×
Россия +7 (909) 261-97-71

«Грязная» конкуренция: как «отменить» сайт из топа Яндекса

Россия +7 (909) 261-97-71
Шрифт:
1 6964
Подпишитесь на нас в Telegram

Методы конкурентной борьбы за позиции в поисковых системах совершенствуются параллельно алгоритмам самих поисковиков. На текущий момент наиболее популярными являются решения с применением трафика (поведенческих факторов): скликивание Директа, отказы при переходах с выдачи, массовые жалобы на домен в Яндекс и пр. Данные методы помимо сомнительной продуктивности имеют основной изъян: они предполагают взаимодействие с сайтом-жертвой и оставляют «след» злоумышленника.

Представленный ниже метод не предполагает ни единого касания с сайтом-жертвой и полностью основан на уязвимости алгоритмов Яндекса.

Автор материала категорически осуждает любые методы нечестной конкуренции. Представленный материал стоит позиционировать как помощь в диагностике возможных санкций со стороны ПС.

Особенностью данного метода является перспектива не только устранить сайт конкурентов из топ-10 Яндекса, но и собирать дополнительные лиды из поиска по ключевым запросам.

В основе метода лежит один из старейших фильтров Яндекса – аффилиат.

Аффилиат-фильтр или аффилированность сайтов – это санкции, применяемые к группе сайтов со стороны поисковой системы, которые не позволяют двум и более сайтам из одной группы единовременно находится в топе выдачи по запросу в рамках одного региона.

Данный фильтр является «теневым»: уведомление о наличии санкций на домене отсутствуют в панели Яндекс Вебмастер, саппорт поисковой системы отрицает существование санкций.

Аффилированность может быть применена как в ручном режиме сотрудниками поисковика (читай, по стуку), так и алгоритмически, что в разрезе описываемой задачи является уязвимостью.

В результате применения фильтра одни из сайтов группы могут сохранять позиции в топ-10 выдачи по запросу, другие сайты будут на 3-ей (реже – 2-ой) и далее страницах выдачи.

К основным факторам, влияющим на алгоритмическую аффилированность сайтов, можно отнести:

  • пересечение контактных данных: адреса, телефоны, реквизиты; 
  • уникальность контента; 
  • уникальность товарной матрицы (для коммерческих сайтов); 
  • футпринты в коде страницы: идентичность движка/верстки/дизайна; 
  • пересечения по данным из WHOIS: идентичность хостинга/регистратора/IP; 
  • пересечения в кабинетах Яндекса: Директ, Метрика, Вебмастер, Бизнес;
  • наличие перекрестных ссылок и/или наличие перекрестного трафика.

Для попадания под аффилиат-фильтр не обязательно соблюдение всех из перечисленных пунктов. При этом наличие весомых аргументов у сгруппированных сайтов в виде отдельных организаций в сервисе Яндекс Бизнес не является иммунитетом от аффилированности.

Подготовка

Первое, что совершает злоумышленник – заводит подставной сайт под аффилированность с сайтом-жертвой. Сделать это достаточно просто, основываясь на описанных выше факторах.

Автор материала напоминает: тексты, логотип, дизайн и другие элементы сайта относятся к интеллектуальной собственности. Топорное копирование чужой интеллектуальной собственности может привести к возбуждению органов (контролирующих).

Важно учитывать, что аффилированность – позапросный фильтр, можно подводить под санкции определенные страницы сайта, не обязательно дублировать весь контент сайта-жертвы.

Верным признаком аффилированности может служить отсутствие запросов в топ-10 с сайтом-жертвой. При этом по витальным запросам и по непересекающимся запросам подставной сайт может иметь видимость.

Далее по тексту будет использована аллегория в качестве «защиты от дурака».

Секретный соус

После того, как Яндекс сгруппировал сайт-жертву и подставной сайт, наложив на группу аффилиат-фильтр, необходимо дать сигнал, который подскажет поисковику, какой из группы сайтов является «главным».

Объем «соуса», которым необходимо полить подставной сайт, должен в несколько раз превышать среднесуточный объем на сайте-жертве. Экспериментально не удавалось достигнуть желаемого результата, размазывая «соус» равномерно в течение времени, во всех случаях срабатывал только метод «с горкой».

По завершению манипуляций должна произойти рокировка по запросам: сайт-жертва «вываливается» из топ, освобождая место подставному сайту.

Выдача

График видимости двух сайтов: зеленым обозначена видимость подставного сайта, фиолетовым – сайта-жертвы

В результате видимость по аффилированным запросам атакованного сайта снизилась до 3-5%, уступив позиции в топ подставному сайту. 

Также на графике можно видеть симметричные относительно оси абсцисс экстремумы:

Трафик сайта

Подобная картина характерна для аффилированных сайтов: когда позиции одного домена растут, позиции второго снижаются

Можно заметить и другой любопытный момент: видимость подставного сайта в результате атаки ниже, чем видимость сайта-жертвы до атаки (50% против 75%). Это связано с тем, что в среднем позиции подставного сайта ниже, чем позиции, которые занимал сайт-жертва. Подобная разница может быть связана с такими факторами, как возраст сайта, наличие ссылок на сайт, текстовая релевантность и пр.

Диагностика

Поводом для беспокойства может стать резкое выпадение из топ-10 по запросу или группе запросов с дальнейшим длительным пребыванием вне первой страницы выдачи. В большинстве случаев сайт выпадает на 3-ю страницу выдачи (21-30 позиции), по запросам с малым числом документов в индексе сайт может находиться на 11-20 позициях.

