×
Россия +7 (495) 139-20-33

Особенности различных методов кластеризации поисковых запросов

Россия +7 (495) 139-20-33
Шрифт:
1 5269

Для начинающих специалистов и владельцев сайтов   

Кластеризация – это процесс группировки и распределения поисковых запросов по посадочным страницам. Также часто называется «разбивкой». Позволяет определить, какие запросы можно продвигать на одной странице, а под какие потребуется создание отдельной, оптимизированной посадочной страницы, более точно удовлетворяющей интенту (поисковой потребности) пользователя. 

Кластеризация является важнейшим этапом построения эффективной для SEO-продвижения структуры сайта, значительно влияет на успешность привлечения поискового трафика по всем направлениям, соответствующим тематике сайта. 

Упрощенно, под проработкой структуры проекта можно понимать: 

  • сбор и чистку семантического ярда; 
  • распределение запросов по посадочным страницам; 
  • корректировку структуры сайта: разделение/объединение/создание новых посадочных страниц под неохваченный спрос; 
  • ручную оптимизацию страниц с использованием информации о запросах, соответствующих рассматриваемым страницам. 

Сам процесс может быть в той или иной степени автоматизирован, но в большинстве случаев требует ручного труда оптимизатора. 

В статье намеренно не рассматриваются подробно сами сервисы и программы для группировки запросов, а только приводятся примеры использования тех или иных сервисов для различных видов разбивки. 

Виды кластеризации

По семантической схожести (по словоформе) 

Вид распределения запросов по группам, при котором используется схожесть слов в группах. 

Популярные инструменты: Excel (при помощи фильтров), надстройка SEO Excel, Key Collector в режиме «Анализ групп». 

Плюсы: выполняется быстро, высокая степень автоматизации. 

Минусы: в автоматизированном виде – не учитывает синонимы, а также степень коммерциализации запросов. 

Примеры

При использовании группировки по семантической близости синонимичные запросы, которые возможно продвигать на одной странице, попадут в разные семантические группы. 

Группа

Запросы

ушм

Ушм

Купить ушм

Ушм цены

болгарка

Болгарка

Купить болгарку

Болгарки цены


Также при использовании данного метода разбивки запросы информационного и коммерческого характера могут попадать в одну группу, а продвигаться – лишь на отдельных страницах. 

Группа

Запросы

Кондиционеры

Купить кондиционер

Цены на кондиционеры

Кондиционер для спальни

Лучшие кондиционеры 2020

Пример гиперболизирован, однако с учетом того, что помимо запросов с явным (коммерческим или информационным) интентом, существует масса запросов с неявным интентом, корректная разбивка данным способом существенно осложняется. 

По ТОПу 

Наиболее популярный способ распределения ключевых слов. Работает при помощи выгрузки списков URL страниц из топа и поиска количества совпадений – общих URL для разных запросов. 

Лишен проблем, описанных в примерах предыдущего способа. На тех же запросах с силой группировки 2 и указанием региона «Москва» получаются следующие кластеры: 

Особенности различных методов кластеризации поисковых запросов

Особенности различных методов кластеризации поисковых запросов

Кластеризация данным методом, зачастую подразумевает:

  1. Указание региона для парсинга ТОПа. 
  2. Указание силы группировки: минимального количества общих URL для разных запросов, необходимого для объединения запросов в одну группу. 
  3. Опционально: выбор метода группировки. 

Методы 

Soft кластеризация подразумевает группировку запросов в случае, если в группе каждый из запросов связан как минимум с одним другим запросом группы

Medium кластеризация означает, что для создания группы каждый из запросов должен быть связан с одним, главным («маркерным») запросом группы

Hard кластеризация означает наличие связи между всеми запросами группы

Нужно понимать, что «наличие связи» выявляется с учетом силы группировки. То есть при силе группировки 2 и методе Hard у всех запросов, попавших в одну группу, будут выявляться как минимум два общих URL в каждом ТОПе. 

Схематично методы группировки можно изобразить следующим образом. 

Особенности различных методов кластеризации поисковых запросов

Популярные инструменты: инструмент Just Magic, Rush Analitycs, Coolakov, Key Collector с использованием выгрузки ТОПов поисковых систем. 

