«Стать юзабилистом не трудно. Главное - найти в себе талант, всё остальное - лишь его огранка»

Россия+7 (495) 960-65-87
Дорогая Редакция
0 2225
Шрифт:

Недавно отмечался всемирный день юзабилити. Как отмечается Всемирный день usability в России?

Каждый отмечает этот день по-своему. В Москве 14 ноября были проведены целых две конференции по этому поводу. В Петербурге, мы с коллегами собираемся в воскресенье (прим.ред. 19.11.2006) пойти отдохнуть, пообщаться, поделиться друг с другом опытом. В целом можно сказать, что организованно он не отмечается, сообщество юзабилистов пока ещё очень разобщено, нет лидера, который собрал бы всех вместе отметить этот замечательный праздник.

А как давно юзабилити существует в России?

Где-то с 80-х годов. Это называлось "эргономика" были целые исследовательские центры при академии наук. Они были образованы специально для изучения удобства использования тех или иных предметов и внедрения инноваций в производство.
В 90-х был упадок, но где-то с 95-го usability в России начало возрождаться. Несмотря на все усилия, надо признать, что в 80-х годах положения юзабилистов было лучше, чем сейчас. Разработка удобных веб-интерфейсов - это новое веянье. Оно становиться всё популярнее именно благодаря оптимизаторам, за что им огромное спасибо.

Бойцы невидимого фронта


Почему раньше положение юзабилистов было лучше?

Была очень мощная научная база. Проведение исследований было обязательным перед внедрением в производства новой продукции. Другое дело, что директора заводов часто пренебрегали этим, но всё же. Сейчас юзабилисты в России - это три-четыре студии и около 300 вольнонаёмных служащих. Однако положение постепенно улучшается. Сейчас мы наблюдаем бум "рождаемости" новых специалистов.Если говорить о разработке интерфейсов - та же тенденция происходит и на западе. Но пока мы их опережаем. Рынок формируется.

Что значит, «мы их опережаем» ?

По количеству, не уверен, но по качеству - точно. Если сравнить Google, Yahoo и Яndeкс по удобству использования и продуманности - то Яndex определённо выйдет победителем. Как пример: наберите слово в строке Яндекса и нажмите на ссылку "картинки". А теперь то же самое в Google. Таких мелочей наберётся очень много.

Как становятся юзабилити-инженерами?

Стать юзабилистом не трудно. Нужно попробовать нарисовать интерфейс. Если он вам понравиться - покажите друзьям. Пускай они оценят, насколько он удобен. Со временем вы набьете руку или разочаруетесь в этом занятии. Главное качество юзабилиста - уметь опрашивать тестеров. Нельзя задавать наводящих вопросов, подсказывать или оспаривать их мнения. Всё остальное приходит с опытом и чтением литературы. Стать юзабилистом можно и на факультете эргономики, но главное - найти в себе талант, всё остальное - лишь его огранка. А если нет способностей, то никакое образование не поможет. Это творческая профессия.

Кого среди юзабилистов больше: SEO-маркетологов, дизайнеров, web-разработчиков?

Однозначно самая большая концентрация юзабилистов среди оптимизаторов. Им постоянно приходится улучшать интерфейсы раскручиваемых сайтов, для того, чтобы увеличить конверсию посетителей в покупателей. Разработчики стараются пренебрегать услугами юзабилистов, так они получают новые заказы на переделку уже созданных сайтов, которые оказались неудобными.

На Ваш взгляд профессия юзабилиста больше относится к сфере технических или гуманитарных наук?

Гуманитарных. Юзабилисты - это люди, которые наблюдают и анализируют. Конечно, надо быть немножко социологом и неплохим психологом. Но те, кто любит наблюдать - имеют такой жизненный опыт. Очень много информации, полезной для проектирования интерфейсов можно найти в литературе, посвящённой проведению выборов и PR-компаний. Там вы найдёте и психотипы, социологию, психологию поведения и принимаемых решений.

Каковы основные задачи юзабилити-инженера?

Задачи ставит заказчик, они зависят от того, какую цель он, заказчик, собирается достичь. Сайт может быть удобным для всех и ничего не продавать, а может быть удобным для какой-то маленькой группы посетителей и приносить большие деньги.

Как можно проверить насколько качественно и профессионально сработал юзабилитист? Это под силу только специалистам или нет?

