Как найти и обезвредить фейкового гуглбота

Россия+7 (495) 960-65-87
Шрифт:
0 13545

В прошлом месяце агентство Incapusla Security представило отчет о состоянии гуглботов и их вредоносных близнецов. И надо сказать, для тех, чей бизнес зависит от статистики сайта, новости не очень хорошие.

pic.1.png

Из 24 посещений сайта гуглботами одно обязательно совершает фейк. При этом более 34% фейковых гуглботов используются для DDoS-атак, взломов, спама и других вредоносных действий.

Методология

Эксперты Incapusla проанализировали:

«... более 400 млн посещений роботами поисковых систем 10 тысяч сайтов, в результате которых было проиндексировано 2,19 млрд страниц в течение 30 дней.

Информация о гуглботах-самозванцах (фейковых гуглботах) получена вследствие проверки более 50 млн посещений гуглботов-самозванцев, а также из отчета DDoS Threat Landscape, опубликованного ранее в этом году».

Выводы Incapusla

pic.2.png

Когда Incapusla обратили внимание на стандартного гуглбота, то заметили некоторые интересные моменты.

Для начала следует отметить, что гуглботы сканируют больше страниц, чем роботы всех других поисковых систем вместе взятые, — 60,5%.

tab.1.png

То, что Incapusla обнаружили при анализе этих посещений, также было немного неожиданно:

  • Yahoo выбыл из топ 5 поисковых роботов.
  • Majestic 12 Bot, или бот WebCrawler Majestic SEO, занял четвертое место.
  • Google не оказывает никому покровительства.
  • Нет практически никакой разницы между размером площадки и:
  • Частотой индексации,
  • Показателем индексации,
  • Глубиной индексации,
  • SEO-продуктивностью.

graph.1.png

Известно, что Google — крупнейший генератор посещений ботов и что эти посещения инициируются чем-то иным, нежели активностью сайта или SEO, и что он прислушивается к мнению пользователей.

В целом, довольно неплохо. Но беспокойство вызывает не Google, а его «злые» близнецы, с которыми следует быть осторожнее (их очень много — и некоторые их них отлично сделаны).

Юзер-агенты

Чтобы узнать, какие боты посещают наш сайт необходимо посмотреть сведения о них в лог файлах . Когда мы видим соответствующий юзер-агентагент пользователя, мы знаем, из какой поисковой системы, с какого компьютера или браузера произошло посещение. Например, юзер-агент может выглядеть следующим образом:

Mozilla/5.0 (Macintosh; Intel Mac OS X 10.9; rv:30.0) Gecko/20100101 Firefox/30.0

Эта информация говорит, что кто-то использует Mozilla/Firefox 30 на MacIntoch с операционной системой Mavericks. Она также может рассказать о пауках, программах и ботах, то есть о тех, кто «бегает» по нашим сайтам.

Имитация Google — жизнь бота

В ходе исследования Incapusla обнаружили, что «более 4% ботов, представляющихся гуглботом, на самом деле им не являются». И здесь победителем становится Бразилия с долей фейковых гуглботов почти 14%.

Плохие боты

Зачем кому-то создавать фейковых гуглботов?

Это что-то вроде того, как иметь поддельные документы в 18 лет. Иногда вы просто хотите потусоваться, но чаще они нужны вам, потому что вы делаете что-то такое, о чем лучше не знать вашей маме.

pic.3.png

graph.2.png

Не все боты плохие

Примите во внимание, что не все боты плохие и созданы со злым умыслом. Иногда фейковых гуглботов используют только для того, что посмотреть на ваш сайт глазами Google.

Поэтому прежде чем блокировать бота, обратите внимание на его поведение. Может, он всего лишь просматривает сайт? Заходит ли он снова и снова, имеют ли его перемещения случайный характер?

И только после того как вы определите, что это плохой бот, можно закрыть ему доступ. Будьте осторожны, так как вы можете заблокировать доступ и для роботов Google.

Как узнать, что посещения фейковые?

Одним из ключевых показателей, указывающих на то, что есть проблемы с фейковыми гуглботами, является страна происхождения бота.

pic.4.png

На американские сайты чаще всего заходят боты из 6 стран, показанных на картинке справа. А вот боты, чья родина указана на изображении слева, должны заставить владельца ресурса насторожиться. Однако если вы работаете со странами из списка слева, то нет ничего странного в том, что ваш сайт будут посещать их гуглботы.

