В гостях у ООО «Продвижение»
Съездить к скандально известной компании ООО «Продвижение», вернуться и рассказать всем, как оно там на самом деле? Легко! «Продвижениефобы» мой поступок, пожалуй, не оценят. Еще бы, легче издалека под прикрытием анонимности всемирной паутины пытаться пнуть компанию, на которую имеется зуб. Справедливости ради, стоит отметить, что зуб на ООО «Продвижение» многим петербургским компаниям есть за что иметь. Ведь агрессивный маркетинг – основная движущая сила ООО «Продвижение». Тем не менее, я согласилась на приглашение компании посетить офис в Санкт-Петербурге, чтобы самой убедиться в правдивости или ложности всего того, что было за последний год сказано о работе «Продвижение». В конце июля я целый день провела в офисе компании.
Главной целью поездки было посмотреть на компанию в действии. Также хотелось самой убедиться в том, о чем писала до этого только со слов бывших (читай, чем-то недовольных) сотрудников ООО «Продвижение». Хотя изначально понимала, что всего мне не покажут, а ограничатся тем, что выставляет компанию в выгодном свете. В принципе, так и получилось – некоторые из отделов компании вообще не стали показывать, а вся «экскурсия» свелась к демонстрации того, чем, по мнению руководства, компания может гордиться. В компании мне рассказали о структуре коммерческих и технического отделов «Продвижения». Очень много времени уделили намерениям получить сертификат международного качества ISO 9001:2000. Не обошли вниманием и агрессивную политику работы с конкурентами «Продвижения». Но что бы ни рассказывали и ни показывали в компании, все сводилось к тому, что ООО «Продвижение» лидер, а все его действия на рынке совершенно нормальны.
А ведь весь последний год ООО «Продвижение» заставляло говорить о себе очень много негатива в сети:
Весной 2007 года об этой питерской компании в рунете активно заговорили оптимизаторы, чьих клиентов обзванивали менеджеры ООО «Продвижение». К концу лета возмущений набралось столько, что мы заинтересовались работой этой компании. В результате была опубликована статья «Новый метод "белой" оптимизации от ООО «Продвижение»», где собрались отзывы недовольных оптимизаторов и данные о работе компании. Тогда о самой компании было мало что известно. SEOnews рассмотрел ряд так называемых «клонов» ООО «Продвижение». То есть тех питерских компаний, которые не только использовали те же методы конкурентной борьбы, но и чьи регистрационные данные доменов были, тем или иным образом связаны между собой.
В начале ноября 2007 года в рунете появляется ресурс SEO-правда, где обильно поливались грязью почти все крупные SEO-компании рунета. Всего на ресурсе была рассказана «правда» о 100 компаниях. Долгое время ООО «Продвижение» отрицало тот факт, что ресурс принадлежит именно ей, но 1 апреля 2008 года SEO-правда прекратила свое существование. И уже после закрытия сайта исполнительный директор ООО «Продвижение» Пантелеймон Левин не только сообщил о безвозвратном уходе SEO-правды, но и пообещал смягчение политики компании в отношении конкурентов.
ООО «Продвижение» провело «экскурсию» по двум структурным подразделениям: коммерческому и техническому отделам.
Это гордость (по количеству) и беда (по качеству) компании ООО «Продвижение». Когда узнаешь, что в компании 4 коммерческих отдела по 10-15 человек в каждом, т.е. минимум 40 человек, то сразу становится понятно, почему об агрессивном маркетинге компании столько говорили. Причем работа отделов стоится весьма нетрадиционно: 1-ый, 2 и 3 коммерческие отделы являются как бы фильтрами на пути клиента к VIP-отделу. В первом коммерческом отделе сидят новички. А далее по карьерной лестнице они могут дойти до VIP-отдела.
Клиент в процессе сотрудничества с «Продвижением» проходит все эти четыре отдела. На вопрос, кто же становится VIP-клиентом, Пантелеймон ответил: «Те компании, которые сотрудничают с нами больше месяца».
Такой подход показался мне странным по двум причинам:
Во-первых, что это за VIP-клиент, который отработал с компанией только месяц? А те, кто работают с ней 5 лет (по утверждению Пантелеймона, таких много) кем в таком случае являются?
Во-вторых, получается, что все «сливки» снимают менеджеры VIP-отдела, поскольку забирают уже подготовленного клиента у первых трех коммерческих отделов на очень ранней стадии.
В компании утверждают, что один менеджер может вести максимум 50 проектов в месяц. По словам Пантелеймона Левина, у ООО «Продвижение» более 1000 клиентов. Верится с трудом, но об этом же, помимо Пантелеймона, рассказывали сами менеджеры компании. По всей видимости, ООО «Продвижение» не собирается останавливаться на заявленных 1000 клиентах, а хочет их число увеличивать, несмотря на вполне прогнозируемое ухудшение качества предоставляемых услуг.
