«Стать юзабилистом не трудно. Главное - найти в себе талант, всё остальное - лишь его огранка»

Россия+7 (495) 960-65-87
Дорогая Редакция
0 2548
Шрифт:

Недавно отмечался всемирный день юзабилити. Как отмечается Всемирный день usability в России?

Каждый отмечает этот день по-своему. В Москве 14 ноября были проведены целых две конференции по этому поводу. В Петербурге, мы с коллегами собираемся в воскресенье (прим.ред. 19.11.2006) пойти отдохнуть, пообщаться, поделиться друг с другом опытом. В целом можно сказать, что организованно он не отмечается, сообщество юзабилистов пока ещё очень разобщено, нет лидера, который собрал бы всех вместе отметить этот замечательный праздник.

А как давно юзабилити существует в России?

Где-то с 80-х годов. Это называлось "эргономика" были целые исследовательские центры при академии наук. Они были образованы специально для изучения удобства использования тех или иных предметов и внедрения инноваций в производство.
В 90-х был упадок, но где-то с 95-го usability в России начало возрождаться. Несмотря на все усилия, надо признать, что в 80-х годах положения юзабилистов было лучше, чем сейчас. Разработка удобных веб-интерфейсов - это новое веянье. Оно становиться всё популярнее именно благодаря оптимизаторам, за что им огромное спасибо.

Бойцы невидимого фронта


Почему раньше положение юзабилистов было лучше?

Была очень мощная научная база. Проведение исследований было обязательным перед внедрением в производства новой продукции. Другое дело, что директора заводов часто пренебрегали этим, но всё же. Сейчас юзабилисты в России - это три-четыре студии и около 300 вольнонаёмных служащих. Однако положение постепенно улучшается. Сейчас мы наблюдаем бум "рождаемости" новых специалистов.Если говорить о разработке интерфейсов - та же тенденция происходит и на западе. Но пока мы их опережаем. Рынок формируется.

Что значит, «мы их опережаем» ?

По количеству, не уверен, но по качеству - точно. Если сравнить Google, Yahoo и Яndeкс по удобству использования и продуманности - то Яndex определённо выйдет победителем. Как пример: наберите слово в строке Яндекса и нажмите на ссылку "картинки". А теперь то же самое в Google. Таких мелочей наберётся очень много.

Как становятся юзабилити-инженерами?

Стать юзабилистом не трудно. Нужно попробовать нарисовать интерфейс. Если он вам понравиться - покажите друзьям. Пускай они оценят, насколько он удобен. Со временем вы набьете руку или разочаруетесь в этом занятии. Главное качество юзабилиста - уметь опрашивать тестеров. Нельзя задавать наводящих вопросов, подсказывать или оспаривать их мнения. Всё остальное приходит с опытом и чтением литературы. Стать юзабилистом можно и на факультете эргономики, но главное - найти в себе талант, всё остальное - лишь его огранка. А если нет способностей, то никакое образование не поможет. Это творческая профессия.

Кого среди юзабилистов больше: SEO-маркетологов, дизайнеров, web-разработчиков?

Однозначно самая большая концентрация юзабилистов среди оптимизаторов. Им постоянно приходится улучшать интерфейсы раскручиваемых сайтов, для того, чтобы увеличить конверсию посетителей в покупателей. Разработчики стараются пренебрегать услугами юзабилистов, так они получают новые заказы на переделку уже созданных сайтов, которые оказались неудобными.

На Ваш взгляд профессия юзабилиста больше относится к сфере технических или гуманитарных наук?

Гуманитарных. Юзабилисты - это люди, которые наблюдают и анализируют. Конечно, надо быть немножко социологом и неплохим психологом. Но те, кто любит наблюдать - имеют такой жизненный опыт. Очень много информации, полезной для проектирования интерфейсов можно найти в литературе, посвящённой проведению выборов и PR-компаний. Там вы найдёте и психотипы, социологию, психологию поведения и принимаемых решений.

Каковы основные задачи юзабилити-инженера?

Задачи ставит заказчик, они зависят от того, какую цель он, заказчик, собирается достичь. Сайт может быть удобным для всех и ничего не продавать, а может быть удобным для какой-то маленькой группы посетителей и приносить большие деньги.

Как можно проверить насколько качественно и профессионально сработал юзабилитист? Это под силу только специалистам или нет?

Критериев качества очень много. Для того чтобы обычному веб-местеру определить удобен его сайт или нет - надо дать ссылку как минимум десяти знакомым, которые входят в целевую аудиторию сайта, и спросить - удобно им или нет.

