Рекламные кампании для вашего бизнеса
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Говорим на языке заказчика

Россия +7 (495) 960-65-87
Шрифт:
9 1531

Всем нужен свой веб-сайт, но не все могут говорить на языке профессионалов.Клиенты могут прийти из любой сферы жизни — от фермера из Индианы до хирурга в Малайзи. Умение вести убедительный разговор о разработке сайта является одним из главных навыков, которым должны обладать все вебмастера, если они хотят контролировать ситуацию. Поддержание интереса клиента и выяснение того, что в действительности хочет получить заказчик, может оказаться одним из самых сложных этапов любого проекта. Здесь представлены некоторые советы, которые смогут вам помочь.

Оцените знания заказчика в области интернет-технологий

Поскольку ваши собственные познания в профессиональной области велики, чтобы не испугать клиента, сначала попытайтесь определить его уровень в области интернет-технологий. Это может быть сделано не напрямую, а с помощью наводящих вопросов.

Например, вы можете спросить невзначай: «А какая операционная система установлена на вашем домашнем компьютере?» или «Какой веб-браузер вы предпочитаете?».

В действительности вам нужно понять:

  1. знает ли клиент базовую терминологию вроде «операционной системы» и «веб-браузера»;
  2. есть ли у него опыт работы с компьютером и в интернете;
  3. их техническую подкованность;
  4. как и почему они используют ИТ.

Человек, использующий Linux, наверняка что-то смыслит в компьютерах, а Mac больше подходит художникам, дизайнерам и музыкантам.

Другие наводящие вопросы:

  • Что вы уже знаете о поисковой оптимизации?
  • Вы пользуетесь Adobe Photoshop (или любым другим программным обеспечением для редактирования цифровых изображений)?
  • Какие сайты вы чаще всего посещаете в свободное время?
  • Вы подписаны на какие-либо RSS-фиды?

Нельзя недооценивать знания заказчика

Среди ваших коллег наверняка есть человек, который настойчиво объясняет вам разницу между HTML и (X)HTML, при этом зная, что вы только что закончили XHTML-сайт? Не повторяйте его ошибок. Люди не любят, когда их держат за дураков, а если вы недооценили знания заказчика, особого к себе расположения не ждите. Если вы не уверены в знаниях человека в определенной области, не делайте вывода, что он не знает ничего, задайте несколько наводящих вопросов и оцените по реакции, нужно ли еще что-то объяснять или нет.

Используйте актуальные примеры

Когда речь идет о веб-проекте, очень полезно параллельно общаться с клиентом и просматривая какие-то обсуждаемые варианты в интернете. Например, если вы хотите определить, какой дизайн («веб 2.0», темный, светлый, чистый и т.д.) хотел бы ваш клиент, то вы получите куда более ценный ответ, если покажите примеры веб-сайтов, которые могут соответствовать той теме, которую описал клиент.

Делайте акцент на сути

Люди могут не понимать, что такое SEO, как это всё работает, но если вы начнете говорить на языке результатов, то вас будут слушать внимательно. Например, описывая важность стандартов требований XHTML, вы можете сказать: «соответствие стандартам XHTML гарантирует, что используется верный язык разметки сайта и ресурс будет поддерживаться большинством браузеров, что в итоге означает — потребуется меньше усилий на поддержку сайта и обслуживание пользователей».

Будьте проще

Иногда мы забрасываем заказчиков техническими терминами и излишне подробными объяснениями, желая продемонстрировать свои знания и компетентность. Нет необходимости объяснять, как вы собираетесь делать макет сайта в Photoshop (слой за слоем, со всеми деталями и подробностями). Чаще всего клиентам всё равно, как вы будете это делать, и даже есть риск, что вы всё усложните, вызвав у клиента опасенения по поводу темы, в которой он не очень хорошо разбирается.

Поощряйте вопросы

Всегда полезно определиться с вопросами и тем, что требует уточнения, как можно раньше, чтобы избежать недовольства в финале. Покажите, что вы всегда готовы ответить на имеющиеся вопросы и что ни один не будет воспринят как слишком простой или глупый. Если вам представилась отличная возможность лично встретиться с клиентом, то внимательно следите за выражением его лица во время разговора. Если он выглядит озадаченным, спросите: «Может быть, нужно сначала что-то пояснить?». Если вы общаетесь удаленно (e-mail или телефон), то регулярно добавляйте что-то вроде: «Буду рад ответить на любые ваши вопросы».

