×
Россия +7 (495) 139-20-33

Информационная архитектура для незрячего пользователя

Россия +7 (495) 139-20-33
Шрифт:
0 5395
Подпишитесь на нас в Telegram

28 января состоялась онлайн-конференция UX-Марафон #22, посвященная информационной архитектуре. Восемь UX-экспертов рассмотрели теорию и практические вопросы проектирования ИА. 

Валерия Курмак, директор практики Human Experience в AIC, эксперт в области инклюзивного дизайна и автор Telegram-канала «Не исключение», рассказала слушателям конференции, как выглядит навигация для незрячих людей и как избежать ошибок при проектировании информационной архитектуры, чтобы создать по-настоящему доступный цифровой продукт. 

Как «видит» сайт незрячий 

Человеку с нормальным зрением ориентироваться на сайте или в мобильном приложении помогает визуальное оформление и структура цифрового продукта: заголовки разного уровня, выделенные области, меню, подвал. 

Незрячие люди также ориентируются по элементам структуры, но то, что зрячий человек видит, незрячему зачитывает скринридер – специальная программа экранного доступа, которая обращается к коду и озвучивает контент, двигаясь слева направо и сверху вниз и переходя от заголовков первого уровня к более мелким. 

Если страница сверстана корректно, человек может быстро «пробежаться» по ней, двигаясь от более крупных заголовков к заголовкам второго уровня, и попасть в нужный блок. Но если разметка некорректна (например, если заголовки, которые мы видим визуально, не имеют соответствующего обозначения в коде), незрячему пользователю придется прослушивать подряд всю информацию, которая есть на странице, пока он не доберется до необходимого раздела. Вот почему так важно, чтобы все элементы структуры имели подписи, корректное отображение и понятные типы. 

Информационная архитектура для незрячего пользователя

Проектируем для незрячих пользователей 

Международный стандарт WCAG (Руководство по обеспечению доступности веб-контента) предусматривает три главных принципа, которым должен соответствовать цифровой продукт: 

  1. У человека должна быть возможность воспринять контент. 
  2. У него должна быть возможность управлять контентом. 
  3. У него должна быть возможность понять контент. 

Поскольку содержание сайта или мобильного приложения воспринимается незрячим человеком через скринридер, структура и контент должны предусматривать возможность корректного прочтения скринридером.  

  • Заголовок страницы должен стоять в самом начале 

Оказавшись на странице, человек, в первую очередь, должен понять, где именно он находится. Это значит, что первым элементом, который обнаружит и зачитает скринридер, должен быть не профиль, не поле ввода и не что-то еще, а именно заголовок страницы. 

С точки зрения дизайна заголовок страницы может быть расположен где угодно. Но с точки зрения кода и доступности для скринридера очень важно, чтобы этот элемент был первым, который услышит незрячий пользователь. Тогда он поймет, на какой странице он находится, и чего ему ждать от этой страницы. 

  • Заголовки одного уровня должны иметь одинаковый размер  

Структура заголовков с их стилями – основа навигации для незрячих. Поэтому так важно, чтобы заголовки имели правильную архитектуру и правильные уровни. В то же время текст, который не является заголовком, не должен выглядеть таковым. 

Пример типичной ошибки – когда из соображений бизнеса или по замыслу дизайнера одноуровневые заголовки имеют в дизайн-макете разный размер, и разработчик, не разобравшись, прописывает их как заголовки разного уровня. А в результате для незрячего человека вся структура информации выглядит некорректно. 

  • У всех элементов одного типа должно быть одинаковое поведение и оформление  

Ссылка не должна выглядеть для скринридера как обычный текст, а текст не должен быть похож на ссылку. Это достаточно распространенная ошибка, превращающая структуру цифрового продукта в кашу, а UX незрячего человека – в ад. 

  • Заголовки и названия элементов должны быть понятными и максимально информативными 

Для незрячего пользователя UX-редактура приобретает глобальное значение. Не имея других каналов восприятия, он по названию ссылки или надписи на кнопке должен четко понять, что конкретно произойдет при клике. 

Признак неинформативного заголовка – слова вроде «шаг», «день», «этап», «занятие», «вопрос», «пример», «случай», «эксперимент». Если после них стоит число, а после него ничего – есть повод повысить информативность.

Так, например, «Шаг 1» – это плохой заголовок. Хорошим заголовком с точки зрения цифровой доступности будет «Первый шаг: создать аккаунт». 

Таким же осмысленным должен быть текст ссылки: не «тут», «здесь» или «посмотреть по этой ссылке», а «перейти на госуслуги», «купить товар». 

Информационная архитектура для незрячего пользователя

  • Таблица должна быть сверстана как таблица, а не как картинка 

Чтобы таблица была доступна для чтения скринридером, она должна быть сверстана соответствующим образом. Строки и столбцы должны иметь понятные названия, при этом желательно указывать общее количество строк (например, «третья строка из пяти»), чтобы незрячему пользователю было легче оценить общий объем информации. 

