×
Россия +7 (495) 139-20-33

А/В-тестирование: как избежать подводных камней

Россия +7 (495) 139-20-33
Шрифт:
0 11802
Подпишитесь на нас в Telegram

О том, что А/В тестирование (иными словами, сплит-тесты) — один из самых эффективных инструментов повышения конверсии сайта, говорят все маркетологи. Поэтому те, кто его еще не проводил, считают своим долгом заняться этим немедленно, чтобы уж точно сделать «подопечный» ресурс прибыльным. Итак, с чего же начать?

Стоп!

Для начала надо ответить на вопрос: а надо ли вообще что-то менять?

Первый подводный камень: тестирование без каких-либо причин

Менять что-то на сайте просто потому, что так делают все — не самое лучшее решение. Именно после таких необдуманных поступков появляются отзывы о том, что А/В-тестирование — пустая трата времени и (что ужаснее всего) финансов. Дайте себе ответы на такие вопросы:

  • Решает ли сайт поставленные перед ним задачи (подписка, покупки и др.)?
  • Не уменьшается ли количество посетителей?
  • Довольны ли посетители вашим ресурсом?

Если ответ на все три вопроса утвердительный, то стоит подумать о том, стоит ли что-то менять. На самом деле неудачное А/В-тестирование и следующие за ним малоприятные последствия обычно имеют место в таких случаях:

  • Кто-то сказал, что дизайн надо периодически менять, а юзабилити — улучшать. Как часто и что улучшать — непонятно. Это прямой путь к падению посещаемости и удовлетворенности пользователей. Зачем менять, если данные метрик показывают, что ресурс устраивает юзеров (процент отказов низок, а процент совершения целевых действий — высок)? Помните: лучшее — враг хорошего.
  • Вы считаете, что дизайнеры и программисты получают з/п ни за что, и пора бы их занять чем-то глобальным.
  • Вы считаете (или вам кто-то сказал), что ваш сайт не соответствует модным трендам.

Если в описанных выше ситуациях вы узнали себя — трижды подумайте перед тем, как что-то менять и тестировать.

Второй подводный камень: непонимание того, что вообще следует делать

Когда вы действительно понимаете, что на сайте что-то не так, конверсия низка, происходит отток посетителей и падение прибыли — да, надо тестировать. И вносить изменения. Но! Не стоит бросаться в омут с головой.

Для начала выясните, с каким из уровней психологического воздействия работает ваш сайт в целом и конкретные страницы в частности.

  1. Когнитивный (передача информации).
  2. Аффективный (эмоциональное окрашивание полученной ранее информации).
  3. Суггестивный (внушение какой-либо точки зрения).
  4. Конативный (побуждение к какому-либо действию).

Как правило, сайт, нацеленный на продажи, работает со всеми уровнями, перечисленными выше, по модели AIDA (Attention-Interest-Desire-Action):

Привлечение внимания — Формирование интереса — Появление желания — Стремление совершить действие

Следовательно, нужно изначально понять, какой из этапов не выполняется. И тестировать в первую очередь именно это. Например, посетитель приходит на сайт из поисковой выдачи по запросу «стулья для дома», изучает страницу категории, просматривает несколько карточек товара, может быть, кладет что-то в корзину и... уходит, не совершив покупку. Значит, проблема, скорее всего, таится где-то на этапе оформления заказа (например, нет нескольких способов оплаты, из которых можно выбрать подходящий, или к сумме заказа добавляется заоблачная стоимость доставки и т.д.). Когда вы это поняли — становится понятным фронт работ. То есть вам надо работать не с цветовым решением сайта или системой навигации, а с совершенно другими факторами.

Третий подводный камень: отсутствие понимания того, какие инструменты и как можно использовать

Существует заблуждение о том, что провести А/В-тестирование без специального софта или знания кода нереально. Это действительно заблуждение. Вот подборка инструментов, которые помогут начать.

  • Изучите, как ваш сайт смотрится на устройствах с разными экранами (http://www.viewlike.us/).

1.jpg

2.jpg

  • Выясните, насколько понятны ваши тексты. Может быть, пользователю просто неясны ваши мысли и предложения (https://readability-score.com/)? Оптимальные значения — около 100.

3.jpg

Если уже на этих этапах что-то не в порядке — вряд ли ваш сайт справится с задачей донесения информации и формирования интереса (когнитивное воздействие, о котором говорилось выше, не состоится, равно, как и аффективное и суггестивное, а единственным побуждением станет уход с сайта, который раздражает).

  • Выясните, какие страницы нуждаются в тестировании прежде всего (это просто: при помощи Яндекс.Метрики и Google Analytics выявить страницы, у которых самый большой трафик, но минимальная конверсия). Не помешает посмотреть и на карту кликов, чтобы выявить «мертвые зоны». Возможно, ваш призыв к действию находится в одной из них? Поможет http://www.crazyegg.com/#.

4.jpg

  • Не получается сформулировать идеи своих А/В-тестов? Можно изучить этот сайт (https:\/\/whichtestwon\.com\/). Просто выбираете то, что относится к вашему типу страницы (баннеры, лендинги и т.д.).

5.jpg

  • Довольно простой способ: подставляете данные своих тестов и видите результат (http://getdatadriven.com/ab-significance-test). Предельно наглядный расчет конверсии.

