×
Россия +7 (495) 139-20-33

Определяем сезонность спроса в интернете

Россия +7 (495) 139-20-33
Шрифт:
1 25738
Подпишитесь на нас в Telegram

Многие компании, приходя в интернет, сразу же ставят перед собой грандиозные планы по привлечению клиентов и увеличению продаж с первых дней.

Иногда планы срываются по каким-то причинам.

К одной из частых причин относится то, что спрос в интернете — не константа и может меняться в течение года.

В этой статье я хочу обратить внимание на сезонное изменение спроса, и, надеюсь, это поможет читателям с корректным планированием результатов.

1. Используемые термины

Перед тем, как перейти к основной части, хочу остановиться на терминах, используемых в статье.

  • Интент (или информационная потребность) — тема, о которой пользователь хочет узнать.

01-primer-intenta.png

Рис. 1. Примеры интента

  • Поисковая фраза (или запрос) — что вводит пользователь в поисковую строку, с целью удовлетворить свой интент.

02-primer-poiskovih-fraz.png

Рис. 2. Примеры поисковых фраз

  • Посадочная страница — страница на сайте, которая удовлетворяет определенный интент.
  • Семантическое ядро — список поисковых фраз, по которым сайт показывается в поиске (в органическом или платном) и для которых есть посадочные страницы.

03-primer-semanticheskovo-yadra.png

Рис. 3 Пример семантического ядра

  • Кластер запросов — список поисковых фраз, удовлетворяющих определенный интент.

04-primer-klasterizacii.png

Рис. 4 Пример кластеризации запросов

  • Контрольная группа — список поисковых фраз одного кластера, по которым собирается дополнительная статистика, которая может быть экстраполирована на другие поисковые фразы кластера.
  • Маркеры — слова, при добавлении которых к поисковой фразе, определяется кластер запроса.

05-primer-markerov.png

Рис. 5 Примеры маркеров

  • Сезонность спроса — изменение спроса, в зависимости от сезона года, погоды, праздников и других факторов и событий. В интернете сезонность спроса выражается в изменении количества запросов поисковых фраз к поисковым системам.

2. Источники данных

Среди всех сервисов, предоставляющих статистику по изменению спроса в течение года, я остановлюсь на двух основных и доступных каждому источниках.

2.1. Google Trends

Google Trends — предоставляет данные по изменению спроса и поисковым трендам по статистике поисковой системы Google и аффилированных сервисов.

06-google-trends.png

Рис. 6. Интерфейс Google Trends

Данные, которые предоставляет сервис:

  • Визуализация динамики изменения спроса. Доступен выбор периода от 1 часа до 13 лет.
  • Возможность выбора региона.
  • Уточнение темы запроса. К примеру, у запроса «Наполеон» темы «Исторические личности», «Кулинария» и так далее.
  • Уточнение сервиса, к которому задается запрос:

- Регулярный поиск Google

- YouTube

- Новости

- Товары

  • Предложение похожих запросов.
  • Сравнение динамики нескольких запросов. Как пример — картинка выше, из которой видно, что каждый новый год елочные игрушки прирастают в спросе понемногу, а вот мандарины становятся значительно популярнее от года к году.

К сожалению, у сервиса есть минусы, которые ограничивают возможности его использования:

  • Оценка популярности запроса отдается по 100 бальной системе. То есть можно лишь очень примерно оценить интерес к запросу.
  • Неудобная выгрузка данных, которую сложно быстро обрабатывать.
  • Часто нет данных по конкретным городам.

2.2. Яндекс.Вордстат

Яндекс.Вордстат — предоставляет данные по спросу к поисковой системе Яндекс.

07-yandex-wordstat.png

Рис. 7. Интерфейс Яндекс.Вордстата

Данные, предоставляемые сервисом:

  • Частота спроса по поисковым фразам за последний месяц.
  • «Хвосты» (расширения и дополнения заданной поисковой фразы) и близкие поисковые фразы.
  • Статистика по сегментам устройств (настольные ПК, планшеты, телефоны).
  • Статистика по географии (страны, регионы, города).
  • Статистика по изменению частотности по месяцам за последние 2 года.

В этой статье используются данные Яндекс.Вордстата.

3. Строим отчет по сезонности

В первую очередь определимся с видом будущего отчета.

Я использую Google Таблицы, в силу того, что их можно использовать с разных устройств и делиться с другими пользователями.