Насколько востребованы услуги юзабилити-специалиста на современном рынке интернет-маркетинга в России и за рубежом?

Тенденции интересные. Компании пытаются набрать в штат юзабилистов. Например, сотовые операторы в московские офисы с зарплатой в $2-3 тыс. Юзабилисты не хотят идти в штат и в качестве фрилансеров пытаются найти заказы, обивая пороги средних фирм. Такая тенденция будет сохраняться ещё примерно пару лет, пока компании не осознают, что намного выгодней и удобней работать с аутсорс-компаниями, т.е. заказывать исследования на стороне, чем иметь своих сотрудников.

А за рубежом как?

То же самое, только в более зачаточном состоянии. У нас есть шанс обойти Индию в этом аутсорс-бизнесе, если успеем пока формируется рынок.

Сколько в среднем стоят услуги юзабилити-инженера в России?

Разброс цен поражает. Разработка интерфейса тулбара для Internet Explorer стоит от $300 до $6000. Рынок не сформирован, и цены тоже. Как формируются цены - никто из юзабилистов объяснить не может. О своих ценах я тоже ничего сказать не могу. Коллеги ругаются, что дёшево, клиенты, что дорого.

Особенности российского фронта


Сколько времени потребуется на то, чтобы рынок полностью сформировался?

В 2007 году будет буйный рост количества специалистов, в 2008 будет окончательно определён состав лидеров рынка и с каждым годом на него будет войти всё сложнее и сложнее. Западный рынок будет формироваться дольше, насколько - зависит от агрессивности российских компаний.

В чем причина отставания Запада от России в области юзабилити?

Думаю, что причина в образовании. Американских студентов учат, что 2х2=4, нам объясняют, почему 2х2=4 и как происходит процесс умножения. Нас учат анализировать, понимать суть, а не просто считать. Сейчас, конечно, образование активно уничтожают, но запас по настоящему образованных, а не обученных людей у нас есть.

За рубежом есть несколько крупных профессиональных сообществ, объединяющих десятки тысяч специалистов в области эргономики и юзабилити, например Usability Professional's Association. А как обстоят дела в России?

Российские юзабилисты не стали изобретать велосипед и вступили в эти западные сообщества. В России есть отделения этих сообществ, например RusCHI. Вообще дело с сообществами весьма запутанно. Именно поэтому было 2 конференции по юзабилити в один день. Я думаю, что это "симптомы" формирования рынка.

Юзабилити в России это один из инструментов SEO или отдельная область интернет-маркетинга?

И то и другое. Как инструмент SEO она более сформирована, как отдельная область - она более профессиональна. Совсем недавно появилась новая профессия - оптимизатор. Сейчас появляется ещё одна - веб-юзабилист. Я типичный представитель этой новой профессии. Веб-юзабилисты выделятся из эргономистов и оптимизаторов, и появится новая каста профессиональных узкоцелевых специалистов. И именно тогда, когда появится эта каста, будет сформирован рынок. Эргономисты пусть делают чайники, оптимизаторы - продвигают сайт в поисковых системах. А веб-юзабилисты будут проектировать интерфейсы.

Основные ошибки юзабилити, которые допускают российские разработчики сайтов. Как их избежать?

Самые основные - это нечитаемый текст, между текстом и фоном должен быть контраст. На втором месте стоит отсутствие иллюстраций к статьям. Периодически попадается запутанная навигация. Избежать ошибок достаточно трудно. Надо тестировать и исправлять.

Например, в SEO, порой сложно объяснить заказчику что это, и зачем это нужно. А в юзабилити возникают подобные проблемы?

В юзабилити очень сложно объяснить заказчику, зачем вообще ему тратить деньги на эту "дополнительную и необязательную" услугу. Приходится прибегать к цифрам. Например, каждый рубль, вложенный в юзабилити, приносит от десяти до ста рублей дохода. Есть такие исследования. Или, например, в среднем 80% посетителей, начавших регистрацию на неудобном сайте не заканчивают её. Т.е. это как минимум 80% недополученной прибыли.

