×
Россия +7 (495) 139-20-33

Этапы отбора: как их видят соискатели и работодатели

Россия +7 (495) 139-20-33
Шрифт:
0 1637

В июне 2022 года рекрутинговая компания JoBoosters («Управление талантами») завершила исследование «Этапы отбора: взгляд соискателя и работодателя». В исследовании приняли участие около 70 респондентов – соискателей и 70 экспертов – HR-руководители и Рекрутменты-Лиды крупнейших российских и международных компаний. 

На любом рынке работодатель стремится сделать наилучший выбор из числа доступных ему соискателей. Решая эту задачу, работодатели ищут баланс между требованиями к кандидатам и привлекательностью предлагаемых условий: чем выше требования (с учетом профессии), тем больше этапов отбора. 

Соискатель стремится выбрать наилучшее предложение среди работодателей, у которых открыты профильные для него вакансии в данный момент. И процедура отбора – это ворота в компанию, та самая вешалка, с которой начинается театр. 

За последние 2–3 года квалификация соискателей в поиске работы серьезно выросла, и изменилось отношение к этому процессу: теперь соискателей волнует не столько «продажа» себя (страхи «я не подхожу», «меня не выберут» посещают соискателей реже), сколько выбор наиболее перспективного варианта работы, более глубокая оценка работодателя, более жесткие и содержательные вопросы к нему («почему ушел мой предшественник», «как быстро я смогу обучиться», «сколько зарабатывают другие на этой должности»). 

Процедуры отбора воспринимаются кандидатами как один из элементов предложения работодателя, и как важный инструмент оценки и выбора компании самим кандидатом. 

Мы предположили, что чем выше ожидания соискателей по заработной плате, тем выше их готовность к сложному и долгому отбору, но это оказалось не так. 

Эту гипотезу мы проверили целой батареей статистических методов, и ни один не выявил взаимосвязи. Иными словами, соискатели с невысоким ожиданиями по зарплате могут согласиться на сложный отбор. А соискатели с высокими ожиданиями могут отказаться от отбора, если он кажется им неоправданно сложным. 

91,2% опрошенных HR-менеджеров связывают число этапов с уровнем должности. В некоторых случаях такой подход окажется недостаточно гибким: кандидаты на невысокие должности готовы были бы пройти более сложный отбор, что позволило бы и компании отобрать лучших. И наоборот, кандидаты на более высокие должности сочтут отбор слишком сложным, и не захотят его проходить. Нужен мониторинг систем отбора работодателей-конкурентов. 

Этапы отбора и заработная плата

В компаниях с заработной платой выше рыночной (в целом по компании) отбор на стартовые вакансии более долгий и сложный, чем у компаний с заработными платами «в рынке» и ниже рынка. Корреляция уровня зарплат с числом этапов для других должностей не выявлена. 

Этапы стажировки

Средняя заработная плата

С точки зрения бизнеса это означает, что для компании, имеющей более высокое среднее значение заработной платы, вложения в подбор молодых специалистов с более высоким потенциалом и дальнейшее выращивание их в компании до руководителей оправдано по сравнению с наймом руководителей и опытных специалистов с рынка. 

Вопреки нашим предположениям «Престижность компании» (ценность бренда работодателя) оказалась не самым главным мотивом прохождения кандидатами отбора до конца. Мотивы-лидеры – уровень заработной платы, возможность удаленной работы и возможности карьерного роста. Явно виден приоритет «гигиенических факторов» по сравнению с факторами эмоционального комфорта. 

Что повлияло бы на решение пройти отбор до конца

Отвечая на вопрос о цели и влиянии большого числа этапов отбора, HR-менеджеры проявили высокую солидарность по двум пунктам: «Большое число этапов отбора позволяет оценить кандидатов без опыта» и «Большое число этапов отбора снижает мотивацию кандидатов». Неожиданно большое число HR-менеджеров (около 30%) не согласны с тем, что большее число этапов отбора позволяет оценить мотивацию и личностные качества кандидатов. 

Исследование по найму

Большинство соискателей и HR-менеджеров считают оптимальными для отбора 3 этапа. Всего лишь 14% соискателей готовы проходить 4 этапа отбора или больше. В то же время HR-менеджеров, настаивающих на 4 и более этапах отбора, более 25% для вакансий специалистов и более 50% для вакансий руководителей. Фактически же большинство работодателей требуют прохождения 3 или 4 этапов отбора. 

То есть соискатели хотели бы проходить меньше этапов, чем вынуждены. 