В отчете использую следующие столбцы:

  • Услуга (или «товарная группа») — название услуги.
  • URL — адрес посадочной страницы по услуге.
  • Структура — место страницы в структуре сайта. Аналог хлебных крошек.
  • Контрольная фраза — фраза, по которой собирается статистика.
  • Частотность — данные из столбца «количество показов» для контрольной фразы.
  • Спарклайн — небольшой график по данным частотности.
  • МАКС — месяц с максимальной частотностью.
  • МИН — месяц с минимальной частотностью.
  • Столбцы с названиями месяцев — данные о частотности запроса из Вордстата за последние 24 месяца.

Пример таблицы вы можете доступен по ссылке «Карта сезонности».

3.1. Заполняем первичные данные

К первичным данным относятся колонки «Услуга», «URL» и «Структура».

Если сайт уже есть, эти данные можно собрать руками. Или спарсить при помощи какого-либо софта, например Screaming Frog или Netpeak Spider.

Если сайта еще нет, колонки «URL» и «Структура» пропускаем.

В колонку «Услуга» вписываем все предоставляемые услуги.

08-pervichnie-dannie.png

Рис. 8. Пример заполненных первичных данных

3.2. Подбор контрольных фраз

Для каждой услуги заполняем колонку «Контрольная фраза».

В Яндекс.Вордстате выбираем регион, в котором компания предоставляет услуги, и поочередно проверяем каждую из оказываемых услуг на количество показов.

09-podbor-fraz.png

Рис. 9. Подбор контрольных фраз

Стоит учитывать, что пользователи могут по-разному искать одну и ту же услугу. Например «Пластиковые окна» также ищут как «Окна ПВХ».

В качестве контрольной фразы стоит выбирать наиболее частотную.

Для этого просматриваем правую колонку (Запросы похожие на …) на наличие таких переформулировок запросов.

10-pereformulirovka.png

Рис. 10. Переформулировка фраз

Фразы и их частотность добавляем в соответствующие колонки таблицы.

11-chastotnosti-frazi.png

Рис. 11. Сводная таблица по фразам и частотностям

3.3. Выгрузка данных

В Яндекс Вордстате переходим на вкладку «История запросов» и поочередно копируем данные по абсолютным значениям за все месяцы в соответствующие колонки в таблице.

12-istoriya-zaprosov.png

Рис. 12. История запросов в Яндекс.Вордстате

Для ускорения копирования данных будет полезен браузер Mozilla Firefox, который при зажатом ctrl может выделять блоки (span), а не просто текст.

На выходе получаем сводную таблицу со статистикой за последние 2 года по каждой контрольной фразе.

13-tablica-sezonnosti.png

Рис. 13. Таблица с данными по сезонности за 2 года

3.4. Обработка данных

К первичной обработке полученных данных я отношу все действия, которые могут предоставить информацию для быстрого анализа.

  1. Добавляем спарклайн (небольшие по размеру, но достаточно информационно-плотные графики) сезонности для каждой услуги.

В Google Таблицах спарклайн добавляется формулой “=SPARKLINE()”.

Рекомендую строить спарклайны на основании 1 полного года (с января по декабрь), это даст возможность понимать ближайший тренд при помощи простого визуального осмотра таблицы.

14-sparkline.png

Рис. 14. Спарклайн

  1. Находим месяцы с максимальной и минимальными частотностями по каждой услуге.

Советуем считать максимальные и минимальные частотности на основании данных за последние 12 месяцев. В противном случае можно получить ошибочные данные.

Самый быстрый способ выбрать такие месяцы — использовать формулы, которые просматривают заданные ячейки и возвращают название месяца с максимальными значениями.

Тип

Формула

Название столбца с максимальным значением частотности

=ИНДЕКС($Q$1:$AB$1;ПОИСКПОЗ(МАКС(Q2:AB2);Q2:AB2;0))

Название столбца с минимальным значением частотности

=ИНДЕКС($Q$1:$AB$1;ПОИСКПОЗ(МИН(Q2:AB2);Q2:AB2;0))

15-max-min.png

Рис. 15. Месяцы с максимальной и минимальной частотностями

4. Используем данные по сезонности

Самый простой вариант использования данных по сезонности, которого будет достаточно для базового планирования результатов:

  1. Оцениваем сезонность в настоящий момент.
  2. Строим отчет по сезонности.
  3. Экстраполируем данные за прошлый период на будущий период.
  4. Исходя из сезонности ставим планы.

Но также эти данные мы используем для других задач. Например:

  • Приоритизация продвижения.