Критериев качества очень много. Для того чтобы обычному веб-местеру определить удобен его сайт или нет - надо дать ссылку как минимум десяти знакомым, которые входят в целевую аудиторию сайта, и спросить - удобно им или нет.

Насколько востребованы услуги юзабилити-специалиста на современном рынке интернет-маркетинга в России и за рубежом?

Тенденции интересные. Компании пытаются набрать в штат юзабилистов. Например, сотовые операторы в московские офисы с зарплатой в $2-3 тыс. Юзабилисты не хотят идти в штат и в качестве фрилансеров пытаются найти заказы, обивая пороги средних фирм. Такая тенденция будет сохраняться ещё примерно пару лет, пока компании не осознают, что намного выгодней и удобней работать с аутсорс-компаниями, т.е. заказывать исследования на стороне, чем иметь своих сотрудников.

А за рубежом как?

То же самое, только в более зачаточном состоянии. У нас есть шанс обойти Индию в этом аутсорс-бизнесе, если успеем пока формируется рынок.

Сколько в среднем стоят услуги юзабилити-инженера в России?

Разброс цен поражает. Разработка интерфейса тулбара для Internet Explorer стоит от $300 до $6000. Рынок не сформирован, и цены тоже. Как формируются цены - никто из юзабилистов объяснить не может. О своих ценах я тоже ничего сказать не могу. Коллеги ругаются, что дёшево, клиенты, что дорого.

Особенности российского фронта


Сколько времени потребуется на то, чтобы рынок полностью сформировался?

В 2007 году будет буйный рост количества специалистов, в 2008 будет окончательно определён состав лидеров рынка и с каждым годом на него будет войти всё сложнее и сложнее. Западный рынок будет формироваться дольше, насколько - зависит от агрессивности российских компаний.

В чем причина отставания Запада от России в области юзабилити?

Думаю, что причина в образовании. Американских студентов учат, что 2х2=4, нам объясняют, почему 2х2=4 и как происходит процесс умножения. Нас учат анализировать, понимать суть, а не просто считать. Сейчас, конечно, образование активно уничтожают, но запас по настоящему образованных, а не обученных людей у нас есть.

За рубежом есть несколько крупных профессиональных сообществ, объединяющих десятки тысяч специалистов в области эргономики и юзабилити, например Usability Professional's Association. А как обстоят дела в России?

Российские юзабилисты не стали изобретать велосипед и вступили в эти западные сообщества. В России есть отделения этих сообществ, например RusCHI. Вообще дело с сообществами весьма запутанно. Именно поэтому было 2 конференции по юзабилити в один день. Я думаю, что это "симптомы" формирования рынка.

Юзабилити в России это один из инструментов SEO или отдельная область интернет-маркетинга?

И то и другое. Как инструмент SEO она более сформирована, как отдельная область - она более профессиональна. Совсем недавно появилась новая профессия - оптимизатор. Сейчас появляется ещё одна - веб-юзабилист. Я типичный представитель этой новой профессии. Веб-юзабилисты выделятся из эргономистов и оптимизаторов, и появится новая каста профессиональных узкоцелевых специалистов. И именно тогда, когда появится эта каста, будет сформирован рынок. Эргономисты пусть делают чайники, оптимизаторы - продвигают сайт в поисковых системах. А веб-юзабилисты будут проектировать интерфейсы.

Основные ошибки юзабилити, которые допускают российские разработчики сайтов. Как их избежать?

Самые основные - это нечитаемый текст, между текстом и фоном должен быть контраст. На втором месте стоит отсутствие иллюстраций к статьям. Периодически попадается запутанная навигация. Избежать ошибок достаточно трудно. Надо тестировать и исправлять.

Например, в SEO, порой сложно объяснить заказчику что это, и зачем это нужно. А в юзабилити возникают подобные проблемы?

В юзабилити очень сложно объяснить заказчику, зачем вообще ему тратить деньги на эту "дополнительную и необязательную" услугу. Приходится прибегать к цифрам. Например, каждый рубль, вложенный в юзабилити, приносит от десяти до ста рублей дохода. Есть такие исследования. Или, например, в среднем 80% посетителей, начавших регистрацию на неудобном сайте не заканчивают её. Т.е. это как минимум 80% недополученной прибыли.