Если вы увидели что-то подозрительное, то не забудьте просмотреть логи сервера и юзер-агенты и проверить, совершаются ли на вас атаки. Если это так, и у вас нет доступа к серверам, свяжитесь с компанией, которая может заблокировать их за вас.

Определить плохого бота не слишком трудно

Хорошей новостью является то, что идентифицировать плохого бота не так уж сложно. И как только это будет сделано, вы можете заблокировать его и больше не пускать на свой сайт. Но это в том случае, если у вас есть такие возможности, права и доступы. У большинства владельцев сайтов всего этого нет, и им приходится полагаться на свою хостинговую компанию, поэтому очень важно выбрать надежного и осведомленного подрядчика.

Если у вас есть доступы, вы можете предпринять необходимые меры, чтобы убедиться, что боты действительно осуществляют какую-то деструктивную деятельность, а затем заблокировать их.

Как определить плохого бота?

Иногда выявить плохих ботов может быть достаточно проблематично: некоторые из них очень сложно устроены, особенно, те, которые имитируют Google. Вот некоторые шаги, которые помогут определить фейковых ботов.

Incapusla исходя из собственного опыта сформулировала 4 шага для выявления фейковых ботов:

Шаг 1. Посмотрите на данные в заголовке

Даже если боты использовали юзер-агент Google, остальные данные заголовка будут совсем «не как у Google». Этого достаточно, чтобы забить тревогу, но не торопитесь блокировать его, потому что зарегистрированы случаи, когда Google отклоняется от обычной структуры заголовка.

Шаг 2. Проверка IP и ASN

Далее проведите проверку IP и ASN. Здесь стоит обратить внимание на несколько моментов, в том числе на личности владельцев IP-адресов и ASN, которые производят подозрительный трафик.

В случае с фейковыми гуглботами ни IP, ни ASN не будут связаны с Google. Таким образом, с помощью параллельной проверки этой информации и сомнительных заголовков можно с высокой степенью уверенности сказать, что мы имеем дело с потенциально опасными двойниками.

Шаг 3. Контроль действий

Тем не менее «потенциально опасный» это не всегда «злой». Например, некоторые SEO-инструменты пытаются выдать себя за гуглботов, чтобы получить «гуглоподобное» видение контента сайта и ссылочного профиля.

Именно поэтому следующий пункт поиска — поведение посетителей. Оно поможет нам понять их намерения, ключ к которым часто лежит в самом запросе, так как они представлены в WAF (Web Application Firewall). В этом случае самого показателя посещений достаточно, чтобы завершить картину, сразу определив DDoS-атаки и повысив автоматизированную защиту от них.

Шаг 4. Репутация IP и новая низкоуровневая подпись

Хотя Incapusla регулярно сталкивается с гуглботами, вариант подписи, появившийся во время последней атаки, отраженной системой, не был частью существующей базы данных. После смягчения атаки собранные данные использовались, чтобы создать новую запись низкого уровня, которая затем будет добавлена к десятимиллионному пулу записей и разведена через сеть, чтобы защитить всех клиентов Incapusla.

В результате при следующем посещении этими ботами сайта они будут немедленно заблокированы. Более этого, репутация атакующих IP также будет записана и добавлена в другую базу данных, где хранятся потенциально опасные адреса.

Проще говоря, вы должны знать, что юзер-агенты могут быть фейками, IP-адреса могут быть подделаны, а заголовки реконструированы и т.д. И для обеспечения безопасности, нужно раскрыть «истинное лицо» и намерения посетителей.

Итоги

tab.2.png

Следите за своим органическим трафиком, особенно за страной его происхождения. А когда кто-то или что-то путешествует по вашему сайту, узнайте, каковы его намерения, и не держите в страхе «хороших ребят».

Недавно для обеспечения удобства пользователей Google Analytics запустил фильтр ботов и пауков. Подробнее об этом можно прочитать здесь.