Экскурсию по техническому отделу проводил Константин Авсянко, заместитель директора по маркетингу. Здесь работает примерно такое же количество человек, как и во всех четырех коммерческих отделах вместе взятых.
В техническом отделе находятся сразу несколько подразделений:
- отдел копирайтинга,
- отдел технического контроля (сюда входят отдел финансовых гарантий и отдел аналитики),
- отдел продвижения,
- отдел создания сайтов.
Все эти отделы помещаются в двух комнатах. В отделе копирайтинга работает всего 7 человек, еще меньшее количество в отделе продвижения – 4.
По словам Константина, ООО «Продвижение» своим основным методом работы выбрало именно так называемые «деловые новости», а речи о том, чтобы использовать биржи ссылок в компании вообще не ведется. Но качество тех новостей, которые выходят из-под клавиатуры копирайтеров компании, на мой взгляд, оставляет желать лучшего и о его исключительной уникальности говорить сложно.
Оптимизаторы компании занимаются тем, что проставляют в полученных от копирайтеров текстах ссылки. Если посмотреть на сайты клиентов компании, то становится понятно, каким именно образом они продвигаются. Главная страница клиентских сайтов наполнена ссылками на внутренние страницы этого же ресурса. Чаще всего ООО «Продвижение» размещает на сайтах заказчиков раздел «Деловые новости», где размещаются материалы со ссылками, ведущими на сайты других клиентов компании. Например, клиент компании -
В компании уверены, что этот метод продвижения сайтов абсолютно «белый» и разительно отличается от проставления ссылок через биржи. Но так как сетка «деловых новостей» довольно большая, подобный метод, на мой взгляд, достаточно рискован. Яндекс любит естественность, а ссылаться с подгузников на металлопрокат не очень естественно, даже если хозяева вместе в детский сад ходили.
Коммерческие и технический отделы компании находятся в разных офисах. «Продажники» сидят в довольно милом бизнес-центре. Но помещения в самом офисе ООО «Продвижение» небольшие, а потолки низкие. При этом в каждом из помещений сидит большое количество людей, вследствие чего создается ощущение тесноты. Сами же руководители «Продвижения» не считают офис маленьким или душным. Такое ощущение, что в компании в принципе очень собой довольны, и никаких минусов не замечают.
Технический отдел компании находится в здании напротив того, где сидит коммерческий отдел ООО «Продвижение». Причем на двери технического отдела написано ООО «Интернет». Но Пантелеймон отметил, что это просто другое название, работы от лица ООО «Интернет» с клиентами не ведутся.
Есть еще какой-то «Секретный отдел», о котором мне сказали что-то вроде: «Он занимается разработками и предугадыванием алгоритмов», но его так и не показали.
Интересно, как в компании говорят об увольнении сотрудника. За весь день, проведенный в ООО «Продвижение» я услышала: «мы селекционируем сотрудников», «удалить сотрудника», «заменить». Слово «уволить» стараются всячески обходить стороной. Однако мне думается, что фразы «селекционировать» и «заменить» дают обратный эффект, будто речь идет не о людях, а о компьютерах.
Большую часть моего пребывания в офисе компании ООО «Продвижение» мне рассказывали о получении сертификата ISO 9001:2000. Этими планами компании со мной делились почти все руководители, с которыми удалось пообщаться. В какой-то момент даже начало казаться, что меня позвали в компанию только с целью сообщить о выходе на международный рынок. Ведь сертификация – это подтверждение соответствия, посредством которой независимая организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.
ISO в данном случае нужно ООО «Продвижение» не столько для покорения российского SEO-рынка, сколько для открытия представительства в Нью-Йорке, где компания намерена работать с западными клиентами. Западу стоит напрячься. Вряд ли американские компании будут столь толерантны, как российские, к методам работы ООО «Продвижение» с точки зрения антимонопольного законодательства.
Для того чтобы получить сертификат, по словам Екатерины Зинченко, руководителя отдела «Служба системы менеджмента качества», компания полностью перестроила свою стратегию и методы управления персоналом. Может быть, смягчение внешней политики компании было связано именно с получением ISO. В ООО «Продвижение» убеждены, что сертификат получат, несмотря на то, что еще нужно получить резолюцию на сертификат и пережить приезд сертификационной комиссии. Причем Пантелеймон добавил, что хотя купить сертификат ISO можно (и не очень дорого), для них важно все-таки получить его самим.
Одним из пунктов, который особенно меня интересовал в работе ООО «Продвижение», это был вопрос так называемых многочисленных «клонах» компании. Все, кому компания успела насолить своими методами поиска новых клиентов, как один рассказывали о том, что ООО «Продвижение» работает под несколькими названиями. Среди наиболее известных из таких компаний назывались ООО «Интернет-центр», ООО «Оптимизация» и ООО «Раскрутка». Сценарий действия при поиске клиентов у всех компаний был один и тот же: массовый обзвон чужих клиентов и поливание грязью компаний, с которыми клиент уже работал.
