×
Россия +7 (495) 139-20-33

«Искусство стратегии»: 4 главных стратегических принципа в бизнесе

Россия +7 (495) 139-20-33
Шрифт:
0 10328

Основателей компаний Apple, Intel и Microsoft в современном обществе знают больше, чем, например, древнегреческих философов. Это не удивительно: смартфон нужен всем каждый день, а трактат Аристотеля — гораздо реже. Как Стиву Джобсу, Энди Гроуву и Биллу Гейтсу удалось прийти буквально в каждый дом и сделать свои компании самыми дорогими?

В книге «Искусство стратегии» (издательство «Манн, Иванов и Фербер») анализируются карьеры Джобса, Гроува и Гейтса и выводятся основные принципы их бизнеса, сходные для всех троих. Такой анализ позволяет выделить главные приемы стратегического мышления, которые станут полезны любому руководителю. Цифровая индустрия крайне динамична, поэтому решения, принятые в этой отрасли, могут быть приняты за образец — настолько они бывают молниеносными, важными и провидческими.

Экскурс в историю

Сейчас у этих компаний новые руководители, но они не прыгают выше установленных великими предшественниками планок. По-настоящему прорывных продуктов нет, а экономические показатели не превышают в несколько раз норму по отрасли, как это происходило раньше.

Дело не только во врожденных способностях лидеров. В начале своей карьеры ни Стив Джобс, ни Энди Гроув, ни Билл Гейтс не были выдающимися стратегами. Гейтс покинул Гарвард, его знания в области менеджмента были весьма поверхностными. Джобс едва не разорил свою компанию в первые годы правления. Гроув писал посредственные пособия для менеджеров среднего звена. Их достижения в управлении бизнесом — в основном, результат приобретенного опыта, а не изначальной харизмы.

искусство стратегии.jpg

Новое поколение

Здесь можно упомянуть и о новом поколении лидеров рынка, обладающих схожими личными качествами с Джобсом, Гроувом и Гейтсом. Это глава Google Ларри Пейдж (такой же заядлый «технарь», как Гроув), это Марк Цукерберг, создавший Facebook («Гейтс-2» — хакер, отчисленный из Гарварда) и Джефф Безос, глава Amazon (для которого, как для Джобса, первый вопрос — удобство для потребителей).

Конечно, удобно и оригинально думать, что, если тебя отчислили из университета, значит ты уникальный человек и без пяти минут миллиардер. Но это бывает не так часто, как хотелось бы. Таких историй — меньше, чем премьер айфонов у Apple. Поэтому главное в работе — общие стратегические принципы, позволившие новичкам выйти на уровень своих высокотехнологичных гуру.

Вот четыре главных принципа:

Принцип №1. Взгляд в будущее и обратный отсчет

Стратегии самой по себе недостаточно: до нее нужна идея, а после — действие. Иначе все останется в виде теоретических выкладок. Чтобы видеть будущее, не надо быть ясновидящим. Нужно просто постоянно сосредотачиваться на нем и корректировать картинку при малейшем изменении рынка и движении конкурентов. Представив, где и какой должна быть компания, стратег «отматывает» время до настоящего, чтобы определить конкретный шаг в конкретной ситуации. Причем, именно на этот шаг нужно конкурентов опережать, потому что равная позиция — потенциально проигрышная.

Принцип №2. Игра по-крупному: риск и авантюризм

Большая прибыль возможна только при большой игре. «Правильный» стратег может делать неочевидные и даже странные ходы, изменяя ситуацию в свою пользу. Главное — не оказываться в положении, когда из-за неверного хода на кону оказывается весь бизнес. Неудачные решения бывают у каждого. Поэтому важно научиться распределять ставки, делить их на менее крупные и подстраховываться. Азарт не должен преобладать над ясностью мышления, а с другой стороны — постоянная сверхосторожность не дает обгонять конкурентов. Великий стратег держится золотой середины.

Принцип №3. Не единичный продукт, а платформа

Платформа — это сеть взаимодействия пользователей, производителей и конкурентов в одной отрасли. Чтобы перейти от производства единичного продукта к платформам, требуются определенные усилия воли лидера. Ведь ему нужно наладить контакты с партнерами-конкурентами. Их инновации дополняют друг друга, появляется «сетевой эффект», приносящий гораздо большую прибыль, чем при разработке отдельных продуктов.

Примеры платформ: DOS-Windows и Android. Когда Джобс еще не осознал всех возможностей этих процессов, он был против любых нововведений. В результате Microsoft и Google с данными системами обогнали Apple в сегменте персональных компьютеров.

Принцип №4. Побеждать можно не только силой

Амбициозный руководитель (особенно новичок) часто не признает никаких способов борьбы, кроме явных: воздействие на соперника силой и мощью. Это называется тактикой сумо и широко используется в бизнесе. Однако, есть и другие приемы, которые всегда были на вооружении у Джобса, Гроува и Гейтса. Они более хитры и могут быть гораздо результативнее.

