Шаг за шагом ближе к пользователю

Россия+7 (495) 960-65-87
Шрифт:
0 3304

Есть два основных вида интерфейсов: пользовательские и инженерные. Первые предполагают открытость, интуитивность и удобство. Вторые — точность, гибкость и большие возможности для контроля, но требуют обучения и не прощают ошибок. МКПП и АКПП в автомобиле, любительские «цифромыльницы» и профессиональные камеры, Windows и Linux — вот примеры подобных пар.

Когда Интернет стал достоянием не только учёных и военных, для точного поиска информации потребовались более совершенные алгоритмы, способные находить то, что пользователь хочет, а не то, что он написал в запросе. Проще говоря, уже нельзя было требовать от обычного пользователя (как правило — клерка крупной компании) соблюдения дисциплины. Именно формализованность действий и дисциплина отличают инструменты для специалистов от «публичных».

Требовалось, чтобы система работала, даже когда пользователь вводит данные «неправильно», то есть более чем размыто: никто из пользователей не стал бы учить язык запросов, чтобы искать нужную информацию — как никто сейчас не использует конструкции вида: «SEO && форум /(-3 +2) ~блог» для поиска в Яндексе.

Первая проблема, стоящая перед поиском по документам состояла в обработке форм слова. В английском языке всё относительно просто — ведь там нет падежей и склонений. Намного интереснее ситуация обстоит с русским, славящимся на весь мир своей сложностью.

Запрос преобразован по форме слова, что хорошо видно по выделения в сниппетах. Яндекс нашел, что вы хотели, а не то, что вы набрали

Запрос преобразован по форме слова, что хорошо видно по выделения в сниппетах. Яндекс нашел, что вы хотели, а не то, что вы набрали.

Картинки идут про сосуды, а первое место в выдаче — уже про автомобили

Ночной кошмар лингвопрограммистов — слова, имеющие разные значения при одинаковом написании. Обратите внимания, что картинки идут про сосуды, а первое место в выдаче — уже про автомобили.

Там, где не помогает формальная логика и поиск по словарю, как правило, предлагаются связные запросы (например, так работает Гугл-Орион). «Вольфрам» делает несколько иначе, пытаясь сразу же построить нечто подобное ассоциативной цепочке:

Научная система «с человеческим лицом»: пользовательский запрос интерпретируется в математически-предсказуемую форму

Научная система «с человеческим лицом»: пользовательский запрос интерпретируется в математически-предсказуемую форму, по которой ВольфрамАльфа уже и проводит исследование. Это пример того, насколько бывает нужной интерпретация по смыслу, а не по форме слова.

Если продолжать тему интерпретаций, то обязательно стоит коснуться синонимов: к примеру, по смыслу запросы «Метафест» и «Метафестиваль» очень и очень похожи — и выдача, в идеале, должна соответствовать именно смыслу, а не вхождениям. Тем не менее, сегодня мало какая из систем сможет это обработать. Приходится выкручиваться, прибегая к инженерному интерфейсу, или же надеяться на труды SEO-специалистов, упоминающих обе формы.

Когда поисковые системы начнут учитывать синонимы, главное — не строить слишком длинные ассоциативные цепочки

Когда поисковые системы начнут учитывать синонимы, главное — не строить слишком длинные ассоциативные цепочки.

Для русского поиска в какой-то момент стало важным разбирать слова, набранные на другом языке. В первую очередь это касалось торговых марок и названий компании — ведь раньше по запросу «Феррари» и «Ferrari» можно было получить две совершенно разных выдачи, тогда как по идее должна быть только одна.

Неважно, на каком языке вы говорите

Неважно, на каком языке вы говорите.

Следующая проблема поиска — это неверно набранный запрос. Когда Яндекс ввёл исправление опечаток и ошибок в запросах, по Рунету даже ходила шутка, что более половины пользователей используют его теперь для проверки орфографии.

Яндекс исправляет опечатки на основе данных по словарю и результатам поиска по исходному запросу

Яндекс исправляет опечатки на основе данных по словарю и результатам поиска по исходному запросу.

А Google не ленится исправлять несколько опечаток, когда как Яндекс химией явно не интересуется

А Google не ленится исправлять несколько опечаток, когда как Яндекс химией явно не интересуется.

Нигма предлагает исправлять опечатки, выбирая варианты вручную

Нигма предлагает исправлять опечатки, выбирая варианты вручную. В данном случае — не лучший вариант, но в качестве совмещения инженерного и пользовательского интерфейса выглядит очень интересно.

Google ищет прямое вхождение — и даже находит его

Google ищет прямое вхождение — и даже находит его. Как видно из следующего рисунка, «местный» Яндекс лучше знаком с реалиями отечественного поиска и сразу подсказывает, кого именно следует искать.

Автоматическое переключение кодировки

Автоматическое переключение кодировки плюс исправление опечаток позволяют пользователю совершенно не задумываться о дисциплине при наборе запроса — то есть система делает ещё один «шаг к народу».

