×
Россия +7 (909) 261-97-71

Этапы отбора: как их видят соискатели и работодатели

Россия +7 (909) 261-97-71
Шрифт:
0 3857
Подпишитесь на нас в Telegram

В июне 2022 года рекрутинговая компания JoBoosters («Управление талантами») завершила исследование «Этапы отбора: взгляд соискателя и работодателя». В исследовании приняли участие около 70 респондентов – соискателей и 70 экспертов – HR-руководители и Рекрутменты-Лиды крупнейших российских и международных компаний. 

На любом рынке работодатель стремится сделать наилучший выбор из числа доступных ему соискателей. Решая эту задачу, работодатели ищут баланс между требованиями к кандидатам и привлекательностью предлагаемых условий: чем выше требования (с учетом профессии), тем больше этапов отбора. 

Соискатель стремится выбрать наилучшее предложение среди работодателей, у которых открыты профильные для него вакансии в данный момент. И процедура отбора – это ворота в компанию, та самая вешалка, с которой начинается театр. 

За последние 2–3 года квалификация соискателей в поиске работы серьезно выросла, и изменилось отношение к этому процессу: теперь соискателей волнует не столько «продажа» себя (страхи «я не подхожу», «меня не выберут» посещают соискателей реже), сколько выбор наиболее перспективного варианта работы, более глубокая оценка работодателя, более жесткие и содержательные вопросы к нему («почему ушел мой предшественник», «как быстро я смогу обучиться», «сколько зарабатывают другие на этой должности»). 

Процедуры отбора воспринимаются кандидатами как один из элементов предложения работодателя, и как важный инструмент оценки и выбора компании самим кандидатом. 

Мы предположили, что чем выше ожидания соискателей по заработной плате, тем выше их готовность к сложному и долгому отбору, но это оказалось не так. 

Эту гипотезу мы проверили целой батареей статистических методов, и ни один не выявил взаимосвязи. Иными словами, соискатели с невысоким ожиданиями по зарплате могут согласиться на сложный отбор. А соискатели с высокими ожиданиями могут отказаться от отбора, если он кажется им неоправданно сложным. 

91,2% опрошенных HR-менеджеров связывают число этапов с уровнем должности. В некоторых случаях такой подход окажется недостаточно гибким: кандидаты на невысокие должности готовы были бы пройти более сложный отбор, что позволило бы и компании отобрать лучших. И наоборот, кандидаты на более высокие должности сочтут отбор слишком сложным, и не захотят его проходить. Нужен мониторинг систем отбора работодателей-конкурентов. 

Этапы отбора и заработная плата

В компаниях с заработной платой выше рыночной (в целом по компании) отбор на стартовые вакансии более долгий и сложный, чем у компаний с заработными платами «в рынке» и ниже рынка. Корреляция уровня зарплат с числом этапов для других должностей не выявлена. 

Этапы стажировки

Средняя заработная плата

С точки зрения бизнеса это означает, что для компании, имеющей более высокое среднее значение заработной платы, вложения в подбор молодых специалистов с более высоким потенциалом и дальнейшее выращивание их в компании до руководителей оправдано по сравнению с наймом руководителей и опытных специалистов с рынка. 

Вопреки нашим предположениям «Престижность компании» (ценность бренда работодателя) оказалась не самым главным мотивом прохождения кандидатами отбора до конца. Мотивы-лидеры – уровень заработной платы, возможность удаленной работы и возможности карьерного роста. Явно виден приоритет «гигиенических факторов» по сравнению с факторами эмоционального комфорта. 

Что повлияло бы на решение пройти отбор до конца

Отвечая на вопрос о цели и влиянии большого числа этапов отбора, HR-менеджеры проявили высокую солидарность по двум пунктам: «Большое число этапов отбора позволяет оценить кандидатов без опыта» и «Большое число этапов отбора снижает мотивацию кандидатов». Неожиданно большое число HR-менеджеров (около 30%) не согласны с тем, что большее число этапов отбора позволяет оценить мотивацию и личностные качества кандидатов. 

Исследование по найму

Большинство соискателей и HR-менеджеров считают оптимальными для отбора 3 этапа. Всего лишь 14% соискателей готовы проходить 4 этапа отбора или больше. В то же время HR-менеджеров, настаивающих на 4 и более этапах отбора, более 25% для вакансий специалистов и более 50% для вакансий руководителей. Фактически же большинство работодателей требуют прохождения 3 или 4 этапов отбора. 

То есть соискатели хотели бы проходить меньше этапов, чем вынуждены. 

Говоря о составе испытаний, соискатели более эффективными, чем HR-специалисты, считают Тестирование, Тестовое задание, Групповое собеседование и Видеоинтервью. То есть инструменты отбора, которые либо позволяют на деле показать свои навыки, либо относительно не затратны по времени. HR-менеджеры более высоко, чем кандидаты, оценивают Резюме, Мотивационное письмо и Собеседование – классические инструменты, дающие кандидатам, на наш взгляд, больше возможностей для манипуляций. Ситуация парадоксальная: кандидаты хотят показать себя в деле, а работодатели дают кандидатам больше возможностей «продать себя». 

Оценка эффективности процесса отбора

С учетом вывода о том, что соискатели хотели бы меньше времени тратить на отбор, было бы логично для работодателей прикладывать усилия для поддержания интереса кандидатов в процессе длительного отбора. Однако более половины работодателей не предпринимают никаких специальных усилий для поддержания интереса кандидатов в ходе отбора. 

Инструменты мотивирования в процессе отбора

Более половины тех, кто все же это делают, используют традиционные инструменты – обратную связь и поддержание контакта. 

