Сердитый маркетолог: как вы сами хороните свой сайт, или 16 принципов, которые нужно усвоить заказчикам SEO
Цикл статей от специалистов рекламного агентства о том, как продвигать сайт и работать с каналами интернет-рекламы без ненависти и боли.
В первой публикации разберем ошибки, которые часто совершают заказчики, и выясним, почему ресурс не выходит в ТОП, даже если подрядчик и клиент прикладывают для этого все усилия.
Заказывая SEO в рекламном агентстве, клиенты ждут, что позиции их сайтов тут же подскочат до небес. Но, сами того не ведая, делают все, чтобы похоронить ресурс на дне поисковой выдачи.
Если вы заказчик, умоляю, прочитайте статью до конца. Возможно, вы поймете, в чем корень проблем и почему ваш сайт все еще не в ТОПе.
Если вы SEO-специалист и устали снова и снова объяснять клиентам, зачем нужны доступы к сайту и почему нельзя резать права, скиньте им эту статью. Или просто используйте ее в качестве FAQ.
1. Разберитесь с доступами к сайту. Например, сайт перенесен на новый хостинг, а доступ к FTP (сетевой протокол для передачи файлов) остался от старого. Он уже нерабочий, так зачем его таскать за собой? Как правило, мы получаем от клиентов несколько комплектов доступов, но найти в них нужные и рабочие — та еще задача. Вместо того, чтобы просто зайти на сайт и сделать свою работу, приходится выяснять, какие логины и пароли актуальны. Кстати, если вы владелец сайта, доступы не так сложно проверить. Как минимум, в админке: для этого существует WinSCP и масса других программ. Вариант попроще – уточнить у текущего подрядчика, какие доступы актуальны, проверить их и записать в надежном месте. Это здорово упростит работу с сайтом и вам, и другим подрядчикам.2. Разберитесь с правами на сайт. Доменное имя и хостинг должны быть оформлены на вас. Доступы к ним тоже должны быть у вас. Не у подрядчика, сеошника или кого-то еще. Бывает, партнеры расходятся. Тот, на кого оформлен хостинг (чья почта указана при регистрации), является в глазах хостинга владельцем сайта. В результате доказать, что сайт именно ваш, может быть проблематично. Если не хотите потерять выстраданный сайт и с боем добытые позиции в выдаче, оформите хостинг на себя или переведите сайт на другой, но уже зарегистрированный на вас.
3. Не режьте права доступа к сайту. Пожалуйста. Ставьте хоть Git (система контроля версий сайта), лишь бы было легче работать. Каждый раз придумывать, как сделать доработки там, куда не пускают, — это лишние нервы и время (а ведь его можно использовать куда эффективнее). Приходится применять «костыли» (от англ. custom solution — индивидуальное решение проблемы), многие из которых небезопасны, так как нарушают стандартную логику работы на сайте. Продвижение — это постоянные доработки, и ограничивать доступ к их внесению — значит замедлять весь процесс вывода сайта в ТОП.
4. Не велите казнить. «Сломать сайт ума хватило, теперь исправляйте» — без бэкапа (резервного копирования файлов), руками... Разумеется, если что-то пошло не так, это исправляется, здесь даже не обсуждаем. Но на это уйдет гораздо больше времени, чем потребовалось бы, если откатить сайт автоматом на момент до внесения изменений. Кроме того, детально «вспомнить», как все было до доработок практически невозможно. В лучшем случае удастся посмотреть предыдущую версию в веб-архиве или открыть сохраненную копию страницы в поисковике. Но время, потраченное на исправление ситуации, от этого не уменьшится. Если можете откатить неудачные доработки, просто сделайте это. Специалисты будут благодарны и быстрее приведут дела в порядок.
5. Не тяните дохлую клячу, а именно – старый сайт, который вы переросли. Когда ваш бизнес только стартовал, создание сайта с помощью конструктора было идеальным решением. Но когда ресурс стал посещаемым, а требования к нему возросли, наступило время перемен. На какую CMS перенести сайт? Какой функционал есть, а что еще необходимо разработать? Ваш подрядчик поможет: перенос на новую CMS – удовольствие недешевое, но из дачного коттеджа многоэтажку не сделать. Дачку придется снести.