Плюсы: выполняется быстро, высокая степень автоматизации. 

Минусы: играя с настройками по типу и силе группировки, мы рискуем 

  • либо создать лишнюю страницу (более слабую по ассортименту/контенту, а также по скорости накопления данных о ПФ), разбив подробнее, 
  • либо не попасть в интент точного запроса пользователя, заведомо «вывалив» на него не точно соответствующий ассортимент/информацию, а более широкий спектр товаров/услуг/информации. 

По интенту (по смыслу) 

Глубоко погрузившись в тематику и детально анализируя потребности пользователей на выдаче, мы приходим к идеальному, казалось бы, способу кластеризации запросов – по их смыслу. 

Плюсы: при глубоком погружении в тематику – безошибочное соответствие потребностям пользователя. 

Минусы: настолько медленно и трудозатратно, что можно рассматривать полную кластеризацию по интенту лишь для микросайтов с малым объемом семантического ядра. 

По ТОПу с объединением по интенту 

Изначально воспользовавшись методом автоматической кластеризации по ТОПу (выбрав метод и силу группировки в соответствии с конкуренцией в тематике и особенностями проекта), автоматически созданные группы затем объединяются вручную в более крупные кластеры запросов по общему смыслу

Руководствуясь потребностями пользователя на выдаче, можно для отдельных групп запросов снизить силу группировки, формируя более полные кластеры и создавая под них общие, более «сильные» по оптимизации и полные по контенту страницы. 

Плюсы: автоматизированный первичный этап (по ТОПу), детальная группировка по интенту. 

Минусы: отсутствуют. 

Полноту контента следует воспринимать не только для информационных ресурсов в контексте полноты статьи, но и для коммерческих ресурсов: общие, полные листинги, либо страницы услуг, охватывающие максимально количество связанных пользовательских интентов. 

По ТОПу с разбивкой по интенту. «Сверхкластеризация» 

Здесь мы поступаем аналогично предыдущему методу. Изначально мы используем автоматическую кластеризацию по ТОПу с использованием любых сервисов и базовых настроек, которые соответствуют состоянию проекта и конкуренции. Затем сформированные группы дополнительно разбиваем вручную на отдельные, более соответствующие точному спросу кластеры с созданием наиболее оптимизированных, детальных посадочных страниц. 

Плюсы: автоматизированный первичный этап (по ТОПу), детальная группировка по интенту. 

Минусы: отсутствуют. 

Применяя «Сверхкластеризацию», мы получаем идеально соответствующие спросу кластеры, несмотря на то, что в текущем ТОПе таковых не представлено. Этот метод позволяет молодым сайтам со слабой оптимизацией конкурировать даже с лидерами тематики за счет более точного ответа на запрос пользователя. 

При этом для оценки необходимости дополнительной разбивки можно ориентироваться на соседние, схожие по смыслу кластеры, и по аналогии «доразбить» то, что объединено по ТОПу. 

Лучший метод кластеризации 

С точки зрения нашего многолетнего опыта наилучшими вариантами являются:

  • кластеризация по ТОПу с последующим объединением по интенту; 
  • кластеризация по ТОПу с последующей разбивкой по интенту. 

Автоматизация первого этапа (кластеризация по ТОПу, с использованием одного из сервисов или программных решений) позволяет ускорить процесс на больших массивах данных, выполняя роль первичной группировки. Дальнейший ручной этап помогает сформировать наиболее конкурентоспособные группы и создать соответствующую структуру сайта. 

В большинстве случаев эти два подхода – объединение и разбивка – по сути не делятся на отдельные операции. На ручном этапе SEO-специалист принимает решение о необходимости объединения или разнесения запросов по страницам с учетом особенностей конкретного проекта и конкуренции в тематике.