Но руководители ООО «Продвижение» уверяют в том, что все это разные компании.
По словам Евгения Данилова, директора по маркетингу компании, и Пантелеймона Левина, те компании, которые долгое время назывались «клонами» «Продвижение» всего-навсего переняли опыт агрессивного маркетинга у их компании. Схожесть регистрационных данных их доменов настолько тонкая и еле уловимая, так что доказать здесь что-либо практически невозможно. О тех случаях, когда домены «клонов» были зарегистрированы на сотрудников ООО «Продвижение», Евгений высказался приблизительно в том духе, что помогать друзьям не стыдно. Но до конца откреститься от «клонов» компании, по моему мнению, им так и не удалось.
Почему именно «друзья»? Оказывается, все эти питерские компании состоят в «Альянсе белых компаний», организации сродни SEO-клубу, точнее его антиподе. Пантелеймон сказал, что в альянс входит порядка 10 SEO-компаний. Все компании-члены альянса хоть и являются конкурентами друг другу, находятся «в очень тесных дружеских отношениях». «Белые» периодически проводят семинары и тренинги для менеджеров. И как раз из-за того, что менеджеров компаний обучают совместно, говорят в "Продвижении", методы привлечения клиентов у названных компаний так похожи в своей агрессивности.
Любопытно, что альянс был создан примерно в то же время, что и SEO-клуб. Точную дату его появления мне не назвали, но сообщили, что создали его после первых публикаций статей в интернете о деятельности ООО «Продвижение» и Ко. Евгений Данилов открыто противопоставляет альянс SEO-клубу, называя SEO-клуб «сборищем гопников». Само же название сообщества питерских компаний, очевидно, выбрано не случайно. Называясь «белыми», питерские компании противопоставляют себя всему остальному рынку, забывая, на мой взгляд, что «белые» не только те, кто не прибегают к платным ссылкам, но и те, кто умеет адекватно вести свой бизнес, не используя такие методы завоевания рынка как поливание грязью конкурентов.
Методы продвижения сайтов
Вот уже долгое время практически единственным методом продвижения в компании являются «деловые новости». Для клиентов в таком методе продвижения есть хотя бы тот плюс, что «деловые новости» помогают постоянно обновлять контент сайта. Но очевидный минус такого метода в том, что Яндекс может «запалить» большую сетку перелинкованных сайтов. Пока ООО «Продвижение» везло. Но как себя поведет в будущем поисковая система, не известно. Менять же методы продвижения в компании, похоже, не собираются. Мало того, я бы сказала, что в компании даже гордятся ими.
Структура
4 оптимизатора на полсотни продажников – для SEO-рынка необычно (если не сказать ненормально). Такой перевес в сторону общения с клиентом говорит о желании компании набрать большое число заказчиков, игнорируя риски снижения качества оказываемых услуг. На мой взгляд, именно это заставляет ООО «Продвижение» вести агрессивные поиски клиентов, компенсировать качество количеством. По-другому компания просто не будет способна достойно конкурировать на рынке SEO.
Метод привлечения клиентов
При этом большое количество менеджеров, активно очерняющих конкурентов компании в общении с клиентами , уже отразилось на том, что об ООО «Продвижение» заговорили в рунете только в негативном плане. Этот шаг был результатом того, что компания решила стремительно нарастить объемы продаж. Но в компании, по всей видимости, готовы, несмотря на негативный опыт, наступать на те же грабли. В агрессивном маркетинге, по словам Пантелеймона Левина и Евгения Данилова, нет ничего зазорного, и в случае надобности они готовы возобновить массовый обзвон чужих клиентов.
Казалось бы, тысячи клиентов достаточно даже для ООО «Продвижение» и они могли бы уже давно остановиться. Но Пантелеймон говорит, что и этого количества заказчиков компании мало, поэтому клиентскую базу они продолжат наращивать. В своем стремлении захватить рынок руководство компании, по всей видимости, не принимает во внимание, что всему есть предел. Вероятно, большее количество клиентов поможет включать в перелинковку большее количество сайтов. Следовательно, придавать ссылкам больше веса.
Уже сейчас мне показалось, что большой рост количества клиентов компания с имеющимися возможностями производства просто не осилит . Поэтому в ООО «Продвижение» действуют чрезвычайно строгие корпоративные принципы, составляются сложные, большие по объему технические задания, являющиеся, по сути, планом работы не только для отдельных сотрудников, но и практически для всех отделов. Скорее всего это результат того, что компания с трудом пытается справиться с большим размером клиентской базы. В конце концов, существует большая разница между тем, чтобы расти пропорционально рынку и своим возможностям и тем, чтобы разбухать, как воздушный шарик. Но судя по действиям руководства компании, и применяемым ими методам, ООО «Продвижение» лопнуть не боится.
Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Марине Ибушевой