Проводите аналогии со сферой деятельности клиента

Отличный способ донести информацию до заказчиков — использовать сценарии и ситуации, которые сопоставимы с их сферой деятельности. Подойдите к этому творчески, проводите аналогии с юмором и, прежде всего, используйте их для объяснения сложных концепций. Можно проиллюстрировать забавным примером. Если вы разговариваете с баскетбольным фанатом, можете сказать: «Использование табличной верстки вместо блочной (div) для структуры страницы — столь же неудачное решение, как выбор Майкла Оловоканди (Michael Olowokandi) вместо Майкла Джордана (Michael Jordan) из вашего гипотетического списка баскетболистов, потому что...».

Будьте сами собой

Не ведите себя так, будто вы работали с сотнями сайтов на протяжении более 15 лет... если вы на самом деле этого не делали. Если вы не совсем в себе уверены, то клиенту может показаться, что вы слишком стараетесь произвести впечатление. В наши дни многие веб-дизайнеры и разработчики не скрывают, что они еще малоопытны и юны. Когда работаешь в такой индустрии, которая посторонним кажется сложной и пугающей, то показать себя клиенту обычным открытым человеком это даже плюс. Заказчику приятнее иметь дело с человеком четным, искренним и открытым, чем с тем, кто постоянно пытается от что-то скрыть или приукрасить.

У вас есть свои секреты того, как эффективно общаться с клиентами? Поделитесь ими, оставляйте комментарии!

Джейкоб Губ (Jacob Gube), веб-разработчик, автор блога Six Revisions

От переводчика: в комментариях к оригиналу было немало интересных советов, которые могут дополнить предложенные в статье рекомендации.

Deveman

Давайте им [клиентам] минимум обещаний. Просто попытайтесь понять их истинные потребности. Многие их них будут добавлять какие-то требования по мере развития проекта. Это будет все осложнять. И стремитесь доделать все раньше срока, но высылайте заказчику только к оговоренному сроку. Один из законов Мерфи: последние 10% работы отнимают 90% времени.

Marty Focazio

Не допускайте даже мысли, что клиентам есть дело до технологии. Они далеки от ее понимания, не любят слушать про изменения и подкручивание чего-то, но они будут слушать — и внимательно — если вы расскажете, как определенная технология поможет их бизнесу.

Например, мы предложили одному из клиентов поработать над формой email, нужны были незаметные на первый взгляд, но важные изменения. Мы сказали, что они несколько снизят стоимость покупки потребителя — и этого было более чем достаточно, чтобы клиент оценил важность программы. И действительно, с началом кампаний, себестоимость снизилась на 14%.

Поэтому помните о выгоде клиента — и не упустите свою.

Chris @ MicroAngelo Web Development

Помните, что в более крупных компаниях-заказчиках ваше Предложение, скорее всего, пройдет через руки не одного человека. Заявка на подряд (RFP=Request for Proposal) будет передаваться от топ-менеджмента к технически подкованным сотрудникам компании, которые затем отошлют его обратно со своими рекомендациями. Но конечное решение остается за топ-менеджментом, поэтому постарайтесь написать свое Предложение так, чтобы они тоже могли понять его.


internet-dlya-biznesa
Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Поделиться 
Поделиться дискуссией:
Отправить отзыв
  • Ярослав Домбровский
    834
    комментария
    0
    читателей
    Ярослав Домбровский
    больше года назад

    А мне кажется, эта статья неплохой повод для профи с хорошим опытом поделиться какими-то своими рекомендациями и советами.
    однозначно.

    не раз на своём опыте удостоверился - лучше переинформировать заказчика, нежели посчитать его малограмотным в этом деле. Как правило достойные и полные отчеты - я не говорю о пресловутых липовых отчетах сео-компаний :) - являются основой взаимопонимания и залогом успешного сотрудничества между клиентом и подрядчиком.

    ...

    А мне кажется, эта статья неплохой повод для профи с хорошим опытом поделиться какими-то своими рекомендациями и советами.
    однозначно.

    не раз на своём опыте удостоверился - лучше переинформировать заказчика, нежели посчитать его малограмотным в этом деле. Как правило достойные и полные отчеты - я не говорю о пресловутых липовых отчетах сео-компаний :) - являются основой взаимопонимания и залогом успешного сотрудничества между клиентом и подрядчиком.

