«Искусство стратегии»: 4 главных стратегических принципа в бизнесе

Россия+7 (495) 960-65-87
Шрифт:
0 7016

Основателей компаний Apple, Intel и Microsoft в современном обществе знают больше, чем, например, древнегреческих философов. Это не удивительно: смартфон нужен всем каждый день, а трактат Аристотеля — гораздо реже. Как Стиву Джобсу, Энди Гроуву и Биллу Гейтсу удалось прийти буквально в каждый дом и сделать свои компании самыми дорогими?

В книге «Искусство стратегии» (издательство «Манн, Иванов и Фербер») анализируются карьеры Джобса, Гроува и Гейтса и выводятся основные принципы их бизнеса, сходные для всех троих. Такой анализ позволяет выделить главные приемы стратегического мышления, которые станут полезны любому руководителю. Цифровая индустрия крайне динамична, поэтому решения, принятые в этой отрасли, могут быть приняты за образец — настолько они бывают молниеносными, важными и провидческими.

Экскурс в историю

Сейчас у этих компаний новые руководители, но они не прыгают выше установленных великими предшественниками планок. По-настоящему прорывных продуктов нет, а экономические показатели не превышают в несколько раз норму по отрасли, как это происходило раньше.

Дело не только во врожденных способностях лидеров. В начале своей карьеры ни Стив Джобс, ни Энди Гроув, ни Билл Гейтс не были выдающимися стратегами. Гейтс покинул Гарвард, его знания в области менеджмента были весьма поверхностными. Джобс едва не разорил свою компанию в первые годы правления. Гроув писал посредственные пособия для менеджеров среднего звена. Их достижения в управлении бизнесом — в основном, результат приобретенного опыта, а не изначальной харизмы.

искусство стратегии.jpg

Новое поколение

Здесь можно упомянуть и о новом поколении лидеров рынка, обладающих схожими личными качествами с Джобсом, Гроувом и Гейтсом. Это глава Google Ларри Пейдж (такой же заядлый «технарь», как Гроув), это Марк Цукерберг, создавший Facebook («Гейтс-2» — хакер, отчисленный из Гарварда) и Джефф Безос, глава Amazon (для которого, как для Джобса, первый вопрос — удобство для потребителей).

Конечно, удобно и оригинально думать, что, если тебя отчислили из университета, значит ты уникальный человек и без пяти минут миллиардер. Но это бывает не так часто, как хотелось бы. Таких историй — меньше, чем премьер айфонов у Apple. Поэтому главное в работе — общие стратегические принципы, позволившие новичкам выйти на уровень своих высокотехнологичных гуру.

Вот четыре главных принципа:

Принцип №1. Взгляд в будущее и обратный отсчет

Стратегии самой по себе недостаточно: до нее нужна идея, а после — действие. Иначе все останется в виде теоретических выкладок. Чтобы видеть будущее, не надо быть ясновидящим. Нужно просто постоянно сосредотачиваться на нем и корректировать картинку при малейшем изменении рынка и движении конкурентов. Представив, где и какой должна быть компания, стратег «отматывает» время до настоящего, чтобы определить конкретный шаг в конкретной ситуации. Причем, именно на этот шаг нужно конкурентов опережать, потому что равная позиция — потенциально проигрышная.

Принцип №2. Игра по-крупному: риск и авантюризм

Большая прибыль возможна только при большой игре. «Правильный» стратег может делать неочевидные и даже странные ходы, изменяя ситуацию в свою пользу. Главное — не оказываться в положении, когда из-за неверного хода на кону оказывается весь бизнес. Неудачные решения бывают у каждого. Поэтому важно научиться распределять ставки, делить их на менее крупные и подстраховываться. Азарт не должен преобладать над ясностью мышления, а с другой стороны — постоянная сверхосторожность не дает обгонять конкурентов. Великий стратег держится золотой середины.

Принцип №3. Не единичный продукт, а платформа

Платформа — это сеть взаимодействия пользователей, производителей и конкурентов в одной отрасли. Чтобы перейти от производства единичного продукта к платформам, требуются определенные усилия воли лидера. Ведь ему нужно наладить контакты с партнерами-конкурентами. Их инновации дополняют друг друга, появляется «сетевой эффект», приносящий гораздо большую прибыль, чем при разработке отдельных продуктов.

Примеры платформ: DOS-Windows и Android. Когда Джобс еще не осознал всех возможностей этих процессов, он был против любых нововведений. В результате Microsoft и Google с данными системами обогнали Apple в сегменте персональных компьютеров.

Принцип №4. Побеждать можно не только силой

Амбициозный руководитель (особенно новичок) часто не признает никаких способов борьбы, кроме явных: воздействие на соперника силой и мощью. Это называется тактикой сумо и широко используется в бизнесе. Однако, есть и другие приемы, которые всегда были на вооружении у Джобса, Гроува и Гейтса. Они более хитры и могут быть гораздо результативнее.

Один из таких принципов — не попадаться более сильному конкуренту на глаза до нужного момента. Маневр хорошо действует, в частности, при выходе на новый рынок. Пока вы в такой «самодельной» тени, вас не будут брать в расчет — а это время подготовиться и заявить о себе так, что конкуренты сразу окажутся позади.

