Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

«Стать юзабилистом не трудно. Главное - найти в себе талант, всё остальное - лишь его огранка»

Дорогая Редакция Дорогая Редакция 22 Ноября 2006, в 12:00
0 1951
Шрифт:

Недавно отмечался всемирный день юзабилити. Как отмечается Всемирный день usability в России?

Каждый отмечает этот день по-своему. В Москве 14 ноября были проведены целых две конференции по этому поводу. В Петербурге, мы с коллегами собираемся в воскресенье (прим.ред. 19.11.2006) пойти отдохнуть, пообщаться, поделиться друг с другом опытом. В целом можно сказать, что организованно он не отмечается, сообщество юзабилистов пока ещё очень разобщено, нет лидера, который собрал бы всех вместе отметить этот замечательный праздник.

А как давно юзабилити существует в России?

Где-то с 80-х годов. Это называлось "эргономика" были целые исследовательские центры при академии наук. Они были образованы специально для изучения удобства использования тех или иных предметов и внедрения инноваций в производство.
В 90-х был упадок, но где-то с 95-го usability в России начало возрождаться. Несмотря на все усилия, надо признать, что в 80-х годах положения юзабилистов было лучше, чем сейчас. Разработка удобных веб-интерфейсов - это новое веянье. Оно становиться всё популярнее именно благодаря оптимизаторам, за что им огромное спасибо.

Бойцы невидимого фронта


Почему раньше положение юзабилистов было лучше?

Была очень мощная научная база. Проведение исследований было обязательным перед внедрением в производства новой продукции. Другое дело, что директора заводов часто пренебрегали этим, но всё же. Сейчас юзабилисты в России - это три-четыре студии и около 300 вольнонаёмных служащих. Однако положение постепенно улучшается. Сейчас мы наблюдаем бум "рождаемости" новых специалистов.Если говорить о разработке интерфейсов - та же тенденция происходит и на западе. Но пока мы их опережаем. Рынок формируется.

Что значит, «мы их опережаем» ?

По количеству, не уверен, но по качеству - точно. Если сравнить Google, Yahoo и Яndeкс по удобству использования и продуманности - то Яndex определённо выйдет победителем. Как пример: наберите слово в строке Яндекса и нажмите на ссылку "картинки". А теперь то же самое в Google. Таких мелочей наберётся очень много.

Как становятся юзабилити-инженерами?

Стать юзабилистом не трудно. Нужно попробовать нарисовать интерфейс. Если он вам понравиться - покажите друзьям. Пускай они оценят, насколько он удобен. Со временем вы набьете руку или разочаруетесь в этом занятии. Главное качество юзабилиста - уметь опрашивать тестеров. Нельзя задавать наводящих вопросов, подсказывать или оспаривать их мнения. Всё остальное приходит с опытом и чтением литературы. Стать юзабилистом можно и на факультете эргономики, но главное - найти в себе талант, всё остальное - лишь его огранка. А если нет способностей, то никакое образование не поможет. Это творческая профессия.

Кого среди юзабилистов больше: SEO-маркетологов, дизайнеров, web-разработчиков?

Однозначно самая большая концентрация юзабилистов среди оптимизаторов. Им постоянно приходится улучшать интерфейсы раскручиваемых сайтов, для того, чтобы увеличить конверсию посетителей в покупателей. Разработчики стараются пренебрегать услугами юзабилистов, так они получают новые заказы на переделку уже созданных сайтов, которые оказались неудобными.

На Ваш взгляд профессия юзабилиста больше относится к сфере технических или гуманитарных наук?

Гуманитарных. Юзабилисты - это люди, которые наблюдают и анализируют. Конечно, надо быть немножко социологом и неплохим психологом. Но те, кто любит наблюдать - имеют такой жизненный опыт. Очень много информации, полезной для проектирования интерфейсов можно найти в литературе, посвящённой проведению выборов и PR-компаний. Там вы найдёте и психотипы, социологию, психологию поведения и принимаемых решений.

