×
Россия +7 (495) 139-20-33

Информационная архитектура для незрячего пользователя

Россия +7 (495) 139-20-33
Шрифт:
0 5761
Подпишитесь на нас в Telegram

28 января состоялась онлайн-конференция UX-Марафон #22, посвященная информационной архитектуре. Восемь UX-экспертов рассмотрели теорию и практические вопросы проектирования ИА. 

Валерия Курмак, директор практики Human Experience в AIC, эксперт в области инклюзивного дизайна и автор Telegram-канала «Не исключение», рассказала слушателям конференции, как выглядит навигация для незрячих людей и как избежать ошибок при проектировании информационной архитектуры, чтобы создать по-настоящему доступный цифровой продукт. 

Как «видит» сайт незрячий 

Человеку с нормальным зрением ориентироваться на сайте или в мобильном приложении помогает визуальное оформление и структура цифрового продукта: заголовки разного уровня, выделенные области, меню, подвал. 

Незрячие люди также ориентируются по элементам структуры, но то, что зрячий человек видит, незрячему зачитывает скринридер – специальная программа экранного доступа, которая обращается к коду и озвучивает контент, двигаясь слева направо и сверху вниз и переходя от заголовков первого уровня к более мелким. 

Если страница сверстана корректно, человек может быстро «пробежаться» по ней, двигаясь от более крупных заголовков к заголовкам второго уровня, и попасть в нужный блок. Но если разметка некорректна (например, если заголовки, которые мы видим визуально, не имеют соответствующего обозначения в коде), незрячему пользователю придется прослушивать подряд всю информацию, которая есть на странице, пока он не доберется до необходимого раздела. Вот почему так важно, чтобы все элементы структуры имели подписи, корректное отображение и понятные типы. 

Информационная архитектура для незрячего пользователя

Проектируем для незрячих пользователей 

Международный стандарт WCAG (Руководство по обеспечению доступности веб-контента) предусматривает три главных принципа, которым должен соответствовать цифровой продукт: 

  1. У человека должна быть возможность воспринять контент. 
  2. У него должна быть возможность управлять контентом. 
  3. У него должна быть возможность понять контент. 

Поскольку содержание сайта или мобильного приложения воспринимается незрячим человеком через скринридер, структура и контент должны предусматривать возможность корректного прочтения скринридером.  

  • Заголовок страницы должен стоять в самом начале 

Оказавшись на странице, человек, в первую очередь, должен понять, где именно он находится. Это значит, что первым элементом, который обнаружит и зачитает скринридер, должен быть не профиль, не поле ввода и не что-то еще, а именно заголовок страницы. 

С точки зрения дизайна заголовок страницы может быть расположен где угодно. Но с точки зрения кода и доступности для скринридера очень важно, чтобы этот элемент был первым, который услышит незрячий пользователь. Тогда он поймет, на какой странице он находится, и чего ему ждать от этой страницы. 

  • Заголовки одного уровня должны иметь одинаковый размер  

Структура заголовков с их стилями – основа навигации для незрячих. Поэтому так важно, чтобы заголовки имели правильную архитектуру и правильные уровни. В то же время текст, который не является заголовком, не должен выглядеть таковым. 

Пример типичной ошибки – когда из соображений бизнеса или по замыслу дизайнера одноуровневые заголовки имеют в дизайн-макете разный размер, и разработчик, не разобравшись, прописывает их как заголовки разного уровня. А в результате для незрячего человека вся структура информации выглядит некорректно. 

  • У всех элементов одного типа должно быть одинаковое поведение и оформление  

Ссылка не должна выглядеть для скринридера как обычный текст, а текст не должен быть похож на ссылку. Это достаточно распространенная ошибка, превращающая структуру цифрового продукта в кашу, а UX незрячего человека – в ад. 

  • Заголовки и названия элементов должны быть понятными и максимально информативными 

Для незрячего пользователя UX-редактура приобретает глобальное значение. Не имея других каналов восприятия, он по названию ссылки или надписи на кнопке должен четко понять, что конкретно произойдет при клике. 

Признак неинформативного заголовка – слова вроде «шаг», «день», «этап», «занятие», «вопрос», «пример», «случай», «эксперимент». Если после них стоит число, а после него ничего – есть повод повысить информативность.

Так, например, «Шаг 1» – это плохой заголовок. Хорошим заголовком с точки зрения цифровой доступности будет «Первый шаг: создать аккаунт». 

Таким же осмысленным должен быть текст ссылки: не «тут», «здесь» или «посмотреть по этой ссылке», а «перейти на госуслуги», «купить товар». 

Информационная архитектура для незрячего пользователя

  • Таблица должна быть сверстана как таблица, а не как картинка 

Чтобы таблица была доступна для чтения скринридером, она должна быть сверстана соответствующим образом. Строки и столбцы должны иметь понятные названия, при этом желательно указывать общее количество строк (например, «третья строка из пяти»), чтобы незрячему пользователю было легче оценить общий объем информации. 