(Голосов: 13, Рейтинг: 4.62)
Читайте нас в Telegram - digital_bar

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Ане Макаровой


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
  • Каспрук Виталий
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Каспрук Виталий
    3 месяца назад
    хорошая статья, все четко расписано, мы в "Семён Ядрён" также с 2018 начали разрабатывать, а с 2019 применять в работе 2 модуля:
    Для объединения по ТОПу с объединением по интенту - модуль "cosine similarity".
    Для разбивки «Сверхкластеризация» - "HandControl24".
    * Подробнее со скриншотами у нас на сайте в новостях от 10.07.2019 - semen-yadren.com/news/10-07-2019-v6-0-obnovlenie.html
    -
    1
    +
    Ответить
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Кейс: как за 30 дней вывести новый сайт в ТОП выдачи Google
Сергей
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Сергей - Прошёл у Паши курс год назад, пытался продвигать свой сайт portativ.org.ua, но особых продвижений нет. Наверное сео уже умерло??
Как стандартизировать данные семантики с помощью логарифмов
Юлий
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Юлий - Чем снималась коммерцелизация?
Облако тегов в интернет-магазине: прикладная инструкция по увеличению трафика
Юлия Дмитриева
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Юлия Дмитриева - Согласна с вами, что в любом деле важен индивидуальный подход:)
Специалисты в Рунете заметили глобальную накрутку поведенческих факторов
Дмитрий Кулаевский
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Дмитрий Кулаевский - кто-нибудь знает как с этим бороться? очень много такого трафа идёт с июля, сайт сильно просел
Яндекс возобновил «показательные порки» за накрутку поведенческих факторов
Антон
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Антон - Никакой не выпал. Кроме клиентского сайта, который проседал из-за скрутки, о чем Я.Поиску сообщали и клиенту тоже. Ноль реакции от поисковика (продолжайте развивать сайт, никаких проблем нет ...). Клиенту надоело и он заказал накрутку у подрядчиков. Мы искренне ждали бана, сообщали об этом клиенту, т.к. мы все таки делаем все остальное для развития. Как итог: с лета полет нормальный. Сайт растет, никаких проблем. Случайно даже стажер палил тех поддержке факт использования накрутки. И ничего. Сайт растет дальше. Если они не могут ничего принять даже после признания факта накрутки, что они могут сделать с жалобами на накрутку конкурентов?! Никогда не одобряли данные методы, но ... похоже ... все работает :)
Михаил Ляшенко (PostMarket): о рынке инфлюенс-маркетинга и рекламе у блогеров
Григорий Романченко
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Григорий Романченко - Неудивительно, что все хвалят PostMarket, это действительно достойный сервис, недавно стали через них продвигать свой продукт, результаты есть, продажи выросли на 40% и это только начало.
«Нет в наличии»: что делать с карточками отсутствующего товара
freyr energy
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
freyr energy - Thank you so much @ admin for share your valuable thoughts and ideas We always enjoy your articles its inspired a lot by reading your articles day by day. So please accept my thanks and congrats for success of your latest series. We hope, you should published more better articles like ever before solar rooftop
15 языков программирования, за знание которых платят выше среднего
Любомир
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Любомир - Ну и ЗП: ни слова о том что она варируеться от 0 до 100 000$ в год!!! Что до высокой зп надо несколько лет етим заниматся! Что 100 000$ в год на западе заробатывают, а где нибудь в азиатских страннах 100$ в год. В СНГ первые годы в разработчика ЗП как в грузчика на складе - это где то 4-5 тыс. долларов в год, и уже имея несколько лет опыта возможно дойти до 10-20 тыс. долларов в год! Почему нет конкретики? Меня лично нервирует то что людям внушают великие ЗП в АйТи, а люди тупые и ведутся!!!!
Сколько стоит SEO на фрилансе. Кейсы
Людмила
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Людмила - Очень спорная статья. Особенно оценка. К примеру, за 1500 руб. 200 вечных ссылок с быстрой индексацией. Это про какой год? Про 2020? Точно? Собственно, в текущих реалиях при хорошем раскладе за эти деньги можно получить 3-4 качественные ссылки. А никак не 200. Если 200, то такие ссылки, по 7,5 руб. за штуку выбьют сайт за ТОП-100. А заказчик будет в шоке, он же все правильно делал, по инструкции из статьи в уважаемом издании.
Яндекс тестирует оценки сайта в сниппете
Сергей Демин
8
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Сергей Демин - вопрос такой: где получить оценку о сайте? а не об организации
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
384
Комментариев
373
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
141
Комментариев
121
Комментариев
113
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
92
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
67
Комментариев
60
Комментариев
60
Комментариев
59
Комментариев
57

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!