Каковы основные задачи юзабилити-инженера?

Задачи ставит заказчик, они зависят от того, какую цель он, заказчик, собирается достичь. Сайт может быть удобным для всех и ничего не продавать, а может быть удобным для какой-то маленькой группы посетителей и приносить большие деньги.

Как можно проверить насколько качественно и профессионально сработал юзабилитист? Это под силу только специалистам или нет?

Критериев качества очень много. Для того чтобы обычному веб-местеру определить удобен его сайт или нет - надо дать ссылку как минимум десяти знакомым, которые входят в целевую аудиторию сайта, и спросить - удобно им или нет.

Насколько востребованы услуги юзабилити-специалиста на современном рынке интернет-маркетинга в России и за рубежом?

Тенденции интересные. Компании пытаются набрать в штат юзабилистов. Например, сотовые операторы в московские офисы с зарплатой в $2-3 тыс. Юзабилисты не хотят идти в штат и в качестве фрилансеров пытаются найти заказы, обивая пороги средних фирм. Такая тенденция будет сохраняться ещё примерно пару лет, пока компании не осознают, что намного выгодней и удобней работать с аутсорс-компаниями, т.е. заказывать исследования на стороне, чем иметь своих сотрудников.

А за рубежом как?

То же самое, только в более зачаточном состоянии. У нас есть шанс обойти Индию в этом аутсорс-бизнесе, если успеем пока формируется рынок.

Сколько в среднем стоят услуги юзабилити-инженера в России?

Разброс цен поражает. Разработка интерфейса тулбара для Internet Explorer стоит от $300 до $6000. Рынок не сформирован, и цены тоже. Как формируются цены - никто из юзабилистов объяснить не может. О своих ценах я тоже ничего сказать не могу. Коллеги ругаются, что дёшево, клиенты, что дорого.

Особенности российского фронта


Сколько времени потребуется на то, чтобы рынок полностью сформировался?

В 2007 году будет буйный рост количества специалистов, в 2008 будет окончательно определён состав лидеров рынка и с каждым годом на него будет войти всё сложнее и сложнее. Западный рынок будет формироваться дольше, насколько - зависит от агрессивности российских компаний.

В чем причина отставания Запада от России в области юзабилити?

Думаю, что причина в образовании. Американских студентов учат, что 2х2=4, нам объясняют, почему 2х2=4 и как происходит процесс умножения. Нас учат анализировать, понимать суть, а не просто считать. Сейчас, конечно, образование активно уничтожают, но запас по настоящему образованных, а не обученных людей у нас есть.

За рубежом есть несколько крупных профессиональных сообществ, объединяющих десятки тысяч специалистов в области эргономики и юзабилити, например Usability Professional's Association. А как обстоят дела в России?

Российские юзабилисты не стали изобретать велосипед и вступили в эти западные сообщества. В России есть отделения этих сообществ, например RusCHI. Вообще дело с сообществами весьма запутанно. Именно поэтому было 2 конференции по юзабилити в один день. Я думаю, что это "симптомы" формирования рынка.

Юзабилити в России это один из инструментов SEO или отдельная область интернет-маркетинга?

И то и другое. Как инструмент SEO она более сформирована, как отдельная область - она более профессиональна. Совсем недавно появилась новая профессия - оптимизатор. Сейчас появляется ещё одна - веб-юзабилист. Я типичный представитель этой новой профессии. Веб-юзабилисты выделятся из эргономистов и оптимизаторов, и появится новая каста профессиональных узкоцелевых специалистов. И именно тогда, когда появится эта каста, будет сформирован рынок. Эргономисты пусть делают чайники, оптимизаторы - продвигают сайт в поисковых системах. А веб-юзабилисты будут проектировать интерфейсы.

Основные ошибки юзабилити, которые допускают российские разработчики сайтов. Как их избежать?

