×
Россия +7 (495) 139-20-33

Baltic Digital Days 2017: Текстовая аналитика

Россия +7 (495) 139-20-33
Шрифт:
0 6776

Продолжаем обзор программной части конференции Baltic Digital Days, которая уже в пятый раз проходит в Калининграде. Секцию «SEO в Европе и США» продолжил доклад Олега Саламахи, founder Serpstat, на тему «Текстовая аналитика».

Прежде всего, спикер напомнил слушателям о том, что в сервисе недавно появилась текстовая выгрузка и кластеризация, при помощи которой специально для доклада на BDD 2017 удалось сделать несколько выгрузок для выдачи США.

Традиционно SEO-специалистов волнуют следующие вопросы:

1. Сколько раз нужно «поспамить фразой»?

2. Как правильно спамить?

3. Какой размер текста нужно разместить на странице?

4. Как найти LSI-фразы?

5. Как проверить воду в тексте?

Озвучив эти вопросы, Олег пообещал дать исчерпывающие ответы на них, но немного не в том ключе, как этого обычно ожидают. На самом деле, однозначного и четкого ответа на этот вопрос нет – правильнее всего рассматривать определенные диапазоны показателей. Этот подход в математике носит название «Правило трех сигм» («three-sigma rule» или «68–95–99 rule»).

Вот почему имеет смысл применять статистический подход к ответу на перечисленные выше вопросы. С этой целью нужно:

1. Построить распределение метрик своих конкурентов в выдаче.

2. Исключить аномалии отсечением хвостов по «правилу трех сигм» (анализируя тем самым 68, 95 или 99% выборки). Это позволит убрать из рекомендации «Титанов», которые могут позволить себе слабую релевантность или переспам.

3. Составить рекомендационную базу, содержащую:

  • диапазон релевантности ключу;
  • диапазон приемлемой длины текста;
  • список LSI-слов и вероятностей их употребления конкурентами.

Подход к измерению релевантности.png

Что это значит для SEO-специалиста: если у вас есть определенный показатель, то нужно стараться, чтобы показатели не выходили за пределы данного диапазона. Максимальное отклонение – плюс-минус 30% от заданного числа.

В следующей части доклада спикер показал, как работает данное правило на примере разных выборок.

Релевантность

Что касается спамности (релевантности или тошнотности), то однозначного ответа на вопрос о том, сколько раз можно употребить конкретное слово в тексте, нет и не может быть. В каждой тематике, в каждом тексте и даже в каждом срезе будет свой ответ на этот вопрос. Однако, зная формулу релевантности, можно найти правильный ответ. Так, например, в компании Serpstat используют модифицированный алгоритм ВМ25, который способен учитывать немного больше факторов. В настоящее время данная возможность для клиентов включена в текстовый анализатор. В этом случае можно контролировать, насколько вы отходите от этой релевантности. При этом важно помнить, что диапазон попадания в нужные параметры колеблется в пределах 30% от среднего значения релевантности в ТОП по запросу. Это дает странице возможность на некоторое время оказаться в ТОПе. Также важно помнить, что помимо текстового ранжирования на нахождение сайта в ТОПе влияет масса других факторов.

Итак, SEO-специалисту не стоит забывать о том, что:

  • нужно контролировать переспам;
  • контролировать страницы с низкой релевантностью;
  • число в любой из формул ничего не значит, показатели необходимо сравнивать с конкурентами в тематике;
  • из-за большого количества факторов, невозможно провести reverse engineering;
  • нужны «веса слов».

Продолжая исследовать тему, специалисты Serpstat взяли выборку из нескольких тысяч запросов и нескольких десятков тысяч URL-ов, которые находятся в ТОП-10 выдачи. Посчитали среднюю релевантность в ТОП-10 по каждой фразе и разницу между средним значением и значением каждой страницы.

Графики распределения релевантности по коммерческим и информационным запросам получились следующими:

Распределение релевантности по коммерческим запросам.png

Как видно, показатели для основных сайтов по коммерческим запросам находятся в пределах обозначенных ранее 20–30%.