Ещё одна важная ступень — это интерактивная помощь пользователям. Почти каждая поисковая система уже «научилась» давать подсказки пользователю, сразу же снимая необходимость набирать запрос полностью. Предполагается, что подобная система даёт возможность не только сократить время на ввод запроса (что очень актуально для неопытных пользователей), но и дать возможность использовать тот конкретный и популярный запрос, который даст заведомо хороший результат.

Для медленных каналов (dial-up, GPRS) это не лучший вариант, но если скорость достаточна — всё становится на порядок удобнее.

Поисковые системы помогают вам точнее и быстрее сформулировать запрос

Поисковые системы помогают вам точнее и быстрее сформулировать запрос. Иногда предположение оказывается настолько захватывающим, что вы забываете, что хотели найти изначально.

Ещё один из интересных вариантов поиска «на лету» — это сервис fastgoogle.ru, ищущий прямо в процессе набора. Он помогает конкретизировать запрос, уже опираясь на данные поиска — так же как Нигма помогает подсказками прямо в строке поиска.

Нигма даёт просто неоценимые сведения из самых разных областей знания

Нигма даёт просто неоценимые сведения из самых разных областей знания.

Резюмируя, можно отметить, что, поскольку поисковые системы относятся к одним из самых массовых ресурсов Сети (и, как правило, самым дорогостоящим), следует ждать дальнейшего повышения удобства и приближения к человечности.

Вершина цепочки последовательных улучшений — общие запросы, требующие интеллектуального анализа, например: «ей, компьютер, найти мне что-нибудь интересное» или «поищи под настроение этой музыки». Остаётся надеяться, что поисковые системы, приблизившиеся к пользователю по уровню мышления (или симуляции мышления) настолько, не захватят мир.


(Нет голосов)
Читайте нас в Telegram - digital_bar

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Даше Калинской


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
    ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
    Рейтинг Известности 2018: старт народного голосования
    Михаил Р
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    Михаил Р - 1. Demis 2. кокс 3. Ашманов 4. Скобеев 5. Digital Strategy
    Тест: Кто как пробежал, или Итоги клиентского рейтинга SEOnews 2018
    Анна Макарова
    338
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Анна Макарова - Друзья, спасибо всем за участие! Мы определили победителей. Кто ими стал - вы найдете по ссылке: www.seonews.ru/events/darim-knigi-ot-mif-pobediteli-opredeleny/ Если вы стали одним из победителей, обязательно свяжитесь с нами по указанной в новости (по ссылке выше) почте. Всем хороших выходных! =)
    SEO глазами клиентов 2018
    Артур Якушев
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    Артур Якушев - >сейчас же сложно найти агентства, которые специализируются только на SEO Не так и сложно найти нас www.msk.lapkinlab.ru
    Рейтинг Известности 2018: второй этап народного голосования
    Константин Сокол
    3
    комментария
    0
    читателей
    Полный профиль
    Константин Сокол - Кто был ответственный за дизайн таблицы голосования? Копирайтер?
    Комплексный аудит интернет-магазина от «Ашманов и партнеры». Часть 1
    Александр Сова
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    Александр Сова - А вот и сеошники подъехали, покидать на вентилятор :D
    Кейс: вывод лендинга по изготовлению флагов на заказ в ТОП 1 по Санкт-Петербургу
    utka21
    4
    комментария
    0
    читателей
    Полный профиль
    utka21 - Кейс как кейс. Для некоторых станет вполне возможно полезным. ( Для конкурентов точно) . А вот с комментариями , что то пошло не так )
    Не очень удачный кейс продвижения сайта по услуге «Трезвый водитель» в Москве
    Кирилл Щербаков
    3
    комментария
    0
    читателей
    Полный профиль
    Кирилл Щербаков - "даже пришлось подключить отслеживание звонков с сайта" "Даже" - как будто это что-то нереальное
    Как использовать Python для LSI-копирайтинга
    Evgeny Montana
    6
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Evgeny Montana - спасибо)
    Стартовал сбор заявок на участие в рейтинге «Известность бренда SEO-компаний 2018»
    Артем Первухин
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    Артем Первухин - Make KINETICA Great Again!
    Эксперимент: как уникальность контента влияет на продвижение сайта
    Ilia Nazmutdinov
    2
    комментария
    0
    читателей
    Полный профиль
    Ilia Nazmutdinov - Кстати, ПФ не работают на нулевом трафике. Пока на сайт не льются тысячи показов по одним и тем же запросам влияние оказывает ток ссылочное\внешнее и внутреннее\ и внутренняя оптимизация.
    ТОП КОММЕНТАТОРОВ
    Комментариев
    910
    Комментариев
    834
    Комментариев
    554
    Комментариев
    540
    Комментариев
    483
    Комментариев
    373
    Комментариев
    338
    Комментариев
    262
    Комментариев
    241
    Комментариев
    171
    Комментариев
    156
    Комментариев
    137
    Комментариев
    121
    Комментариев
    97
    Комментариев
    97
    Комментариев
    97
    Комментариев
    96
    Комментариев
    80
    Комментариев
    67
    Комментариев
    61
    Комментариев
    60
    Комментариев
    59
    Комментариев
    57
    Комментариев
    55
    Комментариев
    54

    Отправьте отзыв!
    Отправьте отзыв!