  • Убирайте лишнюю информацию 

Обратная ситуация – когда те же самые таблицы используются разработчиками исключительно для красоты и аккуратности верстки. Зрячему пользователю они не видны, но в коде остаются, и скринридер озвучит эту информацию, если ее не скрыть.   

  • Структура сайта или приложения должна быть предельно четкой и продуманной 

Почему это так важно? Дело в том, что зрячие люди видят страницу целиком. Мы тоже можем ошибаться, но в целом нам легче догадаться, что имел в виду дизайнер. Незрячий пользователь такой подсказки лишен. В его случае отсутствие в коде логичной структуры и четко выделенных областей может сделать цифровой продукт попросту недоступным. 

Таким образом, доступность цифрового продукта для незрячих пользователей не предполагает ничего специфического, ничего «инопланетного». Всё, что для этого требуется – грамотно выстроенная информационная архитектура и корректная верстка. 

Очень простой совет – попробуйте, когда вы проектируете навигацию, представить себе структуру «дерева» так, как она будет выглядеть для незрячего пользователя. И тогда гарантирую вам, что и для зрячих людей абсолютно точно будет хорошая структура и понятная навигация. 

Полную версию доклада можно посмотреть в записи на платформе UX-Марафон. Там же доступны доклады других спикеров: 

  • Алексей Бородкин представил фундаментальную лекцию по основам информационной архитектуры, 
  • Виталий Мазуревич провел мастер-класс по карточной сортировке, 
  • Павел Шерер показал, как собрать с нуля информационную архитектуру, 
  • Михаил Галушко научил проектировать с помощью ментальных карт, 
  • Анастасия Попова продемонстрировала объектную модель в проектировании, 
  • Сергей Петров показал свежий кейс проектирования ИА для Почты России, 
  • а Денис Васильев рассказал, как делали новую ИА для Банка России. 

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Марине Ибушевой


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Накрутка поведенческих факторов: дорого, сложно, но можно. Если очень хочется
Oleg_bobr2012
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Oleg_bobr2012 - Мда...Может Анне сразу в Яндекс написать кейсы по накрутке ПФ. Я бы такого сотрудника гнал вон.
28 способов повысить конверсию интернет-магазина
Татьяна
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Татьяна - Очень действенные рекомендации представлены в статье! Всё четко расписано и легко внедряемо в работу интернет-магазинов.Удобство и наглядность+различные бонусы и скидки-именно то, что и цепляет покупателя.
Создали ресурс для металлургов, который позволяет следить за аналитикой рынка и осуществлять продажи
Наталья Сталь
3
комментария
0
читателей
Полный профиль
Наталья Сталь -
Какие сайты лидировали в поиске Яндекса и Google в 2023 году
Гость
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Гость - Если что по рейтингу вы не правы, есть ядро по которому производиться оценка и вы можете по нему самостоятельно все посмотреть. Единственный объективный рейтинг по SEO. Других не знаю Ну я вам скажу что это не так и в предыдущие года сайт моего клиента попадал в рейтинг, при чем несколько раз. И я прекрасно знал еще до объявления результатов кто лидер - рейтинг прозрачный, есть фразы по которым набираются баллы. В этом году наш сайт не попал в рейтинг например и это было понятно, что не попадет (по статистике позиций)
5 способов увидеть сайт глазами поисковика: анализируем скрытый контент и cloaking
Гость
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Гость - Сейчас клоаку прячут, так что под нее можно глянуть только с гуггловских ip. Сейчас только гуггл сервисами можно глянуть
Какие методы SEO-продвижения устарели в 2024 году
Эксперт
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Эксперт - Ужасная вода. А начало "обзора" со слов - мне кажется - нечто.
Яндекс Маркет представил собственный бренд велосипедов Raskat
Анна Макарова
388
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Анна Макарова - Для городского велосипеда 14-16 кг - вполне ок, можно сказать легкий. Почему нет? )) Понятно, что есть варианты и легче, но они уже скорее всего будут спортивного плана, где каждый грамм имеем значение.
Михаил Сливинский (Яндекс): об алгоритмах качества в поиске, сгенерированных текстах и накрутке ПФ
Анна Макарова
388
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Анна Макарова - Интересно, из каких именно слов Михаила, вы сделали такой вывод?
Optimization 2023: текстовый анализ в 2024 году и методы увеличения релевантности страниц
Игорь
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Игорь - это информация максимум уровня middle seo. что такой проходняк делает в секции hard seo когда-то великой ашмановки, еще и в исполнении токсичного инфоцыгана большая загадка)) ходил последние 5 лет на нее, но больше пожалуй не стоит
5 ошибок отдела продаж, из-за которых вы теряете клиентов
Андрей
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Андрей - Крутая статья! Можно еще указать: Работу без CRM-системы - я считаю, что это основа отдела продаж. Потому что не все компании решаются на внедрение отдельно системы для отдела продаж. Но зато можно что то многофункциональное внедрить аспро.клауд или что то подобное
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
388
Комментариев
373
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
141
Комментариев
121
Комментариев
120
Комментариев
100
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
74
Комментариев
67
Комментариев
64
Комментариев
60
Комментариев
59

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!