Беседовала Анна Макарова

Читайте нас в Telegram - digital_bar
Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
    ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
    Кейс: как продвинуть сайт производителя мебели на заказ в Москве
    Art Moderator
    2
    комментария
    0
    читателей
    Полный профиль
    Art Moderator -
    32 инструмента в помощь SEO-специалисту
    clark
    3
    комментария
    0
    читателей
    Полный профиль
    clark - Я - г-н Марк Джо из корпорации corp, мы являемся законной, зарегистрированной и гарантированной кредитной компанией, мы предоставляем 3% -ые кредиты частным лицам, компаниям, государственным учреждениям и деловым организациям и людям всех родов. Свободные кредиты - это решение всех ваших финансовых проблем. свяжитесь с нами по электронной почте: mjoe0123@gmail.com
    Исследование: влияние smart-ссылок на продвижение по СЧ-запросам
    Анатолий Шевчик
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    Анатолий Шевчик - +1097988
    Контекст под SEO. Как поисковая реклама помогает позициям в органической выдаче
    Сергей Дембицкий «Sima-Land.ru»
    22
    комментария
    0
    читателей
    Полный профиль
    Сергей Дембицкий «Sima-Land.ru» - Боже мой, неужели SEO-маги вернулись??? Открыть в роботс utm-метки для индексации и наплодить дублей...что? А расчеты в конце статьи про бюджет на SEO и контекст...откуда эти пропорции? Как по мне, SEO-магия вне Хогвартс. Спасибо, развеселили!
    Все, что нужно SEO-специалисту. Обзор инструментов
    Администратор Сайта
    1
    комментарий
    1
    читатель
    Полный профиль
    Администратор Сайта - Шаришь в seo! Сервис реально хороший
    Два идеальных способа разориться на старте интернет-магазина
    Стас
    4
    комментария
    0
    читателей
    Полный профиль
    Стас - Seonews в последнее время такую чушь несет! Где вы таких афторов находите? Статья ничего не стоит и несет чушь! Кто хоть немного понимает в этом так вам и скажет, и такие де комментаторы горе-сеошники, просто смешно читать, вы хоть модерируете ваши статьи или просто для воды на сайте?! Бред сивой кобылы эта статья до самой последней точки!!!
    Яндекс перестал индексировать сайты, созданные на Wix
    Константин Даткунас
    3
    комментария
    0
    читателей
    Полный профиль
    Константин Даткунас - Было бы интересно посмотреть саму выборку из 10 000 и методику анализа.
    4 способа быстро собрать теги для сайта
    Рустем Низамутинов
    5
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Рустем Низамутинов - Расписал и закинул в Google Docs, а то здесь в комментариях ссылки на активны. docs.google.com/document/d/1r0TZLNrQyYLdIzDQsD5YKlMG41HUGQgEep3bxE_ij-M/edit?usp=sharing
    Яндекс: как мы модерируем объявления
    Гость
    5
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Гость - Это ж Яндекс, чего вы ожидали-то? Коммерческая структура с раздутым штатом, задачей которой является заработать больше денег. Любыми методами. Задача всех пользователей посадить на Директ, даже если придется разрушить суть рунета, реализуется по полной программе. Все возражающие караются и выпиливаются. И каждый из сотрудников делает все возможное и невозможное, чтобы реализовать любую дурацкую идею - за это еще и премию выхватить можно. Даже если потом придется выполнять "откат", премиальные уже заплачены. Так было с одним из фильтров Яндекса, так было с купленным им сайтом Кинопоиска, который из русскоязычной энциклопедии кино был превращен за безумные деньги в банальный платный онлайн-кинотеатр.
    Как мы разработали и вывели в ТОП сайт курсов рисования
    Иван Стороженко
    21
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    Иван Стороженко - Добрый день. 1)Чаще всего основная проблема заключается, в согласовании с клиентом добавляемого контента и то как он будет отображаться. На данном сайте фото и услуги конечно предоставлял клиент, все остальное уже делали мы. 2)Да в принципе, когда есть команда и понимание, что нужно делать, все идет быстро (опять же основная заминка идет на согласовании с клиентом) 3)Смысла делать новый в данном случает нет. В принципе доделывался полноценный сайт. 4)Когда клиент уже не предоставляет информацию, приходится искать у конкурентов (например с других стран или регионов). Но чаще всего клиент, хоть что-то "подкидывает".
    ТОП КОММЕНТАТОРОВ
    Комментариев
    910
    Комментариев
    834
    Комментариев
    554
    Комментариев
    540
    Комментариев
    483
    Комментариев
    373
    Комментариев
    325
    Комментариев
    262
    Комментариев
    234
    Комментариев
    171
    Комментариев
    156
    Комментариев
    137
    Комментариев
    121
    Комментариев
    97
    Комментариев
    97
    Комментариев
    95
    Комментариев
    86
    Комментариев
    80
    Комментариев
    67
    Комментариев
    60
    Комментариев
    59
    Комментариев
    57
    Комментариев
    55
    Комментариев
    54
    Комментариев
    53

    Отправьте отзыв!
    Отправьте отзыв!