6.jpg

  • Чтобы увидеть потенциальные возможности и риски, а также просчитать ROI, просто заполните формы, скачанные здесь (http://www.widerfunnel.com/free-resources/downloads).

7.png

  • Если вы понимаете, что без обратной связи с пользователем не обойтись — попробуйте ее организовать (http://www.fabuza.ru/). Да, это стоит денег. Но зато вы получите информацию из первых рук. Альтернатива — http://peek.usertesting.com/. Достаточно просто ввести адрес сайта, а видео пришлют вам на почту.

8.jpg

Рекомендации, которые обязательно следует учесть:

  • Количество трафика — первое, что нужно проанализировать. Во вторую очередь обязательно нужно сравнить полученные цифры с процентом конверсии. Часто бывает, что трафик меняется несущественно, а конверсия стремительно растет, что окупает уменьшившийся трафик! (Bill Ross, LinchpinSEO.com)
  • Лучший способ узнать, как ваша конверсия реагирует на изменения цены — A/B-тестирование вашей страницы продаж. Таким образом, вы будете иметь два варианта страницы продаж с двумя различными ценами на продукт (например, страница А будет предлагать продукт за 47$, а страница B будет предлагать его же за 97$). Затем вы предложите «Страницу А» 50% ваших клиентов, а «Страницу B» — еще 50% ваших клиентов (предпочтительно — случайным образом). Если у вас есть достаточное количество данных, вы можете настроить другой вариант сплит-тестирования с еще двумя ценовыми предложениями и собрать еще больше данных. (TipsAndTricks-hq.com)
  • Пишите «некролог» для каждого А/В-теста. Неважно, был этот тест успешным или провальным. Это позволит вам и вашей команде в дальнейшем избежать ошибок, зато использовать удачные решения по полной программе.(Hiten Shah, KISSmetrics, Crazy Egg)

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Марине Ибушевой


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Накрутка поведенческих факторов: дорого, сложно, но можно. Если очень хочется
Oleg_bobr2012
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Oleg_bobr2012 - Мда...Может Анне сразу в Яндекс написать кейсы по накрутке ПФ. Я бы такого сотрудника гнал вон.
28 способов повысить конверсию интернет-магазина
Татьяна
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Татьяна - Очень действенные рекомендации представлены в статье! Всё четко расписано и легко внедряемо в работу интернет-магазинов.Удобство и наглядность+различные бонусы и скидки-именно то, что и цепляет покупателя.
Создали ресурс для металлургов, который позволяет следить за аналитикой рынка и осуществлять продажи
Наталья Сталь
3
комментария
0
читателей
Полный профиль
Наталья Сталь -
Какие сайты лидировали в поиске Яндекса и Google в 2023 году
Гость
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Гость - Если что по рейтингу вы не правы, есть ядро по которому производиться оценка и вы можете по нему самостоятельно все посмотреть. Единственный объективный рейтинг по SEO. Других не знаю Ну я вам скажу что это не так и в предыдущие года сайт моего клиента попадал в рейтинг, при чем несколько раз. И я прекрасно знал еще до объявления результатов кто лидер - рейтинг прозрачный, есть фразы по которым набираются баллы. В этом году наш сайт не попал в рейтинг например и это было понятно, что не попадет (по статистике позиций)
5 способов увидеть сайт глазами поисковика: анализируем скрытый контент и cloaking
Гость
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Гость - Сейчас клоаку прячут, так что под нее можно глянуть только с гуггловских ip. Сейчас только гуггл сервисами можно глянуть
Простые SEO-работы, которые могут увеличить прибыль компании. Часть 1
roma.lisov
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
roma.lisov - Воспользовался советом по проверке и настройке картинок на сайте – реально дельный совет. Вот вроде и просто, казалось бы, а мне в голову раньше не пришло. А такие нюансы, конечно, нужно знать)
Как продвигать сайт на Tilda: особенности продвижения и рекомендации специалистов
Konstantin Bulgakov
15
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Konstantin Bulgakov - Спасибо за рекомендации, полезно. Но кажется, что тематика в кейсе не самая конкурентная + часть запросов в продвижение брендовые, там и без сео позиции будут в топе.
Простые SEO-работы, которые могут увеличить прибыль компании. Часть 2
dayitrix
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
dayitrix - Ну да, для начала важно хотя бы необходимый минимум работ провести, настроить все как положено. А уже потом в более далекие дебри SEO-оптимизации лезть. А то многие ни с того начинают и потом удивляются, почему результата нет.
Яндекс встроил нейросети в свой Браузер
RasDva
12
комментариев
0
читателей
Полный профиль
RasDva - О дааааа)
Как мы увеличили поисковый трафик на 30% с помощью ChatGPT
Светлана Светлана
23
комментария
0
читателей
Полный профиль
Светлана Светлана - Я сама работаю в маркетинге и недавно решила еще дополнительно пройти курсы по интернет маркетингу astobr.com/services/povyshenie-kvalifikatsii/menedzhment-upravlenie/internet-marketing/ , как по мне эти знания которые я получила, очень помогают мне в работе
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
388
Комментариев
373
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
141
Комментариев
121
Комментариев
120
Комментариев
100
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
74
Комментариев
67
Комментариев
64
Комментариев
60
Комментариев
59

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!