Для корректной диагностики атаки необходимо регулярно производить снимки выдачи в системе мониторинга позиций и анализировать «новых» игроков в тематике. Если снимки отсутствуют, при этом есть подозрения, что сайт атакован – можно воспользоваться архивом выдачи, например, Мегаиндекс хранит снимки по некоторым запросам.

В качестве дополнительного инструмента можно использовать отчет «Статистика запросов» в кабинете Яндекс Вебмастер: после атаки на сайт в нем могут быть следы «соуса», который использовали злоумышленники.

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Марине Ибушевой


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
  • Виктор
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Виктор
    больше года назад
    А секретный соус - это поведенческие на запрос+компания на нужный документ?
    -
    1
    +
    Ответить
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Роскомнадзор начал требовать от владельцев сайтов уведомлять об использовании Google Analytics. Опыт SEOnews
Денис Добрынин
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Денис Добрынин - Что-то я как-то пропустил момент, с которого например госномер автомобиля или разрешение монитора и версия установленного на ПК ОС стала перс.данными... Но сегодня тоже получили бумажку с ай-яй-яем. Пойдем на прием в теруправление.
Тренды SEO в 2025 году
Борис
4
комментария
0
читателей
Полный профиль
Борис - 50/50 Описанная тобой ситуация (надеюсь, не против, что сразу на "ты") — типичная и вообще не требует какого-то глубинного опыта. Достаточно немного логики и наблюдательности. Разобью на пункты для читабельности: 1) Каннибализацию очень просто распознать. Достаточно загрузить СЯ в систему съёма позиций и мониторить источники. Если происходит некое «мигание» — идём (повторно) в топ, смотрим, подтверждаем гипотезу — склеиваем. 2) Но чаще всего эту проблему можно решить на уровне качественной группировки СЯ. А некоторые кластеры со знаком вопроса, которые мы решили разделить на несколько, достаточно держать под контролем. И снова получается, что внимательность и логика здесь могут помочь. И никакого серьёзного опыта не требуется. 3) Соглашусь, что в Яндексе правило "Интент = одна страница" — очень важно, но не всегда. Например, есть кластер, связанный с установкой сантехники, который включает запросы: "установка сантехники", "цена на установку сантехники". Вот здесь, как раз, для многих может быть неочевидно, что кластер лучше разделить на два: "Установка сантехники" и "Цена на установку сантехники". 4) Продолжая мысль из п.3 — в такой ситуации в Яндексе (скорее всего) всё будет ок. И никакой каннибализации не произойдёт. 5) Если говорить про Google (тот же п.3), то здесь, вероятно, возникнут проблемы (всё зависит от оптимизации страниц). Эти два кластера могут не дотянуть до топа из-за своей релевантности. Мы все знаем, что Google может «съесть» страницу с несколькими интентами, и всё будет ок. (в этом предложении пасхалка, что нужно сделать ;)) А если ещё поработать над ссылочным — вообще сказка. Конечно, эту проблему можно решить, но если переборщить, то каннибализация может уже произойти в Яндексе. Вот как раз чтобы уловить эту тонкую грань, и нужен хоть какой-то опыт, которого часто нет у джунов.
Россиянам могут запретить рекламу в Instagram* и Facebook*
Марина Ибушева
66
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Марина Ибушева - Окончательное как раз и означает третье. Любой законопроект перед тем, как отправиться в Совет Федерации и на подпись прзиденту, проходит в России три обязательные стадии рассмотрения в Государственной Думе: Первое чтение - обсуждается общая концепция законопроекта. Второе чтение - более детальное обсуждение проекта, поправки и дополнения. Третье чтение (окончательное) - голосование за проект. Так что ожидается 25 марта второе и третье, окончательное чтение.
Фиды, фильтры, внутренний поиск: как выжать максимум при технических ограничениях и увеличить трафик более чем в 5 раз
i-Media интернет-агентство
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
i-Media интернет-агентство - Google Merchant работает, товары показываются - в кейсе есть скриншот с примером.
Целевая аудитория: как найти и встроиться в ее вселенную
Александра
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Александра - Здравствуйте! Благодарю Вас за отличную статью! Много полезной информации, написано доступным языком.
Количество пользователей ИИ в сервисах Mail превысило 5 млн человек
Сергей Карененко
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Сергей Карененко - Поздравление еще худо бедно написать можно. А когда в почте больше 10к писем, вот тут хорошо, что ии есть)
В Почте и Облаке Mail появился новый тариф – «Семейный»
Анна Макарова
393
комментария
0
читателей
Полный профиль
Анна Макарова - Да, конечно, владелец видит все файлы. А про других пользователей так написано: подключившие этот тариф, могут добавлять в подписку до 4 пользователей. Всем, кого пригласили в подписку, предоставляется доступ к терабайту облачного пространства для общих дел.
Застройщик в тумане. Как девелоперу лучше контролировать агентства
Гость
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Гость - Тут важно, чтобы и застройщики были готовы согласовать гипотезы, оптимизацию и корректировки креативов, а не отказывались от всего предложенного, а потом спрашивали , почему ничего не сделано
Что такое поведенческие факторы и как их улучшить легальными методами
Гость12
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Гость12 - эта тема интересна, было бы полезно выложить больше технических деталей ого, на вашем сайте новый комментарий! ))
Как управлять репутацией фармацевтических препаратов в 2025 году
Сергей Медведев
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Сергей Медведев - Отличное исследование, ждем исследования на тематику банки и детского питания.
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
393
Комментариев
373
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
141
Комментариев
124
Комментариев
121
Комментариев
100
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
74
Комментариев
67
Комментариев
66
Комментариев
60
Комментариев
59

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!