Один из таких принципов — не попадаться более сильному конкуренту на глаза до нужного момента. Маневр хорошо действует, в частности, при выходе на новый рынок. Пока вы в такой «самодельной» тени, вас не будут брать в расчет — а это время подготовиться и заявить о себе так, что конкуренты сразу окажутся позади.

Другой интересный ход — так называемая «щенячья тактика», когда лидер сам, насколько это возможно, занижает собственные возможности. Так действовал, например, Джобс, когда феерично вышел на рынок музыкальных технологий.

Безусловно, это лишь краткие выдержки из истории трех великих хайтек-лидеров. Помимо замечательных ходов, случались и ошибки. Но и просчет можно превратить в прибыль. Об этом, а также о том, как на личных качествах лидера держится вся компания, зачем урезать свое же производство, для чего конкурировать с собственной продукцией — читайте в книге «Искусство стратегии».

(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
Читайте нас в Telegram - digital_bar

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Ане Макаровой


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Кейс: как за 30 дней вывести новый сайт в ТОП выдачи Google
Сергей
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Сергей - Прошёл у Паши курс год назад, пытался продвигать свой сайт portativ.org.ua, но особых продвижений нет. Наверное сео уже умерло??
Как стандартизировать данные семантики с помощью логарифмов
Юлий
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Юлий - Чем снималась коммерцелизация?
Облако тегов в интернет-магазине: прикладная инструкция по увеличению трафика
Юлия Дмитриева
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Юлия Дмитриева - Согласна с вами, что в любом деле важен индивидуальный подход:)
Специалисты в Рунете заметили глобальную накрутку поведенческих факторов
Дмитрий Кулаевский
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Дмитрий Кулаевский - кто-нибудь знает как с этим бороться? очень много такого трафа идёт с июля, сайт сильно просел
Платные и бесплатные курсы по SEO и интернет-маркетингу для новичков и опытных специалистов
Алексей Терещенко
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Алексей Терещенко - Запустил бесплатный марафон для SEO специалистов с нуля в Фейсбуке. Рекомендую начинать совой путь с него и дальше уже определятся, нравится направление или нет. Так же на базе обучающего марафона есть сообщестово в котором все в удобном формате общаются и постигают профессию. Моя миссия - создать сообщество крутых и образованых seo специалистов и поднять качество услуг на высокий уровень. Кому интересно, присоеденяйтесь www.facebook.com/groups/startseofree/
Яндекс возобновил «показательные порки» за накрутку поведенческих факторов
Антон
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Антон - Никакой не выпал. Кроме клиентского сайта, который проседал из-за скрутки, о чем Я.Поиску сообщали и клиенту тоже. Ноль реакции от поисковика (продолжайте развивать сайт, никаких проблем нет ...). Клиенту надоело и он заказал накрутку у подрядчиков. Мы искренне ждали бана, сообщали об этом клиенту, т.к. мы все таки делаем все остальное для развития. Как итог: с лета полет нормальный. Сайт растет, никаких проблем. Случайно даже стажер палил тех поддержке факт использования накрутки. И ничего. Сайт растет дальше. Если они не могут ничего принять даже после признания факта накрутки, что они могут сделать с жалобами на накрутку конкурентов?! Никогда не одобряли данные методы, но ... похоже ... все работает :)
Михаил Ляшенко (PostMarket): о рынке инфлюенс-маркетинга и рекламе у блогеров
Григорий Романченко
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Григорий Романченко - Неудивительно, что все хвалят PostMarket, это действительно достойный сервис, недавно стали через них продвигать свой продукт, результаты есть, продажи выросли на 40% и это только начало.
Сколько стоит SEO на фрилансе. Кейсы
Людмила
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Людмила - Очень спорная статья. Особенно оценка. К примеру, за 1500 руб. 200 вечных ссылок с быстрой индексацией. Это про какой год? Про 2020? Точно? Собственно, в текущих реалиях при хорошем раскладе за эти деньги можно получить 3-4 качественные ссылки. А никак не 200. Если 200, то такие ссылки, по 7,5 руб. за штуку выбьют сайт за ТОП-100. А заказчик будет в шоке, он же все правильно делал, по инструкции из статьи в уважаемом издании.
«Нет в наличии»: что делать с карточками отсутствующего товара
freyr energy
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
freyr energy - Thank you so much @ admin for share your valuable thoughts and ideas We always enjoy your articles its inspired a lot by reading your articles day by day. So please accept my thanks and congrats for success of your latest series. We hope, you should published more better articles like ever before solar rooftop
Яндекс тестирует оценки сайта в сниппете
Сергей Демин
8
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Сергей Демин - вопрос такой: где получить оценку о сайте? а не об организации
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
384
Комментариев
373
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
141
Комментариев
121
Комментариев
113
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
91
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
67
Комментариев
60
Комментариев
60
Комментариев
59
Комментариев
57

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!