  • Убирайте лишнюю информацию 

Обратная ситуация – когда те же самые таблицы используются разработчиками исключительно для красоты и аккуратности верстки. Зрячему пользователю они не видны, но в коде остаются, и скринридер озвучит эту информацию, если ее не скрыть.   

  • Структура сайта или приложения должна быть предельно четкой и продуманной 

Почему это так важно? Дело в том, что зрячие люди видят страницу целиком. Мы тоже можем ошибаться, но в целом нам легче догадаться, что имел в виду дизайнер. Незрячий пользователь такой подсказки лишен. В его случае отсутствие в коде логичной структуры и четко выделенных областей может сделать цифровой продукт попросту недоступным. 

Таким образом, доступность цифрового продукта для незрячих пользователей не предполагает ничего специфического, ничего «инопланетного». Всё, что для этого требуется – грамотно выстроенная информационная архитектура и корректная верстка. 

Очень простой совет – попробуйте, когда вы проектируете навигацию, представить себе структуру «дерева» так, как она будет выглядеть для незрячего пользователя. И тогда гарантирую вам, что и для зрячих людей абсолютно точно будет хорошая структура и понятная навигация. 

Полную версию доклада можно посмотреть в записи на платформе UX-Марафон. Там же доступны доклады других спикеров: 

  • Алексей Бородкин представил фундаментальную лекцию по основам информационной архитектуры, 
  • Виталий Мазуревич провел мастер-класс по карточной сортировке, 
  • Павел Шерер показал, как собрать с нуля информационную архитектуру, 
  • Михаил Галушко научил проектировать с помощью ментальных карт, 
  • Анастасия Попова продемонстрировала объектную модель в проектировании, 
  • Сергей Петров показал свежий кейс проектирования ИА для Почты России, 
  • а Денис Васильев рассказал, как делали новую ИА для Банка России. 
Друзья, теперь вы можете поддержать SEOnews https://pay.cloudtips.ru/p/8828f772
Ваши донаты помогут нам развивать издание и дальше радовать вас полезным контентом.

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Марине Ибушевой


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Примеры использования ChatGPT в SEO-стратегии
Гость
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Гость - Если кто то хочет протестировать Cat GPT в SЕО проектах на базе нашего агенства, приглашаем наудалкнную работу Tg: @thegoodlink
Эффективное продвижение сайтов: 10 лет опыта в SEO в Рунете и Буржунете
Павел Горбунов
11
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Павел Горбунов - Вы учтите, что за такие водные статьи хейтеры повалят жесткие. Сеошники воды не любят.
Особенности внутренней перелинковки для крупных сайтов
Злобная булочка
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Злобная булочка - Ну это ж ингейт)
'SEO глазами клиентов 2023'
Валерия Власова
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Валерия Власова - Приветствую! На момент проверки сайтов клиентов получились такие показатели. Возможно, самостоятельно вы проверяете свои проекты по другим параметрам. Поэтому получились разные результаты.
Увеличили трафик в 4 раза с помощью узких ключей и контентного SEO: кейс ОТП Банка
Бурлуцкий Сергей
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Бурлуцкий Сергей - В работе по ссылочному делаем упор по получению естественных ссылок в сочетании с краудом. Более подробно об этом мы рассказывали на нашем недавнем митапе - www.youtube.com/watch?v=dbl_vFHWqWQ (Второй доклад).
Что такое Яндекс Советник, и кому от него жить хорошо
Мама Стифлера
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Мама Стифлера - Вызывает сожаление, что вы не осознаете, что Яндекс.Советник может быть рассмотрен как форма рэкета, которая заставляет компании, размещающиеся в Яндекс.Маркете, выплачивать дополнительные финансовые средства, повышая в конечном итоге прибыль Яндекс.Маркета, но не принесет пользы для посетителей сайта.
Как быстро улучшить рейтинг компании на сайтах отзовиков
Zorgy Rihard
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Zorgy Rihard - давай я
Самые быстрорастущие доменные зоны в 2023 году. Исследование RU-CENTER
Станислав
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Станислав - С 2019 года количество доменов в зоне .ru остается на одном и том же уровне - около 5 млн. Все изменения на уровне 1% от этого объема в плюс или минус
Как за месяц увеличить количество заявок в 1,7 раза, а их стоимость снизить в 1,6 раза. Кейс
Sputniki
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Sputniki - Добрый день, Василий. Спасибо за вашу наблюдательность. На самом деле ошибки нет. Если вы сталкивались на практике с выгрузкой заявок из кабинета VK Рекламы, то заметите, что количество заявок не бьется с цифрами по рекламному кабинету (по статистике). Поэтому средняя цена заявки получается ниже чем у самых эффективных трех.
Как онлайн-магазинам получать максимум трафика с помощью Поиска по товарам Яндекса
Санал Эрдни-Горяев
11
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Санал Эрдни-Горяев - Это не покупная статья, SEONEWS моргни если Яндекс тебе угрожает баном.
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
386
Комментариев
373
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
141
Комментариев
121
Комментариев
119
Комментариев
100
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
74
Комментариев
67
Комментариев
64
Комментариев
60
Комментариев
59

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!