    Вс пункты статьи актуальны, да вот только, к сожалению, не всегда удается из соблюдать :)
    -
    0
    +
    Ответить
    Поделиться
  • Анастасия Гутникова
    373
    комментария
    0
    читателей
    Анастасия Гутникова
    больше года назад

    А мне кажется, эта статья неплохой повод для профи с хорошим опытом поделиться какими-то своими рекомендациями и советами.
    -
    0
    +
    Ответить
    Поделиться
  • Гость
    больше года назад
    Для заказчика НЕ ВСЕГДА вся работа которая ведется по созданию сайта (и другие вопросы интернет представленности ) ЯВЛЯЮТСЯ ПРИОРИТЕТНЫМИ и САМЫМИ ВАЖНЫМИ. Иногда бывает так, что для заказчика на данный момент времени на много важнее, прошла ли отгрузка или подписан ли договор. (И ЭТО ВОЗМОЖНО ДАЖЕ С САМЫМИ СЕРЬЕЗНЫМИ ИНТЕРНЕТ САЙТАМИ)  которые в наших глазах могут выглядеть центром вселенной.
    -
    0
    +
    Ответить
    Поделиться
  • Демфира Шакурова
    97
    комментариев
    0
    читателей
    Демфира Шакурова
    больше года назад

    Так и есть. Более того со стороны заказчика часто курирует создание не "специально выделенный человек" (координатор интернет-проектов),  а так какой-нибудь менеджер. Для него  это задача в "нагрузку" и отношение к ней соотвествующее. Увы.
    -
    0
    +
    Ответить
    Поделиться
  • Гость
    больше года назад
    ИМХО, статья одна из десятка тысяч подобных - ничего нового. Полезна начинающим фрилансерам без опыта работы продавцом, и опытным, для повторения пройденного.
    -
    0
    +
    Ответить
    Поделиться
  • Гость
    больше года назад
    "Если вы не совсем в себе уверены, то клиенту может показаться, что вы слишком стараетесь произвести."

    помоему в этом предложении чего-то не хватает...
    -
    0
    +
    Ответить
    Поделиться
  • Гость
    больше года назад
    азы...
    -
    0
    +
    Ответить
    Поделиться
  • Анастасия Гутникова
    373
    комментария
    0
    читателей
    Анастасия Гутникова
    больше года назад

    Спасибо за внимательное чтение :) добавила "произвести впечатление"
    -
    0
    +
    Ответить
    Поделиться
  • Анастасия Гутникова
    373
    комментария
    0
    читателей
    Анастасия Гутникова
    больше года назад

    Повторение мать учения :) Азы бывает полезно вспомнить и опытным профессионалам.
    -
    0
    +
    Ответить
    Поделиться
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
23 действительно эффективных совета по продвижению интернет-магазина
Гость - Троль Гуру паНгинации - Что такое паНгинация?))))
Конкурс: угадайте пятерку лидеров рейтинга «SEO глазами клиентов 2016»
Марина
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Марина - Ingate i-Media SEO.RU Netpeak 1PS.RU
Анализ ссылок: сравнение многофункциональных платформ по размеру их баз
Михаил - Хватит пениться на каждый аргументированный отзыв. Это не придает вашей компании чести.
Как создать интернет-магазин: сколько стоит открытие?
Гость - да у битрикса что ни обновление - то сплошные баги. недавно знакомый обновился на лицензии интернет-магазина, про***лись заказы за последнюю неделю, слетели все связи по складам. одним словом, жопа. при этом обновился на сразу, а спустя месяц после выкатывания, надеялся, успеют все поправить
Как упростить продвижение вечными ссылками?
Coursh - Зарегестрировался. Накинули 1100 рубликов за пополнение на 10к. Очень неплохо!
Вопрос недели: почему сайт хорошо ранжируется в Google и не интересует Яндекс?
Nina S.Dzh. - У вас достаточно конкурентная тематика для рунета и по главной странице домена расположена англоязычная версия. Полагаю, в этих двух фактах вся проблема. Поскольку Яндекс в данном случае считает английскую версию сайта приоритетной, а среди ваших конкурентов в выдаче достаточно много хороших русскоязычных сайтов, то он и не ранжирует ваш сайт высоко. Грубо говоря, ему есть что предложить пользователю и без вашего сайта. На мой взгляд, в данном случае версии нужно разводить по разным доменам, русскую вешать на RU и продвигать там.
ТОП-10 автоматизированных сервисов контекстной рекламы
Гость - income4you.ru/index.php?refid=90093
Кому и зачем нужен маркетплейс от Яндекса
Дарья Калинская
0
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Дарья Калинская - Максим, спасибо, рада, что статья оказалась полезной )
Конкурс: угадай победителя рейтинга «Известность бренда SEO-компаний»
Андрей
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Андрей - Оптимизм Дэмис Кокос Ашманов и Партнеры Раш эдженси
Тест: Продвинь сайт в Google с одной попытки
Гость15 - Спасибо)
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
373
Комментариев
285
Комментариев
262
Комментариев
200
Комментариев
171
Комментариев
154
Комментариев
137
Комментариев
123
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
93
Комментариев
80
Комментариев
70
Комментариев
67
Комментариев
60
Комментариев
55
Комментариев
52
Комментариев
49
Комментариев
45
Комментариев
44

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!