Еще лучше, когда продвижение осуществляется комплексно :)
    Кейс: продвигаем бизнес по продаже пластиковых окон в Москве
    Иван Стороженко
    5
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Иван Стороженко - 1. По началу вообще не использовали, сейчас уже много каналов используется. 2. Все может быть, в принципе сайты должны быть удобны для пользователя, для этого и нужна схожесть между собой. Честно говоря старались брать все самое интересное у конкурентов + подкреплять своими идеями.
    «Прямая линия» с Александром Алаевым («АлаичЪ и Ко»): отвечаем на вопросы
    Александр Алаев
    13
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Александр Алаев - Роман. Тут ответ очень простой. Каждый запрос можно четко разделить на коммерческий или некоммерческий. "Купить слона" и его длинные хвосты - коммерческий. "Как выбрать слона" и подобные - информационные. Вот под коммерческие ключи должны быть страницы услуг или каталога товаров. А под информационку - блог. Очень важно не путать их, тем более несоответствующая коммерческим факторам страниц просто не продвинется, то есть по запросу с "купить" блог никогда не будет показываться в выдаче, так же как и страница услуги/товаров не покажется по "как выбрать". Понятно примерно?
    Инфографика: самые распространенные SEO-ошибки Рунета
    Dmitro Grunt
    2
    комментария
    0
    читателей
    Полный профиль
    Dmitro Grunt - Кстати, у проектов которые продвигает Нетпик все тайтлы не более 65 символов? Или вы надеетесь что кто то послушает советов и отдаст вам часть трафика? :-)
    Сердитый маркетолог: как вы сами хороните свой сайт, или 16 принципов, которые нужно усвоить заказчикам SEO
    Анна Макарова
    313
    комментария
    0
    читателей
    Полный профиль
    Анна Макарова - Artem Sergeev, ваш комментарий удален за агрессивный настрой и безосновательные обвинения. Держите себя в руках!
    День рождения SEOnews: 12 лет в эфире!
    Анна Макарова
    313
    комментария
    0
    читателей
    Полный профиль
    Анна Макарова - Ура )
    7 причин не работать на биржах копирайтинга
    Dasha Shkaruba
    6
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Dasha Shkaruba - Спасибо за мнение! Кстати, на бирже главреда прием анкет закрыт
    «Прямая линия» с Артуром Латыповым: отвечаем на вопросы
    God Koss
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    God Koss - Добрый день! Есть сайты одной компании продвигающиеся в разных странах. .ru .com .net. На российском сайте два языка ru и en, на остальных до 10 языков. Недавно сайт ru по основному брендовому запросу выпал из выдачи Яндекс но после апа вернулся на вторую позицию. На вопрос аффилирования в тех поддержку, получит ответ, что всё в порядке и сайт com не учавствует в выдаче. Но он есть и занимает 1 место. Как быть в данной ситуации? Так же, после возврата в топ 10 по этому запросу зашла еще одна внутренняя страница. Могло ли это случиться из-за каннибализации запроса? Немного изменил description на внутренней, исключил вхождения брендового запроса. Жду апа. Хотел бы услышать ваше мнение. Заранее благодарю!
    ТОП КОММЕНТАТОРОВ
    Комментариев
    910
    Комментариев
    834
    Комментариев
    554
    Комментариев
    540
    Комментариев
    483
    Комментариев
    373
    Комментариев
    313
    Комментариев
    262
    Комментариев
    229
    Комментариев
    171
    Комментариев
    156
    Комментариев
    137
    Комментариев
    121
    Комментариев
    97
    Комментариев
    97
    Комментариев
    95
    Комментариев
    80
    Комментариев
    77
    Комментариев
    67
    Комментариев
    60
    Комментариев
    59
    Комментариев
    55
    Комментариев
    54
    Комментариев
    52
    Комментариев
    49

    Отправьте отзыв!
    Отправьте отзыв!