Самые основные - это нечитаемый текст, между текстом и фоном должен быть контраст. На втором месте стоит отсутствие иллюстраций к статьям. Периодически попадается запутанная навигация. Избежать ошибок достаточно трудно. Надо тестировать и исправлять.

Например, в SEO, порой сложно объяснить заказчику что это, и зачем это нужно. А в юзабилити возникают подобные проблемы?

В юзабилити очень сложно объяснить заказчику, зачем вообще ему тратить деньги на эту "дополнительную и необязательную" услугу. Приходится прибегать к цифрам. Например, каждый рубль, вложенный в юзабилити, приносит от десяти до ста рублей дохода. Есть такие исследования. Или, например, в среднем 80% посетителей, начавших регистрацию на неудобном сайте не заканчивают её. Т.е. это как минимум 80% недополученной прибыли.

Беседовала Анна Макарова

Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Поделиться 
Поделиться дискуссией:
Отправить отзыв
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
SEOnews и Serpstat запускают конкурс для интернет-маркетологов
Анна Ольяная
4
комментария
0
читателей
Полный профиль
Анна Ольяная - благодарю :)
Как построить качественную ссылочную массу сайта
Айрат Рахимзянов
39
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Айрат Рахимзянов - Спасибо Кирилл. Сейчас восстановилась работа сервиса: take.ms/ttXrw
«Я оптимизировал сайт, а он не в ТОП! Что делать?»
Павел Горбунов
7
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Павел Горбунов - Как можно в инструменте tools.pixelplus.ru/tools/text-natural сравнить текст со страницы конкурента и со своей страницы? Я вижу возможность только для проверки одного урла.
Влияние HTTPS на ранжирование региональных поддоменов в Яндексе
Екатерина Иванова
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Екатерина Иванова - Посмотрите на сколько упал трафик и на сколько потом вырос:упал на 10-20% на 1 месяц, а вырос в итоге в 5 раз. Одним мартовским трафиком всё падение перекрыли. Или можно ждать Яндекс неопределённое количество времени со стартовым уровнем трафика. Упущенные возможности и всё-такое.
Мир глазами поисковых систем
Александр Рунов
4
комментария
0
читателей
Полный профиль
Александр Рунов - Какой регион, если не секрет? В Мск, в ряде ВК тематик (в тех же "окнах" или "колесах"), без работы с внешними факторами по ВЧ запросам в ТОП не выплывешь. Хотя в большинстве направлений вполне реально.
Google.ru внесли в реестр запрещенных сайтов
Гость
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Гость - Гон, все работает и будет работать. Да и пусть банят, будет как с рутрекером.
SEMrush: факторы ранжирования в Google в 2017 году
Анна Макарова
292
комментария
0
читателей
Полный профиль
Анна Макарова - Уважаемый S1, я тоже понимаю, что есть такие люди, которые заметив допущенную неточность несутся на всех парусах продемонстрировать "силу" своего ума. Спасибо вам за пристальное внимание. Это поможет нам быть лучше.
Монетизация сайта. Как, когда, сколько?
Ruslan Baybekov
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Ruslan Baybekov - Максим, добавили возможность вывода дохода на Яндекс Деньги и WMR.
Интеграция call tracking и CRM: углубленный анализ данных о звонках и продажах
Денис
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Денис - Какой смысл вообще в облачных CRM, обрезанный фугкционал, свое дописать невозможно, слив клиентов другим компаниям. Серверные бесплатные CRM куда надежней и кастамизируй как хочешь.
Дашборд Метрика 2.0 – мониторинг проблем на сайте в режиме реального времени
Константин Сокол
24
комментария
0
читателей
Полный профиль
Константин Сокол - Есть динамика трафика по разделам. Этот виджет показывает некоторые фильтры, в результате которых с поиска выпадают целые разделы.
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
373
Комментариев
292
Комментариев
262
Комментариев
219
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
137
Комментариев
121
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
95
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
67
Комментариев
60
Комментариев
59
Комментариев
55
Комментариев
52
Комментариев
48
Комментариев
45

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!