×
Россия +7 (495) 139-20-33

Информационная архитектура для незрячего пользователя

Россия +7 (495) 139-20-33
Шрифт:
0 3108

28 января состоялась онлайн-конференция UX-Марафон #22, посвященная информационной архитектуре. Восемь UX-экспертов рассмотрели теорию и практические вопросы проектирования ИА. 

Валерия Курмак, директор практики Human Experience в AIC, эксперт в области инклюзивного дизайна и автор Telegram-канала «Не исключение», рассказала слушателям конференции, как выглядит навигация для незрячих людей и как избежать ошибок при проектировании информационной архитектуры, чтобы создать по-настоящему доступный цифровой продукт. 

Как «видит» сайт незрячий 

Человеку с нормальным зрением ориентироваться на сайте или в мобильном приложении помогает визуальное оформление и структура цифрового продукта: заголовки разного уровня, выделенные области, меню, подвал. 

Незрячие люди также ориентируются по элементам структуры, но то, что зрячий человек видит, незрячему зачитывает скринридер – специальная программа экранного доступа, которая обращается к коду и озвучивает контент, двигаясь слева направо и сверху вниз и переходя от заголовков первого уровня к более мелким. 

Если страница сверстана корректно, человек может быстро «пробежаться» по ней, двигаясь от более крупных заголовков к заголовкам второго уровня, и попасть в нужный блок. Но если разметка некорректна (например, если заголовки, которые мы видим визуально, не имеют соответствующего обозначения в коде), незрячему пользователю придется прослушивать подряд всю информацию, которая есть на странице, пока он не доберется до необходимого раздела. Вот почему так важно, чтобы все элементы структуры имели подписи, корректное отображение и понятные типы. 

Информационная архитектура для незрячего пользователя

Проектируем для незрячих пользователей 

Международный стандарт WCAG (Руководство по обеспечению доступности веб-контента) предусматривает три главных принципа, которым должен соответствовать цифровой продукт: 

  1. У человека должна быть возможность воспринять контент. 
  2. У него должна быть возможность управлять контентом. 
  3. У него должна быть возможность понять контент. 

Поскольку содержание сайта или мобильного приложения воспринимается незрячим человеком через скринридер, структура и контент должны предусматривать возможность корректного прочтения скринридером.  

  • Заголовок страницы должен стоять в самом начале 

Оказавшись на странице, человек, в первую очередь, должен понять, где именно он находится. Это значит, что первым элементом, который обнаружит и зачитает скринридер, должен быть не профиль, не поле ввода и не что-то еще, а именно заголовок страницы. 

С точки зрения дизайна заголовок страницы может быть расположен где угодно. Но с точки зрения кода и доступности для скринридера очень важно, чтобы этот элемент был первым, который услышит незрячий пользователь. Тогда он поймет, на какой странице он находится, и чего ему ждать от этой страницы. 

  • Заголовки одного уровня должны иметь одинаковый размер  

Структура заголовков с их стилями – основа навигации для незрячих. Поэтому так важно, чтобы заголовки имели правильную архитектуру и правильные уровни. В то же время текст, который не является заголовком, не должен выглядеть таковым. 

Пример типичной ошибки – когда из соображений бизнеса или по замыслу дизайнера одноуровневые заголовки имеют в дизайн-макете разный размер, и разработчик, не разобравшись, прописывает их как заголовки разного уровня. А в результате для незрячего человека вся структура информации выглядит некорректно. 

  • У всех элементов одного типа должно быть одинаковое поведение и оформление  

Ссылка не должна выглядеть для скринридера как обычный текст, а текст не должен быть похож на ссылку. Это достаточно распространенная ошибка, превращающая структуру цифрового продукта в кашу, а UX незрячего человека – в ад. 

  • Заголовки и названия элементов должны быть понятными и максимально информативными 

Для незрячего пользователя UX-редактура приобретает глобальное значение. Не имея других каналов восприятия, он по названию ссылки или надписи на кнопке должен четко понять, что конкретно произойдет при клике. 

Признак неинформативного заголовка – слова вроде «шаг», «день», «этап», «занятие», «вопрос», «пример», «случай», «эксперимент». Если после них стоит число, а после него ничего – есть повод повысить информативность.

Так, например, «Шаг 1» – это плохой заголовок. Хорошим заголовком с точки зрения цифровой доступности будет «Первый шаг: создать аккаунт». 

Таким же осмысленным должен быть текст ссылки: не «тут», «здесь» или «посмотреть по этой ссылке», а «перейти на госуслуги», «купить товар». 

Информационная архитектура для незрячего пользователя

  • Таблица должна быть сверстана как таблица, а не как картинка 

Чтобы таблица была доступна для чтения скринридером, она должна быть сверстана соответствующим образом. Строки и столбцы должны иметь понятные названия, при этом желательно указывать общее количество строк (например, «третья строка из пяти»), чтобы незрячему пользователю было легче оценить общий объем информации. 