Распределение релевантности по информационным запросам.png

Важно отметить, что западном сегменте поисковая система гораздо лучше понимает текст, а в текстовых факторах используются не вхождения, а синонимы, связанные с тематикой. Здесь текстовая релевантность не играет столь большого значения. При этом нужно следить, чтобы показатель не уходил в крайнюю правую область графика. То есть важно избегать переспама.

В целом в западной выдаче лучше ранжируются статьи, в которых не только текст, но и дополнительные полезные пользователю элементы: видео, таблицы, карты и другие.

Выводы:

1. Релевантность в ТОПе сконцентрирована возле среднего значения (в Рунете намного больше аномалий).

2. Сколько нужно вхождений: /- 30% от средней релевантности в ТОПе.

3. Следить за переспамом можно с помощью % отклонения от среднего показателя в ТОПе.

4. В информационной̆ тематике дисперсия релевантности больше, чем в коммерческой̆, т.е. следить стоит больше за коммерческими запросами.

Аномалии в релевантности

Всегда интересно следить за сайтами, которые входят в ТОП выдачи, однако у них наблюдаются некоторые аномалии в релевантности. Чтобы выявить закономерности, был произведен анализ выдачи в регионе США для более чем 10 тысяч страниц. Анализировали выдачу по высокочастотным и среднечастотным фразам. Цель: найти в ТОПе сайты с низкой текстовой релевантностью (то есть сайты, которые не входят в средний процент).

Результаты оказались вполне закономерными, среди подобных сайтов:

ТОП-10 нерелевантных доменов.png

Далее возникает вопрос, как наполнить страницу с релевантной тематикой и как понять, что нужно изменить странице? Ответом может стать статистический анализ сайтов конкурентов, которые уже находятся в ТОПе.

Однако и тут могут возникать проблемы:

  • Как спарсить «чистый» текст со всех страниц из ТОПа (без «шапок», комментариев и прочих блоков).
  • Нужно ли использовать все страницы в выдаче для анализа (поиск своей тематики и анализ конкурентов из этой группы).
  • Какие именно слова советовать (какие слова важны). СПОЙЛЕР: простой фильтр стоп слов в данном случае не поможет.

Еще одним значимым аспектом продвижения в Google является использование слов из вектора тематики. Что касается поиска тематических слов автоматизированным способом, то здесь формула, казалось бы, проста:

Значимые слова у конкурентовСлова, которые уже есть у нас = Рекомендации

Но на самом деле здесь также присутствует определенная сложность. Прежде всего, это такие негативные явления, как:

  • При анализе конкурентов в выдаче всегда проявляется шум: брендовые фразы, стоп-слова.
  • В SERP несколько интентов. Это явление ярко выражено в США.
  • Страницы в одном кластере на разных языках.
  • Страницы разных тематик в одном кластере.
  • Анализ только текстовой составляющей (без навигации, хлебных крошек и т.п.).

В качестве решения можно использовать CF-TF-IDF ранжирование:

CF – как часто слово встречается в тематике.

TF – встречаемость в каждом тексте из тематики.

IDF – информативность слова [контролирует стоп слова].

Вывод: лучше всего использовать не переспам, а другие ключевые слова из тематики.

Слова, определяющие тематику.png

Далее на основе статистического анализа строят выводы.

Строим выводы на основе статистического анализа конкурентов.png

Чтобы проверить теорию, в Serpstat проанализировали несколько сотен кластеров запросов, разделили эти кластеры на два типа:

1. для обучения;

2. для проверки.

Проверили сколько рекомендованных слов содержит вторая выборка. Результат получился следующим:

Покрытие значимыми словами ТОПа (ком).png

Также проанализировали по информационным запросам – там больше значимых слов и их больше используют непосредственно в текстах страниц:

Покрытие значимыми словами ТОПа (инф).png

Чтобы написать качественные тексты, которые будут хорошо ранжироваться в Google, необходимо использовать значимые слова. Но здесь есть важная деталь: при сборе запросов формируется несколько тематик и нельзя конкурировать со всеми этими тематиками. Соответственно, надо выбирать тематику, которая наиболее подходит под вашу страницу. Serpstat использует алгоритм автоматического определения тематики вашего сайта и строит рекомендации, исходя из тематики страницы и тематик, представленных в ТОПе.

