1. Введение
Зачастую, веб-мастера, создавая сайт, пренебрегают многими техническими аспектами, не догадываясь, что эти аспекты просто необходимы для успешного продвижения сайта в поисковых системах в дальнейшем.
Целью мастер-класса является написание инструкций по наиболее важным техническим моментам поисковой Seo оптимизации сайта. Изложенная ниже информация будет полезна, как проектировщикам и разработчикам сайтов, так и начинающим и опытным оптимизаторам.
2. Технические аспекты оптимизации сайта
2.1 Заголовки и мета-тэги
Тэг заголовка
Мета-тэги (мета-информация о странице) размещаются в части страницы после тэга
В спецификации HTML существует множество мета-тэгов, однако все их использовать не имеет смысла. Остановимся лишь на основных: Description и Keywords.
Description должен содержать в себе расширенный заголовок, а Keywords – список основных ключевых слов для данной страницы, перечисленных через запятую.
Остальные мета-тэги не обязательны для использования на страницах сайтов, направленных на поисковую оптимизацию.
2.2. Меню и навигация
При разработке меню сайта, навигации на сайте, необходимо учитывать ряд важных, с точки зрения поисковой оптимизации, факторов:
- Однообразность и правильность внутренних ссылок, например, все с www или все без www;
- Правильность ссылочной адресации, с точки зрения спецификации HTML (например, наличие недопустимого символа: «обратный слэш» в адресе ссылки);
- Отсутствие на сайте страниц-дублей (одинаковых страниц с разными адресами). Обычно такие страницы – это динамические страницы с разным порядком параметров, например, index.php?id=3&show=for_print и index.php?show=for_print&id=3. Для пользователей – это одна и та же страница, а для поисковых систем – страницы разные;
- Наличие в адресах URL внутренних ссылок идентификаторов сессий (то есть каждый посетитель при заходе на сайт получает уникальный параметр &session_id=, который добавляется к адресу каждой посещаемой страницы сайта) значительно снизит эффективность индексации сайта;
- Для сайтов большого размера рекомендуется использование меню типа «крошки» - строгого иерархического меню (например, главная/продукция/продукт1/продукт1_1);
- Известно, что поисковые системы не индексируют, либо индексируют частично коды скриптов (JavaScript, VBScript), файлы апплетов (Java-приложений) и флэш-ролики (Macromedia Flash), а вариантов реализации различных выпадающих меню, навигаций, реализованных с их помощью, существует множество. Поэтому, чтобы избежать проблем при индексации сайта роботами поисковых систем, следует разрабатывать такие варианты навигации, где в меню используются прямые ссылки, индексируемые роботами, либо, в крайнем случае, – дублировать «скриптовые» и флэш-меню прямыми ссылками;
- Наличие «мета-редиректов» (редиректов на стороне «клиента», т.е. перенаправлений, реализуемых в мета-тэгах) на страницах сайта существенно затрудняет его индексацию. Поэтому, если необходимы перенаправления посетителей с одной страницы на другую, то лучше воспользоваться серверным редиректом 301 (Moved Permanently – редиректом на стороне сервера).
- Наличие функционала «карта сайта», «разводящего» по иерархии разделы на сайте, значительно упрощает как индексацию страниц роботами поисковых систем, так и «юзабилити».
2.3. Настройка сервера
Чтобы избежать проблем с индексацией сайтов поисковыми системами, необходимо грамотно настроить следующие серверные параметры:
- Кодировка. Настроить корректную выдачу сервером кодировки страниц сайта Charset (например, win-1251);
- Дата последнего изменения документа. Настроить корректную выдачу сервером даты последнего изменения документа - заголовок Last Modified.
- Обработка статуса 404. В случае некорректных настроек сервера для страницы с ошибкой 404 сервер возвращает 200 OK. Таким образом, можно получить стопроцентный дубликат страницы, вследствие чего робот поисковика может «склеить» ее с любой другой страницей сайта.
2.4. Оптимизация кода страниц
Многие web-разработчики жертвуют скоростью загрузки сайта в угоду её визуальной красоте. И титульные страницы размером c 200 Кб сегодня не редкость. Проблемы больших страниц очевидны – это скорость загрузки и трудности с индексацией. Основные причины объемности страниц – «весомые» графические элементы, «лишний код» (такой код обычно генерируется некоторыми HTML-редакторами в больших количествах) и переизбыток контента. Устранить эти причины просто: в первом случае – применить существующие методы оптимизации графики, во втором – методы «чистки» тэгов, в третьем, соответственно, - удалить «лишний» контент.
2.5. Фреймы
Фреймы – это одно из средств форматирования страницы. Они позволяют разделить окно просмотра документа на несколько прямоугольных областей.
Использование фреймов в структуре сайта существенно затрудняет его поисковое продвижение и от их применения лучше отказаться, ведь существующие в настоящее время технологии таковы, что использование фреймов совершенно необязательно.
Другой вопрос, если сайт уже создан на фрейм-технологиях, и переделать его нет возможности. Тогда с оптимизацией и продвижением сайта могут возникнуть проблемы, заключающиеся в том, что некоторые поисковые системы не могут индексировать фреймы.
Решение проблемы только одно - использование тэга
2.6. Robots.txt и зеркала
Важно грамотно использовать файл robots.txt - файл инструкций для поисковых систем. Этот файл должен находиться в корневой директории сайта и содержать только допустимые общепринятые инструкции.
При наличии зеркал (частичных или полных копий) у сайта во избежание проблем с его индексацией, в файле robots.txt, при помощи директивы Host, необходимо указать основное зеркало (когда робот поисковика обнаруживает несколько зеркал сайта, он выбирает одно из них в качестве основного, остальные из индекса удаляются): «Host: www.site.ru».
3. Заключение
Итак, важно помнить:
- размещение заголовка Title на страницах сайтов полезно, как с точки зрения обычного пользователя, так и поисковой машины;
- мета-информация о странице (мета-тэги) важны для поисковых систем, поэтому пренебрегать ими не стоит;
- грамотно и профессионально выполненная навигация по сайту только положительно сказывается, как на «юзабилити», так и на индексации роботами поисковых систем;
- качественная настройка сервера позволяет избежать многих проблем с индексацией сайтов поисковыми системами;
- оптимизация кода страниц – также немаловажный аспект и для «юзабилити», и для поисковиков;
- негативное взаимодействие фреймов с поисковыми системами позволит еще на этапе проектирования сайта отказаться от их (фреймов) использования;
- правильное наполнение файла инструкций позволит поисковым системам грамотно управлять индексацией сайта и его «зеркалами».
Таким образом, не стоит пренебрегать техническими аспектами оптимизации сайта, как на стадии его разработки, так и при «раскрутке» уже готового сайта. Умелое же использование материалов мастер-класса позволит избежать множества проблем при продвижении сайтов в поисковых системах.