×
Россия +7 (495) 139-20-33

«Искусство стратегии»: 4 главных стратегических принципа в бизнесе

Россия +7 (495) 139-20-33
Шрифт:
0 9435

Основателей компаний Apple, Intel и Microsoft в современном обществе знают больше, чем, например, древнегреческих философов. Это не удивительно: смартфон нужен всем каждый день, а трактат Аристотеля — гораздо реже. Как Стиву Джобсу, Энди Гроуву и Биллу Гейтсу удалось прийти буквально в каждый дом и сделать свои компании самыми дорогими?

В книге «Искусство стратегии» (издательство «Манн, Иванов и Фербер») анализируются карьеры Джобса, Гроува и Гейтса и выводятся основные принципы их бизнеса, сходные для всех троих. Такой анализ позволяет выделить главные приемы стратегического мышления, которые станут полезны любому руководителю. Цифровая индустрия крайне динамична, поэтому решения, принятые в этой отрасли, могут быть приняты за образец — настолько они бывают молниеносными, важными и провидческими.

Экскурс в историю

Сейчас у этих компаний новые руководители, но они не прыгают выше установленных великими предшественниками планок. По-настоящему прорывных продуктов нет, а экономические показатели не превышают в несколько раз норму по отрасли, как это происходило раньше.

Дело не только во врожденных способностях лидеров. В начале своей карьеры ни Стив Джобс, ни Энди Гроув, ни Билл Гейтс не были выдающимися стратегами. Гейтс покинул Гарвард, его знания в области менеджмента были весьма поверхностными. Джобс едва не разорил свою компанию в первые годы правления. Гроув писал посредственные пособия для менеджеров среднего звена. Их достижения в управлении бизнесом — в основном, результат приобретенного опыта, а не изначальной харизмы.

искусство стратегии.jpg

Новое поколение

Здесь можно упомянуть и о новом поколении лидеров рынка, обладающих схожими личными качествами с Джобсом, Гроувом и Гейтсом. Это глава Google Ларри Пейдж (такой же заядлый «технарь», как Гроув), это Марк Цукерберг, создавший Facebook («Гейтс-2» — хакер, отчисленный из Гарварда) и Джефф Безос, глава Amazon (для которого, как для Джобса, первый вопрос — удобство для потребителей).

Конечно, удобно и оригинально думать, что, если тебя отчислили из университета, значит ты уникальный человек и без пяти минут миллиардер. Но это бывает не так часто, как хотелось бы. Таких историй — меньше, чем премьер айфонов у Apple. Поэтому главное в работе — общие стратегические принципы, позволившие новичкам выйти на уровень своих высокотехнологичных гуру.

Вот четыре главных принципа:

Принцип №1. Взгляд в будущее и обратный отсчет

Стратегии самой по себе недостаточно: до нее нужна идея, а после — действие. Иначе все останется в виде теоретических выкладок. Чтобы видеть будущее, не надо быть ясновидящим. Нужно просто постоянно сосредотачиваться на нем и корректировать картинку при малейшем изменении рынка и движении конкурентов. Представив, где и какой должна быть компания, стратег «отматывает» время до настоящего, чтобы определить конкретный шаг в конкретной ситуации. Причем, именно на этот шаг нужно конкурентов опережать, потому что равная позиция — потенциально проигрышная.

Принцип №2. Игра по-крупному: риск и авантюризм

Большая прибыль возможна только при большой игре. «Правильный» стратег может делать неочевидные и даже странные ходы, изменяя ситуацию в свою пользу. Главное — не оказываться в положении, когда из-за неверного хода на кону оказывается весь бизнес. Неудачные решения бывают у каждого. Поэтому важно научиться распределять ставки, делить их на менее крупные и подстраховываться. Азарт не должен преобладать над ясностью мышления, а с другой стороны — постоянная сверхосторожность не дает обгонять конкурентов. Великий стратег держится золотой середины.

Принцип №3. Не единичный продукт, а платформа

Платформа — это сеть взаимодействия пользователей, производителей и конкурентов в одной отрасли. Чтобы перейти от производства единичного продукта к платформам, требуются определенные усилия воли лидера. Ведь ему нужно наладить контакты с партнерами-конкурентами. Их инновации дополняют друг друга, появляется «сетевой эффект», приносящий гораздо большую прибыль, чем при разработке отдельных продуктов.

Примеры платформ: DOS-Windows и Android. Когда Джобс еще не осознал всех возможностей этих процессов, он был против любых нововведений. В результате Microsoft и Google с данными системами обогнали Apple в сегменте персональных компьютеров.

Принцип №4. Побеждать можно не только силой

Амбициозный руководитель (особенно новичок) часто не признает никаких способов борьбы, кроме явных: воздействие на соперника силой и мощью. Это называется тактикой сумо и широко используется в бизнесе. Однако, есть и другие приемы, которые всегда были на вооружении у Джобса, Гроува и Гейтса. Они более хитры и могут быть гораздо результативнее.

Один из таких принципов — не попадаться более сильному конкуренту на глаза до нужного момента. Маневр хорошо действует, в частности, при выходе на новый рынок. Пока вы в такой «самодельной» тени, вас не будут брать в расчет — а это время подготовиться и заявить о себе так, что конкуренты сразу окажутся позади.

Другой интересный ход — так называемая «щенячья тактика», когда лидер сам, насколько это возможно, занижает собственные возможности. Так действовал, например, Джобс, когда феерично вышел на рынок музыкальных технологий.

