×
Россия +7 (495) 139-20-33

«Искусство стратегии»: 4 главных стратегических принципа в бизнесе

Россия +7 (495) 139-20-33
Шрифт:
0 10048

Основателей компаний Apple, Intel и Microsoft в современном обществе знают больше, чем, например, древнегреческих философов. Это не удивительно: смартфон нужен всем каждый день, а трактат Аристотеля — гораздо реже. Как Стиву Джобсу, Энди Гроуву и Биллу Гейтсу удалось прийти буквально в каждый дом и сделать свои компании самыми дорогими?

В книге «Искусство стратегии» (издательство «Манн, Иванов и Фербер») анализируются карьеры Джобса, Гроува и Гейтса и выводятся основные принципы их бизнеса, сходные для всех троих. Такой анализ позволяет выделить главные приемы стратегического мышления, которые станут полезны любому руководителю. Цифровая индустрия крайне динамична, поэтому решения, принятые в этой отрасли, могут быть приняты за образец — настолько они бывают молниеносными, важными и провидческими.

Экскурс в историю

Сейчас у этих компаний новые руководители, но они не прыгают выше установленных великими предшественниками планок. По-настоящему прорывных продуктов нет, а экономические показатели не превышают в несколько раз норму по отрасли, как это происходило раньше.

Дело не только во врожденных способностях лидеров. В начале своей карьеры ни Стив Джобс, ни Энди Гроув, ни Билл Гейтс не были выдающимися стратегами. Гейтс покинул Гарвард, его знания в области менеджмента были весьма поверхностными. Джобс едва не разорил свою компанию в первые годы правления. Гроув писал посредственные пособия для менеджеров среднего звена. Их достижения в управлении бизнесом — в основном, результат приобретенного опыта, а не изначальной харизмы.

искусство стратегии.jpg

Новое поколение

Здесь можно упомянуть и о новом поколении лидеров рынка, обладающих схожими личными качествами с Джобсом, Гроувом и Гейтсом. Это глава Google Ларри Пейдж (такой же заядлый «технарь», как Гроув), это Марк Цукерберг, создавший Facebook («Гейтс-2» — хакер, отчисленный из Гарварда) и Джефф Безос, глава Amazon (для которого, как для Джобса, первый вопрос — удобство для потребителей).

Конечно, удобно и оригинально думать, что, если тебя отчислили из университета, значит ты уникальный человек и без пяти минут миллиардер. Но это бывает не так часто, как хотелось бы. Таких историй — меньше, чем премьер айфонов у Apple. Поэтому главное в работе — общие стратегические принципы, позволившие новичкам выйти на уровень своих высокотехнологичных гуру.

Вот четыре главных принципа:

Принцип №1. Взгляд в будущее и обратный отсчет

Стратегии самой по себе недостаточно: до нее нужна идея, а после — действие. Иначе все останется в виде теоретических выкладок. Чтобы видеть будущее, не надо быть ясновидящим. Нужно просто постоянно сосредотачиваться на нем и корректировать картинку при малейшем изменении рынка и движении конкурентов. Представив, где и какой должна быть компания, стратег «отматывает» время до настоящего, чтобы определить конкретный шаг в конкретной ситуации. Причем, именно на этот шаг нужно конкурентов опережать, потому что равная позиция — потенциально проигрышная.

Принцип №2. Игра по-крупному: риск и авантюризм

Большая прибыль возможна только при большой игре. «Правильный» стратег может делать неочевидные и даже странные ходы, изменяя ситуацию в свою пользу. Главное — не оказываться в положении, когда из-за неверного хода на кону оказывается весь бизнес. Неудачные решения бывают у каждого. Поэтому важно научиться распределять ставки, делить их на менее крупные и подстраховываться. Азарт не должен преобладать над ясностью мышления, а с другой стороны — постоянная сверхосторожность не дает обгонять конкурентов. Великий стратег держится золотой середины.

Принцип №3. Не единичный продукт, а платформа

Платформа — это сеть взаимодействия пользователей, производителей и конкурентов в одной отрасли. Чтобы перейти от производства единичного продукта к платформам, требуются определенные усилия воли лидера. Ведь ему нужно наладить контакты с партнерами-конкурентами. Их инновации дополняют друг друга, появляется «сетевой эффект», приносящий гораздо большую прибыль, чем при разработке отдельных продуктов.

Примеры платформ: DOS-Windows и Android. Когда Джобс еще не осознал всех возможностей этих процессов, он был против любых нововведений. В результате Microsoft и Google с данными системами обогнали Apple в сегменте персональных компьютеров.

Принцип №4. Побеждать можно не только силой

Амбициозный руководитель (особенно новичок) часто не признает никаких способов борьбы, кроме явных: воздействие на соперника силой и мощью. Это называется тактикой сумо и широко используется в бизнесе. Однако, есть и другие приемы, которые всегда были на вооружении у Джобса, Гроува и Гейтса. Они более хитры и могут быть гораздо результативнее.

Один из таких принципов — не попадаться более сильному конкуренту на глаза до нужного момента. Маневр хорошо действует, в частности, при выходе на новый рынок. Пока вы в такой «самодельной» тени, вас не будут брать в расчет — а это время подготовиться и заявить о себе так, что конкуренты сразу окажутся позади.

Другой интересный ход — так называемая «щенячья тактика», когда лидер сам, насколько это возможно, занижает собственные возможности. Так действовал, например, Джобс, когда феерично вышел на рынок музыкальных технологий.

