×
Россия +7 (495) 139-20-33

Между твоим бизнесом и банкротством – одна картинка

Россия +7 (495) 139-20-33
Шрифт:
0 3217
Подпишитесь на нас в Telegram

В интернете полно фотографий. И не беда, казалось бы, использовать их в коммерческих целях. Особенно когда заказчик сам говорит: «У нас своих фотографий нет. Посмотрите в Яндексе».

Однако любая фотография, сделанная с помощью профессиональной камеры или смартфона, защищается авторским правом на основании ст. 1228 ГК РФ. Автору принадлежат:

  • право авторства, то есть право быть автором – это право неимущественное, его нельзя передать другим лицам; 
  • имущественные права, к которым относится право обрабатывать фотографию, публиковать и иным образом ее использовать и ею распоряжаться. Такие права могут быть переданы другим лицам по договору, п. 3 ст. 1228 ГК.

Иногда владельцы фотографий размещают на произведениях водяные знаки, но даже в их отсутствие фотография находится под охраной авторского права, и любое ее размещение, распространение или обработка без согласия автора, пусть даже с указанием его имени (а тем более без такового), будет нарушением.

Необязательно накладывать на фотографии водяные знаки (вотермарки) для обозначения ее принадлежности, таких требований закон не содержит. Даже картинки «без опознавательных знаков» защищены авторским правом.

Автор, который не давал права на использование своей фотографии на сайте, смело может подать в суд и выиграть дело. Давайте рассмотрим реальный кейс по данной теме. Чтобы вы не совершали ошибок и действовали в рамках закона.

Разберем реальный кейс

Организация размещала на своем сайте новости, подбирая к ним картинки из Яндекса. И почему бы нет, думали они, ведь многие компании так делают (иначе для чего нужны Яндекс Картинки?). Спустя год после размещения иллюстрации на сайте директору приходит досудебная претензия от юриста, который представлял автора фотографии.

Пример досудебной претензии

Пример той самой досудебной претензии

Есть юридические компании, специализирующиеся на поиске нарушителей авторских прав и привлечении их к ответственности. Находят фотографов, заключают с ними договор на представительство в общении с нарушителем их авторских прав и представительство в судах и ведут их дела.

Юрист указал, что страницы сайта, содержащие нелицензионный контент, надлежащим образом зафиксированы. К надлежащей фиксации относятся нотариальный протокол осмотра сайта, а также скриншоты с указанием адреса интернет-страницы и точного времени получения скрина или видеофиксация нарушения.

С компании юрист потребовал компенсацию в размере 110 тысяч рублей. Да, возможен вариант, когда вас просто просят убрать пиратский контент, но это был не тот случай. Автор, чьей фотографией воспользовались без его разрешения, может потребовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации.

По статье 1301 ГК РФ размер компенсации может составлять от 10 тысяч до 5 миллионов рублей. Если ответчик неправомерно использовал несколько объектов интеллектуальной собственности, то компенсация взимается за каждый такой объект. 

Никакая компания не хотела бы связываться с судом. И многие, кто дорожит репутацией, работая с крупными заказчиками, не хотят числиться в судебных базах.

Если компания в дальнейшем планирует заключать договоры с крупными предприятиями, то есть риск, что она не пройдет проверку контрагента перед заключением договора из-за наличия проигранного спора в суде.

Организация обратилась за помощью к нам в агентство, и мы стали подробно разбираться в данной ситуации. Нашли фотографа и написали ему письмо с просьбой подтвердить, что он действительно является автором данной фотографии. Уточнили, сколько будет стоить лицензионное использование его фотографий на сайте. Фотограф подтвердил наличие авторства, но решать денежные вопросы отправил уже к своему юристу. Изучив судебную практику, мы привели юристу аргументы в пользу снижения размера компенсации и заключили соглашение о выплате разумной суммы и удалении фотографии с сайта.

Правильный выход из ситуации

Если у вас есть сайт, самое время проверить, не нарушает ли его контент авторские права. Речь идет не только о фотографиях, но и о видео, текстах, скриншотах. На использование любого объекта, созданного другим лицом, необходимо разрешение, и если у вас его нет, единственный вариант – удаление объекта с сайта.