Читайте нас в Telegram - digital_bar

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Даше Калинской


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
    ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
    Рейтинг «Известность бренда SEO-компаний 2017»: народное голосование
    Иван
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    Иван - 1) IT-Agency 2) Пиксели 3) 1ps 4) Ингейт 5) Нетпики
    «Баден-Баден»: как выйти из-под фильтра
    Сергей Дембицкий «Sima-Land.ru»
    17
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Сергей Дембицкий «Sima-Land.ru» - Скрины Метрики показывать не буду, но мы (sima-land.ru - 1,5 млн. стр. в поиске Яндекс) в сентябре загремели под ББ, в разгар сезона и вышли из-под фильтра, спустя 50 дней, удалив все тексты с сайта: категории + карточки товаров (описание). Трафик с Google только вырос. Тексты возвращать собираемся, но процесс будет длительный, тексты будем теперь писать исключительно полезные, т.к. было больно :-))
    Второе дыхание ссылочного продвижения
    Автопилот
    14
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Автопилот - Еще лучше, когда продвижение осуществляется комплексно :)
    «Прямая линия» с Александром Алаевым («АлаичЪ и Ко»): отвечаем на вопросы
    Александр Алаев
    13
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Александр Алаев - Роман. Тут ответ очень простой. Каждый запрос можно четко разделить на коммерческий или некоммерческий. "Купить слона" и его длинные хвосты - коммерческий. "Как выбрать слона" и подобные - информационные. Вот под коммерческие ключи должны быть страницы услуг или каталога товаров. А под информационку - блог. Очень важно не путать их, тем более несоответствующая коммерческим факторам страниц просто не продвинется, то есть по запросу с "купить" блог никогда не будет показываться в выдаче, так же как и страница услуги/товаров не покажется по "как выбрать". Понятно примерно?
    Кейс: продвигаем бизнес по продаже пластиковых окон в Москве
    Иван Стороженко
    5
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Иван Стороженко - 1. По началу вообще не использовали, сейчас уже много каналов используется. 2. Все может быть, в принципе сайты должны быть удобны для пользователя, для этого и нужна схожесть между собой. Честно говоря старались брать все самое интересное у конкурентов + подкреплять своими идеями.
    Западные специалисты выяснили, как повысить позиции ресурса в выдаче Google
    Максим Мирошник
    2
    комментария
    0
    читателей
    Полный профиль
    Максим Мирошник -
    Инфографика: самые распространенные SEO-ошибки Рунета
    Dmitro Grunt
    2
    комментария
    0
    читателей
    Полный профиль
    Dmitro Grunt - Кстати, у проектов которые продвигает Нетпик все тайтлы не более 65 символов? Или вы надеетесь что кто то послушает советов и отдаст вам часть трафика? :-)
    Как бесплатно публиковать гостевые посты без миралинкс и бирж ссылок
    Liliya
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    Liliya - Лично для меня черный гостевой постинг со всеми этими биржами ссылок (таких как www.miralinks.ru и sponsoredreviews.com... ) давно уже в прошлом. Белый постинг имеет на много больше преимуществ, перечислять их конечно же не буду... А вообще, хотела поблагодарить за Ваш онлайн-калькулятор, действительно ускорил мне работу, а еще он удобный и быстрый в использовании.
    День рождения SEOnews: 12 лет в эфире!
    Анна Макарова
    314
    комментария
    0
    читателей
    Полный профиль
    Анна Макарова - Ура )
    Сердитый маркетолог: как вы сами хороните свой сайт, или 16 принципов, которые нужно усвоить заказчикам SEO
    Анна Макарова
    314
    комментария
    0
    читателей
    Полный профиль
    Анна Макарова - Artem Sergeev, ваш комментарий удален за агрессивный настрой и безосновательные обвинения. Держите себя в руках!
    ТОП КОММЕНТАТОРОВ
    Комментариев
    910
    Комментариев
    834
    Комментариев
    554
    Комментариев
    540
    Комментариев
    483
    Комментариев
    373
    Комментариев
    314
    Комментариев
    262
    Комментариев
    229
    Комментариев
    171
    Комментариев
    156
    Комментариев
    137
    Комментариев
    121
    Комментариев
    97
    Комментариев
    97
    Комментариев
    95
    Комментариев
    80
    Комментариев
    78
    Комментариев
    67
    Комментариев
    60
    Комментариев
    59
    Комментариев
    55
    Комментариев
    54
    Комментариев
    52
    Комментариев
    49

    Отправьте отзыв!
    Отправьте отзыв!