Безусловно, это лишь краткие выдержки из истории трех великих хайтек-лидеров. Помимо замечательных ходов, случались и ошибки. Но и просчет можно превратить в прибыль. Об этом, а также о том, как на личных качествах лидера держится вся компания, зачем урезать свое же производство, для чего конкурировать с собственной продукцией — читайте в книге «Искусство стратегии».

(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
Читайте нас в Telegram - digital_bar

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Ане Макаровой


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
#SEOnews14: мы празднуем – вы получаете подарки!
Анна Макарова
0
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Анна Макарова - Гость, добрый день! С победителями мы связывались сразу после розыгрыша. Если мы вам не написали, значит, ваш номер не выпал. Но не расстраивайтесь, у нас обязательно будут новые розыгрыши!
Что скрывает «Прогноз бюджета Яндекс.Директ»?
Михаил Мухин
9
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Михаил Мухин - Дожидаться 100 попыток не будем - не дождемся :) Подведем итоги и опубликуем решение 13 Декабря
Как ускорить сайт на WordPress, чтобы получить 100/100 в Google PageSpeed Insights
Георгий
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Георгий - Все что рекомендуется в этой статье есть у w.tools. Ни разу не пожалел что подключился. Своя CDN сеть, кеш статики и динамики, минификация js\css и кешируемого html, оптимизация всех типов картинок и еще куча всего полезного. Сайт летает и я не знаю проблем. Могу рекомендовать от души.
Война с дубликатами. Как нужно и как не нужно канонизировать URL
Ann Yaroshenko
5
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Ann Yaroshenko - Дмитрий, добрый день! Если вы проставили на странице с автозапчастями rel=canonical ( а я вижу в коде, что не проставили) или в HTTP хедере, то бот, как правило: выберит ту страницу главной, которую вы указали в rel=canonical ссылке. Eсли же вы этого не сделали, то бот сам выберит оригинал (алгоритмы, по которым бот это делает, скрыты Googl-ом)
От мечты стать юристом к собственному SMM-агентству. Как найти себя в современном цифровом мире
Виктор Брухис
5
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Виктор Брухис - Статья выглядит так, как пожелали редакторы и интервьюер) Вопросы к интервью подбирал не я)) Хотя, в целом я согласен с вашим видением. А за пожелание удачи большое спасибо!
«Аудит, чтобы ты заплакала…», или Что делать, когда получил сторонний аудит сайта
Евгений
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Евгений - Воообще, на самом деле здесь двоякое впечатление от таких аудитов. Конечно, для полного глубокого анализа и подготовки рекомендаций по сайту - нужны доступы к системам аналитики и инструментам вебмастера. Но если оценивать подобные аудиты с точки зрения чистого SEO (которое все больше и больше становится лишь малой частью digital-маркетинга, лишь одним из каналов) - они имеют место быть. Но с оговоркой, что они сделаны с учетом анализа конкурентов/отрасли. Современные инструменты и алгоритмы позволяют делать это маркетологам в автоматическом режиме, и даже давать рекомендации - возможностями машинного обучения уже никого не удивишь. Да, полное перечисление "мифического" списка ошибок, построенного по предикативным правилам, да еще и с учетом устаревших особенностей ПС - это явный признак некачественного аудита. В первую очередь потому, что эти "ошибки" следует рассматривать в качестве рекомендаций от ПС (как и говорится в справочнике вебмастера у Яндекса/Google). Однако если эти данные даются с отсылкой на данные о конкурентах, об отрасли, используются методы ML и Natural language processing для обработки исходных данных, кластеризации запросов, классификации страниц/запросов/сайтов, определения структуры документа - такие отчеты имеют право на существование. Но ключевым моментом является то, что подобные инструменты достаточно сложны в разработке, а значит требуют квалифицированных специалистов для их разработки. Которых просто нет у студий рассылающих подобные "сео отчеты". Подобные отчеты по "ошибках" тоже неплохой источник информации, но лишь на 0 этапе анализа сайта. И в принципе, теоретически, возможно почти полное составление "хороших аудитов" без участия маркетолога, на основе лишь открытых данных сайта/внешних источников, но только при соответствующем применении всех современных возможностей анализа данных и рекомендательных систем. И в любом случае подобный "хороший отчет" требует конечного заключения от эксперта.
BDD 2019: Как перестать убивать время на сбор и обработку тонны данных для SEO-аудита
Kosta Bankovski
4
комментария
0
читателей
Полный профиль
Kosta Bankovski - Спасибо за приятные слова! Буду и дальше делиться наработками ;)
Как провести анализ содержания страниц товаров и категорий
Никита Седнин
3
комментария
0
читателей
Полный профиль
Никита Седнин - Спасибо!
Как вывести сайт в ТОП 10 Google в 2019 году
Ирина
8
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Ирина - Работают. Как естественные, так и закупные. >Мои сайты в первую очередь заточены на яндекс Соболезную. >Насколько поисковые алгоритмы с гугловскими у него. Разница в 10 лет. Вон в Яше все долбят на ключи, на вхождения и прочий трэш из древностей. А у Гугла, вон почитайте про eat, ymyl Не все понятно но спасибо за ответы. Я так понимаю что с ссылками деть никто точно не знает) Ну это и хорошо вообщем. Самому разбираться как то интересней. Но не всегда. Есть к примеру 2captcha.com/ru и на него 100к ссылок есть. Ну а смысл какой?
Как улучшить репутацию сайта недвижимости с помощью крауд-маркетинга
Евгений
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Евгений - а у вас какое впечатление от статьи?
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
373
Комментариев
360
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
137
Комментариев
121
Комментариев
107
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
80
Комментариев
79
Комментариев
77
Комментариев
67
Комментариев
60
Комментариев
59
Комментариев
57
Комментариев
55

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!