Но где же тогда брать картинки к каталогу, новостям или статьям? Варианта здесь три:

  1. Создавать самим. Можно заказать фотосъемку, только помните, что у фотографа тоже есть интеллектуальные права на его фотографии, поэтому заранее включите в договор о проведении фотосъемки пункт о передаче вам вместе с фотографиями и авторских (интеллектуальных) прав на них.
  2. Просить письменное разрешение у автора или того, кому принадлежат исключительные права. 
  3. Брать фотографии на фотостоках с неисключительной лицензией. Как правило, стоки указывают тип лицензии к каждой картинке. Информацию по лицензии можно найти где-то рядом, иногда она появляется после скачивания файла – зависит от стока. Для удобства пользователей некоторые стоки делают фильтры поиска по лицензиям.

Поиск картинок для сайта

Поиск картинок для сайта

В последнем случае все равно нужно будет указать автора и источник фотографии. Обычно ставится подпись-ссылка, где могут быть указаны автор и ресурс, откуда взято фото. Иногда к ним добавляется еще и ссылка на лицензию, по которой распространяется фото.

Некоторые стоки любезно подготавливают варианты оформления таких подписей:

Фото со стоков

Советы, которые вам помогут

Во-первых, не игнорируйте претензии о нарушении авторских прав, об удалении контента и угрозы обращения в суд. В противном случае вы рискуете однажды увидеть в личном кабинете своего банка списание со счета крупной суммы по исполнительному листу, о существовании которого вы даже не догадывались. И, только вчитавшись в фамилию взыскателя, смутно вспомнить, что видели от него полгода назад длинное письмо с претензиями, которое благополучно кинули в спам :).

Во-вторых, перепроверьте информацию в претензии – действительно ли это чужая фотография, кто фотограф и есть ли у юриста от него доверенность на представление интересов. Проверьте, подавал ли этот фотограф или его юрист ранее в суд (посмотреть это можно по базе арбитражных судов). Убедитесь, что действительно вы нарушили авторские права, и если это так, попробуйте договориться с юристом или фотографом напрямую.

В-третьих, не нарушайте законодательство. Внимательно и с осторожностью относитесь к контенту, который размещается на вашем сайте. Если его (или социальных сетей, к ним все вышесказанное тоже относится) наполнением занимается подрядчик, то проверьте, не берет ли он фотографии из открытых источников и ставит ли он ссылки на автора и источник фотографии – ведь отвечать в случае нарушений по закону будете именно вы, а не сторонняя веб-студия.

Если вы находитесь в поиске подрядчика, кому бы хотели доверить рекламу сайта, его наполнение, техническое обслуживание или продвижение, – попросите у потенциальных подрядчиков список сайтов, которые они обслуживают. Проверьте, как там обстоят дела с соблюдением закона.

Как все это связано с банкротством фирмы?

Почему подобные ситуации могут привести к банкротству и ликвидации организации? Если суд взыскивает большие суммы (от 300 тысяч рублей) и ответчик не исполняет своих обязательств по исполнительному листу, то кредитор может обратиться с иском о признании должника банкротом. А по спорам о защите интеллектуальной собственности довольно просто набрать данную сумму.

Посудите сами, компенсация от 10 000 до 5 млн рублей взыскивается за каждое нарушение. Размещение одной фотографии на сайте может содержать в себе одновременно несколько нарушений:

  • удаление информации об авторе; 
  • воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе запись в память ЭВМ, без согласия правообладателя; 
  • доведение до всеобщего сведения фотоизображения без согласия правообладателя таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору.

Если одна и та же фотография была загружена на сайт из административной панели один раз, но отображается на нескольких страницах (например, на странице списка всех новостей и в самой новости), то компенсация взимается за каждое нарушение по каждой странице сайта, где есть изображение. Иными словами, если фотография загружена на сайт один раз, но видна на двух страницах, то нарушений сразу как минимум два, и за каждое полагается компенсация от 10 000 до 5 млн рублей.

При использовании фотографии, к примеру, интернет-магазином для каталога, одно и то же изображение появляется даже не на двух, а на гораздо большем числе страниц, с учетом блоков «Популярные товары», «С этим товаром покупают», «Акции», «Подборки листингов товаров» и т. д. Неудивительно, что даже при взыскании минимальной суммы компенсации – 300 000 рублей набирается довольно быстро.