6. Не скупитесь на хостинг. Тариф «Студенческий» с низкой ценой, минимальным размером жесткого диска и отведенной нагрузки на процессор хорош лишь тогда, когда вы небольшая витрина в интернете. Сейчас, когда она выросла до интернет-магазина с корзиной, биллингом и тысячами товаров, вы упираетесь в потолок своего хостинга. Сайт тормозит и глючит из-за нехватки оперативной памяти или еще бог знает чего. Как улучшить ситуацию? Достаточно перейти на тариф подороже. Чаще всего вопрос лишь в доплате 100–200 рублей в месяц. Эти деньги – капля в море маркетингового бюджета, а вот сайт станет работать намного быстрее. И поисковики, и клиенты обязательно это оценят.
7. Делайте сайт для клиентов, а не для себя. Не требуйте любой ценой реализовать то, что вы хотите. Это касается всего: от дизайна до функционала. Ориентируйтесь на статистику и помните, что сайт делается для клиентов, и, в первую очередь, он должен нравиться и быть удобным именно им. Если подрядчик имеет больший опыт в организации сайтов, прислушайтесь к компетентным советам, даже если они вам не по нраву. Бизнесу это пойдет только на пользу.
8. Не креативьте там, где это не требуется. Номер телефона, к примеру, должен находиться в правом верхнем углу экрана. Не прячьте его в футер и не перемещайте каждый день из одного места в другое. Если только не хотите, чтобы люди меньше звонили. «Стандартно» – не значит «банально» или «уныло». Это значит «стабильно» и «работает».
9. Делитесь идеями, а не требованиями. «Нужно подтягивать данные коллтрекинга в админку и показывать там поисковые запросы». Зачем вам это нужно? Что вы хотите получить в итоге? Говорите о конкретной проблеме, которую хотите решить, а не о том, что нужно сделать. Зачастую выполнить то, что вы просите, без бюджета как у Google, просто нереально. Но когда вы озвучиваете проблему, выясняется, что решить ее можно в разы дешевле, а то и бесплатно. И совсем иначе, чем вы представляли.
10. Согласуйте вовремя и постепенно. Три месяца молчать, а потом махом согласовать пачку технических заданий на доработку сайта или выкладку контента – не результативно. Это создает бардак в SEO: задачи выполняются по одной или отправляются в работу пачкой без приоритета. И тут уже будь что будет. К сожалению, что-то сломать в процессе валовой доработки или забыть сделать – раз плюнуть. Помните об этом, когда менеджер будет снова просить о своевременном согласовании.
11. Не торопите специалистов без острой необходимости. Зачастую спешка – следствие запоздалого согласования. «Нужно срочно» разместить акцию, модуль, сделать ТЗ. Вместо вопроса «зачем» и «как сделать лучше» исполнителю приходится идти по порочному пути «как выполнить быстрее». Конечно, бывает и обоснованная срочность, например, конец отчетного периода, к которому работы должны быть выполнены. Сообщите вашему менеджеру причины спешки или важные веховые моменты – и вы получите то, что хотите, в срок. Возможно, есть решения, которые позволят и вам получить желаемое, и нам не ночевать в офисе за монитором. Диваны в бизнес-центрах чертовски неудобны для сна. Не спрашивайте, откуда мы это знаем.
12. Расскажите специалистам о ваших планах развития. Если сейчас в ассортименте магазина 100 товаров и процесс продажи налажен отлично, то добавить еще 1000 товаров в тот же каталог не получится. Потребуется реализовать новые фильтры, сделать постраничную навигацию, которая раньше была не нужна. Проще создать новый сайт. Если вы планируете какие-либо нововведения, сообщите об этом заранее. Специалисты предусмотрят необходимые правки и продумают, как их лучше реализовать. Иначе капитальные проблемы с сайтом вам обеспечены: переделать его всегда сложно и дорого. А последующее вылавливание багов будет напоминать бесконечную игру в «стукни крота», когда ошибки появляются снова и снова, хоть обстучись по ним молотком.
13. Не перерабатывайте жизненно важные модули сайта «на ходу». Речь идет о «Корзине», форме регистрации и прочих конверсионных элементах. Без них сайт будет просто съедать деньги вместо того, чтобы приносить их. Например, быстро и безболезненно сделать двухэтапную регистрацию в «Корзине» получается в очень редких случаях. И дело тут не в кривизне рук. Просто если начать без подготовки, придется долго ковыряться на одном месте: что-то не заработало, решили переделать, а к середине процесса никто уже и не помнит, зачем оно было нужно. А если учесть возможные проблемы с работоспособностью сайта («Ааа! Платежи от клиентов не проходят!»), переделка модуля и вовсе грозит затянуться, пока будет восстанавливаться боеспособность ресурса.