Многие интернет-магазины, которые мы продвигаем, имеют большой товарный ассортимент, который трудно оптимизировать в первые месяцы работы. Поэтому отчет по сезонности с некоторыми дополнениями мы используем для расстановки приоритетов проработки товарных каталогов.

  • Прогнозирование посещаемости в течение года.

Для корректной постановки планов (трафик, лиды или продажи) необходимо понимать, как изменяется трафик в тематике в течение сезона.

Также, несколько доработав отчет по сезонности, мы можем прогнозировать будущие результаты с большей точностью.

В будущих статья я планирую подробнее остановиться на возможности использования данных по сезонности спроса.

Выводы

Надеюсь, данная статья поможет вам с корректным планированием и расстановкой приоритетов.

Если у вас есть вопросы или дополнения, готов к дискуссии.

Друзья, теперь вы можете поддержать SEOnews https://pay.cloudtips.ru/p/8828f772
Ваши донаты помогут нам развивать издание и дальше радовать вас полезным контентом.

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Марине Ибушевой


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
  • Петр Красков
    21
    комментарий
    0
    читателей
    Петр Красков
    больше года назад
    Спасибо, полезно.
    Напишите про "с некоторыми дополнениями мы используем для расстановки приоритетов проработки товарных каталогов."
    Спасибо.
    -
    0
    +
    Ответить
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Примеры использования ChatGPT в SEO-стратегии
Гость
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Гость - Если кто то хочет протестировать Cat GPT в SЕО проектах на базе нашего агенства, приглашаем наудалкнную работу Tg: @thegoodlink
Эффективное продвижение сайтов: 10 лет опыта в SEO в Рунете и Буржунете
Павел Горбунов
11
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Павел Горбунов - Вы учтите, что за такие водные статьи хейтеры повалят жесткие. Сеошники воды не любят.
Как онлайн-магазинам получать максимум трафика с помощью Поиска по товарам Яндекса
Гость из Тюмени
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Гость из Тюмени - Производим пиломатериалы под заказ, от 1 до 14 дней. Яндекс постоянно банит наш яндекс фид по причине отсутствия товара на складе во время своих тайных проверок. Не возможно донести до модератора, что мы работаем под заказ, поэтому товара нет на складе, т.е. пришёл заказ - мы изготовили.
Особенности внутренней перелинковки для крупных сайтов
Злобная булочка
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Злобная булочка - Ну это ж ингейт)
'SEO глазами клиентов 2023'
Валерия Власова
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Валерия Власова - Приветствую! На момент проверки сайтов клиентов получились такие показатели. Возможно, самостоятельно вы проверяете свои проекты по другим параметрам. Поэтому получились разные результаты.
Увеличили трафик в 4 раза с помощью узких ключей и контентного SEO: кейс ОТП Банка
Бурлуцкий Сергей
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Бурлуцкий Сергей - В работе по ссылочному делаем упор по получению естественных ссылок в сочетании с краудом. Более подробно об этом мы рассказывали на нашем недавнем митапе - www.youtube.com/watch?v=dbl_vFHWqWQ (Второй доклад).
Что такое Яндекс Советник, и кому от него жить хорошо
Мама Стифлера
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Мама Стифлера - Вызывает сожаление, что вы не осознаете, что Яндекс.Советник может быть рассмотрен как форма рэкета, которая заставляет компании, размещающиеся в Яндекс.Маркете, выплачивать дополнительные финансовые средства, повышая в конечном итоге прибыль Яндекс.Маркета, но не принесет пользы для посетителей сайта.
Как быстро улучшить рейтинг компании на сайтах отзовиков
Zorgy Rihard
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Zorgy Rihard - давай я
Самые быстрорастущие доменные зоны в 2023 году. Исследование RU-CENTER
Станислав
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Станислав - С 2019 года количество доменов в зоне .ru остается на одном и том же уровне - около 5 млн. Все изменения на уровне 1% от этого объема в плюс или минус
Как за месяц увеличить количество заявок в 1,7 раза, а их стоимость снизить в 1,6 раза. Кейс
Sputniki
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Sputniki - Добрый день, Василий. Спасибо за вашу наблюдательность. На самом деле ошибки нет. Если вы сталкивались на практике с выгрузкой заявок из кабинета VK Рекламы, то заметите, что количество заявок не бьется с цифрами по рекламному кабинету (по статистике). Поэтому средняя цена заявки получается ниже чем у самых эффективных трех.
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
386
Комментариев
373
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
141
Комментариев
121
Комментариев
120
Комментариев
100
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
74
Комментариев
67
Комментариев
64
Комментариев
60
Комментариев
59

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!