Авторское право на фото

Пример того, как фотография одного товара «бабочки» может использоваться 6 раз: на главной странице сайта, в категории №1, в категории №2 и в карточке товара 3 раза

Какой вывод можно сделать из всего сказанного?

  1. Внимательно относитесь к размещаемому на сайте контенту – создавайте его сами или пользуйтесь лицензионными произведениями. 
  2. Не игнорируйте досудебные претензии и судебные письма – сумму компенсации можно снизить, если активно участвовать в переговорах и судебном процессе. 
  3. Если вы отдаете сайт на обслуживание – выбирайте подрядчиков, которые смогут обслуживать сайт, соблюдая при этом нормы закона.

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Марине Ибушевой


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Накрутка поведенческих факторов: дорого, сложно, но можно. Если очень хочется
Oleg_bobr2012
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Oleg_bobr2012 - Мда...Может Анне сразу в Яндекс написать кейсы по накрутке ПФ. Я бы такого сотрудника гнал вон.
28 способов повысить конверсию интернет-магазина
Татьяна
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Татьяна - Очень действенные рекомендации представлены в статье! Всё четко расписано и легко внедряемо в работу интернет-магазинов.Удобство и наглядность+различные бонусы и скидки-именно то, что и цепляет покупателя.
Какие сайты лидировали в поиске Яндекса и Google в 2023 году
Гость
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Гость - Если что по рейтингу вы не правы, есть ядро по которому производиться оценка и вы можете по нему самостоятельно все посмотреть. Единственный объективный рейтинг по SEO. Других не знаю Ну я вам скажу что это не так и в предыдущие года сайт моего клиента попадал в рейтинг, при чем несколько раз. И я прекрасно знал еще до объявления результатов кто лидер - рейтинг прозрачный, есть фразы по которым набираются баллы. В этом году наш сайт не попал в рейтинг например и это было понятно, что не попадет (по статистике позиций)
Создали ресурс для металлургов, который позволяет следить за аналитикой рынка и осуществлять продажи
Наталья Сталь
3
комментария
0
читателей
Полный профиль
Наталья Сталь -
Optimization 2023: текстовый анализ в 2024 году и методы увеличения релевантности страниц
Игорь
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Игорь - это информация максимум уровня middle seo. что такой проходняк делает в секции hard seo когда-то великой ашмановки, еще и в исполнении токсичного инфоцыгана большая загадка)) ходил последние 5 лет на нее, но больше пожалуй не стоит
5 ошибок отдела продаж, из-за которых вы теряете клиентов
Андрей
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Андрей - Крутая статья! Можно еще указать: Работу без CRM-системы - я считаю, что это основа отдела продаж. Потому что не все компании решаются на внедрение отдельно системы для отдела продаж. Но зато можно что то многофункциональное внедрить аспро.клауд или что то подобное
Контекстная реклама, таргет и SEO вошли в топ-3 каналов продвижения бизнеса в 2023 году
Сергей
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Сергей - Например, так {censored} - продвижение карточки в органике Google :) Также в Яндекс.Директ есть направление контекста для маркетплейсов.
Как продвигать сайт на Tilda: особенности продвижения и рекомендации специалистов
Konstantin Bulgakov
15
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Konstantin Bulgakov - Спасибо за рекомендации, полезно. Но кажется, что тематика в кейсе не самая конкурентная + часть запросов в продвижение брендовые, там и без сео позиции будут в топе.
Простые SEO-работы, которые могут увеличить прибыль компании. Часть 1
roma.lisov
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
roma.lisov - Воспользовался советом по проверке и настройке картинок на сайте – реально дельный совет. Вот вроде и просто, казалось бы, а мне в голову раньше не пришло. А такие нюансы, конечно, нужно знать)
Как мы увеличили поисковый трафик на 30% с помощью ChatGPT
Светлана Светлана
23
комментария
0
читателей
Полный профиль
Светлана Светлана - Я сама работаю в маркетинге и недавно решила еще дополнительно пройти курсы по интернет маркетингу astobr.com/services/povyshenie-kvalifikatsii/menedzhment-upravlenie/internet-marketing/ , как по мне эти знания которые я получила, очень помогают мне в работе
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
388
Комментариев
373
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
141
Комментариев
121
Комментариев
120
Комментариев
100
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
74
Комментариев
67
Комментариев
64
Комментариев
60
Комментариев
59

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!