Безусловно, это лишь краткие выдержки из истории трех великих хайтек-лидеров. Помимо замечательных ходов, случались и ошибки. Но и просчет можно превратить в прибыль. Об этом, а также о том, как на личных качествах лидера держится вся компания, зачем урезать свое же производство, для чего конкурировать с собственной продукцией — читайте в книге «Искусство стратегии».

(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
Читайте нас в Telegram - digital_bar

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Ане Макаровой


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Как выбрать CMS для интернет-магазина
Колян Гусляков
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Колян Гусляков - Если же у вас не получилось решить данную проблему, предлагаю воспользоваться авторской сборкой от neoseo. neoseo.ru/internet-magazin-seo-magazin-model. Они предоставляют дополнительные модули для работы и взаимодействия с вашим сайтом, современный дизайн, качественную оптимизацию и продвижение. Советую попробовать, не пожалеете.
«Юзабилити-лаборатория»: оставляйте заявку на участие!
Анна Макарова
379
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Анна Макарова - Антон, добрый день! Ваш сайт не попал в основную выборку для юзабилити-анализа, но эксперты постараются сделать по вашему сайту видеоразбор (ю-ревью). Будем держать вас в курсе )
Тест по SEO – проверь свой уровень знаний
Артем Дорофеев
8
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Артем Дорофеев - Полный текст вопроса со скриншотом панели прикладываю. Итого, что имеем: - на скриншоте отмечено, что это фильтр МПК - сайт коммерческий - рекламы на сайте нет С вероятностью 95% это ошибка (которая уже дважды случалась в Яндексе), когда они случайно "закосили" неповинные сайты. Тогда по запросу Платону фильтр быстренько снимали. Но вопрос даже не на знание этого нюанса. В любой непонятной ситуации, прежде чем что-либо предпринимать (особенно переписывать весь контент на сайте или менять дизайн, как указано в других вариантах) - фильтр следует подтвердить. Правильный ответ: "Написать письмо в техподдержку Яндекса".
Выбираем CMS для сайта с точки зрения SEO: базовые требования
SEO.RU
6
комментариев
0
читателей
Полный профиль
SEO.RU - Спасибо за замечание, действительно была допущена неточность - возможно информация была не так давно обновилась. Данные в статье поправим на актуальные.
Автоматические SEO-аудиты: как напугать некорректными выводами
Trydogolik
25
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Trydogolik - спасибо
Зачем подменять контент на сайте: разбираем инструмент и развенчиваем мифы
Trydogolik
25
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Trydogolik - К мифу 1 добавлю Google optimize optimize.google.com Удобен для сотрудников со спец. знаниями и без них. Подмена контента настраивается за счет многих вариантов страниц и условий настроек распределения трафика. Варианты страниц можно легко создать копипастом. На мой взгляд удобно и бесплатно. Тот же Calibri и программисты в любом случае, пусть не за это, но где-то берут свою комиссию. (чисто мое мнение). В качестве цены отдаешь такой ресурс как личное время и копейки за внесение двух первоначальных изменений в html шаблон страниц. Но если ваша digital-кампания имеет совесть то оплата максимум час, а то и бесплатно. Интернет-маркетолог сам должен уметь это делать. Все просто + подробную инструкцию прилагают на языке пользователя. + за поддомены платить не надо, они вообще не нужны. + взаимодействие с: - Google Ads; - Google Tag; - Google Analytics просто прекрасно отслеживается по всем вариантам параллельно. Это помогает до деталей нарисовать профиль ЦА по любому "кредиту - отдельно на машину и отдельно на бизнес". Что с аналитикой у Calibri на этот счет? Сам с Calibri не разу не работал, всегда работаю с первоисточником. + к мифу 3 в том что это и есть детище поисковой системы и рекламного инструмента. Яша тоже спокоен будет так как сам везде навязывает Турбо-страницы (считаю их не удобными).- Как "-" (минус) вижу то, что может повлиять на скорость загрузки сайта. Но если у вас не конструктор, а темболее Landing Page, то о скорости можно не волноваться. Но это чисто мое мнение. В остальном согласен с автором.
7 способов увеличить авторитетность сайта «в глазах» поисковых систем
Grigo5
4
комментария
0
читателей
Полный профиль
Grigo5 - Понятно.
Монетизируйте свой сайт вместе с VIZTROM
VIZTROM
3
комментария
0
читателей
Полный профиль
VIZTROM - Добрый день! Так как мы сейчас работаем в приватном режиме, Вы врятли можете объективно оценить нашу рекламную площадку. У нас будет официальный запуск 3 марта для вебмастеров. Приглашаем Вас присоединиться к нам и лично посмотреть наш функционал.
Digital-marketing: как выжить в кризис. Опыт реальной компании
Maks
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Maks - Спасибо за опыт Вашей компании, Иван Папусь. Интересно получилось! Желаю Вашему бизнесу стабильности и успешно пережить все кризисы))
100+ ресурсов по SEO для изучения поисковой оптимизации с нуля
Марина Ибушева
59
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Марина Ибушева - Спасибо за добавление. Мы уже работаем над отдельным материалом про курсы, потому что одной статьи мало, чтобы охватить все крутое по обучению)
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
379
Комментариев
373
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
141
Комментариев
121
Комментариев
112
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
89
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
67
Комментариев
60
Комментариев
59
Комментариев
59
Комментариев
57

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!