Говоря о составе испытаний, соискатели более эффективными, чем HR-специалисты, считают Тестирование, Тестовое задание, Групповое собеседование и Видеоинтервью. То есть инструменты отбора, которые либо позволяют на деле показать свои навыки, либо относительно не затратны по времени. HR-менеджеры более высоко, чем кандидаты, оценивают Резюме, Мотивационное письмо и Собеседование – классические инструменты, дающие кандидатам, на наш взгляд, больше возможностей для манипуляций. Ситуация парадоксальная: кандидаты хотят показать себя в деле, а работодатели дают кандидатам больше возможностей «продать себя». 

Оценка эффективности процесса отбора

С учетом вывода о том, что соискатели хотели бы меньше времени тратить на отбор, было бы логично для работодателей прикладывать усилия для поддержания интереса кандидатов в процессе длительного отбора. Однако более половины работодателей не предпринимают никаких специальных усилий для поддержания интереса кандидатов в ходе отбора. 

Инструменты мотивирования в процессе отбора

Более половины тех, кто все же это делают, используют традиционные инструменты – обратную связь и поддержание контакта. 

Инструменты мотивирования

Среди нетрадиционных инструментов мотивирования в процессе отбора названы такие, как Экскурсия по офису, оплата выполненных заданий, сувенирная продукция компании, коучинг для студентов, встречи кандидатов с экспертами компании, мероприятия на праздники, бонусы (нематериальные) от компании.

(Голосов: 4, Рейтинг: 5)
Читайте нас в Telegram - digital_bar

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Марине Ибушевой


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
13 инструментов для SEO-специалиста, актуальных в 2022 году
Саша
5
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Саша - кажись какой-то британец
10 сервисов для работы с текстом в 2022 году
Юлия
3
комментария
0
читателей
Полный профиль
Юлия - Никита, вы о чем? Все подписки работают по такому принципу) Я retext давно пользуюсь, они немного подняли цену, но 399 рублей это еще ничего)) у меня на livedune только по несколько тысяч уходит. Выполнять качественно работу используя только руки не получится, а такие сервисы выручают очень Суть то не в том, что вы не воспользовались, а в том, что подписались, надо было просто отписаться и деньги бы не списали
Скоринг запросов: почему он необходим при сборе семантического ядра
Гость
5
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Гость - "Даже от известных и крупных агентств ко мне до сих пор приходят клиенты с собранными семантическими ядрами без параметров скоринга. Как в них строится продвижение и насколько оно эффективно – большая загадка." Так скоринг запросов новая "фишка", чтобы отличаться от других сеошнегов. После таких скорингов придется снова собирать семантику и дополнять ядро, потому что половину запросов отсекли, часть удалили, структура неполная... Но зато скоринг...
Товары, которые не стоит продавать на Wildberries: типичные ошибки новичков
Николай
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Николай - Похоже wildberries-edu.ru/
SEO-продвижение монобрендового интернет-магазина. Кейс Casio
Mike
11
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Mike - Яндекс сам не знает, что рекомендует. Каноникал они игнорируют все равно. А вот в гугле четко сказано, что если у страниц разный контент, то каноникал ставить не правильно.
Почему не стоит отказываться от SEO на этапе разработки
Максим
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Максим - Хочу ещё детей от неё, так что слились оба
Прирост трафика почти на 2000% только за счет внутренней перелинковки – разбор кейса
Volodyka Filipov
5
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Volodyka Filipov - А cmse.ru/ это ваше детище?
«Ашманов и партнёры» создали нейросеть, которая генерирует нешаблонные описания для страниц сайтов
Алексей
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Алексей - Функционал есть, но он не отдельный. Он идёт в дополнение к LSI-анализу, интегрирован в него. Можете увидеть сгенерированные мета-теги на вкладке "Текст" в результатах LSI-анализа. Они будут указаны с пометкой (авто). Также сгенерированные мета-теги указаны в ТЗ для копирайтера, которое формируется по итогам анализа конкурентов.
Реклама в Google Ads и AdSense в России работает нестабильно
Гость
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Гость - У тебя трафик с поиска уменьшился?
Санкции поисковых систем: как узнать, что сайт попал под фильтры. Обзор главных инструментов
Volodyka Filipov
5
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Volodyka Filipov - Нужно не крутить, а по честному развивать)))
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
385
Комментариев
373
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
141
Комментариев
121
Комментариев
115
Комментариев
98
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
74
Комментариев
67
Комментариев
62
Комментариев
60
Комментариев
59

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!