Другой интересный ход — так называемая «щенячья тактика», когда лидер сам, насколько это возможно, занижает собственные возможности. Так действовал, например, Джобс, когда феерично вышел на рынок музыкальных технологий.

Безусловно, это лишь краткие выдержки из истории трех великих хайтек-лидеров. Помимо замечательных ходов, случались и ошибки. Но и просчет можно превратить в прибыль. Об этом, а также о том, как на личных качествах лидера держится вся компания, зачем урезать свое же производство, для чего конкурировать с собственной продукцией — читайте в книге «Искусство стратегии».

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Даше Калинской


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
    ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
    SEOnews и Serpstat запускают конкурс для интернет-маркетологов
    Marina Lagutina
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    Marina Lagutina - Добрый день! Видимо я из тех, кто пытается последней вскочить в уходящий поезд. Ночью написала статью на тему "обзор инструментов контент-маркетинга". Своего блога нет. Отправила вам не мейл. Я еще могу у вас разместиться или искать, кто возьмет статью к себе в блог?
    «Я оптимизировал сайт, а он не в ТОП! Что делать?»
    Павел Горбунов
    7
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Павел Горбунов - Как можно в инструменте tools.pixelplus.ru/tools/text-natural сравнить текст со страницы конкурента и со своей страницы? Я вижу возможность только для проверки одного урла.
    Монетизация сайта. Как, когда, сколько?
    Гость2
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    Гость2 - Руслан! Спасибо за ваш сервис и за данную статью в частности! С апреля являюсь вашим пользователем - очень доволен как сервисом, так и уровнем заработка! Еще раз спасибо, удачи вашему проекту!
    Влияние HTTPS на ранжирование региональных поддоменов в Яндексе
    Екатерина Иванова
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    Екатерина Иванова - Посмотрите на сколько упал трафик и на сколько потом вырос:упал на 10-20% на 1 месяц, а вырос в итоге в 5 раз. Одним мартовским трафиком всё падение перекрыли. Или можно ждать Яндекс неопределённое количество времени со стартовым уровнем трафика. Упущенные возможности и всё-такое.
    Мир глазами поисковых систем
    Александр Рунов
    7
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Александр Рунов - Какой регион, если не секрет? В Мск, в ряде ВК тематик (в тех же "окнах" или "колесах"), без работы с внешними факторами по ВЧ запросам в ТОП не выплывешь. Хотя в большинстве направлений вполне реально.
    Google.ru внесли в реестр запрещенных сайтов
    Гость
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Полный профиль
    Гость - Гон, все работает и будет работать. Да и пусть банят, будет как с рутрекером.
    День рождения SEOnews: 12 лет в эфире!
    Анна Макарова
    308
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Анна Макарова - Ура )
    7 причин не работать на биржах копирайтинга
    Dasha Shkaruba
    6
    комментариев
    0
    читателей
    Полный профиль
    Dasha Shkaruba - Спасибо за мнение! Кстати, на бирже главреда прием анкет закрыт
    Инфографика: самые распространенные SEO-ошибки Рунета
    Alex Wise
    3
    комментария
    0
    читателей
    Полный профиль
    Alex Wise - Спасибо, Женя, за рекомендацию! :) Андрей, чтобы понять, какой программой пользоваться, нужно сделать несколько вещей: 1. Попробовать обе: у нас в Netpeak Spider бесплатный триал на 14 дней с полным функционало; у SFSS до 500 URL всегда бесплатно, но с ограниченным функционалом. 2. Понять свой стиль работы – если вы любите полный контроль и из-за этого более высокую скорость пробивки, тогда выбирайте Netpeak Spider. Если для вас не так важна скорость и количество пробитых URL, то можно остановиться на SFSS. 3. Определиться с нужными функциями: их в обоих программах очень много и как в Netpeak Spider есть уникальные, так и в SFSS есть свои уникальные. Мы всегда ориентируемся на то, чтобы быстро и чётко показать ошибки – для этого у нас вся таблица красится в соответствующие цвета. Думайте!) И, если что, обращайтесь с вопросами – мы будем рады помочь!)
    Интеграция call tracking и CRM: углубленный анализ данных о звонках и продажах
    Денис
    2
    комментария
    0
    читателей
    Полный профиль
    Денис - Какой смысл вообще в облачных CRM, обрезанный фугкционал, свое дописать невозможно, слив клиентов другим компаниям. Серверные бесплатные CRM куда надежней и кастамизируй как хочешь.
    ТОП КОММЕНТАТОРОВ
    Комментариев
    910
    Комментариев
    834
    Комментариев
    554
    Комментариев
    540
    Комментариев
    483
    Комментариев
    373
    Комментариев
    308
    Комментариев
    262
    Комментариев
    224
    Комментариев
    171
    Комментариев
    156
    Комментариев
    137
    Комментариев
    121
    Комментариев
    97
    Комментариев
    97
    Комментариев
    95
    Комментариев
    80
    Комментариев
    77
    Комментариев
    67
    Комментариев
    60
    Комментариев
    59
    Комментариев
    55
    Комментариев
    53
    Комментариев
    52
    Комментариев
    46

    Отправьте отзыв!
    Отправьте отзыв!