Беседовала Анна Макарова

Читайте нас в Telegram - digital_bar
Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
    ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
    Рейтинг «Известность бренда SEO-компаний 2017»: народное голосование
    Иван
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    Иван - 1) IT-Agency 2) Пиксели 3) 1ps 4) Ингейт 5) Нетпики
    «Баден-Баден»: как выйти из-под фильтра
    Сергей Дембицкий «Sima-Land.ru»
    16
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Сергей Дембицкий «Sima-Land.ru» - Скрины Метрики показывать не буду, но мы (sima-land.ru - 1,5 млн. стр. в поиске Яндекс) в сентябре загремели под ББ, в разгар сезона и вышли из-под фильтра, спустя 50 дней, удалив все тексты с сайта: категории + карточки товаров (описание). Трафик с Google только вырос. Тексты возвращать собираемся, но процесс будет длительный, тексты будем теперь писать исключительно полезные, т.к. было больно :-))
    Второе дыхание ссылочного продвижения
    Автопилот
    14
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Автопилот - Еще лучше, когда продвижение осуществляется комплексно :)
    «Прямая линия» с Александром Алаевым («АлаичЪ и Ко»): отвечаем на вопросы
    Александр Алаев
    13
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Александр Алаев - Роман. Тут ответ очень простой. Каждый запрос можно четко разделить на коммерческий или некоммерческий. "Купить слона" и его длинные хвосты - коммерческий. "Как выбрать слона" и подобные - информационные. Вот под коммерческие ключи должны быть страницы услуг или каталога товаров. А под информационку - блог. Очень важно не путать их, тем более несоответствующая коммерческим факторам страниц просто не продвинется, то есть по запросу с "купить" блог никогда не будет показываться в выдаче, так же как и страница услуги/товаров не покажется по "как выбрать". Понятно примерно?
    Кейс: продвигаем бизнес по продаже пластиковых окон в Москве
    Иван Стороженко
    5
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Иван Стороженко - 1. По началу вообще не использовали, сейчас уже много каналов используется. 2. Все может быть, в принципе сайты должны быть удобны для пользователя, для этого и нужна схожесть между собой. Честно говоря старались брать все самое интересное у конкурентов + подкреплять своими идеями.
    Инфографика: самые распространенные SEO-ошибки Рунета
    Dmitro Grunt
    2
    комментария
    0
    читателей
    Полный профиль
    Dmitro Grunt - Кстати, у проектов которые продвигает Нетпик все тайтлы не более 65 символов? Или вы надеетесь что кто то послушает советов и отдаст вам часть трафика? :-)
    Google.ru внесли в реестр запрещенных сайтов
    Гость
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    Гость - Гон, все работает и будет работать. Да и пусть банят, будет как с рутрекером.
    День рождения SEOnews: 12 лет в эфире!
    Анна Макарова
    313
    комментария
    0
    читателей
    Полный профиль
    Анна Макарова - Ура )
    Западные специалисты выяснили, как повысить позиции ресурса в выдаче Google
    Serhii Diachenko
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    Serhii Diachenko - Спасибо Бернис!
    «Прямая линия» с Артуром Латыповым: отвечаем на вопросы
    God Koss
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    God Koss - Добрый день! Есть сайты одной компании продвигающиеся в разных странах. .ru .com .net. На российском сайте два языка ru и en, на остальных до 10 языков. Недавно сайт ru по основному брендовому запросу выпал из выдачи Яндекс но после апа вернулся на вторую позицию. На вопрос аффилирования в тех поддержку, получит ответ, что всё в порядке и сайт com не учавствует в выдаче. Но он есть и занимает 1 место. Как быть в данной ситуации? Так же, после возврата в топ 10 по этому запросу зашла еще одна внутренняя страница. Могло ли это случиться из-за каннибализации запроса? Немного изменил description на внутренней, исключил вхождения брендового запроса. Жду апа. Хотел бы услышать ваше мнение. Заранее благодарю!
    ТОП КОММЕНТАТОРОВ
    Комментариев
    910
    Комментариев
    834
    Комментариев
    554
    Комментариев
    540
    Комментариев
    483
    Комментариев
    373
    Комментариев
    313
    Комментариев
    262
    Комментариев
    229
    Комментариев
    171
    Комментариев
    156
    Комментариев
    137
    Комментариев
    121
    Комментариев
    97
    Комментариев
    97
    Комментариев
    95
    Комментариев
    80
    Комментариев
    77
    Комментариев
    67
    Комментариев
    60
    Комментариев
    59
    Комментариев
    55
    Комментариев
    54
    Комментариев
    52
    Комментариев
    49

    Отправьте отзыв!
    Отправьте отзыв!