Инструменты мотивирования

Среди нетрадиционных инструментов мотивирования в процессе отбора названы такие, как Экскурсия по офису, оплата выполненных заданий, сувенирная продукция компании, коучинг для студентов, встречи кандидатов с экспертами компании, мероприятия на праздники, бонусы (нематериальные) от компании.

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Марине Ибушевой


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Роскомнадзор начал требовать от владельцев сайтов уведомлять об использовании Google Analytics. Опыт SEOnews
Денис Добрынин
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Денис Добрынин - Что-то я как-то пропустил момент, с которого например госномер автомобиля или разрешение монитора и версия установленного на ПК ОС стала перс.данными... Но сегодня тоже получили бумажку с ай-яй-яем. Пойдем на прием в теруправление.
В Почте и Облаке Mail появился новый тариф – «Семейный»
Анна Макарова
393
комментария
0
читателей
Полный профиль
Анна Макарова - Да, конечно, владелец видит все файлы. А про других пользователей так написано: подключившие этот тариф, могут добавлять в подписку до 4 пользователей. Всем, кого пригласили в подписку, предоставляется доступ к терабайту облачного пространства для общих дел.
Россиянам могут запретить рекламу в Instagram* и Facebook*
Марина Ибушева
66
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Марина Ибушева - Окончательное как раз и означает третье. Любой законопроект перед тем, как отправиться в Совет Федерации и на подпись прзиденту, проходит в России три обязательные стадии рассмотрения в Государственной Думе: Первое чтение - обсуждается общая концепция законопроекта. Второе чтение - более детальное обсуждение проекта, поправки и дополнения. Третье чтение (окончательное) - голосование за проект. Так что ожидается 25 марта второе и третье, окончательное чтение.
Фиды, фильтры, внутренний поиск: как выжать максимум при технических ограничениях и увеличить трафик более чем в 5 раз
i-Media интернет-агентство
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
i-Media интернет-агентство - Google Merchant работает, товары показываются - в кейсе есть скриншот с примером.
Тренды SEO в 2025 году
Борис
4
комментария
0
читателей
Полный профиль
Борис - 50/50 Описанная тобой ситуация (надеюсь, не против, что сразу на "ты") — типичная и вообще не требует какого-то глубинного опыта. Достаточно немного логики и наблюдательности. Разобью на пункты для читабельности: 1) Каннибализацию очень просто распознать. Достаточно загрузить СЯ в систему съёма позиций и мониторить источники. Если происходит некое «мигание» — идём (повторно) в топ, смотрим, подтверждаем гипотезу — склеиваем. 2) Но чаще всего эту проблему можно решить на уровне качественной группировки СЯ. А некоторые кластеры со знаком вопроса, которые мы решили разделить на несколько, достаточно держать под контролем. И снова получается, что внимательность и логика здесь могут помочь. И никакого серьёзного опыта не требуется. 3) Соглашусь, что в Яндексе правило "Интент = одна страница" — очень важно, но не всегда. Например, есть кластер, связанный с установкой сантехники, который включает запросы: "установка сантехники", "цена на установку сантехники". Вот здесь, как раз, для многих может быть неочевидно, что кластер лучше разделить на два: "Установка сантехники" и "Цена на установку сантехники". 4) Продолжая мысль из п.3 — в такой ситуации в Яндексе (скорее всего) всё будет ок. И никакой каннибализации не произойдёт. 5) Если говорить про Google (тот же п.3), то здесь, вероятно, возникнут проблемы (всё зависит от оптимизации страниц). Эти два кластера могут не дотянуть до топа из-за своей релевантности. Мы все знаем, что Google может «съесть» страницу с несколькими интентами, и всё будет ок. (в этом предложении пасхалка, что нужно сделать ;)) А если ещё поработать над ссылочным — вообще сказка. Конечно, эту проблему можно решить, но если переборщить, то каннибализация может уже произойти в Яндексе. Вот как раз чтобы уловить эту тонкую грань, и нужен хоть какой-то опыт, которого часто нет у джунов.
Целевая аудитория: как найти и встроиться в ее вселенную
Александра
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Александра - Здравствуйте! Благодарю Вас за отличную статью! Много полезной информации, написано доступным языком.
Количество пользователей ИИ в сервисах Mail превысило 5 млн человек
Сергей Карененко
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Сергей Карененко - Поздравление еще худо бедно написать можно. А когда в почте больше 10к писем, вот тут хорошо, что ии есть)
Главные апдейты Google 2024: что изменилось и как продвигать сайты в 2025 году
Старый сеошник
5
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Старый сеошник - Ребята, ну серьёзно? Это исследование и итоги?) Просто везде: усиливает борьбу, улучшение контента, улучшение ссылок и т.д. А что нового? А где конкретика, цифры, динамика? Или итог: В 2025 году продвижение сайтов должно опираться на качество контента и улучшение пользовательского опыта. Браво, ради этого стоило писать статью) Информативность 0. Возразите мне?
Сравнительный анализ сервисов для оценки трафика российских сайтов
Константин Булгаков
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Константин Булгаков - Коллеги, очень большая работа проведена. Спасибо за исследование
После замедления YouTube треть россиян перешли на другие видеосервисы
Александр Лирионов
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Александр Лирионов - Сейчас нормально с частными серверами только, кому надо дельный - в тг найдите @dzenvpnbot
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
393
Комментариев
373
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
141
Комментариев
124
Комментариев
121
Комментариев
100
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
74
Комментариев
67
Комментариев
66
Комментариев
60
Комментариев
59

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!