14. Не делайте резких движений. Особенно несогласованных. Однажды утром сеошник приходит на работу, открывает сайт клиента и вместо вылизанной за полтора года продвижения старенькой, но доведенной до ума CMS, находит там… другую CMS. С ошметками демоконтента, оставшегося от исходного шаблона, кривым переездом каталога с потерей описаний и картинок, новой структурой URL страниц. В этот момент перед его глазами проносятся все рабочие дни, проведенные за доработками сайта. Вот так за несколько секунд можно смыть в унитаз все усилия и, кстати, потраченные вами деньги: SEO придется начинать почти с нуля. Оказалось, что за выходные клиент решил переехать на другую CMS без объявления войны. Не надо так, пожалуйста.
15. Не ведитесь на халяву. Типичная ситуация: вам присылают бесплатный аудит, в котором в пух и прах разбивают текущего подрядчика. Мол, зеркала не склеены, robots.txt неправильно оформлен, чем они у вас вообще занимаются? «Дурят вас, дурят! Идите к нам, мы все как надо сделаем!» Когда получаете подобные аудиты, включайте критическое мышление. В каждом случае подход к оптимизации сайта должен быть индивидуальным. К примеру, может оказаться, что ваш сайт находится на хостинге, где попросту нет доступа к файлу htaccess для настройки зеркал. Не было и не будет ни у кого, кроме хостера. Между тем на продвижение конкретно вашего сайта склейка зеркал может практически не влиять. Конечно, от ошибок никто не застрахован. Но не стоит думать, что вы выбрали для продвижения полных олухов, а на горизонте появились супер-сеошники, которые тут же вас спасут. Задавайте вопросы, разбирайтесь, не позволяйте себя дурить.
16. Не ждите выхода в ТОП за месяц. Так не бывает. И трафика из поисковых систем не будет больше, чем запросов в Яндекс.Вордстате. В принципе невозможно сделать 15 000 переходов из поиска там, где их было всего 1000 за месяц. Если вам обещают моментальный результат, тщательнее читайте договор: дополнительные условия и оговорки в нем никто не отменял. Как и желание некоторых недобросовестных коллег или дилетантов срубить по-быстрому бабла. SEO – методичная и кропотливая работа, с высоким риском одним неосторожным жестом запороть усилия, которые специалист прикладывал на протяжении многих месяцев. Когда слышу «Клиент ушел к тем, кто пообещал выход в ТОП за месяц», я говорю: «Окей, увидимся с ним через полтора месяца».
Так читайте, почему может не сработать контекстная реклама и что делать, чтобы не было мучительно больно от бесцельно потраченных денег.
Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Марине Ибушевой
-
Особенно последний пункт в тему! Как клиент могу сказать что каждый потенциальный подрядчик по SEO пытался "утопить" предыдущего сеошника комментариями типа "что они вообще сделали" и "чем занимались год, у вас не сделаны элементарные вещи".
Уровень сео-специлистов в регионах такой, что для клиентов я бы дал только один совет - не верьте в SEO - бесплатный сыр только в мышеловке. -
Спасибо за статью! Подобных материалов можно выпустить серию - с конкретными примерами и "особенностями" общения бизнеса с интернет-маркетологами. Удивляться нечему, более того я думаю, что отечественному бизнесу пора либо к психотерапевту, либо на курсы по основам интернет-маркетинга. Хотят канарейку за копейку, быстро и по полной : )
-
И мы согласны. У нас ушел клиент в июне, потому что мы не выполнили своих обязательств по выводу сайта в ТОП по страницам, внимание!, которые находились в разделе, которые клиент удалил с сайта. Объяснил тем, что этот раздел перестал быть актуальным для него. Бился аккаунт, бились сеошники и маркетологи, но клиент остался при своем мнении. Мы вынесли ценный опыт из этой ситуации и теперь перед началом работ отправляем подобный мануал, а что будет если) Статья очень полезная!
-
Да, бывает так, что вместо конечного результата заказчик остается без достижения нужной цели. Причина этого проста: очень многие люди пытаются разрекламировать именно свой проект. И так уж случается, что из желающих создается очередь. А поисковая система не в состоянии выдать в результате поиска одновременно все страницы, а формирует из них очередь.