Для тех, кто интересуется вопросом, какой должна быть средняя длина текстового блока для коммерческих и информационных запросов, докладчик привел следующие результаты выборки по 10 тысячам сайтов.

Размер текста по коммерческим запросам.png

Размер текста по информационным запросам.png

Завершая свой доклад, Олег Саламаха поделился ссылками на полезные либы для работы с текстами. Они будут полезны тем, кто занимается автоматизированной разработкой:

(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
Читайте нас в Telegram - digital_bar

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Ане Макаровой


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Кейс: как за 30 дней вывести новый сайт в ТОП выдачи Google
Сергей
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Сергей - Прошёл у Паши курс год назад, пытался продвигать свой сайт portativ.org.ua, но особых продвижений нет. Наверное сео уже умерло??
Как стандартизировать данные семантики с помощью логарифмов
Юлий
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Юлий - Чем снималась коммерцелизация?
Облако тегов в интернет-магазине: прикладная инструкция по увеличению трафика
Юлия Дмитриева
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Юлия Дмитриева - Согласна с вами, что в любом деле важен индивидуальный подход:)
Специалисты в Рунете заметили глобальную накрутку поведенческих факторов
Дмитрий Кулаевский
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Дмитрий Кулаевский - кто-нибудь знает как с этим бороться? очень много такого трафа идёт с июля, сайт сильно просел
Яндекс возобновил «показательные порки» за накрутку поведенческих факторов
Антон
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Антон - Никакой не выпал. Кроме клиентского сайта, который проседал из-за скрутки, о чем Я.Поиску сообщали и клиенту тоже. Ноль реакции от поисковика (продолжайте развивать сайт, никаких проблем нет ...). Клиенту надоело и он заказал накрутку у подрядчиков. Мы искренне ждали бана, сообщали об этом клиенту, т.к. мы все таки делаем все остальное для развития. Как итог: с лета полет нормальный. Сайт растет, никаких проблем. Случайно даже стажер палил тех поддержке факт использования накрутки. И ничего. Сайт растет дальше. Если они не могут ничего принять даже после признания факта накрутки, что они могут сделать с жалобами на накрутку конкурентов?! Никогда не одобряли данные методы, но ... похоже ... все работает :)
Сколько стоит SEO на фрилансе. Кейсы
Людмила
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Людмила - Очень спорная статья. Особенно оценка. К примеру, за 1500 руб. 200 вечных ссылок с быстрой индексацией. Это про какой год? Про 2020? Точно? Собственно, в текущих реалиях при хорошем раскладе за эти деньги можно получить 3-4 качественные ссылки. А никак не 200. Если 200, то такие ссылки, по 7,5 руб. за штуку выбьют сайт за ТОП-100. А заказчик будет в шоке, он же все правильно делал, по инструкции из статьи в уважаемом издании.
«Нет в наличии»: что делать с карточками отсутствующего товара
freyr energy
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
freyr energy - Thank you so much @ admin for share your valuable thoughts and ideas We always enjoy your articles its inspired a lot by reading your articles day by day. So please accept my thanks and congrats for success of your latest series. We hope, you should published more better articles like ever before solar rooftop
15 языков программирования, за знание которых платят выше среднего
Любомир
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Любомир - Ну и ЗП: ни слова о том что она варируеться от 0 до 100 000$ в год!!! Что до высокой зп надо несколько лет етим заниматся! Что 100 000$ в год на западе заробатывают, а где нибудь в азиатских страннах 100$ в год. В СНГ первые годы в разработчика ЗП как в грузчика на складе - это где то 4-5 тыс. долларов в год, и уже имея несколько лет опыта возможно дойти до 10-20 тыс. долларов в год! Почему нет конкретики? Меня лично нервирует то что людям внушают великие ЗП в АйТи, а люди тупые и ведутся!!!!
Яндекс тестирует оценки сайта в сниппете
Сергей Демин
8
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Сергей Демин - вопрос такой: где получить оценку о сайте? а не об организации
От количества к качеству: что происходит с рекламой в Рунете
Евгений
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Евгений - Истину глаголите!
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
384
Комментариев
373
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
141
Комментариев
121
Комментариев
113
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
92
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
67
Комментариев
60
Комментариев
60
Комментариев
59
Комментариев
57

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!