  • Убирайте лишнюю информацию 

Обратная ситуация – когда те же самые таблицы используются разработчиками исключительно для красоты и аккуратности верстки. Зрячему пользователю они не видны, но в коде остаются, и скринридер озвучит эту информацию, если ее не скрыть.   

  • Структура сайта или приложения должна быть предельно четкой и продуманной 

Почему это так важно? Дело в том, что зрячие люди видят страницу целиком. Мы тоже можем ошибаться, но в целом нам легче догадаться, что имел в виду дизайнер. Незрячий пользователь такой подсказки лишен. В его случае отсутствие в коде логичной структуры и четко выделенных областей может сделать цифровой продукт попросту недоступным. 

Таким образом, доступность цифрового продукта для незрячих пользователей не предполагает ничего специфического, ничего «инопланетного». Всё, что для этого требуется – грамотно выстроенная информационная архитектура и корректная верстка. 

Очень простой совет – попробуйте, когда вы проектируете навигацию, представить себе структуру «дерева» так, как она будет выглядеть для незрячего пользователя. И тогда гарантирую вам, что и для зрячих людей абсолютно точно будет хорошая структура и понятная навигация. 

Полную версию доклада можно посмотреть в записи на платформе UX-Марафон. Там же доступны доклады других спикеров: 

  • Алексей Бородкин представил фундаментальную лекцию по основам информационной архитектуры, 
  • Виталий Мазуревич провел мастер-класс по карточной сортировке, 
  • Павел Шерер показал, как собрать с нуля информационную архитектуру, 
  • Михаил Галушко научил проектировать с помощью ментальных карт, 
  • Анастасия Попова продемонстрировала объектную модель в проектировании, 
  • Сергей Петров показал свежий кейс проектирования ИА для Почты России, 
  • а Денис Васильев рассказал, как делали новую ИА для Банка России. 
(Голосов: 6, Рейтинг: 5)
Читайте нас в Telegram - digital_bar

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Марине Ибушевой


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Как работать с сервисом для блогеров и бизнеса Perfluence
SergZa
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
SergZa - Не знал, что с небольшим количеством подписчиков можно заработать, буду пробовать;)
Диагностика и снятие ссылочного фильтра «Минусинск» в 2021 году. Кейс
Stanislav Romanenko
7
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Stanislav Romanenko - Просто чисткой ссылочного можно просадить позиции в гугле, поэтому с бухты-барахты начинать удалять ссылки как-то тоже не хотелось бы. Ну в общем, если попадётся ещё подобный случай - не стесняйтесь выкладывать новый кейс :) Просто видите как мало кейсов по этому поводу, поэтому каждый на вес золота. "с этой бедой также приходится сталкиваться и пока кроме как крутить в обратную сторону ничего лучше не придумали." - на серче один товарищ скрипт антибота своего под это дело заточил searchengines.guru/ru/forum/981615/page39#unread - вроде боты пропадают, но и часть живых людей тоже :)
Михаил Ляшенко (PostMarket): о рынке инфлюенс-маркетинга и рекламе у блогеров
Данил Щеглов
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Данил Щеглов - Сервис вообще отличный. Я обращался для рекламы к блогерам, которых я мог даже сам выбрать. Справляются быстро и качественно.
Алгоритм продвижения сайта через Pinterest
Сергей Демин
9
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Сергей Демин - Работает я так понимаю для инфо запросов в гугле?
Как мы увеличили трафик из Яндекса более чем в 3 раза за неделю на сайте клиники. Кейс
Андрей
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Андрей - У большинства сайтов произошел рост в Гугле в декабре и в марте Яндекса. Ваши шаманства тут не причём :)
Облако тегов в интернет-магазине: прикладная инструкция по увеличению трафика
Юлия Дмитриева
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Юлия Дмитриева - Согласна с вами, что в любом деле важен индивидуальный подход:)
Специалисты в Рунете заметили глобальную накрутку поведенческих факторов
Дмитрий Кулаевский
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Дмитрий Кулаевский - кто-нибудь знает как с этим бороться? очень много такого трафа идёт с июля, сайт сильно просел
Увеличение трафика новостного сайта в 2 раза с помощью SEO. Кейс
Гость
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Гость - Делали подобное тут ruszakony.ru/rubrikator/ , получилось полная фигня
Как забрать 5 мест в выдаче из 10. Кейс-эксперимент
Павел Берсенев
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Павел Берсенев - Мы тоже такое делали, только по СЧ. vc.ru/marketing/226855-ohrana-perimetra-alternativa-polucheniya-100500-poziciy-v-tope-poiskovoy-vydachi
5 книг от эксперта: Александр Алаев (АлаичЪ и Ко)
Сергей
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Сергей - Богатый папа, бедный папа - сборник мифов, которые уже разоблачил все. Все сразу стало понятно про "эксперта". Дальше можно список не смотреть. Прочитать ее конечно можно, если ничего другого нет под рукой, но советовать другим, это уже извините, совсем людей не уважать.
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
385
Комментариев
373
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
141
Комментариев
121
Комментариев
113
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
92
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
67
Комментариев
67
Комментариев
62
Комментариев
60
Комментариев
59

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!